Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по теме "Фразеология" | 27.72 КБ |
frazeologicheskiy_kaleydoskop.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
1-й конкурс. За каждый найденный фразеологизм 1 балл, за объяснение – 1 балл.
Кто больше?
Задание: Выпишите на слух все фразеологизмы из текста, кратко объясните их значения
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.
2-й конкурс. Отгадай выражение.
Задание: Отгадайте выражения, в которых пропущены слова и составьте с ними небольшие предложения.
А) …а об …у. Из… вон (плохо). Сбыть с … . Мастер на все….и. Сидеть сложа …и. Золотые …и.
Б) Как в …у канул. Толочь …у в ступе. Решетом …у носить. Тише …ы, ниже травы. Много …ы утекло. Выйти сухим из …ы.
В) Смотреть во все …а. Разбежались …а. Как бельмо на …у. Не в бровь, а в … . Выплакать все … . Смотреть большими …ами.
1 балл за выражение, 1 балл за предложение
3-й конкурс. Одним словом
Выразите смысл фразеологизма одним словом.
Воспрянуть духом | Не вешать нос | Поднять на смех |
Перемывать косточки | Вставлять палки в колёса | Как по команде |
Не за горами | Во всё горло | Как снег на голову |
Со всех ног | Надуть губы | Клевать носом |
На живую нитку | Навострить лыжи | Прийтись по вкусу |
Смотреть в оба | В двух словах | Как свои пять пальцев |
Сколько душе угодно | Не ударить в грязь лицом | Черепашьим шагом |
За каждое верное слово – 1балл
4-й конкурс. Фразеологизмы – синонимы.
В русском языке существует немало синонимических фразеологизмов, т.е различных по звучанию и составу, но близких по значению. Попытайтесь подобрать синонимичные фразеологизмы с указанным значением
- Усердно, прилежно трудиться
- Быстро бежать
- Внезапное и бесследное исчезновение кого-либо
5-й конкурс. Фразеологизмы – антонимы.
Подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям:
- Приносить пользу –
- Не давать покоя –
- Набраться сил –
- Выйти из себя –
- Одержать победу –
- Сдержать слово –
За каждый фразеологизм – 1 балл
6 - й конкурс. Фразеологический зверинец. (по 1 баллу за фразеологизм)
Припомните не менее 2 фразеологизмов с названиями животных и птиц.
Ворона, гусь, собака, конь, курица, свинья, волк, медведь, заяц.
7-й конкурс. Рассказ по фразеологизмам
Составьте рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы.
Вносить предложение. Выходной день. Привести в порядок. В один голос. Ни свет ни заря. Все как один. На каждом шагу. Не долго думая. Взяться за дело. Первым долгом. Не покладая рук. Не за страх, а за совесть. Рука об руку. Идти полным ходом. То и дело. Не ударить в грязь лицом. Сдержать слово. Во что бы то ни стало. Показывать пример. Выполнить обещание. Вынести благодарность. Золотые руки. Все как на подбор. Гору своротить.
8-й конкурс. Догадайся!
Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами, 2-ая группа – предложения со свободными словосочетаниями.
Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.
Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.
В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.
За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.
8-й конкурс. Догадайся!
Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами, 2-ая группа – предложения со свободными словосочетаниями.
Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.
Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.
В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.
За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.
Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:
- За обе щеки
- Намылить шею
- Утереть нос
- С закрытыми глазами.
Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:
- За обе щеки
- Намылить шею
- Утереть нос
- С закрытыми глазами.
И Г Р А
Ф Р А З Е О Л О Г И Ч Е С К И Й
К А Л Е Й Д О С К О П
6 К Л А С С
Предварительный просмотр:
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
1-й конкурс. За каждый найденный фразеологизм 1 балл, за объяснение – 1 балл.
Кто больше?
Задание: Выпишите на слух все фразеологизмы из текста, кратко объясните их значения
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.
2-й конкурс. Отгадай выражение.
Задание: Отгадайте выражения, в которых пропущены слова и составьте с ними небольшие предложения.
А) …а об …у. Из… вон (плохо). Сбыть с … . Мастер на все….и. Сидеть сложа …и. Золотые …и.
Б) Как в …у канул. Толочь …у в ступе. Решетом …у носить. Тише …ы, ниже травы. Много …ы утекло. Выйти сухим из …ы.
В) Смотреть во все …а. Разбежались …а. Как бельмо на …у. Не в бровь, а в … . Выплакать все … . Смотреть большими …ами.
1 балл за выражение, 1 балл за предложение
3-й конкурс. Одним словом
Выразите смысл фразеологизма одним словом.
Воспрянуть духом | Не вешать нос | Поднять на смех |
Перемывать косточки | Вставлять палки в колёса | Как по команде |
Не за горами | Во всё горло | Как снег на голову |
Со всех ног | Надуть губы | Клевать носом |
На живую нитку | Навострить лыжи | Прийтись по вкусу |
Смотреть в оба | В двух словах | Как свои пять пальцев |
Сколько душе угодно | Не ударить в грязь лицом | Черепашьим шагом |
За каждое верное слово – 1балл
4-й конкурс. Фразеологизмы – синонимы.
В русском языке существует немало синонимических фразеологизмов, т.е различных по звучанию и составу, но близких по значению. Попытайтесь подобрать синонимичные фразеологизмы с указанным значением
- Усердно, прилежно трудиться
- Быстро бежать
- Внезапное и бесследное исчезновение кого-либо
5-й конкурс. Фразеологизмы – антонимы.
Подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям:
- Приносить пользу –
- Не давать покоя –
- Набраться сил –
- Выйти из себя –
- Одержать победу –
- Сдержать слово –
За каждый фразеологизм – 1 балл
6 - й конкурс. Фразеологический зверинец. (по 1 баллу за фразеологизм)
Припомните не менее 2 фразеологизмов с названиями животных и птиц.
Ворона, гусь, собака, конь, курица, свинья, волк, медведь, заяц.
7-й конкурс. Рассказ по фразеологизмам
Составьте рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы.
Вносить предложение. Выходной день. Привести в порядок. В один голос. Ни свет ни заря. Все как один. На каждом шагу. Не долго думая. Взяться за дело. Первым долгом. Не покладая рук. Не за страх, а за совесть. Рука об руку. Идти полным ходом. То и дело. Не ударить в грязь лицом. Сдержать слово. Во что бы то ни стало. Показывать пример. Выполнить обещание. Вынести благодарность. Золотые руки. Все как на подбор. Гору своротить.
8-й конкурс. Догадайся!
Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами, 2-ая группа – предложения со свободными словосочетаниями.
Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.
Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.
В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.
За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.
8-й конкурс. Догадайся!
Распредели предложения в две группы: 1-ая группа – предложения с фразеологизмами, 2-ая группа – предложения со свободными словосочетаниями.
Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. Путешественники изъездил и вдоль и поперёк всё Зауралье.
Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.
В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите вашу просьбу.
За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём ни ночью.
Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:
- За обе щеки
- Намылить шею
- Утереть нос
- С закрытыми глазами.
Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:
- За обе щеки
- Намылить шею
- Утереть нос
- С закрытыми глазами.
И Г Р А
Ф Р А З Е О Л О Г И Ч Е С К И Й
К А Л Е Й Д О С К О П
6 К Л А С С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти"(занимательная игра для 7-8 классов по русскому языку).
Данная игра может быть проведена на параллели 7-х или 8-х классов в рамках предметной недели....
Музыкальный калейдоскоп, игра для 5-х классов
Цель: проверка знаний учащихся по предмету; развитие творческих способностей учащихся; приобщение к музыкальному искусству и расширению кругозора.Задачи: стимулирование интереса к изучению музык...
Интеллектальная игра для учащихся 7 класса: "Математический калейдоскоп"
7 класс , математика, интеллектуальная игра " Математический калейдоскоп"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...
Внеклассное мероприятие игра для учащихся 7 классов «Финансовый калейдоскоп»
Игра разработана на основе игры «Своя игра» для учащихся 7 классов...
Игра для 6-го класса по русскому языку "Фразеологический калейдоскоп"
Занятие в игровой форме для учащихся 6 класса...
Открытый урок - игра в 6 «а» классе «Царство русского языка.»
Открытый урок - игра в 6 «а» классе "Царство русского языка!"Цель: повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих...