внеклассное мероприятие "Нет прав без обязанностей"
классный час (5, 6 класс)
Главная цель данного мероприятия - познакомить учащихся с правами детей и Конвенцией о правах ребенка. В ходе мероприятия у обучающихся формируется понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Конвенции. Происходит воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному мировому сообществу. Развиваются навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие "Нет прав без обязанностей" | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Саратова»
Конспект внеклассного мероприятия
«Нет прав без обязанностей!»
(5-6 классы)
Подготовила
Е.В. Качурина
2018 – 2019 учебный год
Цель: познакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
Задачи:
∙ формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в Конвенции;
∙ формировать систему правовых знаний;
∙ воспитывать правовую культуру школьников и чувства причастности к международному мировому сообществу;
∙ развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
∙ способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
Оборудование:
∙ адаптированный текст Конвенции прав ребенка ;
∙ иллюстрации к сказкам с заданиями;
∙ бумага для записей и рисунков, фломастеры;
∙ памятка «Важные правила»
ТСО:
∙ компьютер (слайды – презентация)
Ваши права
С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация объединенных наций..
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.
Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.( слайд 2)
В соответствии с этим международным документом в 1990 году Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому сегодня мы с вами поговорим о правах ребенка.
Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-х месячного ребенка и 14-летнего подростка. (слайд 3)
Потребности 4-х месячного ребенка | Потребности 14-летнего подростка |
1. имя 2. уход 3. медицинская помощь 4. питание 5. ласка, любовь 6. забота 7. защита 8. родители, семья 9. жилище | 1. образование 2. друзья, общение 3. творчество 4. свобода слова 5. свобода мысли 6. поддержка родителей 7. собственность (плюс потребности 4-х месячного ребенка) |
Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).
Так и с правовым статусом ребенка – права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.
Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».(слайд 4 )
Правовой статус ребенка – это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия (слайд 4 ).
Основные права детей (слайд 5):
Гражданские права и свободы детей:
∙ право на имя и гражданство
∙ право на защиту жизни, чести, достоинства
∙ право на свободу мысли, совести и религии
∙ право на свободу выражения мнения.
Права детей в семье:
∙ право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)
∙ право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей
Права детей на выживание и развитие:
∙ право на жизнь
∙ право на достойный уровень жизни
∙ право на охрану здоровья
∙ право на получение медицинской помощи
Права детей на учебу и отдых:
∙ право на образование
∙ право на получение информации, способствующей всестороннему развитию
∙ право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества
Права детей на особую защиту:
∙ от любого вида опасности или насилия
∙ от похищения и торговли людьми
∙ от эксплуатации детского труда
∙ от злоупотребления наркотиками.
1 задание. Правовые пиктограммы
правПиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание.
Задание: отгадать «зашифрованную» статью Конвенции. Угадать, о каком праве идет речь.
2 Задание Права литературных героев
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
3 задание. Составление таблицы (слайд 7)
Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.
Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
Ночью спал Завтракал, обедал Смотрел телевизор Сходил в школу | Право на отдых и здоровье Право на здоровье Право на доступ к информации и СМИ Право на образование |
Но мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.
Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок
Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:
Обязанности детей (слайд 10):
Каждый ребенок обязан:
∙ слушаться родителей или лиц их заменяющих
∙ принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
∙ получать основное общее образование
∙ соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
∙ уважать права и культурную самобытность других лиц.
Ответственность детей (слайд 10):
Каждый ребенок несет ответственность:
∙ перед своей совестью
∙ перед родителями или лицами их заменяющими
∙ перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:
∙ возмещение причиненного вреда
∙ уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.
С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность
4 задание Рассудить ситуацию, используя Конвенцию о правах ребенка
Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:
1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)
2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)
3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете права других людей)
4. Что порождает каждое право? (обязанность)
Конвенция ООН о правах детей (сокращенное изложение статей)
Гражданские права и свободы детей:
∙ право на имя и гражданство (ст.7)
∙ право на защиту жизни, чести, достоинства (ст.16)
∙ право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)
∙ право на свободу выражения мнения (ст. 13).
Права детей в семье:
∙ право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание) (ст.5, 9, 10, 18)
∙ право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей (ст. 19, 20)
Права детей на выживание и развитие:
∙ право на жизнь (ст. 6)
∙ право на достойный уровень жизни (ст. 27)
∙ право на охрану здоровья (ст. 24)
∙ право на получение медицинской помощи (ст. 25)
Права детей на учебу и отдых:
∙ право на образование (ст. 28)
∙ право на получение информации, способствующей всестороннему развитию (ст. 17)
∙ право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества (ст. 31)
Права детей на особую защиту:
∙ от любого вида опасности или насилия (ст. 34, 37)
∙ от похищения и торговли людьми (ст. 35)
∙ от эксплуатации детского труда (ст. 32)
∙ от злоупотребления наркотиками (ст. 33)
Обязанности детей.
Каждый ребенок обязан:
∙ слушаться родителей или лиц их заменяющих
∙ принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
∙ получать основное общее образование
∙ соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
∙ уважать права и культурную самобытность других лиц.
Ответственность детей.
Каждый ребенок несет ответственность:
∙ перед своей совестью
∙ перед родителями или лицами их заменяющими
∙ перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:
∙ исключение из школы
∙ возмещение причиненного вреда
∙ уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.
С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.
Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Права и обязанности гражданин РФ"
Внеклассное мероприятие составлено в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к методической разработке. Составлена технологическая карта мероприятия....
Внеклассное мероприятие «Права и обязанности», 6 класс
Сценарий внеклассного мероприятия...
Внеклассное мероприятие "Права и обязанности школьника".
Внеклассное мероприятие "Права и обязанности школьника"....