Самоанализ профессиональной деятельности
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной деятельности Суворовой Е.А.
Одним из факторов, затрудняющих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, является недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности.
Решая данную проблему, педагогический коллектив КГС(К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школы-интернат VIII вида» в течение четырех лет работает по Программе развития «Экология детства», целью которой является создание условий для физического, психического и нравственного совершенствования личности, для формирования понимания потребности в здоровом образе жизни, валеологической культуре, культуре здоровья. Одним из направлений работы по Программе является сохранение и укрепление социально-психологического здоровья детей, в частности, формирование навыков общения, коммуникативности.
В соответствии с целями и задачами Программы развития школы определила приоритетным направлением своей деятельности создание оптимальных условий для развития социально-психологического здоровья учащихся посредством воспитания культуры общения, овладения учащимися навыками речевой коммуникативности, межличностного общения, для социальной адаптации школьников в социуме.
Социальная среда выступает для ребенка той действительностью, в которой, общаясь и сотрудничая с другими людьми, он овладевает человеческой культурой и готовится к самостоятельной жизни. Специфическая социальная среда коррекционной школы-интерната создает и специфическую социальную ситуацию укрепления и сохранения здоровья ребенка, развития его личности, влияет на межличностное взаимодействие, социальным аспектом которого выступает общение. У детей с интеллектуальными нарушениями не развито обобщение, снижен и своеобразен объем освоенных словесных значений, отмечается пониженная речевая активность. Важная роль в этом процессе принадлежит именно речевой коммуникации. Коррекционное воздействие осуществляется в рамках коммуникативно-информационных и коммуникативно-регуляторных аспектов речевой коммуникации. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир, который предъявляет к его личности требование регулировать собственное поведение, уметь ориентироваться в ситуациях общения, актуализировать и обогащать свой социальный опыт и принимать правильные решения.
За основу деятельности по данному направлению взяты следующие работы:
- Е.Д.Худенко. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
- Л.М. Шипицина. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
- Н.Е.Щуркова. «Классное руководство: теория, методика, технология».
- Н.Е.Щуркова. «Классное руководство: игровые методики».
Внутренние связи коммуникативной функции психики с когнитивной и регулятивной определяют три класса функций общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную
Информационно-коммуникативная функция общения объединяет процессы, которые можно определить с помощью принципа «прием – передача информации». Организую совместную деятельность детей, в ходе которой происходит выравнивание исходной информированности коммуникантов через прямое сообщение некоторых значений, обучение, инструктирование. С этой целью использую сюжетно-ролевые игры: «Наши прически», «День рождения», «Путешествие по селу» и другие.
В сюжетно-ролевых играх реализуется стремление ребенка к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом.
Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения сюжетно-ролевым играм, значительно обогащает речевое и коммуникативное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Прежде всего, это проявляется в том, что у них возникает стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения.
При организации воспитательских часов использую шоу-технологии «Звездный час», «Зов джунглей», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Аукцион знаний», «Устами младенца» и другие. В процессе их проведения можно наблюдать некоторые особенности. Это деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. Существует три основных психологических механизма шоу: эмоциональное заражение, соревновательность и импровизация. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры. Когда все «не всерьез» - меньше ответственности, больше свободы выражения себя, что очень важно для ребят старшего школьного возраста.
Ведущая роль этих игр - расширение зоны активного познания ученика. В основе данной технологии лежит познавательная игра, популярная в любом возрасте. Воспитательские часы провожу в соревновательном взаимодействии между участниками или командами участников. Дети учатся понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать себя, развивается диалогическая речь.
Игра позволяет без открытой назидательности добиться высокого воспитательного эффекта: осуществлять межпредметные связи, проникнуть в глубь проблемы, укрепить контакт между детьми.
В результате использования сюжетно-ролевых игр, шоу-технологий в развитии коммуникативности учащихся появляется стремление понять друг друга, достичь согласия, оценить результаты деятельности, оптимизировать ее.
Регуляционно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией поведения в общении. Через общение человек в состоянии управлять не только своим собственным поведением, но и воздействовать на поведение партнеров или окружающих. Через механизмы обратной связи индивид испытывает ответное воздействие окружающих на себя. Развивая регуляционно-коммуникативную функцию общения, работаю над регуляцией поведения в общении. Для этого использую представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание с ошибками, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него роль; никто из актеров и не является актером, поэтому его поведение свободно.
Театр-экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, которая состоит в психологическом раскрепощении детей, в формировании у него чувства уверенности, в инициировании симпатий друг к другу. Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для голоса за кадром, обычно сказочный, фантастический, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Затем фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках, которые распределяются среди детей. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает голос за кадром. Хорошо проходят тренинги при юмористическом варианте сюжета. Дети любят занятия, наполненные радостью, шуткой, импровизацией, в которых они открывают сами себя. Природное основание – подражательность – залог успешности игровой формы.
Одним из средств развития коммуникативных навыков учащихся являются подвижные игры. Игровая деятельность способствует развитию высших психических процессов, расширению кругозора, улучшению здоровья. Движение, входящее в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. Например, «Скучно, скучно так сидеть», «Цепи кованные», «Голова – хвост», «Иголка и нитка», «Узнай, кто» и другие.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, активизацией познавательной деятельности ребенка, развитием его способностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы, умение командовать и подчиняться, развивает координацию речи и движений.
Играя, дети получают моральное и эстетическое удовлетворение, учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, переносить неудачи, поражения, переживать успех, терпимее относиться друг к другу. Подвижные игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий, снижают психические и физические перегрузки.
В процессе общения осуществляется воздействие на мотив деятельности, ее программу. В зависимости от значимости мотивов и стимулов эффект от взаимодействия может сохраняться в течение длительного времени или даже оказать влияние на личность человека.
Большую роль имеет развитие общения через предметно-практическую деятельность, в частности, экскурсии и прогулки на природу, в общественные места. Во время прогулок и экскурсий дети многое узнают об окружающем мире и учатся общению. Целевые прогулки и экскурсии приучают дети к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти. Они полезны для развития речи и общения.
Наряду с целевыми прогулками провожу экскурсии по организациям и предприятиям села. Задача этих коррекционных экскурсий заключается в подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе. Экскурсии в магазины, в библиотеку, в отделение связи, в аптеку, поездки на транспорте в различные учреждения проводим с целью научить детей пользоваться этими объектами. Учащиеся должны учиться самостоятельно делать покупки, отправлять телеграммы, покупать проездные билеты в автобусе и т. д. В процессе экскурсии дети на практике учатся общению со взрослыми (кассирами, продавцами, библиотекарями и др.), вступать в контакт, вежливо отвечать на заданные вопросы, поддерживать разговор. Такие экскурсии способствуют овладению детьми практических навыков общения в новых условиях.
Веду кружок прикладного творчества «Всякая всячина», в рамках которого провожу прогулки, экскурсии на природу, которые имеют большое познавательное, коррекционное и коммуникативное значение. Чем больше дети во время экскурсий и прогулок будут видеть красивое в природе, тем полнее они смогут реализовать свои творческие замыслы. Ведь природа – это неиссякаемый источник творчества и вдохновения, откуда можно черпать различные сюжеты для выполнения работ. Поэтому после прогулок в парк, в лес, на гору появляются рисунки красками, карандашами, пластилином, аппликации, композиции, поделки из природного материала, которые дети выполняют с увлечением как индивидуально, так и коллективно. После создания творческой работы дети делятся впечатлениями об увиденном и воспроизведенном в поделке, обмениваются мнениями, рассказывают о своей деятельности. Одной из основных форм выполнения работы является пластилиновая картина. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворение результатами, побуждая к последующей деятельности. Рисование пластилином – редко встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения, освоению разнообразных художественно-выразительных методов, умению общаться с другими людьми, мыслительной активности, взаимосвязи «рука-мозг».
Класс функции общения аффективно-коммуникативный относится к эмоциональной сфере человека. Через общение у детей происходит смена эмоционального состояния, осуществляется эмоциональная разрядка. Примеры упражнений, используемых в работе: «Броуновское движение», «Импульс по кругу», «Приветствие», «Интервью», «Цепочка», «Почему», «Комплимент» и другие.
Коррекции эмоциональной сферы учащихся, их морально-психологического состояния способствуют психокоррекционные упражнения, которые учат понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать себя, формируют навыки общения, создают опыт взаимоузнавания. Дети учатся распознавать собственные чувства и эмоции и чувства, эмоции других людей. Основная форма расположения учащихся при проведении психокоррекционных упражнений – круг, так как круг создает возможность равенства всех участников (в том числе равенство учащихся с воспитателем), возможность видеть и слышать друг друга.
Систематическая, целенаправленная и планомерная работа по развитию коммуникативной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями дает следующие результаты.
Показателями результативности являются:
- Участие в школьных мероприятиях, праздниках.
- Участие в школьных, районных, окружных, краевых конкурсах и выставках детского творчества.
- Уровень конфликтности в классе.
Подростки знают правила безопасного поведения в окружающем мире и эффективного межличностного общения; имеют базовые навыки общения; в основном, умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств. У детей воспитываются позитивные качества личности, уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, повышается продуктивность и контактность во взаимоотношениях с людьми, уровень саморегуляции и саморуководства.
На занятиях кружка «Всякая всячина» раскрывается творческий потенциал личности ребенка. Школьники неоднократно принимали участие в выставках прикладного творчества различного уровня (школьный, районный) и были отмечены дипломами за индивидуальные и коллективные работы.
Работа по привитию навыков общения помогает повысить степень доверия к окружающим, способность к общению и сосуществованию с незнакомыми людьми в новых жизненных ситуациях. Учащиеся лучше организуют личную жизнь, адаптируются в учреждениях образования и в социальном окружении. Так, все выпускники 2017 года поступили в средние профессиональные учебные заведения, где проявляют себя коммуникабельными, общительными людьми, строят с окружающими оптимальные взаимоотношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности...
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....
Самоанализ профессиональной деятельности
Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...
Самоанализ профессиональной деятельности
Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словамиА. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»....
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории...
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...