Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ     КАЛЕЙДОСКОП

1-й  конкурс. За каждый найденный фразеологизм 1 балл, за объяснение – 1 балл.

Кто больше?

Задание: Выпишите на слух все фразеологизмы из текста, кратко объясните их значения

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон  уберечь. Вороны  -  известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.

        Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.

2-й конкурс.  Отгадай выражение.

Задание: Отгадайте выражения, в которых пропущены слова и составьте с ними небольшие предложения.

А) …а об …у. Из… вон (плохо). Сбыть с … . Мастер на все….и. Сидеть сложа …и. Золотые …и.

Б) Как в …у  канул. Толочь …у в ступе. Решетом …у носить. Тише …ы, ниже травы. Много …ы утекло. Выйти сухим из …ы.

В) Смотреть во все …а. Разбежались …а. Как бельмо на …у. Не в бровь, а в … . Выплакать все … . Смотреть большими …ами.

1 балл за выражение, 1 балл за предложение

3-й конкурс. Одним словом

Выразите смысл  фразеологизма одним словом.

Воспрянуть духом

Не вешать нос

Поднять на смех

Перемывать косточки

Вставлять палки в колёса

Как по команде

Не за горами

Во всё горло

Как снег на голову

Со всех ног

Надуть губы

Клевать носом

На живую нитку

Навострить лыжи

Прийтись по вкусу

Смотреть в оба

В двух словах

Как свои пять пальцев

Сколько душе угодно

Не ударить в грязь лицом

Черепашьим шагом

За каждое верное слово – 1балл

4-й конкурс.   Фразеологизмы – синонимы.

В русском языке существует немало синонимических фразеологизмов, т.е различных по звучанию и составу, но близких по значению. Попытайтесь подобрать синонимичные фразеологизмы с указанным значением

  1. Усердно, прилежно трудиться
  2. Быстро бежать
  3. Внезапное и бесследное исчезновение кого-либо

5-й конкурс. Фразеологизмы – антонимы.

Подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям:

  1. Приносить пользу –
  2. Не давать покоя –
  3. Набраться сил –
  4. Выйти из себя –
  5. Одержать победу –
  6. Сдержать слово –

За каждый фразеологизм – 1 балл

6 - й конкурс.   Фразеологический зверинец. (по 1 баллу за фразеологизм)

Припомните не менее 2 фразеологизмов с названиями животных и птиц.

Ворона, гусь, собака, конь, курица, свинья, волк, медведь, заяц.

7-й конкурс. Рассказ по фразеологизмам

Составьте рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы.

Вносить предложение. Выходной день. Привести в порядок. В один голос.                        Ни свет ни заря. Все как один. На каждом шагу. Не долго думая. Взяться за дело.         Первым долгом. Не покладая рук. Не за страх, а за совесть. Рука об руку.                       Идти полным ходом. То и дело. Не ударить в грязь лицом. Сдержать слово. Во что бы то ни стало. Показывать пример.                                                                                      Выполнить обещание. Вынести благодарность. Золотые руки. Все как на подбор. Гору своротить.

8-й конкурс. Догадайся!

Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами,    2-ая  группа – предложения со свободными словосочетаниями.

Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.

За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.

8-й конкурс. Догадайся!

Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами,    2-ая  группа – предложения со свободными словосочетаниями.

Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.

За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.

Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:

  1. За обе щеки
  2. Намылить шею
  3. Утереть нос
  4. С закрытыми глазами.

Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:

  1. За обе щеки
  2. Намылить шею
  3. Утереть нос
  4. С закрытыми глазами.

И Г Р А

Ф Р А З Е О Л О Г И Ч Е С К И Й

К А Л Е Й Д О С К О П

6  К Л А С С



Предварительный просмотр:

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ     КАЛЕЙДОСКОП

1-й  конкурс. За каждый найденный фразеологизм 1 балл, за объяснение – 1 балл.

Кто больше?

Задание: Выпишите на слух все фразеологизмы из текста, кратко объясните их значения

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон  уберечь. Вороны  -  известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.

        Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.

2-й конкурс.  Отгадай выражение.

Задание: Отгадайте выражения, в которых пропущены слова и составьте с ними небольшие предложения.

А) …а об …у. Из… вон (плохо). Сбыть с … . Мастер на все….и. Сидеть сложа …и. Золотые …и.

Б) Как в …у  канул. Толочь …у в ступе. Решетом …у носить. Тише …ы, ниже травы. Много …ы утекло. Выйти сухим из …ы.

В) Смотреть во все …а. Разбежались …а. Как бельмо на …у. Не в бровь, а в … . Выплакать все … . Смотреть большими …ами.

1 балл за выражение, 1 балл за предложение

3-й конкурс. Одним словом

Выразите смысл  фразеологизма одним словом.

Воспрянуть духом

Не вешать нос

Поднять на смех

Перемывать косточки

Вставлять палки в колёса

Как по команде

Не за горами

Во всё горло

Как снег на голову

Со всех ног

Надуть губы

Клевать носом

На живую нитку

Навострить лыжи

Прийтись по вкусу

Смотреть в оба

В двух словах

Как свои пять пальцев

Сколько душе угодно

Не ударить в грязь лицом

Черепашьим шагом

За каждое верное слово – 1балл

4-й конкурс.   Фразеологизмы – синонимы.

В русском языке существует немало синонимических фразеологизмов, т.е различных по звучанию и составу, но близких по значению. Попытайтесь подобрать синонимичные фразеологизмы с указанным значением

  1. Усердно, прилежно трудиться
  2. Быстро бежать
  3. Внезапное и бесследное исчезновение кого-либо

5-й конкурс. Фразеологизмы – антонимы.

Подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям:

  1. Приносить пользу –
  2. Не давать покоя –
  3. Набраться сил –
  4. Выйти из себя –
  5. Одержать победу –
  6. Сдержать слово –

За каждый фразеологизм – 1 балл

6 - й конкурс.   Фразеологический зверинец. (по 1 баллу за фразеологизм)

Припомните не менее 2 фразеологизмов с названиями животных и птиц.

Ворона, гусь, собака, конь, курица, свинья, волк, медведь, заяц.

7-й конкурс. Рассказ по фразеологизмам

Составьте рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы.

Вносить предложение. Выходной день. Привести в порядок. В один голос.                        Ни свет ни заря. Все как один. На каждом шагу. Не долго думая. Взяться за дело.         Первым долгом. Не покладая рук. Не за страх, а за совесть. Рука об руку.                       Идти полным ходом. То и дело. Не ударить в грязь лицом. Сдержать слово. Во что бы то ни стало. Показывать пример.                                                                                      Выполнить обещание. Вынести благодарность. Золотые руки. Все как на подбор. Гору своротить.

8-й конкурс. Догадайся!

Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами,    2-ая  группа – предложения со свободными словосочетаниями.

Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.

За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.

8-й конкурс. Догадайся!

Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами,    2-ая  группа – предложения со свободными словосочетаниями.

Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.

За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.

Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:

  1. За обе щеки
  2. Намылить шею
  3. Утереть нос
  4. С закрытыми глазами.

Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:

  1. За обе щеки
  2. Намылить шею
  3. Утереть нос
  4. С закрытыми глазами.

И Г Р А

Ф Р А З Е О Л О Г И Ч Е С К И Й

К А Л Е Й Д О С К О П

6  К Л А С С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти"(занимательная игра для 7-8 классов по русскому языку).

Данная игра может быть проведена на параллели 7-х или 8-х классов в рамках предметной недели....

Музыкальный калейдоскоп, игра для 5-х классов

Цель:  проверка знаний учащихся по предмету; развитие творческих способностей учащихся; приобщение к музыкальному искусству и расширению кругозора.Задачи: стимулирование интереса к изучению музык...

Интеллектальная игра для учащихся 7 класса: "Математический калейдоскоп"

7 класс , математика, интеллектуальная игра " Математический калейдоскоп"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Внеклассное мероприятие игра для учащихся 7 классов «Финансовый калейдоскоп»

Игра разработана на основе игры «Своя игра» для учащихся 7 классов...

Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"

Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса...

Открытый урок - игра в 6 «а» классе «Царство русского языка.»

Открытый урок - игра  в 6 «а» классе "Царство русского языка!"Цель: повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих...