Сенсорная стимуляция в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с РАС.
учебно-методический материал
Особенности переработки сенсорной информации у детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорная стимуляция в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с РАС. | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная стимуляция в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с РАС.
Информация из окружающей среды передается от одной части нервной системы человека к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.
Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно, мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важное, необходимое и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения.
Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции (из-за повреждения в родах чувствительных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д.), процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается.
С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школе и поведением. Хорошо известны основные сенсорные системы; зрительная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти «внешние» чувства отвечают на стимулы окружающей среды.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами: используя любой сенсорный материал, необходимо:
1. Следование за потребностями и интересами ребенка (внимательно наблюдать, что нравится ребенку, работа с каким материалом приносит удовольствие и расширять взаимодействие с ним).
2. Давать свободу во взаимодействии с материалами, давать возможность ребенку просто быть с ними или в них.
3. Упражнения задают рамки работы с материалом, внутри которых ребенок может проявлять инициативу.
4. Упражнения могут длиться столько, сколько захочет ребенок (некоторые дети могут «залипать» на определенном материале).
5. Наиболее привлекательные для ребенка упражнения могут повторяться в каждом занятии.
6. Оговаривать правила работы с материалом. Правил должно быть немного (если ребенок имеет трудности с восприятием и принятием правил, то мы сразу создаем условия из подходящих ему материалов, а взрослый страхует его).
7. Начинать и заканчивать занятие нужно ритуалом (сенсорный ввод).
8. Если ребенок не может сам выполнить задание, мы выполняем сначала это задание сами, потом руками ребенка.
Сенсорные системы:
Интроцептивная: ощущения, поступающие от внутренних органов (например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений и т. д.).
Тактильная: ощущения от прикосновений, давления и т. п. Дети, имеющие тактильную дисфункцию, часто испытывают затруднения с приемом пищи, мимикой, артикуляцией, поскольку они не имеют соответствующей информации от рецепторов, расположенных в области лица и рта.
Проприоцептивная: ощущение положения тела в пространстве, получаемое от мышц, связок и суставов. Некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивной дисфункции — это неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положение тела в пространстве, трудности в обучении новым моторным навыкам. Моторные же навыки глубоко связаны с речевой деятельностью.
Вестибулярная: ощущения движения, силы тяжести и равновесия. Об этой важной сенсорной системе мы подробно поговорим позже.
Если классифицировать симптомы нарушения восприятия информации по сенсорным системам, то получается следующее:
Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении.
Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напряженно смотрит на людей или предметы; избегает контакта «глаза в глаза».
Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов.
Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, мебель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.
Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъемов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.
Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д.; чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постельному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избегает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.
Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; проявляет тревожность; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.
Таким образом, в работе с детьми, имеющими нарушения сенсорной интеграции, необходимо учитывать индивидуальные особенности переработки информации каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога с одаренными детьми
В докладе представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними для развития умственных и творческих ...
Формирование устойчивых психических процессов (восприятия. внимания. памяти. мышления) в ходе коррекционной работы педагога-психолога.
Выступление на педсовете...
Методическая разработка коррекционного занятия педагога-психолога в сенсорной комнате "Звёздные фантазии в сенсорной комнате"
Сенсорная комната предоставляет огромную возможность для творчества и полёта фантазии воспитанников, но главная её функция развитие сенсорного, зрительного восприятия, благоприятное воздействие на нер...
«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ в условия ФГОС
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на создание психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении образовательной программы; коррекци...
Проектная деятельность в коррекционной работе педагога-психолога
Готовые идеи для проектов...
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....