Коррекционная работа в начальной школе в условиях реализации ФГОС
статья

Багина Ирина Васильевна

          ФГОС начального общего образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом стантарте уделяется формированию универсальным учебным действиям (УУД) на начальном периоде обучения. Поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа в начальной школе

в условиях  реализации  ФГОС

                                               

ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и  науки РФ, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом стандарте уделяется формированию универсальным учебным действиям (УУД) на начальном периоде обучения. Поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение учиться, в основе которого лежат:

  • Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
  • Познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах;

Наши дети  очень часто сталкиваются с различными проблемами  в обучении:

           - отличаются пониженной подготовкой к обучению в школе,  усваивают программный материал не полностью;

           - плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке;

           - их знания недостаточно четки. Требуется  дополнительная помощь учителя, специфические приемы обучения;        

           - низкая работоспособность, быстрая утомляемость, часто болеют;

           - несформированность внимания, ребенку трудно сосредоточиться на работе, бывает, любой шорох выводит его из работы и требуется коррекционная работа над вниманием.

           - не сформирована зрительно-двигательная координация, не развита мелкая моторика, быстро устают пальчики, ребенок просто не дописывает слова и соответственно на уроках  труда, изо я даю больше упражнений на развитие мелкой моторики.

     Коррекционно-развивающая работа с детьми строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
  • пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию учебного материала;
  • дифференцированный подход к детям – учет сформированности знаний, умений и навыков;
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности; развитие зрительного  и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
  • активизация речи детей в единстве с их мышлением;
  • выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.

            Цели коррекционной работы:                        

1.Обеспечить выполнение детьми федерального государственного образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.

2. Осуществлять индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу для преодоления недостатков в мыслительной деятельности, речи, моторики, поведения детей; для обеспечения коррекции их эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, положительной мотивации к процессу обучения.

          3.   Охранять и укреплять физическое и нервно-психическое здоровье детей.

       В 1-х классах обеспечивается организация адаптационного периода    с использованием «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки:   ежедневно проводится по 3 урока, 4-й урок проводится в нетрадиционной форме (целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры). Введен  дневной сон.       Обучение в 1-х классах в течение учебного года ведется без домашних заданий и без отметок.

      Преодолению  неуспешности  отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата.

В начальных классах специальной (коррекционной) школы  одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности, скуки.

Игра развивает воображение, сообразительность, учит выдержке, настойчивости, вырабатывает умение быстро ориентироваться, развивает смекалку.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Место и характер игры определяется исходя из работоспособности учеников, их возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать школьники.

Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели  игру, которая повысит  эмоциональный тонус детей, внесёт определённую разрядку в общий ход урока.

В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.

При излишней возбудимости учащихся игре лучше отвести заключительную часть урока.

На уроках использую  разнообразные загадки, лото, задачи, викторины,  помогающие усвоению орфографических правил и расширяющие словарный запас учащихся.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

Проектная деятельность на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сценарий мини-спектакля “Хранитель сказок” (“Lord Keeper of Fairy Tales”).

В данной работе представлен мой первый практический опыт организации проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости обще-интеллектуального направления на примере реализации ...