«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ на занятиях в коррекционной школе»
статья (5 класс)

Копыткина Елена Викторовна

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, школы-интерната, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью гражданско-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Гражданско- патриотическое воспитание детей с ОВЗ является одной из основных задач образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,     чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у детей  чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в школе-интернате, чтобы прививать детям ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?         

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Эти задачи я поставила перед собой в работе с детьми группы.  В решении этих задач мне необходимо было дать детям – географические и природоведческие представления о нашем крае ,истории края, культуре, традициях.  

 Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного процесса, необходим основательный теоретический и практический багаж. Сделать это оказалось нелегко, мало иллюстрированного  материала,  нет произведений народного творчества, нет ни одного источника планомерного ознакомления детей с ОВЗ с особенностями культуры его малой родины. Их я находила в библиотеке, в журналах, в Интернете. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов.

 Данной темой я планирую заниматься в течении пяти лет.  Изучением данной темы  занимаюсь учебный год.                      

  На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с малой Родиной, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом. Для того, чтобы работать по этой теме, мною было сделано:

1. Подобрала соответствующую художественную литературу: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки .

 2.Познакомила с символикой, картой России, флагом России, гимном.

 3.Проводила занятия и беседы «Россия – Родина моя», «Государственная символика России», «Мой Брянский край», «История моей школы», «Блокада Ленинграда», «Есть такая профессия- Родину защищать», «Твои защитники ,Россия», «Я- гражданин России», «Земля в иллюминаторе видна» «Мы друзья природы» , «Красная книга Брянской области», «История Великой Отечественной войны», «Я люблю тебя ,Россия».

4. Изодеятельность «Я помню, я горжусь», «Символика России», «Защитники России», «Мой город вчера и сегодня».

5.Заучивание стихотворений «Что мы Родиной зовём», «С чего начинается Родина», «привет, Россия».

  Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

    Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

      Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

    Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

   Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

    Но как всему этому научить детей, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу,  которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, школы-интерната, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью гражданско-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

Задачи патриотического воспитания детей с ОВЗ:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, школе- интернату, друзьям в школе, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики мною разработана система и установлена последовательность работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей  с ОВЗ, с  целью углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в Брянском крае.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ.

В работе по гражданско- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Содержание работы по направлениям включает:

  • Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
  • Знакомство с родным посёлком: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего посёлка.
  • Знакомство с профессиями.
  • Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
  • Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
  • Знакомство с героями сказок и их подвигами.
  • Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
  • Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

  • личностно-ориентированного общения;
  • тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
  • наглядности;
  • последовательности;
  • занимательности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
  • опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, посёлке, стране;
  • взаимодействие с семьями.

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей с ОВЗ, свою работу начали с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у детей  основ патриотизма использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания».

На основании диагностических данных выявилось:

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у воспитанников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в школе конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Я  очень надеюсь, что проводимая мной работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если школа –интернат устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления детей с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить школа -интернат: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Воспитатель в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников  , а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и  образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий , семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям , то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

           Мной была изучена литература:

  1. Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.  
  2. А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
  3. Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании» Москва 1995г.
  4. Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей на материале Советской Армии» Москва 1977г.
  5. Н.В.Алешина «Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью Е.К.Ривина «Государственная символика России».
  6. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г.
  7. Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г.

8.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» .

МБОУ «Негинская школа–интернат»

 «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ на занятиях в коррекционной школе»

Подготовила:

 Копыткина Е.В.

                                     с. Негино 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добукварные занятия в коррекционной школе

В статье раскрываются задачи и содержание деятельности учителя в добукварный период. Дается представление об основных направлениях работы по развитию интереса к учению, формированию слухового восприят...

Внеклассное занятие в коррекционной школе 1 класс "Дерево добра"

Занятие по нравственному воспитанию. Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость....

Арттерапевтические занятия в коррекционной школе.Планирование по куклотерапии.

Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в специальных коррекционных школах интернатах и считается педагогической инновационной технологией, способствующей ...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...