Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 7 класса
рабочая программа (7 класс)
В качестве базовой основы при создании адаптированной программы для детей с умеренной умственной отсталостью взята программа ручной труд 6-9 кл.» (авторы: Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Платонова Н.М.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_ruchnomu_dlya_uchashchihsya_7_klassa.doc | 369.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по ручному труду на 2019-2020 учебный год для учащихся 7 класса составлена на основе :
- Федерального закона об образовании;
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ;
- Типового положения о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г.;
- Нормативно- правовых документов ГКОУ специальной (коррекционная) школы № 9.
-Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
В качестве базовой основы при создании адаптированной программы для детей с умеренной умственной отсталостью взята программа ручной труд 6-9 кл.» (авторы: Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Платонова Н.М.)
Краткая характеристика класса.
В классе занимаются 10 учащихся, имеющих умеренную степень умственной отсталости.
Богомолова Татьяна – грубое системное недоразвитие речи.
Брюханова Екатерина – микроцефалия, дальнозоркость II второй степени обоих глаз, низкорослость, стеноз легочной артерии.
Матвеенко Александр – грубое системное недоразвитие речи.
Козырева Юлия – грубое системное недоразвитие речи.
Пискунов Артем – железодефицитная анемия, астено-невротический синдром.
Сальникова Марина – грубое системное недоразвитие речи.
Соколова Любовь - грубое системное недоразвитие речи.
Мазепова Алена - грубое системное недоразвитие речи.
Федотов Денис - грубое системное недоразвитие речи.
Мерзляков Александр - грубое системное недоразвитие речи.
Все учащиеся с отклонениями в развитии, разделены на четыре группы и нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения.
I УРОВЕНЬ.
Учащиеся:
- успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения,
- задания выполняют самостоятельно;
- не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания;
- правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу;
- умеют объяснять свои действия словами, что свидетельствует о сознательном усвоении программного материала;
- умеют обобщать на определенном уровне свои знания и успешно применять их на практике.
- На уроках трудового обучения учащиеся I уровня:
- не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями:
- при анализе образца (рисунка, чертежа) придерживаются определенной последовательности, дают полные, точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия;
- в процессе обучения планированию умеют определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, могут рассказать план работы и обосновать его;
- легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических карт; могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы (самостоятельно анализировать свою деятельность);
- помощь учителя используют достаточно эффективно;
- приобретенные знания, умения, навыки, как правило, не теряют и могут их применять при выполнении аналогичного и сравнительно нового задания.
- Затруднения, которые испытывают учащиеся I уровня на уроках труда:
- в ориентировке и планировании своей работы при изучении нового материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий.
II УРОВЕНЬ.
- Учащиеся: Пискунов Артем, Мазепова Алена, Мерзляков Александр.
- понимают фронтальное объяснение учителя;
- неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии;
- нуждаются в активизирующей и организующей помощи учителя при самостоятельном выполнении всех видов работ;
- способны выполнить некоторый перенос знаний в новые условия;
- способны объяснить свои действия, но не достаточно точно, с меньшей степенью обобщенности.
- На уроках трудового обучения учащиеся II уровня:
- умеют ориентироваться в задании и планировать его;
- изделия, близкие по конструкции и плану работы, выполняют самостоятельно и правильно;
- способны дать словесные отчеты о своей работе, что говорит об осознании ими порядка действий;
- успешно применяют имеющиеся знания, умения, навыки при выполнении новых изделий (видов работ);
- способны принимать помощь учителя.
- Затруднения, которые испытывают учащиеся II уровня на уроках труда:
- при нахождении той или иной особенности объекта (изделия, чертежа);
- в заготовках, разверстках, взаиморасположении отдельных деталей объекта разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.
III УРОВЕНЬ.
- Учащиеся: Брюханова Екатерина, Козырева Юлия, Соколова Любовь, Сальникова Марина, Матвеенко Александр.
- с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической);
- не достаточно осознают вновь сообщаемый им материал (правила, теоретические сведения, факты);
- с трудом определяют главное в изучаемом, устанавливают логическую связь частей, отделяют второстепенное;
- с трудом понимают новый материал во время фронтальных занятий, нуждаются в дополнительном объяснении;
- отличаются низкой степенью самостоятельности;
- низкий темп усвоения теоретического и практического материала;
- в основном не теряют приобретенные знания, умения, навыки, могут их применять при выполнении аналогичного задания;
- способны обобщать на низком уровне;
- способны принимать помощь учителя.
- На уроках трудового обучения учащиеся III уровня:
- испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании;
- не способны представить полный и точный образ конечного результата работы;
- не замечают ошибок в своем изделии (работе), т.к. контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, изделия, объекта);
- способны составить план своей деятельности (работы), но допускают пропуски, перестановки ;
- с трудом усваивают технические и технологические знания, умения, навыки, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию;
- испытывают сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового задания (работы);
- с трудом применяют имеющиеся знания, умения, навыки при выполнении аналогичных и новых изделий (видов работы);
- способны принимать помощь учителя, но в ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.
- Затруднения, которые испытывают учащиеся III уровня на уроках труда:
- при запоминании и осмыслении логики действий;
- при ориентировке в задании и планировании;
- при планировании предстоящих трудовых действий;
- при выполнении аналогичного задания;
- при анализе качеств нового изделия (объекта);
- в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия (объекта).
IV УРОВЕНЬ.
- Учащиеся: Богомолова Татьяна, Федотов Денис.
- овладевают учебным и программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне;
- нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках со стороны учителя во время выполнения работ;
- требуется четкое, неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания;
- не видят своих ошибок в работе, им требуются конкретные указания на них и объяснение к исправлению;
- каждое последующее задание воспринимают как новое;
- знания усваивают чисто механически, быстро забывают приобретенные знания, умения, навыки;
- могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы;
- помощь учителя способны принимать на предметно-практическом и наглядном уровнях (словесно-логическая помощь им не доступна).
- На уроках трудового обучения учащиеся IV уровня:
- испытывают большие трудности при планировании и изготовлении объектов (изделий);
- неадекватно переносят ранее известные знания, умения, навыки в новые условия;
- составляют план и выполняют не предъявляемое изделие (объект, работа), а то, которое изготавливали на предыдущих уроках;
- имеют искаженное представление об изделии (объекте), но оно преодолевается после неоднократной помощи учителя;
- не соблюдают последовательность анализа, давая устную характеристику объекта (изделия), называют несущественные признаки, не указывают пространственных характеристик изделия (объекта);
- в ходе практической деятельности ни могут найти верного решения;
- "застревают" на одних и тех же действиях;
- в предметно-операционных планах и технологических картах разбираются только с помощью учителя, при этом не руководствуются ими во время выполнения изделий;
- способны принимать помощь учителя на предметно-практическом наглядном уровнях.
- Затруднения, которые испытывают учащиеся IV уровня на уроках труда:
- при запоминании и осмыслении логики действий;
- при ориентировке в задании и планировании;
- при планировании предстоящих трудовых действий;
- при выполнении аналогичного задания;
- при использовании своего прошлого опыта в знаниях и умениях (им это не доступно);
- при устной характеристике объекта (изделия);
- на всех этапах своей практической деятельности;
- в осуществлении общетрудовых умений при выполнении аналогичного изделия (объекта).
Следует отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения, учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше.
Цель программы: привитие социальных навыков, практическая подготовка подростков, с выраженным недоразвитием интеллекта, к самостоятельной жизни и доступную степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Задачи:
1. Формирование умений и положительной мотивации к трудовой деятельности.
2. Формирование знаний о материалах, их свойствах, применении.
3. Формирование минимальных творческих способностей.
4. развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез сравнение, обобщение).
5. Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание учебного предмета взаимосвязано с содержанием учебных предметов других предметных областей:
- с изобразительным искусством - композиционное расположением изображения на плоскости, название цветов материалов, предметов, подбор гармоничного содержания цветов, украшения изделий, выполнение графических упражнений для подготовки рук к работе ножницами и др.
- с речевой практикой - выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях, восприятие стихов, сказок, ответы на вопросы учителя, соотнесение речи и изображения.
- с математикой - определение свойств предметов: цвет, форма, размер (величина),назначение; сравнение предметов по размеру; работа с геометрическими фигурами; положение предметов в пространстве, на плоскости.
- с предметом «Мир природы и человека», где формируются представления о явлениях и объектах природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Полученные знания закрепляются на уроках ручного труда.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность для:
-овладения приёмами разметки деталей на заготовке (разметка по шаблону, разметка с помощью измерительной линейки, разметка с помощью угольника, разметка окружности с помощью циркуля, разметка деталей на ткани);
-овладения приёмами выделения деталей изделия из заготовки (резание ножницами по короткой прямой, резание ножницами по длинной прямой, резание ножницами по кривой, использование рациональных приёмов резания (вырезание симметричных деталей, тиражирование) разрывание по линии сгиба, резание по линии разметки);
- овладения способами формообразования изделия (придание формы сминанием заготовки, складывание из бумаги (сгибание), скручивание бумаги, скручивание ткани);
-овладения способами сборки изделия (склеивание деталей, наклеивание деталей на основу, сшивание деталей строчкой прямого стежка, сшивание деталей строчкой косого стежка, сшивание деталей строчкой петлеобразного стежка);
- овладения приёмами работы с пластилином (разминание пластилина, раскатывание пластилина ((жгутик), скатывание пластилина (шарик), сборка готового изделия);
- овладение приёмами отрезания нити определенной длины; вдевания нити в иголку; завязывания узелка; выполнения шва «вперед иголкой»; закрепления нити на ткани; выполнения шва «через край»; выполнения шва в подгибку с закрытым и открытым срезами; овладения навыками обслуживающего труда (уход за мебелью, уборка помещения, уход за комнатными растениями).
Личностные результаты
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ .
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;
- знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
- определение способов соединения деталей; составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; древесиной; конструировать из LEGO конструктора);
- выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно- художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений
Познавательные УД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных заданий самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УД
• уметь донести свою позицию до собеседника;
• уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения ).
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
Тематическое планирование
№ | Виды работы | Кол-во часов |
1 | Диагностическое обследование | 4 |
2 | Работа с природным материалом | 45 |
3 | Работа с глиной и пластилином | 48 |
4 | Работа с бумагой и картоном | 46 |
5 | Lego конструирование | 47 |
6 | Работа с тканью | 48 |
Итого | 256 |
Основное содержание учебного предмета
Программа «Технология. Ручной труд» в 7 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы, Lego конструирование).
Систематическое обучение ручному труду в 7 классе предполагает следующие виды: "Работа с природными материалами", "Работа с глиной и пластилином", "Работа с бумагой и картоном", "Lego конструирование ","Работа с тканью".
Работа с природными материалами
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
Работа с глиной и пластилином
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
Работа с бумагой и картоном
Организация рабочего места при работе с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги и картона). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная, картон). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой и картоном.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);
Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра) из картона.
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Lego конструирование
Познакомить детей с конструктивными приемами построения с использованием готовых деталей конструктора LEGO. Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
Закрепить навыки скрепления деталей. Мотивировать детей к формулированию самооценки конечного результата. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Развивать наглядно-действенное мышление.
Виды работы с Lego:
- Различать и правильно называть детали Lego-конструктора (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
- знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
- создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
- развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
Работа с тканью
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Календарно-тематическое планирование по ручному труду 7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Кал. сроки | Факт сроки | Знания | Умения | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. |
I четверть (63 часа). РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (46часов) | |||||||
1. Вводный урок. Повторение пройденного материала. Диагностическое обследование. | 2 | Знать правила ТБ при сборе природного материала. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 2 | Знать правила ТБ при сборе природного материала. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Самостоятельное изготовление из природного материала по образцу – зайца. | 2 | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Самостоятельное изготовление по образцу – черепахи. | 2 | Уметь ориентироваться в задании, выполнять задание по образцу, анализировать свое изделие. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Самостоятельное изготовление свиньи по иллюстрации. | 2 | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Поделки из природного материала: ”Птичка” Изготовление сувениров. Изготовление панно: «Осень». | 2 1 1 | Знать свойства материалов, используемых при работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея. | Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие. Рационально использовать случайные материалы. Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции). | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | |||
Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п. | 2 2 | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. | |||||
Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов. | 2 2 | Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. | |||||
Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно. | 2 2 | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | |||||
Работа с природными материалами. Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление пф образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха: -«Кораблик», -«Черепаха», «-Рыбка» | 2 2 2 | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Знакомство с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Формирование представления о признаках и свойствах орехов (форма, величина, поверхность). | Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. | |||
Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу. Аппликации из листьев: -«Мальчик», - «Девочка» | 2 2 | Закрепление представления о деревьях, листьях. Развитие умения сравнивать и находить сходства и различия в листьях деревьев. Формирование представления о природном материале как поделочном материале и его художественно-выразительных свойствах. | Формирование представления о признаках и свойствах листьев (форма, величина, поверхность). | Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. | |||
Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна. «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями» | 2 2 | Расширение знаний об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомство с функциональной значимостью рамок. Формирование умений анализировать образец, выполнять аппликацию по предметно-операционному плану. | Обучение изготовлению рамки для фотографии из бумаги. Закрепление приёмов: «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», «симметричное вырезание из бумаги», «наклеивание листьев на бумажную поверхность» | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. | |||
Работа с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка. | 2 | Расширение представления о растительном мире (хвойные деревья). Закрепление знаний о ели и её характерных особенностями. Знакомство с сосной и её особенностями. | Формирование умения работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. Развитие воображения. Формирование навыка правильного чтения слов: дерево, ель, сосна, ствол, ветки, иголки, шишки | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность | |||
Работа без клея - выполнение композиции из ватных дисков на бархатной бумаге. Изготовление рамки к работе. | 2 2 | Знать приёмы соединения без клея. | Уметь использовать эскиз и разметку мелом бархатной бумаги. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия. | |||
РАБОТА С глиной и ПЛАСТИЛИНОМ (48 часов) | |||||||
Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Игрушка «Петушок», лепка. Украшение игрушки. | 2 2 2 | Знать свойства пластилина. Знать основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание. | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | |||
Лепка посуды из жгутиков: кружка, чашка | 2 2 | Уметь выполнять изделие по образцу | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | |||
Лепка посуды при помощи стеков. | 2 | Уметь выполнять изделие по образцу | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы: молоток | 2 | Уметь выполнять изделие по образцу | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | ||||
Работа с глиной и пластилином. Лепка на плоскости геометрических тел (куб). | 2 | Уметь выполнять изделие по образцу | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка, утенка и утки. | 2 | Знать правила работы с пластилином, уметь самостоятельно выполнять изделие | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки. | 2 | Знать правила работы с пластилином, уметь самостоятельно выполнять изделие | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисицы. | 3 | Знать правила работы с пластилином, уметь самостоятельно выполнять изделие | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | |||
II четверть (49 часов) | |||||||
Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик (большой - маленький), брусок (высокий - низкий). Складывание башни. | 2 2 | Уметь обрабатывать стекой плоскости геометрических тел, определять на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Лепка столярных инструментов: киянки (деревянный молоток). | 2 | Уметь соединять детали способом промазывания | Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. | 2 | Уметь работать с пластилином, наносить орнамент. | Уметь работать с пластилином, наносить орнамент. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. | |||
Лепка посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. | 2 | Уметь работать с пластилином, наносить орнамент. | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. | |||
Лепка с натуры чайной посуды (чайник для заварки). | 2 | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. | |||
Лепка десертной тарелки. Нанесение узора. Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных: -«Медвежонок» -«Барашек» | 2 2 2 | Уметь работать с пластилином, наносить орнамент. Расширение представления о глине как о поделочном материале и её применении для изготовления скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и произведениями этого вида искусства. | Уметь работать по плану, анализировать свое изделие. Закрепление умения лепить фигурки животных (заяц, медведь) конструктивным способом, т. е. из отдельных частей и деталей. Закрепление знаний о животных. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Формирование умения анализировать образец, выделять в нём основные геометрические формы. Обучение самостоятельному или с частичной помощью учителя анализу объекта. | |||
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (23ч) | |||||||
Экскурсия в мастерскую картонажно - переплётного дела. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика. | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела.
| Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Изготовление закладки. Разметка по шаблону, наклеивание аппликации. | 2 | Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика. | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела.
| Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд, оклеивание их цветной бумагой: -грибочки, -овощи, -фрукты, -рыбы, -птицы, -животные. | 1 1 1 1 1 1 | Соблюдать правила безопасной работы. Уметь правильно работать с трафаретом и клеем. | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного по теме «Виды и сорта бумаги». | 1 | Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. | 2 | Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. | 1 | Знать свойства бумаги, соблюдать правила безопасной работы с ножницами и клеем. Уметь работать с клеем. | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Изготовление счетного материала в форме кругов, треугольников, квадратов. | 2 | Знать свойства бумаги, соблюдать правила безопасной работы с ножницами и клеем. Уметь работать с клеем. | Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | |||
Изготовление игрушек с элементами движения. -Модель парашюта. -Модель планера | 1 1 | Знать места крепления деталей в зависимости от направления движения в «движущихся» игрушках. | У. использовать шаблон для получения деталей сложной формы. Применять шило для выполнения отверстий в деталях. | Уметь пользоваться технологической картой. | |||
Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. | 1 | Овладение понятием «бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии» | Формирование умения анализировать изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства | Овладение понятием «бумажная мозаика». | |||
Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. | 1 | Овладение понятием «бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии» | Формирование умения анализировать изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства | Овладение понятием «бумажная мозаика». | |||
Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой. | 1 1 | Знать понятие об интерьере жилища. | Использовать оправку для изготовления трубочек. Обрабатывать конец трубочки для закрепления на подставке. Оклеивать маски цветной бумагой, отделывать их блёстками. Крепить резинки, завязки. | Уметь контролировать и оценивать деятельность. | |||
Изготовление знаков дорожного движения. | 1 | Знать значение дорожных знаков, правила дорожного движения. | Оклеивать маски цветной бумагой, отделывать их блёстками. Крепить резинки, завязки | Уметь анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. | |||
Подготовка елочных украшений:
| 2 2 2 | Знать понятие о ёлочных украшениях, о карнавальных масках, костюмах, их предназначении. | Оклеивать маски цветной бумагой, отделывать их блёстками. Крепить резинки, завязки | оценивать результаты своего труда и труда товарищей. | |||
Выполнение карнавальных масок и полумасок: «Собачка» Отделка изделий аппликативными украшениями. | 2 2 | Оклеивать маски цветной бумагой, отделывать их блёстками. Крепить резинки, завязки | оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Уметь | ||||
Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из бумаги | 1 | Знать понятие о ёлочных украшениях, о карнавальных масках, костюмах, их предназначении. | Оклеивать маски цветной бумагой, отделывать их блёстками. Крепить резинки, завязки. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | |||
Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке. | 1 | Овладение понятием «бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии» | Формирование умения анализировать изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства | Овладение понятием «бумажная мозаика». | |||
III четверть LEGO КОНСТРУКТРУИРОВАНИЕ (47ч) | |||||||
Вводный урок. Повторение пройденного материала. | 2 | Знать правила ТБ при работе с конструктором | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Конструирование легковой машины. Конструирование грузовой машины. Игра «Правила дорожного движения». | 2 2 2 | Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта. | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Учитывать симметричность при закреплении деталей. | Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Конструирование: - «Качели» - «Тележка» - «Дорожный знак» - «Мебельный стул» | 1 1 1 1 | Знать общую конструкцию изделий. | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Учитывать симметричность при закреплении деталей. | Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. Отчитываться о выполненной работе. | |||
Конструирование домика для сказочного героя. | 2 | Знать общую конструкцию изделий. | Конструировать по замыслу из готовых форм различные домики. Подбирать для работы подходящие коробки. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Изготовление игрушек из тонкого картона с элементами движения -«Собачка», -«Мышка» | 2 | Знать общую конструкцию изделий. | Уметь по шаблонам заготавливать детали.. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Работа с Lego-оконструктором. Сборка по образцу «Треугольник» | 2 | Знать и называть детали конструктора. Уметь разбирать и собирать детали изделия. | Сравнивать образец с игрушкой, иллюстрацией. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Сборка по образцу «Квадрат» | 2 | Знать и называть детали конструктора. Уметь разбирать и собирать детали | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Сборка по образцу букв и цифр | 2 | Знать и называть детали конструктора. Уметь разбирать и собирать детали. | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Сборка по образцу «Лопатка» Сборка по образцу моделей «Карусель», «Подъемный кран» | 2 | Знать и называть детали конструктора. разбирать и собирать детали. | Сравнивать образец с игрушкой, иллюстрацией. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Сборка по образцу «Лесенка» | 2 | Знать и называть детали конструктора. Уметь разбирать и собирать детали. | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Сборка по образцу «Стол» | 2 | Знать и называть детали конструктора. Уметь разбирать и собирать детали | Сравнивать образец с игрушкой, иллюстрацией. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Сборка по образцу «Стул» | 2 | Знать и называть детали конструктора. Уметь разбирать и собирать детали. | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
РАБОТА С ТКАНЬЮ (24ч.) | |||||||
Вводный урок. Техника безопасности при работе с тканью. | 1 | Знать правила ТБ при работе с тканью. | Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. | Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом | |||
Работа с текстильными материалами. Повторение по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. | 1 2 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | |||
Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. | 1 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | |||
Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | |||
Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | |||
Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 2 | Знать назначение ручных стежков, их виды. Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. | Уметь выполнять прямой стежок. Закреплять нитку в начале и в конце работы. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | |||
Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 3 | Знать виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц | Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. Закреплять нитку. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. | |||
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц различными способами» | 4 | Знать виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. | Уметь определять место оторванной пуговицы. Пришивать пуговицы с образованием стойки. Закреплять нитку. | Отчитываться о выполненной работе. | |||
Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. | 3 | Знать о раскрое вешалки по долевой нитке. | Уметь делать разметку линий сгибов на заготовке для вешалки. Загибать и намётывать. Прошивать вешалку стачным швом. Пришивать вешалку к одежде. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | |||
Ремонт одежды. Стачивание распоровшегося шва. | 3 | Знать последовательность стачивания распоровшегося шва. | Уметь стачивать распоровшиеся швы одежды ручным стачным швом. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | |||
Пошив мешочка для хранения изделия | 1 | Ориентироваться в задании с частичной помощью учителя. Выполнять сметочный стежок. | Закреплять нитки в конце и начале шитья. Уметь пользоваться наперстком. | Отчитываться о выполненной работе. | |||
Ознакомление с косым обметочным стежком | 1 | Составлять по образцу простейший рисунок на листе бумаги в клетку. Ориентироваться в задании. Выполнять задание с помощью учителя, различать детали по длине и ширине. Раскраивать ткань по выкройке. Закрепить приемы выполнения сметочного стежка | Подбирать инструмент для работы.. | Отчитываться о выполненной работе. | |||
Изготовление закладки с применением обметочного стежка | 2 | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников | Отчитываться о выполненной работе. | ||||
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу | 1 | Подбирать инструмент для работы.. | Отчитываться о выполненной работе. | ||||
Изготовление кармашка для счетных палочек | 2 | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников | Отчитываться о выполненной работе. | ||||
Изготовление футляра для ножниц | 2 | Подбирать инструмент для работы.. | Отчитываться о выполненной работе. | ||||
Изготовление по образцу прихватки | 4 | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников | Отчитываться о выполненной работе. | ||||
Сборка по образцу «Треугольник» | 1 | Подбирать инструмент для работы.. | Отчитываться о выполненной работе. | ||||
Сборка по образцу «Квадрат» | 1 | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников | Отчитываться о выполненной работе. | ||||
Составление по образцу простейшего рисунка на листе бумаги в клетку | 1 | Составлять по образцу простейший рисунок на листе бумаги в клетку. вышивать рисунок, переведенный учителем на ткань. Оформлять вышитый кусок ткани в виде салфетки | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников | Анализировать свою работу и работу товарища по вопросам учителя. | |||
Вышивание рисунка на кусочке ткани «Цветок» | 3 | Подбирать материал и инструменты для работы. | |||||
Оформление вышитого | 2 | ||||||
Ознакомление с косым обметочным стежком | 1 | Составлять по образцу простейший рисунок на листе бумаги в клетку. Ориентироваться в задании. Выполнять задание с помощью учителя, различать детали по длине и ширине. Раскраивать ткань по выкройке. Закрепить приемы выполнения сметочного стежка. | Подбирать инструмент для работы. Анализировать свое изделие и изделие одноклассников. | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников. | |||
Изготовление закладки с применением обметочного стежка | 2 | Подбирать инструмент для работы. Анализировать свое изделие и изделие одноклассников. | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников. | ||||
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу | 1 | Анализировать свое изделие и изделие одноклассников. | |||||
Изготовление кармашка для счетных палочек | 2 | ||||||
IV четверть РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (22ч). | |||||||
Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур. | 1 | Знать виды, свойства бумаги; названия геометрических фигур. | Уметь заготавливать для аппликации детали геом. формы, составлять композицию в круге. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | |||
Оригами «Рыба». Украшение водоёма. | 2 | Знать понятие «оригами». Знать виды, свойства и особенности бумаги. | Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | |||
Оригами «Лебедь». Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта. | 2 2 | Знать понятие «оригами». Знать виды, свойства и особенности бумаги. | Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | |||
Упражнение в разметке бумаги по линейке. | 1 | Уметь ориентироваться в задании. Ориентироваться в плоскости листа картона. Анализ своего изделия и изделия одноклассников. Употреблять в речи технические термины. | Планировать последовательность работы по вопросам учителя. Подбирать материалы и инструменты для работы самостоятельно и с помощью учителя. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | |||
Изготовление обложки для проездного билета | 2 | ||||||
Изготовление по образцу доски для игры в шашки | 4 | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | |||||
Изготовление по образцу фигур шашек | 2 | ||||||
Изготовление по образцу папки для тетрадей с клапанами и завязками | 2 | ||||||
Изготовление по образцу открытых коробок | 1 | Уметь ориентироваться в задании. Уметь выполнять окантовку картона полосками бумаги. Ориентироваться на плоскости листа при выполнении многодетальных композиций. Отчет о проделанной работе по вопросам учителя. Анализ своего изделия и других учеников по вопросам учителя. | Уметь выполнять окантовку картона полосками бумаги. Ориентироваться на плоскости листа при выполнении многодетальных композиций. | Отчет о проделанной работе по вопросам учителя. Анализ своего изделия и других учеников по вопросам учителя. | |||
Изготовление по образцу закрытых коробок | 1 | ||||||
Изготовление по образцу подарочной коробки | 4 | ||||||
Изготовление закладки | 1 | ||||||
Изготовление по образцу аппликации «Кораблик» | 1 | ||||||
Изготовление из бумаги поздравительной открытки, сувениров | 2 | ||||||
Изготовление по образцу амулета «Цветок» | 4 | Разметка детали амулета. Самостоятельно вырезать узор из тонкого картона | . Подбирать цветную бумагу в зависимости от колорита изделия. Обклеивать цветной бумагой с одной стороны. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | |||
РАБОТА С ТКАНЬЮ (24ч). | |||||||
Изготовление игольницы «Подсолнух». Вырезание деталей. Соединение деталей. Украшение орнаментом из тамбурных стежков. | 1 1 1 1 | Знать понятие о ткани, назначение изделий из ткани, способы соединения срезов ткани. Знать назначение ручных стежков, их виды. Знать правила безопасной работы с иглой. | Уметь изготавливать игольницу, придерживаясь плана. Обтянутую тканью сердцевину с ватой украшать тамбурными стежками. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | |||
Изготовление прихватки с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Соединение деталей. Отделка деталей тамбурным стежком. | 1 1 1 1 | Знать понятие о ткани, назначение изделий из ткани, способы соединения срезов ткани. Знать назначение ручных стежков, их виды. Знать правила безопасной работы с иглой. | Уметь обмётывать боковые срезы прихватки петельными стежками. Кроить ткань по шаблону. | Уметь составлять план с помощью учителя. | |||
Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки. | 1 1 1 1 | Знать понятие о ткани, назначение изделий из ткани, способы соединения срезов ткани. Знать назначение ручных стежков, их виды. Знать правила безопасной работы с иглой. | Уметь выполнять разметку линий соединительного шва. Сметывать основные детали и стачивать обтачным швом. Вывертывать и набивать ватой. Пришивать и приклеивать дополнительные детали. Анализировать выполненное изделие. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | |||
Работа с текстильными материалами. Повторение по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. | 1 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | |||
Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. | 1 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | |||
Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | |||
Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь вести себя в швейной мастерской. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | |||
Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 2 | Знать назначение ручных стежков, их виды. Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. | Уметь выполнять прямой стежок. Закреплять нитку в начале и в конце работы. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | |||
Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы | 2 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. Закреплять нитку. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. | |||
Повторение пройденного материала. Диагностическое обследование. | 2 | Знать элементарные сведения о профессии швеи. | Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. Закреплять нитку. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. |
Оборудование для уроков ручного труда
К перечню типового оборудования для уроков ручного труда в 7 классе можно рекомендовать следующий комплект материалов, инструментов и вспомогательных приспособлений для работы на учебный год, рассчитанный на одного школьника:
Материалы | Количество |
Пластилин разноцветный в коробках | 3 набора |
Бумага для рисования (плотная) | 5—10 листов |
Бумага салфеточная белая | 2 салфетки |
Бумага цветная (разной плотности) | 2 набора |
Картон белый для труда (тонкий) (21 х 29 см) | 2—3 листа |
Картон цветной для труда (тонкий) | 1 набор |
Картон цветной для труда (толстый) | 1 набор |
Природные материалы: | |
листья дуба | 5—6 шт. |
листья берёзы (5x5 см) | 6 шт. |
листья клёна (6x6 см), (10 х 10 см) | 5—6 шт. |
листья ивы | 10—12 шт. |
семена липы, клёна (крылатки) | 4—5 шт. |
еловые шишки (длинные, короткие) | 6—8 шт. |
сосновые шишки | 2—3 шт. |
жёлуди (разной величины) | 10—15 шт. |
скорлупа грецких орехов (половинки) | 5—6 шт. |
перья | 2—4 шт. |
Нитки мулине, ирис разного цвета | 2—3 шт. (в мотках) |
Хлопчатобумажные ткани (гладкоокрашенные и с | отходы |
печатным рисунком — горошек, полоска, клетка, цве- | |
ты) (6x4 см) | |
Шерстяные ткани (тонкая, толстая — драп, букле, | отходы |
с длинным ворсом) (6x4 см) | |
Драповая ткань (8x7 см) | 2 шт. |
Ткань канва (10 х 10 см), (6 х 10 см) | 2 шт. |
Ткань холст (10 х 10 см) | 2 шт. |
Тесьма с орнаментом (ширина 2—2,5 см) | 40 см |
Пуговицы с двумя сквозными отверстиями | 2 шт. |
Клей крахмальный (клейстер) | |
Клей ПВА | 1 флакон |
Клеящий карандаш | 1 шт. |
Карандаш графитный ТМ Ручка шариковая Фломастеры разных цветов Деревянные палочки с заострёнными концами (зубочистки) | 1 шт, 1 шт. 1 набор 10—15 шт. |
Инструменты | Количество |
• Ножницы детские Стека для пластилина Иглы с удлинённым ушком (разного размера) Шило с коротким металлическим стержнем Линейка деревянная (короткая) Гладилка для бумаги Плоская кисть для клея (щетина) с деревянной ручкой (№ 8) | 1 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
Вспомогательные приспособления | Количество |
Подставка для кисточки Коробка для пластилина Коробка для хранения природных материалов Тряпочки или бумажные салфетки для вытирания рук Подкладная доска Подкладной лист или клеёнка Баночка для клея Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) Коробочка для мусора | 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
Наглядные пособия для проведения уроков трудового обучения
1. Раздаточные коллекции: «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати, рисования, впитывающая, цветная); «Виды картона» (толстый, тонкий, гладкий, рифлёный (ребристый); серый, жёлтый, белый); «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные); «Виды и сорта ткани» (хлопковые, шерстяные; гладкоокрашенные, с рисунком; толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с длинным ворсом).
2. Образцы поздравительных открыток разного формата, формы и содержания.
3. Образцы настольных салфеток: бумажные, вязаные, с вышивкой и т. п.
4. Котруктор Лего DUPLO.
Технические средства обучения
- TV плазма..
- Ноутбук для показа презентаций, инструкционных карт, схем, дидактического материала, проведения открытых мероприятий (уроки, мастер-классы, семинары-практикумы)
- Плеер, колонки.
Демонстрационный материал: иллюстрации, схемы,
операционные планы, справочный материал
1. Времена года.
2. Цветы. Аппликация.
3. Цветы. (Рисунки, схемы).
4. Птицы. (Схемы, рисунки).
5. Подводный мир.
6. Изделия в технике оригами.
7. Контурные карты – оригами.
8. Изделия из синтепона и поролона.
9. Изделия из подручных материалов.
10. Изделия из ниток.
11. Изделия из ткани и меха.
12. «Новогодняя сказка».
13. Изделия из гофрированной бумаги и картона.
14. Изделия из картона и бумаги.
15. Изделия из бумаги.
16. Аппликационные изделия.
17. Бумажный лужок.
18. Изделия из проволоки.
19. Изделия из природного материала.
20. Листопад – панно из листьев.
21. Лесовик – объёмные поделки.
22. Изделия из объёмного природного материала.
23. Пластилинография.
24. Изделия из пластилина, глины, теста.
25. Волшебные комочки.
26. Волшебные пуговки
27. Волшебный поролон.
28. Волшебные лоскутки.
29. Волшебные шнурочки.
30. Волшебные ниточки.
31. Волшебная иголка.
32. Образцы изделий для уроков ТО.
Коррекционно-развивающие задания:
упражнения, задания, карточки
1. «Графические диктанты».
2. «Геометрические диктанты».
3. «Определи нужное»
4. «Подумай и ответь».
5. «Назови по группам».
6. «Временные представления».
7. «Найди фрагмент».
8. «Найди лишнее».
9. «Найди пару».
10. «Пространственная ориентировка».
11. «Найди неверное».
12. «Найди одинаковые предметы».
13. «Найди отличия в рисунках».
14. «Кто спрятался и сколько?».
15. «Найди закономерность».
16. «Вспомни и найди».
17. «Что изменилось?».
18. «Зашумленные предметы».
19. «Развиваем речь».
20. «Найди указанные предметы».
21. «Найди предметы по силуэтам».
22. «Найди отличия».
23. «Найди заданное количество предметов».
24. «Пальчиковая гимнастика».
25. «Физкультминутки».
26. Мозаика (карты, фигурки).
27. «Выложи спичками» (карты), спички (коробочки), палочки.
28. «Пройди по дорожкам» (карты). Косточки и семена, косточки (слива), косточки (абрикос). Крышки, пробки.
29. Раздаточные карточки: «Чего не хватает в ряду?», «Вправо-влево», «Преврати в картинку», «Стрелы, линии, дорожки», «Дорисуй! Штрихи, точки, линии», «Сделай одинаковым», «Счет, количество», «Зачеркни лишнюю фигуру», «Найди закономерность», «Кроссворды, ребусы».
30. Планшеты для шнуровки – 13 шт. Шнуры, косички. Раздаточный материал.
31. Тесьма. Бумага. Палочки.
32. Разрезные картинки (квадрат), (ромб), (треугольник).
33. Шаблоны.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации.
Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей / Под ред. И. К. Щеблыкин, В. И. Романина, И.И. Кагакова. М., 1983.
Капралова О. П., Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися. Пособие для учителей М., 2012.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1980.
Обучение учащихся 1—4 классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. канд. пед. наук В. Г. Петровой. М., 1976.
Павлова Н. Т. Трудовое обучение в 1—3 классах вспомогательной школы. М., 1988.
Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н. М.Назаровой. М., 2002.
Самоделки из бумаги. Пособие для учителей / Под ред. Г. И. Перевертень. М., 1983.
Что можно сделать из природного материала. Пособие для учителей / Под ред. Э. К. Гульянц., И. Я. Базик. М., 1991.
Кузнецова Л.А. Пособие для учителей общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Электронный ресурс
Кузнецова Л.А. Электронные приложения к завершённой линии учебников и рабочим тетрадям «Технология. Ручной труд» 1-4 классы для организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса...
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 класса 7вида основной общеобразовательной школы
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 ласса 7вида основной общеобразовательной школы...
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 8 вида 9 класс(девочки) Календарно- тематическое планирование
Пояснительная записка Основанием для разработки адаптированной рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа: «Технол...
Адаптированная рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ориентирована на учащихся 9 класса для детей с ОВЗ. В настоящую программу в...
Адаптированная рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ориентирована на учащихся 9 класса для детей с ОВЗ. В настоящую программу в...
Адаптированная рабочая программа по ручному труду 5 класс 2018-2019 учебный год
Адаптированная рабочая программа по ручному труду 5 класс 2018-2019 учебный год...