Индивидуальная программа по трудовому обучению "Картонажно-переплетное дело" для 6 класса специальной коррекционной школы
рабочая программа (6 класс)

Кабанова Галина Евгеньевна

Рабочая программа по трудовому обучению адресована педагогам, работающим с обучающимися на дому детьми и подростками специальной коррекционной школы. Включает в себя элементы картонажно-переплетного дела. Представлено календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАРТОНАЖНО-ПЕРЕПЛЕТНОЕ ДЕЛО

                               Индивидуальная рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» - «Картонажно-переплетное дело» для

                   обучающегося на дому Ф.И. ребенка , 6 класс (БУП-2002),  составлена в соответствии со следующими нормативно-

                  правовыми документами:

                 - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599.

                 - адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

                 (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ РО  « Ростовская школа-интернат  № 42»;

                 - учебным планом и локальными нормативными актами ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42»;

                 - индивидуальным учебным планом обучающегося.

                   Учебный предмет «Трудовое обучение» (6 класс) входит в образовательную область «Трудовая подготовка» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год в соответствии с календарным графиком на 2019-2020 уч.год

    Цель: во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования его трудовой культуры.

 

              Задачи: 

  •  развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной

            активности и т.д.);

  • обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
  • расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно- преобразующей деятельности человека;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
  • расширение знании о материалах и их свойствах, технологиях использования;
  • ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
  • ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
  • формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. и., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
  • ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
  • формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
  • формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
  • совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
  • коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  • коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
  • развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

           

 

             Индивидуальная  рабочая программа  по предмету «Трудовое обучение»  6 класс составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучающегося  на дому  Ф.И. ребенка. Программа содержит учебный материал, направленный  на формирование у ребенка с легкой умственной отсталостью, осложненной расстройством аутистического спектра, основ правильной коммуникации и социальной адаптации. Составлена на основе элементов программы для 6 класса по «Картонажно-переплетному делу».

№ п/п

Содержательные линии

Планируемые результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

 Минимальный уровень

 Достаточный уровень

*Работа с бумагой и картоном:

-разметка бумаги;

-вырезание ножницами из бумаги;

-обрывание, складывание, сминание и складывание  бумаги;

-конструирование из бумаги и картона;

-соединение деталей изделия

*Картонажно-переплетные работы:

-элементарные сведения о картоне(применение картона);

-сорта картона, свойства картона;

-картонажные изделия;

-инструменты и приспособления;

-изделия в переплете;

-способы окантовки картона.

 *Материалы, используемые в трудовой деятельности. 

           Перечень основных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).

*Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования —качество и производительность труда.

*Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операции и изготовление стандартных изделии под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.

*Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

-знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

- знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производствен-ными материалами;

-знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

- знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;

- владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

-чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

-составление стандартного плана работы;

-определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;

-понимание и оценка красоты труда и его результатов;

-использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;

-эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

-распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;

-учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;

-комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений  товарищей;

-посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

  • определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
  • экономное расходование материалов;
  • планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
  • знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
  • определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
  • экономное расходование материалов;
  • планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
  • знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

«3» - удовлетворительно(верное выполнение 35-50% заданий);

«4» - хорошо (верное выполнение 51-65% заданий);

«5» -очень хорошо, отлично (верное выполнение свыше 65% заданий).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-

во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Планируемый результат

Продукт деятельности

Оценка

I четверть ( 18 ч)

1

Изделия из бумаги и картона.

1

Различать изделия из бумаги и картона. Применять свойства картона при изготовлении изделий.

Определение на ощупь и «на глаз» качества бумаги: тонкая, плотная; картона: тонкий, толстый.

Стартовый контроль

2

Инструменты и приспособления для выполнения картонажно-переплетных работ на дому

1

Знать и применять правила работы с инструментами.

Работать с измерительной линейкой. Пользоваться клеем, учитывая его назначение и свойства. Правильно и безопасно пользоваться канцелярскими ножницами.

Правильное использование инструментов и приспособлений для работы: измерительной линейки, клея, канцелярских ножниц. Разметка деталей.

Вырезывание и склеивание деталей из картона.

Текущая проверочная работа

3

Техника безопасности при выполнении картонажно-переплетных работ.

1

Соблюдать правила техники безопасности при изготовлении изделий из бумаги и картона и использовании инструментов и приспособлений для работы.

Соблюдение порядка на рабочем месте. Порядок хранения поделок, инструмента. Организация рабочего места. Сведения о назначении и устройстве инструментов.

Текущая проверочная работа

4

Окантовка репродукции  картоном

1

Знать и применять способы окантовки репродукции картоном. Выполнение работы последовательно, с опорой на образец.

Оформление репродукции листом картона, с использованием его как подложки.

Текущая проверочная работа

5-6

Окантовка фото (рисунка)

1

Знать и применять способы окантовки репродукции картоном и полосками бумаги. Выполнять работу последовательно, с опорой на образец.

Оформление рисунка (фото) основой из картона и полосками  бумаги

Текущая проверочная работа

7-8

Рамка из картона для  фото

1

Изготовлять картонную рамку для фото по образцу и с помощью учителя.

Изготовление рамки из картона. Оформление фото рамкой.

Текущая проверочная работа

9

Изготовление пакета

1

Иметь представление о назначении пакетов и конвертов. Понятие –«основная базовая поверхность». Называть детали и операции при изготовлении пакетов и конвертов. Правильно использовать пакеты и конверты по назначению.

Разметка разверток пакетов и конвертов при помощи измерительной линейки и по шаблону. Вырезка развёрток. Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов. Обжимка готовых изделий. Обандероливание готовых изделий.

Тематическая работа

10

Изготовление конверта

1

Текущая проверочная работа

11-12

Изготовление закладки для книг из картона.

2

Изготовлять закладки для книг по шаблону и украшать их аппликацией.

Использование изготовленных закладок по назначению.

Тематическая работа

13

Изготовление кубика для игры.

1

Изготовлять из картона и  использовать кубик для игры.

Разметка деталей кубика на листе картона по образцу. Вырезание и наклеивание деталей.

Тематическая работа

14

Изготовление таблицы

1

Знать назначение и порядок использования таблицы. Пользоваться таблицей по назначению.

Разметка и выклеивание таблицы. Наклеивание на картонную основу. Крепление завязок.

Тематическая работа

15-

18

Изготовление дидактических карточек

4

Знать назначение дидактических карточек. Пользоваться дидактическими карточками по назначению.

Разметка, вырезывание и наклейка карточек и наглядных пособий на картон.

Текущая проверочная работа

2-я четверть ( 14 ч)

1-2

Ремонт книги

2

Производить доступный ремонт корешка книг и страниц с помощью клея, ножниц, картона и бумаги

Определение необходимости ремонта книг и последовательное выполнение операций по ремонту обложки, корешка и стариц книги.

Тематическая работа

3-4

Изготовление наглядного пособия

2

Знать назначение наглядных пособий. Пользоваться наглядными пособиями по назначению.

Разметка, вырезывание и наклейка карточек и наглядных пособий на картон.

Текущая проверочная работа

5

Изготовление объемных флажков

1

Выполнять разметку материалов для изготовления флажков и гирлянд по эскизу и шаблону. Оформлять изделия. Крепление завязок.

Оформление гирлянды из объемных картонных флажков. Соединение флажков и других деталей в гирлянду с помощью тесьмы.

Тематическая работа

6

Изготовление объемной гирлянды

1

Выполнять разметку материалов для изготовления флажков и гирлянд по эскизу и шаблону. Оформлять изделия. Крепление завязок.

Оформление гирлянды из объемных картонных новогодних деталей. Соединение деталей в гирлянду с помощью тесьмы.

Текущая проверочная работа

7

Изготовление новогодней игрушки

«Шар»

1

Выполнять работу соблюдая последовательность сборки и склеивания деталей в целую игрушку.

Заботиться о качестве изготовления поделки.

Последовательное изготовление из цветного картона и бумаги

объемной игрушки «Шар» из

нескольких деталей по инструкции с соблюдением последовательности.

Тематическая работа

8

Изготовление новогодней игрушки

«Новогодняя ёлка»

1

Выполнять работу соблюдая последовательность сборки и склеивания деталей в целую игрушку.

Заботиться о качестве изготовления поделки.

Последовательное изготовление из цветного картона и бумаги

объемной игрушки «Новогодняя ёлка» из нескольких деталей по инструкции с соблюдением последовательности.

Текущая проверочная работа

9

Изготовление новогодней игрушки

«Фонарик»

1

Выполнять работу соблюдая последовательность сборки и склеивания деталей в целую игрушку.

Заботиться о качестве изготовления поделки.

Последовательное изготовление из цветного картона и бумаги

объемной игрушки «Фонарик» из

нескольких деталей по инструкции с соблюдением последовательности.

Текущая проверочная работа

10

Изготовление новогодней маски «Тигренок»

1

Знать свойства материалов для изготовления карнавальных масок (бумаги и картона, тесьмы). Подбирать формы и шаблоны для изготовления украшений из бумаги и картона.

Соблюдение технологии изготовления масок и гирлянд из бумаги и картона.

Пользоваться маской в игре.

Тематическая работа

11

Изготовление новогодней маски

Дед Мороз»

1

Знать свойства материалов для изготовления карнавальных масок (бумаги и картона, тесьмы). Подбирать формы и шаблоны для изготовления украшений из бумаги и картона.

Соблюдение технологии изготовления масок и гирлянд из бумаги и картона. Пользоваться маской в игре.

Текущая проверочная работа

12

Изготовление новогодней маски

«Мышонок»

1

Знать свойства материалов для изготовления карнавальных масок (бумаги и картона, тесьмы). Подбирать формы и шаблоны для изготовления украшений из бумаги и картона.

Соблюдение технологии изготовления масок и гирлянд из бумаги и картона. Пользоваться маской в игре.

Текущая проверочная работа

13

Изготовление объемной новогодней открытки

1

Выполнять заготовки для объемной поздравительной открытки.

Художественное оформление поздравительной открытки в соответствии с назначением.

Тематическая работа

14

Украшение дома к Новому году поделками.

1

Подобрать из изготовленных поделки для украшения дома к Новому году. Знать назначение каждой поделки и последовательность их изготовления.

Украшать дом к празднику.

Итоговая проверочная работа

3-я четверть ( 17 ч)

1-2

Изготовление открытой коробки с геометрической аппликацией

2

Соблюдать технологический процесс изготовления открытой коробочки. Подбирать геометрическую аппликацию.

Способы получения геометрического орнамента.

Разметка сложенной полосы по шаблону. Вырезание узора ножницами. Приклеивание орнамента.

Тематическая работа

Текущая проверочная работа

3

Изготовление прямоугольной коробки.

1

Назвать детали и операции при изготовлении коробок (развертка, рицовка, уголки стенки коробок, выклейка коробок, оклейка снаружи).

Заботиться о качестве изготовления поделки. Использовать изделие по назначению.

Текущая проверочная работа

4

Изготовление макета «Дом» из прямоугольной коробочки.

1

Выполнять чертёж и эскиз детали. Правила безопасной работы картонажным карандашом при рицовке и нарезке деталей. Виды и свойства картона и бумаги, применяемых для изготовления коробок.

Изготовление и оформление макета дома (прямоугольника) из картона.

Тематическая работа

5-6

Изготовление макета «Жилая комната»

2

Последовательно, пооперационно изготавливать  макет жилой комнаты из тонкого картона.

Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам.

Текущая проверочная работа

7-10

Макет кукольной мебели из картона:

шкаф, диван, стол,

4

Изготовление шаблонов заданной ширины и длины для изготовления картонной мебели.

Изготовление мебели из цветного картона. Приклеивание мебели.

Тематическая работа

Текущая проверочная работа

11

Макет автомобиля из картона

1

Выполнять разметку деталей макета автомобиля из картона по линейке и шаблонам.

Изготовление объемной модели автомобиля из картона и бумаги по шаблонам с опорой на образец.

Тематическая работа

12

Макет танка из картона

1

Выполнять разметку деталей танка из картона по линейке и шаблонам.

Изготовление объемной модели танка из картона и бумаги по шаблонам с опорой на образец.

Текущая проверочная работа

13

14

Изготовление коробки с крышкой «внахлобучку»

2

Изготовливать коробки с крышкой внахлобучку. Ориентироваться по чертежу и образцу. Выполнять крой развёрток верха (крышки) и низа коробки, сборку верха и низа. Оклеивать коробку.

Выполнение расчёта и разметка развёрток по заданным размерам коробки. Рицовка развёрток, вырезка углов и их склеивание. Заготовка деталей для оклейки и выклейки. Контроль размеров деталей. Укладка коробки для просушки. Подгонка и соединение «внахлобучку» крышки с коробкой. Оформление коробки.

Тематическая работа

Текущая проверочная работа

15

Изготовление объемной открытки к 8 Марта

1

Выполнять заготовки для объемной поздравительной открытки.

Художественное оформление поздравительной открытки в соответствии с назначением.

Тематическая работа

16

17

Изготовление картонного альбома-ширмы

2

Знать назначение и детали альбома-ширмы, материалы, применяемые для изготовления альбома-ширмы, назначение окантовки в переплёте, горизонтальное и вертикальное назначение кулис в альбоме-ширме.

Выполнение расчёта и разметка развёрток по заданным размерам ширмы. Заготовка деталей для оклейки и выклейки. Склеивание частей ширмы.  

Тематическая работа

Текущая проверочная работа

4-я четверть ( 15 ч)

1-2

Подарок для мамы ко дню ее рождения –

именная табличка из картона с пожеланиями

2

Выполнять поздравительную именную табличку и отдельные слова пожелания из картона и бумаги.

Художественное оформление подарка в соответствии с назначением.

Тематическая работа

3-4

Изготовление тетради

2

Использовать способ соединения однотетрадных переплётов. Материал изготовления и назначения скоб.

Соблюдение порядка шитья тетради в две скобы. Техника безопасности при скреплении проволокой.

Тематическая работа

5-6

Изготовление словарика

2

Соблюдать технологию изготовления словарика. Детали словарика (обложка, сложенные листы).

Выполнение работ по изготовлению словарика по технологической карте с помощью учителя и с опорой на алгоритм действия.

Текущая проверочная работа

7

Объемный макет ракеты из картона

1

Выполнять разметку ракеты из картона по линейке и шаблонам

Изготовление объемной модели ракеты из картона и бумаги по шаблонам с опорой на образец.

Тематическая работа

8-9

Изготовление карманного блокнота

2

Выполнять работы по изготовлению  карманного блокнота в гибком обрезном переплёте. Иметь представления и различать виды блокнотов по назначению и конструкции (карманный, настольный, закрытый, обрезной, с кантами, в твёрдом переплёте).

Знание материалов, применяемых для изготовления блокнота, деталей блокнота (блок, корешок, обложка). основные операции при изготовлении блокнотов. Технические сведения.

Текущая проверочная работа

10

Объемная модель из картона «Звезда»

1

Выполнять разметку звезды из картона по линейке и шаблонам

Изготовление объемной модели звезды из картона и бумаги по шаблонам с опорой на образец.

Тематическая работа

11-12

Изготовление папки для тетрадей с завязками.

2

Знать о назначении и детали папки с завязками. Понятия сборка на корешок, шпация, выклейка шпации, крытьё (оклейка снаружи), крепление завязок, выклейка папки. Крой деталей.

Выполнение работ по изготовлению папки по технологической карте с помощью учителя и с опорой на алгоритм действия.

Тематическая работа

13-14

Изготовление обложки для проездного билета

2

Самостоятельно по образцу изготавливать изделие, правильно выполнять изученные технологические операции

Использование обложки для проездного билета по назначению. Понимание значения изготовленных предметов и их качество.

Текущая проверочная работа

15

Выставка поделок из бумаги и картона.

1

Знать назначение каждого предмета и последовательность их изготовления.

Оформление поделок к выставке.

Итоговая проверочная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по предмету математика для 7 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида

Математика , является одним из ведущих образовательных  предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида.Распространяясь из целей специальной (коррекци...

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...

Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...