Коррекционная педагогика
презентация к уроку (5 класс)
В данном разделе представлены авторские материалы в ознакомительных и учебных целях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности применения технологии лэпбук
в инклюзивном образовании
Косырева О. Н., учитель технологии
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4» г. Ачинск
Аннотация: работа посвящена проблеме поиска эффективных методов и технологий организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы. Автор раскрывают возможности применения современной образовательной технологии «лэпбук» в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, представляют практический опыт ее апробации.
Ключевые слова: инклюзивное образование, современные
образовательные технологии, лэпбук.
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях, введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ и УО, обусловливают необходимость оптимизации подходов к организации образовательного процесса, направленного на всестороннюю социальную адаптацию данной категории обучающихся.
Несмотря на то, что признание равных прав на образование и включение в единую социальную среду определило фундаментальные основы развития образования в современном мире, многие практические вопросы создания инклюзивных образовательных практик еще только предстоит решить.
В условиях общеобразовательной школы особое практическое значение в плане организации инклюзии приобретают вопросы методической и материально-технической оснащенности образовательной деятельности.
Обучение детей с разными образовательными потребностями в рамках одного учреждения, класса, требует от педагога владения современными педагогическими технологиями, наличия широкого спектра дидактических средств, методик, позволяющих эффективно решать поставленные задачи.
Учителю, работающему в классе, где одновременно обучаются дети «нормы» и дети с ОВЗ ежедневно приходится решать непростые задачи создания специальных условий организации учебной деятельности, например, для понимания материала обучающимся с интеллектуальными нарушениями могут быть необходимы особые наглядные средства или дополнительное внимание учителя.
В этих условиях у педагога возникает острая потребность в доступных, надежных инструментах - технологиях, методиках, средствах, позволяющих активизировать деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, заинтересовать их, создать условия, способствующие интеллектуальному, личностному и творческому развитию каждого из учащихся. Поиск таких инструментов становится актуальной и практически значимой задачей.
Интересные возможности для решения поставленной задачи открывает «лэпбук», представленный в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, а также формы представления результатов учебного проектирования [ 1,2,3].
Лэпбук (lapbook) - дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или тематическая папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков по избранной теме, а также интересные игры и задания.
Несмотря на то, что технология лэпбук возникла в зарубежной педагогической практике, она вполне согласуется с идеями известной технологии поэтапного формирования умственных действий, разработанной в середине ХХ столетия отечественными авторами П.Я. Гальпериным, Д. Б.
Элькониным, Н. Ф. Талызиной. Согласно теории П.Я. Гальперина, формирование умственного действия проходит ряд последовательных этапов, одним из которых является выполнение действия во внешней форме, материальной или материализованной, т. Е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и др. Кроме того, авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. Разработанная на основе теории поэтапного формирования умственных действий образовательная технология ориентировала на создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе, позволяла обеспечить доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.
Технология поэтапного формирования умственных действий активно применялась в отечественной практике, однако, в качестве основных ее недостатков отмечалась сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческих способностей [4].
Реализуя потенциальные возможности формирования умственного действия посредством обязательного выполнения действия в материальной форме, лэпбук, позволяет преодолеть указанные недостатки отечественной технологии, поскольку его разработка способствует развитию творческого потенциала обучающихся.
Кроме того, работа с интерактивной папкой создает коррекционноразвивающий эффект: раскладывание иллюстративного материала по
кармашкам, «по заданному образцу», вырезание и конструирование способствует развитию мелкой моторики, задействует кинестетические способы обработки информации, что особенно важно для развития познавательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. Согласно разработкам Л.С. Выготского и других отечественных авторов у данной категории, обучающихся практический интеллект относительно сохранный.
Важным достоинством лэпбука является его полифункциональность и вариативность. Применение лэпбука позволяет учитывать разные образовательные потребности обучающихся. Интерактивная папка может использоваться как дидактическое средство, метод, технология, предполагает разные формы организации деятельности: индивидуальную, групповую, совместную с родителями, может использоваться для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. В качестве дидактического средства для индивидуальной работы с детьми по время учебного занятия обычно применяется заранее разработанный лэпбук. Как наглядно-практический метод обучения, интерактивная папка позволяет варьировать степень сложности заданий, помогает детям осмысленно структурировать информацию, закреплять пройденный материал. В качестве активного метода, создание лэпбука может стать результатом совместной проектной, учебноисследовательской деятельности обучающихся, совместной творческой работы с родителями.
В качестве других преимуществ лэпбука:
- отсутствие возрастных ограничений. Не случайно данная технология получила наиболее активное распространение в практике дошкольных образовательных учреждений [2];
- многогранность в плане содержания, возможность разработки и применения при изучении разных тем, предметных областей;
- трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- доступность и экономичность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, изготовление лэпбука не требует значительных финансовых затрат.
Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы. Тем более, что работа с лэпбуком
отвечает основным требованиям ФГОС НОО для детей с УО по созданию условий для обеспечения таких особых образовательных потребностей, как: доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования, действенный характер содержания образования, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и др. Применение лэпбука согласуется с требованиями стандарта по обеспечению деятельностного и дифференцированного подходов, разнообразия
организационных форм образовательного процесса.
Практический опыт внедрения технологии лэпбук в образовательный процесс МБОУ «Средняя школа № 4» г. Ачинска подтверждает
целесообразность использования данной технологии в инклюзивном образовании. Знакомство с данной технологией вызвало большой интерес у педагогов, испытывающих затруднения в обеспечении эффективной
организации образовательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. На начальном этапе освоения технологии педагоги самостоятельно разработали лэпбуки по отдельным темам следующих учебных предметов: математика, русский язык, география, биология, трудовое обучение, история, социально-бытовая ориентировка и др., апробировали их в учебной деятельности и обменялись полученными результатами. Активное участие педагогов в разработке новой технологии свидетельствует о профессиональной заинтересованности поиска эффективных способов организации инклюзивного образования. Совместный методический анализ, позволил подвергнуть объективной критической оценке соотношение целей и учебных задач, уровень сложности учебных заданий, их разновидности и пр. Большинство разработанных педагогами тематических папок включают задания на развитие логических операций: анализ, классификация и обобщение понятий, развитие речи, формирование практических умений в области экономической деятельности, социально-бытовой ориентировки. Апробация интерактивных папок в учебном процессе доказала целесообразность их применения в качестве дидактического средства и наглядного метода обучения в индивидуальной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также вызвала интерес у обучающихся «нормы».
В качестве одного из перспективных направлений дальнейшего внедрения технологии лэпбук в образовательный процесс считаем разработку совместных учебно-исследовательских проектов, по тематике, связанной с выбором профессиональной деятельности обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями). На наш взгляд, подобный исследовательский проект поможет обучающимся с интеллектуальными нарушениями осознать и систематизировать свои знания о доступных для них сферах профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых к работнику, элементарных трудовых навыков, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Безусловно, технология лэпбук имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику инклюзивного образования.
Библиографический список
- Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
- Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей//
Kopilkaurokov.ru Сайт для учителей//
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-
dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei
- Лэпбуки//Это интересно: поделки, игры, опыты, занятия для детей// http://www.tavika.ru/p/blog-page 5.html
- Технология формирования умственных действий//Наука. Педагогика.
Общая педагогика// https: //murzim.ru/nauka/pedago gika/26556-tehnologiya-
Предварительный просмотр:
Коррекционная направленность обучения детей с ОВЗ
на уроках технологии
Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
В системе педагогических мер воздействия на психику такого ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако, основная задача трудового обучения – вооружить школьников доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные учащимися на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.
У большинства учащихся коррекционных классов могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения нескольких трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно, отсюда вытекает необходимость в значительном увеличении сроков трудового обучения. Наибольшая сложность состоит в формировании способностей выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся, т.к. труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка.
Процесс обучения таких детей имеет существенную специфику:
- более низкий уровень сложности учебного материала;
- замедленный темп обучения;
- использование наглядных методов обучения;
- коррекция присущих учащимся недостатков.
Коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям с отставанием в развитии недостатков путем применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Отсюда коррекцию можно рассматривать, с одной стороны, как путь развития ребенка и, с другой, - как способ, обеспечивающий наиболее эффективное усвоение учебного материала.
В познавательной деятельности коррекция направлена на развитие умений учащихся связывать новый материал с ранее усвоенным, выделять главное в получаемой информации, сравнивать, обобщать.
Плановая задача коррекции во время практической работы учащихся состоит в развитии обобщенных умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Другая задача предполагает исправление типических недостатков учащихся.
Трудовое обучение коррекционных классах организуется в различных формах:
- учебные занятия;
- производственная практика;
- кружковая работа.
К учебному занятию предъявляются следующие требования:
1. Целенаправленность занятий.
Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели (воспитательные и коррекционные).
2. Оптимальность объема учебного материала.
Для каждого занятия необходимо планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия.
Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление , подведение итогов).
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.
5. Рациональное использование учебного времени.
Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика.
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Чаще всего проводятся комбинированные занятия.
Теоретическая часть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими и технологическими сведениями или формированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу.
На практической части учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, развивают скоростные показатели и самостоятельность в труде.
Чтобы повысить степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, необходимо определенным образом их подготовить. Ученики должны четко усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работы. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активизировать учащихся. Затем учащиеся приступают к составлению плана, по которому они будут работать. При обучении планированию используются специальные наглядные пособия – технологические карты, готовые образцы, схемы и чертежи.
Комплексные практические работы– это основной тип занятий по труду в коррекционных классах. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.
Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т.е. каждый ученик выполняет работу от начала до конца. Завершается практическая работа подведением итогов занятия, где очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии.
Практическое повторение– это занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основная задача на таких занятиях – формирование и дальнейшее совершенствование трудовых навыков, развитие скоростных показателей и умение работать в коллективе.
Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной или с пооперационным разделением труда. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде.
Самостоятельные практические занятия проводятся в конце каждой четверти.
Учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания, самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Для ориентировки учащихся в задании можно использовать наглядный материал. Необходимо четко предъявить требования к качеству работы и установить время выполнения задания. По окончании работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определятся качество выполнения изделия.
В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов:
· У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к швейному делу.
· В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся.
· Значительно расширился словарный запас.
· Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.
Используемая литература:
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
3. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208
4. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.
6. Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.
7. Ковалева А.В. Физиологические предикторы умственной работоспособности детей школьного возраста // Школа здоровья 1998, №1.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.
9. Лучшие психологические тесты. М., 1994.
10. Программа 5 — 9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.
Предварительный просмотр:
Тема: Значение питания для организма человека.
Цель: расширить представление о разнообразии продуктов питания.
Задачи:
Коррекционно- образовательная: формировать представление о значении питания в жизни человека, дать представление о значимости режима питания.
Коррекционно- развивающая: расширять активный словарный запас и кругозор; развивать мыслительную деятельность
Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать интерес к изучаемой теме, желание узнавать новое о продуктах питания.
Оборудование для учителя: опорные слова для написания письма, картинки с изображением продуктов питания, продукты для задания «Определи на вкус».
Оборудование для учащихся: простые карандаши, опорные слова, одноразовые столовые приборы, магниты, знаки , лэпбук.
I Орг. момент.
Кто готов учиться?
Кто готов трудиться?
Будем слушать, отвечать
И друг другу помогать.
II Введение в тему.
Сегодня я получила письмо, а от кого не знаю. Может быть, вы догадаетесь – кто автор письма. На конверте только примечание: сказочный герой, в меру упитанный мужчина, любит баловаться плюшками, у него есть друг по имени Малыш, и живёт он на крыше.
Письмо от Карлсона.
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон.
Учитель:
- Ребята, вы запомнили, какие продукты выбрал Карлсон для правильного питания? Назовите их.
- Как вы думаете, помогут ли выбранные продукты выздороветь Карлсону ?
3.А вы любите такие же продукты как Карлсон? А какие ещё?
Какое разнообразие продуктов, теперь только надо разобраться, все ли продукты полезные и, какое значение имеет пища?
Думаю, что в конце урока вы сможете дать ответ Карлсону как правильно питаться.
Человек питается самой разнообразной пищей.
Пищу делят на две группы: растительная и животная пища.
- Животную пищу, мы получаем от животных, растительную пищу получаем от растений.
От животных мы получаем мясо, яйца, молоко. Мясо, молоко, творог, сыр, яйца — это какая пища?
Ещё мы едим хлеб, разные каши, картофель, овощи, фрукты, ягоды. Это растительная пища. (
Работа по карточкам.
Распределите указанные продукты на 2 группы: растительная пища, животная пища. (Дифференцированный подход). Оформление лэпбука
III Основное содержание «Значение питания»
А зачем человеку необходимо питаться каждый день.
Без пищи человек жить не может . Если человек окажется без пищи 3-4 дня, то он похудеет, ослабнет и может заболеть.
Пища поддерживает жизнь. Она даёт взрослым силы для работы. Пища делает человека здоровым, бодрым.
Детям пища нужна также для роста и развития организма. С каждым годом ребёнок становится выше ростом, расширяется его грудная клетка, крепнут мышцы. Для этого дети должны есть.
Зачем пища нужна детям?
Зачем взрослому человеку нужна пища?
Так для чего же нужна пища? Чтобы ходить, бегать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.
Вы знаете, сколько человек съедает за свою жизнь ?
Пища должна быть полезной и разнообразной. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Необходимо включать в свой дневной рацион разные продукты: мясные, молочные, рыбные, овощи и фрукты.
Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать:
мед
Гречка
геркулес
изюм
масло
Другие помогают строить организм и сделать его более сильным:
творог
Рыба
мясо
Яйца
Орехи
А третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться:
Ягоды
зелень
фрукты
овощи
Беседа по теме «Полезные и неполезные продукты»
- Мы едим несколько раз в день. Все ли продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья? В пищу надо употреблять полезные продукты, которые можно есть каждый день. Но есть ещё продукты, которые можно есть в небольших, ограниченных количествах – это неполезные продукты.
Кроме овощей, какие продукты считаются полезными? Назвать полезные продукты из животной пищи, растительной.
Полезные продукты питают организм энергией, чтобы можно было много двигаться, хорошо думать и при этом долго не уставать, делают человека более сильным.
Физкультминутка «вредное и полезное»
Я называю продукт если он полезный, то хлопаете в ладоши, если нет, т.е вредный, или не очень полезный ,то хмурите брови.
Задание «Определи на вкус».
Ребята, вы можете с закрытыми глазами на вкус определить полезные продукты?
Попробовать продукт.
Назвать его.
Завязать ученику глаза. Приготовить продукты (яблоко, чипсы, шоколадные конфеты, морковь, колбаса, апельсин, пирожное, свёкла).
Итог: сладкое, жареное, копчёное не бывает полезным.
Работа в группе. Распределить картинки на 2 группы: полезные и неполезные продукты. Оформление лэпбука.
Итог:
Если человек питается разнообразными и полезными продуктами, значит, он правильно питается.
Правильное питание - условие здоровья.
Неправильное питание приводит к болезням.
V Закрепление
Письмо Карлсону. Вспомните, с чего начался наш урок?
Что доктор говорил Карлсону? Сегодня вы узнали о значении питания, о разнообразии продуктов питания, о полезных и неполезных продуктах.
Теперь вы сможете дать правильный совет Карлсону, чтобы он поскорее выздоровел? Предлагаю написать письмо.
Итог:
Прочитать письмо. Сложить в конверт.
Вы смогли объяснить Карлсону про правильное питание. Теперь он точно будет здоров.
Не забудьте сами выполнять это правило.
Предварительный просмотр:
План конспект " Уход за волосами" 5 класс
Тема: Уход за волосами.
Практическая работа: Причесывание.
Задачи:
Образовательные: расширить представление о значении чистоты кожи, об уходе за кожей лица, за волосами, о гигиенических требованиях к одежде и обуви; раскрыть физиологический механизм закаливания, показать способы закаливания.
Коррекционно-Развивающие: продолжить формирование навыков работы с наглядным материалом, карточками с заданиями.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, культуру одежды, чистоты тела.
Словарь: личная гигиена, личные вещи, закаливание, гигиена одежды, чистота кожи, предметы гигиены, парикмахер, прическа, шампунь, кондиционер, ополаскиватель, гребешок, расческа, массажная щетка.
Оборудование и наглядный материал: Картинки, иллюстрации на тему «Личная гигиена», карточки с заданиями, «Личная гигиена», кроссворд «Уход за волосами», Памятки: «Как правильно мыть волосы», «Как правильно расчесывать волосы», набор расчесок.
Ход урока
1. Организация учащихся.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения «Девочка чумазая», а вы послушайте и скажите мне, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Отрывок из стихотворения «Девочка чумазая»
– Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки.
– Я на солнышке лежала
Руки кверху всё держала
Вот они и загорели.
– Ах, ты девочка, чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый.
– Я на солнышке лежала
Носик кверху я держала
Вот он и загорел
О чем говорится в этом стихотворении?
А посмотрите, сколько предметов личной гигиены изображено на картинках. И это не зря.
2. Сообщение темы урока.
Ребята, какая сегодня тема урока: Правила личной гигиены, её значение для здоровья человека.
3. Сообщение теоретических сведений:
Личная гигиена - это важный элемент здорового образа жизни. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
4.Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии, какие правила должен соблюдать каждый человек.
Чистота кожи и уход за ней
Если, придя, домой с улицы, мы не смоем с себя грязь, с нами могут случиться следующие неприятности:
- На грязной коже находится множество микробов, которые могут попасть в какую-нибудь маленькую трещинку на коже и там начнется воспаление.
- Если ты случайно потрешь глаза грязными руками, ты можешь занести туда инфекцию, и глаза воспалятся.
- Грязными руками можно занести в рот или инфекцию, или яйца глистов.
- Наконец, просто неприятно смотреть на человека, который садится за стол или ложится в постель грязным.
Очень полезно выработать у себя привычку каждый день принимать ванну или душ. Для многих это такое же обычное дело, как чистить зубы, одеваться или ходить в школу. Ежедневное купание должно восприниматься как что-то совершенно естественное и необходимое.
Уход за полостью рта:
Рекомендуется чистить зубы 2 раза в сутки в течении 3-х минут. Основная задача индивидуальной гигиены полости рта - удаление деминерализованного зубного налета с помощью, прежде всего, зубной пасты и щетки.
Правила ухода за кожей тела человека:
ежедневный тёплый душ перед сном;
мытьё ног перед сном;
ежедневно менять носки, чулки, колготки, нижнее бельё.
Нужно вот еще что запомнить об умывании и купании:
- Людям с очень сухой кожей рекомендуется мытье не чаще чем через день. Дело в том, что мыло смывает кожный жир и придает ей эластичность. Таким людям рекомендуется при купании добавлять в воду специальное масло, которое частично восполнит потерю кожного жира.
- Людям с некоторыми видами кожных заболеваний не рекомендуется купаться чаще чем через 2-3 дня.
- Не нужно слишком сильно тереть и скрести кожу при мытье. Слишком энергичное трение вредит коже.
- Не рекомендуется подолгу сидеть в ванне, когда вода уже остыла, - это верный способ простудиться и заболеть.
- Не страшно, если мыло попадет в глаза: оно немножко щиплет, но вреда не приносит.
- После ванны совсем не обязательно пользоваться лосьонами и дезодорантами. Чистое тело пахнет приятнее, чем любая парфюмерия.
- Те люди, у которых с самого раннего возраста выработана привычка, часто мыться и купаться, становятся чистоплотными взрослыми людьми.
5.Сегодня мы поговорим об уходе за волосами.
Волосы – прекрасное украшение человека в любом возрасте. Красивая прическа придает женщине особую привлекательность. На протяжении веков художники всех направлений восхищались красотой женских волос! Качество волос, густота и их состояние зависят от многих факторов, в том числе и от фактора наследственности; ухода за волосами; общего состояния здоровья.
Говорят, что по внешнему виду волос можно судить о состоянии здоровья человека. Иногда волосы начинают выпадать. Причиной могут служить хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания щитовидной железы. В числе других причин – недостаток в пище витаминов.
Реклама со всех сторон говорит нам о необычайно эффективных качествах того или иного шампуня. Конечно, современные препараты по уходу за волосами способны творить чудеса, но все же они не всемогущи. Ведь сильные, блестящие волосы – это прежде всего, здоровые волосы, принадлежащие здоровому человеку. Косметические средства редко могут полностью решить проблемы волос. И не стоит забывать, что часто волосы портятся из-за неумелых попыток улучшить их внешний вид.
Волосы моют 1-2 раза в неделю желательно кипяченой водой.
Задание №1 Перед вами лежит уже знакомая вам книга –Лэпбук, давайте разложим в правильной последовательности предложения и оформим ПРАВИЛА мытья головы.
ПРАВИЛЬНО МОЕМ ВОЛОСЫ
- Приготовить шампунь, именно для вашего типа волос.
- Подготовьте волосы к мытью, осторожно распутав и хорошо расчесав их
- Мойте голову теплой водой, горячей вредно – она чрезмерно высушивает волосу и кожу головы.
- Нанесите шампунь, предварительно выдавив его на ладонь. Равномерно распределите его по волосам и коже головы. Используйте ровно столько шампуня, сколько его нужно для определенной длины волос.
- Тщательно прополощите волосы.
- При необходимости нанесите шампунь вторично и повторите процесс. Потом смойте все остатки пены с волос и кожи головы.
- После мытья сушат волосы махровым полотенцем и при умеренной температуре.
- Нельзя расчесывать мокрые волосы, так как они хрупки.
Задание №2 Перед вами лежит уже знакомая вам книга –Лэпбук, давайте разложим в правильной последовательности предложения и оформим ПРАВИЛА расчесывания волос
Как правильно расчесывать волосы
- Волосы необходимо расчёсывать каждый день. Наибольшее значение имеет расчёсывание во время утреннего туалета. Вечернее расчёсывание волос во все стороны в продолжении 4 – 5 минут очень полезно.
- При наличии длинных волос расчёсывание следует начинать с концов, осторожно, без грубого выдергивания. Короткие волосы расчёсывают от корней. Для ухода за волосами необходимо иметь щётки и расчёски.
- Щётки помогают распутать волосы и пригладить их. Движение щётки от корней к концам удаляют мёртвые клетки кожи и грязь. Расчёсывание щёткой – это своеобразный массаж, он стимулирует кровообращение в корнях волос, содействуя их здоровому росту.
6. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо.
6. Практическая работа: работа с лэпбуком, причесывание волос.
- В вашей книги Лэпбуке есть кармашки с заданиями, вы самостоятельно выполните практическую работу о том, как сами выполняете утренний и вечерний туалет.
КАРТОЧКА НА ТЕМУ «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
1. Продолжите, какие процедуры выполняют во время утреннего туалета:
Чистка зубов, ..................................................................................................................
……………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………….
2. Продолжите, какие процедуры выполняют во время утреннего туалета:
Умывание, ……………………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………..
3. Назови одним выражением:
Мыло, шампунь, мочалка, зубная щетка, душ, расческа, чистое белье – это…
4. Выберите правильные ответы:
Чтобы быть здоровыми, надо:
а) соблюдать режим дня;
б) есть овощи и фрукты;
в) делать по утрам зарядку;
г) весь день смотреть мультфильмы и видеофильмы;
д) курить;
е) гулять в лесу или отдыхать за городом.
5. Вставь пропущенные слова:
Солнце, ……………….. и вода наши лучшие друзья.
Раньше для умывания наливали воду в …………, а потом воду выливали.
Сейчас у нас есть и …………., и …………………………,
а для мытья тела мы наполняем водой ……………………….
6. Зачеркни лишнее:
Шампунь, мыло, мочалка, пена для ванны, гель для душа, духи.
7. Добавь пропущенное слово:
Обтирание влажным полотенцем, солнечные ванны, ходьба босиком, обливание водой – это ……………………………………
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
А теперь предлагаю вам взять расчески и правильно, не спеша, учиться расчесывать волосы. Но сначала ответьте мне на вопросы:
1. Откуда мы начинаем расчесывать волосы? (от корней).
2. Какой расческой лучше расчесывать волосы? (с редкими зубьями).
3. Можно ли выдергивать волосы? (нет).
4. Расчесывание щеткой, какую помощь оказывает нашим волосам?
5. Сколько раз в день надо расчесывать волосы? (два раза).
6. Сколько времени надо расчесывать волосы? (5 – 7 минут).
6
Предварительный просмотр:
Класс: 5 Предмет: СБО
Тема: Виды транспортных средств. Городской транспорт.
Цель: способствовать развитию умения различать транспортные средства по способу передвижения, назначению
Задачи
- образовательные: Формирование у детей представление о видах транспорта по способу передвижения и по назначению;
- коррекционно - развивающие:
расширение словарного запаса через включение в речь новых слов; развитие регулирующей функции речи через объяснение, рассуждение;
развитие познавательной активности через игровую деятельность;
коррекция произвольного внимания, зрительного восприятия через выполнение упражнений.
- воспитательные: воспитание усидчивости, умения соблюдать правила поведения в кабинете.
Тип урока: комбинированный
Понятийные значения на уроке: виды транспорта
Оборудование: м/м проектор, и/а доска
ХОД УРОКА
Предварительный просмотр:
Урок СБО 5 класс
Тема: Торговля.
Цель: Дать понятие «Торговля», виды магазинов
Коррекционно- развивающая задача:
1. Развивать смысловую память посредством группировки понятий.
2. Расширять кругозор по теме «Торговля».
Коррекционно-воспитывающая задача:
1 .Воспитывать умение работать в парах.
2. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности посредством практических заданий.
1.Оргмомент. Кто готов учиться?
Кто готов трудиться?
Будем слушать, отвечать
И друг другу помогать.
2. Тема урока. Отгадайте о чем будет наш урок.
Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом...(магазине)
В магазине "Хозтовары"
Мы купили в выходной
Мыло, порошок и губки.
В сумке все несем домой.
Все товары, что купили,
Называются..(покупки)
3.Изложение теоретической части темы.
Учитель: Торговля очень важная для человека отрасль хозяйства. ТОРГОВЛЯ - это хозяйственная деятельность людей по обороту товаров, купле и продаже их. Торговля существует давно.
Издревле люди торговали разными товарами: солью, пушниной, тканями, серебренными и золотыми украшениями, специями и другими товарами. Торговля велась между людьми и государствами. Товары доставлялись на древних судах по морю, по суше на верблюдах, лошадях. Например, из Китая в Европу торговые люди привозили чай, шелка, красивую посуду из фарфора. Товары везлись как по морю, так и по суше целыми караванами. Иногда на них нападали разбойники, грабили их. Нелегкое это было дело.
Да, время шло. Развивались государства, менялись общественные строи. Развивалась и торговля. Мы живем с вами в очень интересное время. Стремительно развивается техника. Вы это даже дома можете наблюдать. Раньше были телевизоры ламповые, с обычно трубкой - экраном. Сейчас у многих из вас дома жидкокристаллические экраны у телевизоров. У вас были мобильные телефоны с кнопками на панели, сейчас уже сенсорные панели.
Какие же виды торговли сейчас существуют? Как можно сейчас купить товары?
: Сейчас товары можно купить традиционно в магазинах. При покупке мебели и других тяжелых товаров по желанию покупателя работники магазина могут доставлять товары до квартиры, но за определенную плату. Оплачивать за товар можно наличными деньгами и по банковским карточкам. Товары можно заказывать по каталогу, а на почте оплатить и получить их. А у кого дома есть компьютер и есть доступ в интернет, то можно заказать товар по интернету, указать необходимую информацию о себе и товаре, оплатить и получить на почте, что было заказано.
Учитель: Мы выслушали информацию. Ребята, скажите, может кто- то знает, чем отличаются продовольственные магазины от магазинов промышленных товаров?
Ответ обучающихся.
Итак, магазины промышленных товаров.
Задание №1 Оформите Лэпбук. (ПРОМЫШЛЕННЫЕ магазины) Какие товары продаются в этих магазинам?
Ткань
Обувь
Одежда
Книги
Хозяйственные товары
Игрушки
Есть специализированные магазины, но есть большие магазины, в которых есть отделы по названию товаров и отделы получили свое название. Отдел «Тканей», «Игрушек» и.т.д.
Учащиеся называют отделы промышленных магазинов (раскладывая товары (картинки) по кармашкам). Итак, ребята, мы с вами определили какие товары можно купить в магазинах промышленных товаров.
4.Физкультминутка. Ребята выполняют упражнения, хором повторяя стихотворение.
5 Задание № 2 оформите лэпбук
Кроме промышленных магазинов есть еще продовольственные.
Назови товары которые можно купить в продовольственном магазине?
Какие продовольственные магазины вы знаете?
.
- Хлебный
- Молочный
- .Фрукты -овощи
- Мясной
- Кондитерский
- .Рыбный
- Бакалея
БАКАЛЕЯ – консервированный и фасованный товар.
Слово бакалея произошло от турецкого бокал, в переводе оно означает «гляди и бери». В отделе бакалея продаются фасованные товары, такие как: сыпучие крупы: рис, гречка, пшено, макаронные изделия, а так же соль, сахар, мука, чай, кофе, растительное масло, соки, воды, специи, консервированные продукты, компоты из фруктов.
5.3акрепление нового материала
Игровая ситуация.
Задание: Сейчас мы проверим как вы знаете какие продукты должны продаваться в этом или ином отделе. Игра называется: «Расставь товар н по полкам». У вас на столе лежат карточки с названием отделов продовольственного магазина, вы должны выбрать товар с рисунка соответствующий отделу магазина.
По одному объясняют в какой отдел они отнесут и почему.
Молодцы вы отлично справились с этим заданием.
Ролевая игра «В магазине» («Игрушки», «Хозяйственном», «Книжном»). Обучающиеся работают парно, договариваются и распределяют роли продавца и покупателя. Дается 1 минута на подготовку. Проигрывают за партами, а затем у доски.
6.3аключение. Подведение итогов работы. Оценивание, комментарии. Выставление оценок.
Итак, ребята, подводим итог. Тема нашего урока? Ответы ребят. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем вы занимались? Понравился вам урок?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Городские транспортные средства.
Что такое транспорт? Транспорт – это средство для перевозки грузов и людей.
Как называют человека, который едет в транспорте? Пассажир – это человек, которого везут в транспорте
Виды транспорта (по способу передвижения) 1.Воздушный 2. Водный 3. Железнодорожный 4. Автомобильный 5. Гужевой
Гужевой транспорт – это повозка на колесах или полозьях, в которой тягловой силой является животное, такими животными могут быть: лошади, волы, ослы, собаки, олени и т. д., это зависит от места проживания человека .
Виды транспорта (по назначению) Пассажирский
Виды транспорта (по назначению) Грузовой
Виды транспорта (по назначению) Специальный
Транспорт по виду топлива : бензин, дизельное топливо, электроэнергия, солнечные батареи. Сейчас даже появилось экологичное топливо из растительного сырья, оно безопасно для окружающей среды. Словарь: транспорт, наземный, водный, воздушный, подводный, подземный, гужевой, железнодорожный, автомобильный, специальный, пассажирский, грузовой.
Физминутка
Ответь на вопросы (в тетради) Какой пассажирский транспорт есть в нашем городе? Назовите номера и маршруты автобусов. Назовите цену билета. Назовите транспорт по назначению. Приведите примеры транспорта по способу передвижения. Что такое транспорт? Назовите старинный транспорт, как он называется. Зарисовать транспортное средство в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная педагогика
Статья "Социализация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами внеклассной работы по литературе"...
Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя Н.Н. Малофеев Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Н.Н. МалофеевИнститут коррекционной педагогики РАО, Москва...
Коррекционная педагогика.
Активизация познавательных интересов на уроках географии в коррекционной школе. ОГЛАВЛЕНИЕРоль географии в обучении умственно – отсталых школьников Роль наглядности в обучении умственн...
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: Фитотерапия
Использование лекарственных растений при различных речевых нарушениях...
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....
Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики
В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности...
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с
1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...