консультация для воспитателей
консультация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 272 комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения”

 Советского района г.Казани

 

 

 

 

 

Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

 

 

 

Консультация

для воспитателей логопедических групп

Подготовила учитель-логопед

1 кв. категории

Русинова С.П.

 

 

 

 

 

Казань, 2016 г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesno-logich.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 272 комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения”

 Советского района г.Казани

Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Консультация

для воспитателей логопедических групп

Подготовила учитель-логопед

1 кв. категории

Русинова С.П.

Казань, 2016 г

                Дошкольники с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Нарушение речи не может не отразиться на словесно-логическом мышлении, которое в свою очередь имеет особое значение при поступлении ребенка в школу и непосредственно влияет на успешность учебной деятельности.

                Отставание в развитии словесно-логического мышления проявляется в виде недостаточности понимания детьми лексико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности.

                При формировании когнитивных функций у детей с ОНР, в частности развитии словесно-логического мышления, необходимо выделить основные этапы и цели коррекционно-педагогического воздействия, осуществляя плавный переход от практического действенного усвоения языка и речи к внутренним аналитико-синтетическим интеллектуальным действиям, раскрывающим связи и закономерности языковых и речевых явлений.

       Основная цель первого этапа коррекционно-педагогического воздействия – создание психолого-педагогических условий активизации наглядно-действенного мышления детей при непосредственном их включении в предметно-практическую деятельность. Здесь необходимо поощрять каждое инициативное действие детей, стимулировать любопытство, стремление действовать с разнообразными предметами. В процессе совместной деятельности необходимо помогать детям осуществлять мыслительные операции сравнения, установления внутренних связей и взаимоотношений, сходства и различия, обобщения на конкретном материале, стимулировать умение выполнять замещающие действия и применять предметы-заместители.

                На данном этапе комплексное преодоление нарушений интеллектуальной и речевой деятельности осуществляется посредством создания проблемных ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для активизации речевой и познавательной мотивации детей. Ведется работа по обогащению и развитию словаря, обучению составления простых и сравнительных описательных рассказов о предметах и игрушках, формированию диалогической и элементарной ситуативной и монологической связной речи.

       Второй этап ориентирован на совершенствование наглядно-образного мышления детей с опорой на образы и наглядные представления о предметах и  отношениях на основе собственного опыта предметно-практической деятельности. На этом этапе в целях формирования когнитивных компонентов речевой системы используются различные приёмы стимуляции познавательной и речевой деятельности – наводящие, подсказывающие вопросы, дробное предъявление и повторение задачи, разъяснение условий, подсказка отдельных приёмов и логики действия.  Логопедическое воздействие на данном этапе направлено на количественное накопление номинативного, предикативного и адъективного словаря детей через тематическое ознакомление с окружающим миром, совершенствование качественных характеристик лексических и грамматических компонентов языка, формирование коммуникативной функции речи посредством развития диалогической и монологической форм связной речи на основе постепенного перехода от ситуативной формы к контекстной.

       Основная цель третьего этапа – формирование у детей с системными речевыми нарушениями словесно-логического мышления с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения о предметах и явлениях. Её достижение основано на развитии у дошкольников практических умений рационального использования знаковых элементов, навыков мысленного расчленения объектов на составляющие части, анализа и выделения ведущих признаков, их группировку и обобщение.

                Широкое использование на занятиях и в совместной деятельности абстрактных  замещающих символов, знаков, условных обозначений, наглядных схем и моделей языковых и речевых явлений способствуют формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи знаковой функции сознания, определяя тем самым некоторые психологические компоненты их готовности к усвоению грамоты на основе функционирования второй сигнальной системы.

Краткая характеристика логических приёмов

Сравнение – один из основных приёмов логического мышления – заключается в установлении тождества, сходства и различия предметов и явлений действительности, рассматривается в педагогике как один из эффективнейших дидактических приемов в обучении детей. Необходимость последовательных и постоянных логических упражнений на сравнение вызывается частыми ошибками, присущими детям при использовании приёма сравнения, и затруднениями какие они при этом испытывают. Вот наиболее типичные ошибки. При сравнении предметов дети подменяют сравнение простым перечислением признаков каждого предмета в отдельности, не связывая предметы между собой. Вместо сравнения дети рассказывают о каждом предмете всё, что знают о нём, независимо от восприятия самого предмета или его изображения в данный момент.

        Многие дети испытывают затруднения в выделении в отдельных сравниваемых предметах как сходных так и отличительных признаков, ограничиваясь чаще всего общими фразами: «похожи», «непохожи», «одинаковы», «больше», «меньше», и т.д. и относят сравниваемые предметы к той или иной группе без анализа из признаков. Одни дети, сравнивая предметы, выделяют или сходные или отличительные признаки, другие выделяют слишком мало признаков в сравниваемых предметах. Обычная ошибка при сравнении предметов детьми – это бессистемность в перечислении признаков, характеризующих свойства предметов и смешение их с функциональными признаками. Очень часто при сравнении предметов, дети указывают несущественные и малохарактерные признаки, совершенно не отмечая главных, существенных признаков. При проведении упражнений на сравнение необходимо учесть и предупредить все эти ошибки.

       Требования и условия, которые необходимо соблюдать при проведении логических упражнений на сравнение.

  1. Следует сравнивать только соотносительные предметы и явления объективной действительности, связанные между собой. Нельзя сравнивать, например, предметы, не имеющие между собой ничего общего, как одежда и посуда, мебель и машины.
  2.  Сравнение должно быть целенаправленным, Подбирая упражнения на сравнение предметов, обязательно ставить пред собой определённые задачи: конкретизировать, проверять истинность представлений детей о предметах и явлениях, научить их выделять существенные признаки, подвести детей к пониманию связей и взаимоотношений предметов, выработать  них навык обобщения.
  3.  При сравнении необходимо сопоставлять два или более предмета, выделяя при  этом многообразие их признаков.
  4.  Сравнения нужно проводить по характерным существенным признакам. Существенные признаки это наиболее устойчивые, постоянные, характерные  признаки, т.е. те,  которые делают предмет тем, что он есть. Так, например, у стола существенные признаки – наличие крышки и ножек, у ножа – наличие лезвия и ручки.
  5.  При сравнении устанавливаются как признаки сходства, так и признаки различия сравниваемых предметов
  6.  Сравнение должно подвести детей к правильности вывода об изучаемом предмете или явлении, т.е. в результате сравнения дети должны научиться строить и обосновывать свои суждения.  

Обобщение – подведение менее общих понятий под более общие. Со старшими дошкольниками целесообразно ограничиться тремя видами логических упражнений на обобщение.

  1. Перечисление предметов одного вида с последующим обобщением их. Упражнение состоит в том, что дети выделяют в единичных предметах и явлениях общие признаки, позволяющие обобщить, объединить их в одну группу и мотивируют общность этих предметов.
  2. Можно использовать упражнение, состоящее в мотивированном  исключении одного или двух предметов одного рода, попавших в группу предметов другого рода. Например, продемонстрировать детям несколько карточек с изображением игрушек, дети называют эту группу предметов одним словом, объясняют, что их объединяет. Затем к ним можно присоединить карточки, изображающие предметы других родовых групп, скажем, инструментов, и просить детей мотивировать, почему инструменты не могут быть объединены с игрушками в одну группу, что их разобщает.
  3.  Наконец, следует проводить упражнения в непосредственном обобщении без обоснования, т.е. предложить детям несколько карточек одного вида и попросить их обобщить, подвести под одно общее родовое понятие эти предметы.

       Упражнения на обобщение будут способствовать формированию понятийного мышления детей, научат их осознанно выделять существенные признаки предметов, обосновывать свои суждения и обогатят словарь словами-понятиями.

    Классификация – под классификацией понимают распределение предметов на классы согласно сходству и различию между ними, причём с таким расчётом, что каждый класс относительно других классов занимает определённое, точно фиксированное место. Упражнения на обобщение подведут детей к упражнениям на классификацию предметов и явлений. Путём упражнений на классификацию у детей важно отработать осознание таких родовых понятий как птицы, рыбы, звери, насекомые, травы, кусты, чтобы в дальнейшем можно было подвести их к более сложной классификации, к пониманию таких понятий, как животные, растения, вещи.

     При всей кажущейся элементарности в несложности упражнений на классификацию со старшими дошкольниками, они являются необходимым этапом в формировании системы знаний детей о действительности.

     Временная последовательность.  При обучении детей очень важно подвести их к пониманию взаимосвязанности, взаимозависимости явлений и предметов в действительности, к пониманию закономерности процессов развития как природных явлений, так и явлений общественной жизни. Старших дошкольников можно уже, опираясь на личный опыт, на имеющиеся у них непосредственные наблюдения, убедить в строгой последовательности смены определённых явлений во времени, подвести к пониманию, что за одним явлением неизбежно следует другое, что одно явление подготавливает собой возникновение другого, что ни одно звено в системе явлений не может возникнуть ранее, чем завершится предыдущее.

        Для логических упражнений на установление временной последовательности необходимо иметь тематические комплекты рисунков, изображающих последовательный  ход развития явлений,  наблюдаемых в природе и в общественной жизни. Перемешивая карточки в этих комплектах, можно просить детей расположить данные рисунки в строгой временной последовательности и предложить обосновать, почему они их так расположили. После многократных наблюдений и соответствующих упражнений дети убеждаются в закономерности следования одного явления за другим.

         Понимание временной последовательности в дальнейшем поможет детям выполнять упражнения на установление причинно-следственной связи между явлениями. Кроме того, упражнения на установление временной последовательности в развитии явлений будут способствовать накоплению у детей интеллектуальных навыков и умений в построении связного, последовательного изложения своих мыслей.

          Все указанные упражнения – упражнения на сравнение, классификацию, установление временной последовательности – необходимо сочетать друг с другом, а после отработки каждого из видов логических упражнений проводить комплексные логические упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...