Методический семинар
методическая разработка
Методики проведения физической культуры для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Методики проведения Физкультуры для детей с ОВЗ»
Физкультура для детей с ОВЗ в школе — важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дефицита двигательной активности, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.
Значение и особенности АФК
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.
В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение (недоразвитых, нарушенных или утраченных) функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
6. Вариативность:
- многообразие упражнений и условий их выполнения
- разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)
- разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние
- развитие речи (подвижные игры с речетативами)
- развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)
- развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.
Начиная работать с такими детьми и ознакомившись с их особенностями, мною было подобранны методы и технологии ФВ, основанные на теоретических и практических исследований специалистов.
Поэтому на данном методическом семинаре мне хочется рассказать именно об этом.
Рассмотрим первый метод.
"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)
Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или «8 золотых формул». Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.
1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.
2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.
3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.
4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.
- в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками
- в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами
5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). "Ползанье по-пластунски"→ "Ползанье на нижних четвереньках"→ "Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».
6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).
7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).
8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.
Вывод данный метод можно использовать в течении продолжительного периода времени(месяцы, годы) , а также на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движения максимально корректируют нарушения моторики. Он является достаточно эффективным, дети выполняют его с интересом, не испытывая утомления.
Также хочу представить второй метод, который эффективен и в средней школе
Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.
Проводятся на уроке физкультуры с детьми с ОВЗ:
- перед изучением нового материала для закрепления разученных движений
- после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.
Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:
- проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия
- бег с перепрыгиванием препятствий
- ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах
- ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов
- бег с ведением мяча
- передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах
- бег змейкой между предетами
- ходьба с перешагиванием предметов
- передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам
Протвопоказаны:
- акробатические кувырки вперед и назад
- бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)
- лазанье по канату
- бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)
Вывод в результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовыручка.
Представленная АФК как многие физические упражнения имеют ряд противопоказаний, которые представлены мною на слайде..
Противопоказания к АФК
- Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания
- Сердечно-сосудистые заболевания
- Легочная недостаточность
- Заболевания крови
- Нарушения спинального кровообращения
- Злокачественные образования
- Почечная недостаточность
- Хронический гепатит
- Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки
- Осложненный сахарный диабет
- Эпилепсия
- Остеохондроз позвоночника с осложнениями
- Психические заболевания
В качестве результатов могу представить личные наблюдения, когда в ходе применения методик дети стали дольше удерживать равновесие, повысился эмоциональный фон, стали активнее учувствовать в подвижных играх.
При работе детьми с ОВЗ хочется указать на не имение в школах коррекционного инвентаря, адаптированного для них спортивного помещения, методически разработанных индивидуальных карт физического развития детей данной категории, также на финансовый аспект( з.п преподавателя)
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Представленные методы могут оказать неоценимую помощь учителям ФК в работе с детьми с ОВЗ
В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствования и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...