КВН «Фразеологический калейдоскоп»
материал (8, 9 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

квн

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН «Фразеологический калейдоскоп»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 – 9 классах

Цель: выявление  уровня знания учащимися пословиц, поговорок, фразеологизмов;

Задачи: обобщить знания учащихся о фразеологизмах;

 развивать интерес к лексике русского языка;

прививать любовь к чтению; учить работать в команде.

В игре принимают участие 3 команды.

Домашнее задание – подготовить приветствие команде соперников.

                          Ход внеклассного мероприятия:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в интересную игру «Фразеологический калейдоскоп». Кто из вас знает, что такое «калейдоскоп»?  ( ответы детей).

Учитель: Молодцы, ребята, правильно. Ожегов дает такое определение слову «калейдоскоп»:

Калейдоскоп - Оптический прибор - трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры

2) Калейдоскоп - Быстрая смена разнообразных явлений.

Наши задания будут меняться быстро, от вас потребуются знания, смекалка и умение работать в группе.

Мы начинаем! Начиная игру, давайте познакомимся друг с другом, пожелаем друг другу удачи!

Приветствие команд.

Наш первый конкурс: Разминка

1команда: Чем заканчивается день и ночь?

2 команда: Что находится между рекой и берегом?

3 команда: Отчего петух кукарекает?

1 к: Какого цвета бывает тоска? (зелёная)

2 к: Может ли свет находиться в жидком состоянии? (да, если его пролить на что - то)

3 к: Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя; испить чашу горя)

Учитель: Вы отлично справились с этим заданием, и мы приступаем ко второму конкурсу.

2.Продолжить  пословицу.

Учитель:  Слово одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

1 команда: Не спеши языком……………(торопись делом)….

2 команда: Говорил день до вечера,…… (а слушать было нечего)……

3 команда: На языке медок,……………   (а на сердце ледок)….

1 к: С миру по нитке -  …………………  (голому рубашка)....

2 к: Всяк кулик …………………………   (своё болото хвалит)….

3 к: Под лежачий камень ………………   (вода не течет)…….

3.Следопыты. 

Учитель: На Руси до 16 века слова писались слитно. Впервые в истории русского письма промежутки между словами появляются на страницах первой печатной книги в 1564 году. Это книга «Апостол», изданная русскими первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцевым.

Ваше задание: прочитать загадку и отгадать ее .

1 команда: СЕСТРАКБРАТУВГОСТИИДЁТАОНОТНЕЁПРЯЧЕТСЯ

2 команда: ГУЛЯЕТВПОЛЕДАНЕКОНЬЛЕТАЕТНАВОЛЕДАНЕПТИЦА.

3 команда: СТОИТЕГОРКАВБЕЛОЙЕРМОЛКЕКТОНИПРОЙДЁТВСЯКПОКЛОНОТДАЁТ.

   4 Знатоки.

Учитель: сейчас командам предстоит назвать подходящие по смыслу фразеологизмы. Знаешь ли ты, что…

1 команда: Если очень много людей в помещении, тесно так, что не пройдёшь, говорят…

2 команда: Если на человека сваливают постоянно чью – то чужую вину, возлагают ответственность за чужой поступок, такого человека называют…

3 команда: Если человек не пользуется сам чем – либо и другим не дает, про такого человека говорят…

1 команда: Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

2 команда: Фальшивят, путают слова, поют, кто…

3 команда: Ребята слушать их не станут, от этой песни …

5.Пословицы шутят.

Учитель: Пословица, мы тебя знаем,

Но ты не такою была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё – то место заняла.

1 к: Два сапога – тара (пара)

2 к: Ус хорошо, а два – лучше (ум)

3 к: Жди у горя погоды (моря)

1 к: Толочь в ступе соду (воду)

2 к: Мы сами  с ушами (усами)

3 к: Первый клин комом (блин)

 6.Эстафета «Фразеологический зверинец» 

Учитель: А сейчас мы с вами отправляемся в зверинец. Только не в обычный, а фразеологический!

Каждой команде дается карточка с заданием. Команды одновременно вписывают в фразеологические обороты подходящих по смыслу животных.

1 к: голоден как……..(волк)

Хитер как……….(лиса)

Надут как …………(индюк)

Изворотлив как……(уж)

Болтлив как ………(сорока)

2 к:  нем как ……………(рыба)

Верный как ………..(собака)

Как мокрая ………...(курица)

Считать ……………(ворон)

Как с …...       вода    (гуся)

Дуться как …. на крупу(мышь)

3 к: ……скребут на душе (кошки)

……на ухо наступил  (медведь)

Покраснел как ……..(рак)

Как……    на сене     (собака)

…………..отпущения (козёл)

как ……. в воде         (рыба)

Учитель: А сейчас , команды, приготовьтесь! Начинается мозговая атака!

 7. Мозговая атака.

За 5 минут команда должна записать как можно больше фразеологизмов со словами:

1 к: голова, нос

2 к: глаз, ухо.

3 к: зуб, рука.

(звучит музыка из программы «КВН»)

Учитель: Не знали ваши мамы, не знали ваши папы, что дети непростые в семье у них растут… Начинаем конкурс капитанов!

 8. Конкурс капитанов.

Отгадать фразеологические загадки.

1 к: Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего –то недопонимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)

2 к: Его вешают, приходя в уныние; его задирают знайки; его всюду суют, вмешваясь не в своё дело. (нос)

3 к: Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто – то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в карманах. (ветер).

Учитель: Капитаны с честью справились со своим заданием, а я объявляю последний конкурс. Это своего рода рефлексия. Каждой команде описать наш конкурс, используя фразеологические обороты. Время – 3 минуты.

9. Конкурс «Я к вам пишу…»

(Ответ одной из команд: «Сегодня у нас был конкурс. Сначала мы чувствовали себя не в соей тарелке, потому что соперники были как рыба в воде. В третьем конкурсе мы сели в галошу и заработали баллов с гулькин нос. Но потом взялись за ум и доказали, что у нас есть голова на плечах. Никто из нас не считал ворон, все из кожи вон лезли, чтобы победить.»)

Учитель: Вот и подошел к концу наш конкурс. Хочется отметить, что вы хорошо усвоили тему «Фразеологизмы», показали свои знания, поиграли. А сейчас предоставим слово жюри.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"

Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса...

"Фразеологический калейдоскоп"

Лингвистическая игра-соревнование....

Фразеологический калейдоскоп

Материал может быть использован как на уроках русского языка, так и внеклассных занятиях....

Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"

Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса...

Рабочая программа спецкурса «Фразеологический калейдоскоп».

Цель программы: углубленное изучение фразеологии, педагогическое сопровождение и лингвистическое развитие одарённых детей ....