консультация для воспитателей
консультация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 272 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения”
Советского района г.Казани
Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Консультация
для воспитателей логопедических групп
Подготовила учитель-логопед
1 кв. категории
Русинова С.П.
Казань, 2016 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesno-logich.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 272 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения”
Советского района г.Казани
Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Консультация
для воспитателей логопедических групп
Подготовила учитель-логопед
1 кв. категории
Русинова С.П.
Казань, 2016 г
Дошкольники с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Нарушение речи не может не отразиться на словесно-логическом мышлении, которое в свою очередь имеет особое значение при поступлении ребенка в школу и непосредственно влияет на успешность учебной деятельности.
Отставание в развитии словесно-логического мышления проявляется в виде недостаточности понимания детьми лексико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности.
При формировании когнитивных функций у детей с ОНР, в частности развитии словесно-логического мышления, необходимо выделить основные этапы и цели коррекционно-педагогического воздействия, осуществляя плавный переход от практического действенного усвоения языка и речи к внутренним аналитико-синтетическим интеллектуальным действиям, раскрывающим связи и закономерности языковых и речевых явлений.
Основная цель первого этапа коррекционно-педагогического воздействия – создание психолого-педагогических условий активизации наглядно-действенного мышления детей при непосредственном их включении в предметно-практическую деятельность. Здесь необходимо поощрять каждое инициативное действие детей, стимулировать любопытство, стремление действовать с разнообразными предметами. В процессе совместной деятельности необходимо помогать детям осуществлять мыслительные операции сравнения, установления внутренних связей и взаимоотношений, сходства и различия, обобщения на конкретном материале, стимулировать умение выполнять замещающие действия и применять предметы-заместители.
На данном этапе комплексное преодоление нарушений интеллектуальной и речевой деятельности осуществляется посредством создания проблемных ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для активизации речевой и познавательной мотивации детей. Ведется работа по обогащению и развитию словаря, обучению составления простых и сравнительных описательных рассказов о предметах и игрушках, формированию диалогической и элементарной ситуативной и монологической связной речи.
Второй этап ориентирован на совершенствование наглядно-образного мышления детей с опорой на образы и наглядные представления о предметах и отношениях на основе собственного опыта предметно-практической деятельности. На этом этапе в целях формирования когнитивных компонентов речевой системы используются различные приёмы стимуляции познавательной и речевой деятельности – наводящие, подсказывающие вопросы, дробное предъявление и повторение задачи, разъяснение условий, подсказка отдельных приёмов и логики действия. Логопедическое воздействие на данном этапе направлено на количественное накопление номинативного, предикативного и адъективного словаря детей через тематическое ознакомление с окружающим миром, совершенствование качественных характеристик лексических и грамматических компонентов языка, формирование коммуникативной функции речи посредством развития диалогической и монологической форм связной речи на основе постепенного перехода от ситуативной формы к контекстной.
Основная цель третьего этапа – формирование у детей с системными речевыми нарушениями словесно-логического мышления с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения о предметах и явлениях. Её достижение основано на развитии у дошкольников практических умений рационального использования знаковых элементов, навыков мысленного расчленения объектов на составляющие части, анализа и выделения ведущих признаков, их группировку и обобщение.
Широкое использование на занятиях и в совместной деятельности абстрактных замещающих символов, знаков, условных обозначений, наглядных схем и моделей языковых и речевых явлений способствуют формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи знаковой функции сознания, определяя тем самым некоторые психологические компоненты их готовности к усвоению грамоты на основе функционирования второй сигнальной системы.
Краткая характеристика логических приёмов
Сравнение – один из основных приёмов логического мышления – заключается в установлении тождества, сходства и различия предметов и явлений действительности, рассматривается в педагогике как один из эффективнейших дидактических приемов в обучении детей. Необходимость последовательных и постоянных логических упражнений на сравнение вызывается частыми ошибками, присущими детям при использовании приёма сравнения, и затруднениями какие они при этом испытывают. Вот наиболее типичные ошибки. При сравнении предметов дети подменяют сравнение простым перечислением признаков каждого предмета в отдельности, не связывая предметы между собой. Вместо сравнения дети рассказывают о каждом предмете всё, что знают о нём, независимо от восприятия самого предмета или его изображения в данный момент.
Многие дети испытывают затруднения в выделении в отдельных сравниваемых предметах как сходных так и отличительных признаков, ограничиваясь чаще всего общими фразами: «похожи», «непохожи», «одинаковы», «больше», «меньше», и т.д. и относят сравниваемые предметы к той или иной группе без анализа из признаков. Одни дети, сравнивая предметы, выделяют или сходные или отличительные признаки, другие выделяют слишком мало признаков в сравниваемых предметах. Обычная ошибка при сравнении предметов детьми – это бессистемность в перечислении признаков, характеризующих свойства предметов и смешение их с функциональными признаками. Очень часто при сравнении предметов, дети указывают несущественные и малохарактерные признаки, совершенно не отмечая главных, существенных признаков. При проведении упражнений на сравнение необходимо учесть и предупредить все эти ошибки.
Требования и условия, которые необходимо соблюдать при проведении логических упражнений на сравнение.
- Следует сравнивать только соотносительные предметы и явления объективной действительности, связанные между собой. Нельзя сравнивать, например, предметы, не имеющие между собой ничего общего, как одежда и посуда, мебель и машины.
- Сравнение должно быть целенаправленным, Подбирая упражнения на сравнение предметов, обязательно ставить пред собой определённые задачи: конкретизировать, проверять истинность представлений детей о предметах и явлениях, научить их выделять существенные признаки, подвести детей к пониманию связей и взаимоотношений предметов, выработать них навык обобщения.
- При сравнении необходимо сопоставлять два или более предмета, выделяя при этом многообразие их признаков.
- Сравнения нужно проводить по характерным существенным признакам. Существенные признаки это наиболее устойчивые, постоянные, характерные признаки, т.е. те, которые делают предмет тем, что он есть. Так, например, у стола существенные признаки – наличие крышки и ножек, у ножа – наличие лезвия и ручки.
- При сравнении устанавливаются как признаки сходства, так и признаки различия сравниваемых предметов
- Сравнение должно подвести детей к правильности вывода об изучаемом предмете или явлении, т.е. в результате сравнения дети должны научиться строить и обосновывать свои суждения.
Обобщение – подведение менее общих понятий под более общие. Со старшими дошкольниками целесообразно ограничиться тремя видами логических упражнений на обобщение.
- Перечисление предметов одного вида с последующим обобщением их. Упражнение состоит в том, что дети выделяют в единичных предметах и явлениях общие признаки, позволяющие обобщить, объединить их в одну группу и мотивируют общность этих предметов.
- Можно использовать упражнение, состоящее в мотивированном исключении одного или двух предметов одного рода, попавших в группу предметов другого рода. Например, продемонстрировать детям несколько карточек с изображением игрушек, дети называют эту группу предметов одним словом, объясняют, что их объединяет. Затем к ним можно присоединить карточки, изображающие предметы других родовых групп, скажем, инструментов, и просить детей мотивировать, почему инструменты не могут быть объединены с игрушками в одну группу, что их разобщает.
- Наконец, следует проводить упражнения в непосредственном обобщении без обоснования, т.е. предложить детям несколько карточек одного вида и попросить их обобщить, подвести под одно общее родовое понятие эти предметы.
Упражнения на обобщение будут способствовать формированию понятийного мышления детей, научат их осознанно выделять существенные признаки предметов, обосновывать свои суждения и обогатят словарь словами-понятиями.
Классификация – под классификацией понимают распределение предметов на классы согласно сходству и различию между ними, причём с таким расчётом, что каждый класс относительно других классов занимает определённое, точно фиксированное место. Упражнения на обобщение подведут детей к упражнениям на классификацию предметов и явлений. Путём упражнений на классификацию у детей важно отработать осознание таких родовых понятий как птицы, рыбы, звери, насекомые, травы, кусты, чтобы в дальнейшем можно было подвести их к более сложной классификации, к пониманию таких понятий, как животные, растения, вещи.
При всей кажущейся элементарности в несложности упражнений на классификацию со старшими дошкольниками, они являются необходимым этапом в формировании системы знаний детей о действительности.
Временная последовательность. При обучении детей очень важно подвести их к пониманию взаимосвязанности, взаимозависимости явлений и предметов в действительности, к пониманию закономерности процессов развития как природных явлений, так и явлений общественной жизни. Старших дошкольников можно уже, опираясь на личный опыт, на имеющиеся у них непосредственные наблюдения, убедить в строгой последовательности смены определённых явлений во времени, подвести к пониманию, что за одним явлением неизбежно следует другое, что одно явление подготавливает собой возникновение другого, что ни одно звено в системе явлений не может возникнуть ранее, чем завершится предыдущее.
Для логических упражнений на установление временной последовательности необходимо иметь тематические комплекты рисунков, изображающих последовательный ход развития явлений, наблюдаемых в природе и в общественной жизни. Перемешивая карточки в этих комплектах, можно просить детей расположить данные рисунки в строгой временной последовательности и предложить обосновать, почему они их так расположили. После многократных наблюдений и соответствующих упражнений дети убеждаются в закономерности следования одного явления за другим.
Понимание временной последовательности в дальнейшем поможет детям выполнять упражнения на установление причинно-следственной связи между явлениями. Кроме того, упражнения на установление временной последовательности в развитии явлений будут способствовать накоплению у детей интеллектуальных навыков и умений в построении связного, последовательного изложения своих мыслей.
Все указанные упражнения – упражнения на сравнение, классификацию, установление временной последовательности – необходимо сочетать друг с другом, а после отработки каждого из видов логических упражнений проводить комплексные логические упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...