КВН «Фразеологический калейдоскоп»
материал (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
КВН «Фразеологический калейдоскоп»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 – 9 классах
Цель: выявление уровня знания учащимися пословиц, поговорок, фразеологизмов;
Задачи: обобщить знания учащихся о фразеологизмах;
развивать интерес к лексике русского языка;
прививать любовь к чтению; учить работать в команде.
В игре принимают участие 3 команды.
Домашнее задание – подготовить приветствие команде соперников.
Ход внеклассного мероприятия:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в интересную игру «Фразеологический калейдоскоп». Кто из вас знает, что такое «калейдоскоп»? ( ответы детей).
Учитель: Молодцы, ребята, правильно. Ожегов дает такое определение слову «калейдоскоп»:
Калейдоскоп - Оптический прибор - трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры
2) Калейдоскоп - Быстрая смена разнообразных явлений.
Наши задания будут меняться быстро, от вас потребуются знания, смекалка и умение работать в группе.
Мы начинаем! Начиная игру, давайте познакомимся друг с другом, пожелаем друг другу удачи!
Приветствие команд.
Наш первый конкурс: Разминка
1команда: Чем заканчивается день и ночь?
2 команда: Что находится между рекой и берегом?
3 команда: Отчего петух кукарекает?
1 к: Какого цвета бывает тоска? (зелёная)
2 к: Может ли свет находиться в жидком состоянии? (да, если его пролить на что - то)
3 к: Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя; испить чашу горя)
Учитель: Вы отлично справились с этим заданием, и мы приступаем ко второму конкурсу.
2.Продолжить пословицу.
Учитель: Слово одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
1 команда: Не спеши языком……………(торопись делом)….
2 команда: Говорил день до вечера,…… (а слушать было нечего)……
3 команда: На языке медок,…………… (а на сердце ледок)….
1 к: С миру по нитке - ………………… (голому рубашка)....
2 к: Всяк кулик ………………………… (своё болото хвалит)….
3 к: Под лежачий камень ……………… (вода не течет)…….
3.Следопыты.
Учитель: На Руси до 16 века слова писались слитно. Впервые в истории русского письма промежутки между словами появляются на страницах первой печатной книги в 1564 году. Это книга «Апостол», изданная русскими первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцевым.
Ваше задание: прочитать загадку и отгадать ее .
1 команда: СЕСТРАКБРАТУВГОСТИИДЁТАОНОТНЕЁПРЯЧЕТСЯ
2 команда: ГУЛЯЕТВПОЛЕДАНЕКОНЬЛЕТАЕТНАВОЛЕДАНЕПТИЦА.
3 команда: СТОИТЕГОРКАВБЕЛОЙЕРМОЛКЕКТОНИПРОЙДЁТВСЯКПОКЛОНОТДАЁТ.
4 Знатоки.
Учитель: сейчас командам предстоит назвать подходящие по смыслу фразеологизмы. Знаешь ли ты, что…
1 команда: Если очень много людей в помещении, тесно так, что не пройдёшь, говорят…
2 команда: Если на человека сваливают постоянно чью – то чужую вину, возлагают ответственность за чужой поступок, такого человека называют…
3 команда: Если человек не пользуется сам чем – либо и другим не дает, про такого человека говорят…
1 команда: Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
2 команда: Фальшивят, путают слова, поют, кто…
3 команда: Ребята слушать их не станут, от этой песни …
5.Пословицы шутят.
Учитель: Пословица, мы тебя знаем,
Но ты не такою была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё – то место заняла.
1 к: Два сапога – тара (пара)
2 к: Ус хорошо, а два – лучше (ум)
3 к: Жди у горя погоды (моря)
1 к: Толочь в ступе соду (воду)
2 к: Мы сами с ушами (усами)
3 к: Первый клин комом (блин)
6.Эстафета «Фразеологический зверинец»
Учитель: А сейчас мы с вами отправляемся в зверинец. Только не в обычный, а фразеологический!
Каждой команде дается карточка с заданием. Команды одновременно вписывают в фразеологические обороты подходящих по смыслу животных.
1 к: голоден как……..(волк)
Хитер как……….(лиса)
Надут как …………(индюк)
Изворотлив как……(уж)
Болтлив как ………(сорока)
2 к: нем как ……………(рыба)
Верный как ………..(собака)
Как мокрая ………...(курица)
Считать ……………(ворон)
Как с …... вода (гуся)
Дуться как …. на крупу(мышь)
3 к: ……скребут на душе (кошки)
……на ухо наступил (медведь)
Покраснел как ……..(рак)
Как…… на сене (собака)
…………..отпущения (козёл)
как ……. в воде (рыба)
Учитель: А сейчас , команды, приготовьтесь! Начинается мозговая атака!
7. Мозговая атака.
За 5 минут команда должна записать как можно больше фразеологизмов со словами:
1 к: голова, нос
2 к: глаз, ухо.
3 к: зуб, рука.
(звучит музыка из программы «КВН»)
Учитель: Не знали ваши мамы, не знали ваши папы, что дети непростые в семье у них растут… Начинаем конкурс капитанов!
8. Конкурс капитанов.
Отгадать фразеологические загадки.
1 к: Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего –то недопонимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)
2 к: Его вешают, приходя в уныние; его задирают знайки; его всюду суют, вмешваясь не в своё дело. (нос)
3 к: Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто – то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в карманах. (ветер).
Учитель: Капитаны с честью справились со своим заданием, а я объявляю последний конкурс. Это своего рода рефлексия. Каждой команде описать наш конкурс, используя фразеологические обороты. Время – 3 минуты.
9. Конкурс «Я к вам пишу…»
(Ответ одной из команд: «Сегодня у нас был конкурс. Сначала мы чувствовали себя не в соей тарелке, потому что соперники были как рыба в воде. В третьем конкурсе мы сели в галошу и заработали баллов с гулькин нос. Но потом взялись за ум и доказали, что у нас есть голова на плечах. Никто из нас не считал ворон, все из кожи вон лезли, чтобы победить.»)
Учитель: Вот и подошел к концу наш конкурс. Хочется отметить, что вы хорошо усвоили тему «Фразеологизмы», показали свои знания, поиграли. А сейчас предоставим слово жюри.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.
Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....
Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"
Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса...
"Фразеологический калейдоскоп"
Лингвистическая игра-соревнование....
Фразеологический калейдоскоп
Материал может быть использован как на уроках русского языка, так и внеклассных занятиях....
Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"
Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса...
Рабочая программа спецкурса «Фразеологический калейдоскоп».
Цель программы: углубленное изучение фразеологии, педагогическое сопровождение и лингвистическое развитие одарённых детей ....