СТАТЬЯ: Роль игры в развитии речи детей
статья
В игровой форме сложные и малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием, позволяющим решать сразу несколько коррекционных задач. Например, автоматизацию звуков, работу над грамматическим строем речи, дифференциацию звуков, развитие связной речи. Это настольные игры типа «Логопедическое домино», «Звуковые дорожки» игры с мячом «Один – много», тактильные игры «Волшебный мешочек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_igry_v_razvitii_rechi_detey.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Роль игры в развитии речи детей»
Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги).
Игра – не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального опыта, но и одна из общих сложных способностей человека, определяющих его развитие.
Игра делает жизнь детей интереснее и богаче, через игру они познают мир. Это способ, посредством которого ребёнок приобретает множество навыков, узнаёт функции и особенности своего тела, сознания, исследует окружающую среду, получает тактильную стимуляцию, учится расходовать энергию, выражать эмоции, осваивать социальные, поведенческие навыки.
Ценность игры ещё и в том, что она помогает ребёнку почувствовать радость жизни, утвердить себя в этом мире, и принять, впитать образ этого мира.
Игра предоставляет дошкольникам уникальную возможность реорганизовывать, преображать свой опыт, личный мир, а чуткому взрослому постигать детскую душу.
Дошкольное детство- уникальный сенситивный период для формирования важнейших процессов развития личности, при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких «кирпичиков». Фонематическое восприятие и фонематический слух являются кирпичиками – элементами для развития речи и овладение основами родного языка.
Процесс овладения родным языком, по наблюдениям Л.С. Выготского, в отличие от аналогичного процесса овладения иностранным, идёт от непроизвольного компонента к произвольному.
Родной язык - это прежде всего среда. Полноценное восприятие среды даёт возможность ориентироваться в ней, а позже продуктивно взаимодействовать с ней. Поэтому дошкольникам необходимо как можно чаще предоставлять максимально качественны материал для речевого восприятия.
В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития и более качественной подготовке к школьному обучению.
Одним из таких методов можно считать использование театрально- игровых приёмов на занятиях по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным многократным участием детей.
В процессе речевого развития дети в первую очередь воспринимают интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Затем ребёнок воспринимает слово как целое – в младенчестве как целое интонационное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – ещё и как целое лексическое. Бедный речевой запас, незрелость процессов памяти и восприятия у дошкольников требуют совпадения всех трёх компонентов воспринимаемой речи – интонационного, фонематического и лексического. Театрализованная игровая деятельность и есть тот самый максимально качественный речевой материал, на основе которого дошкольники учатся воспринимать речь и максимально овладевать ею.
Использование игровых методик в работе с детьми дошкольного возраста является необходимым условием для полноценного развития каждого ребёнка, его социальной адаптации, создание для него психологического комфорта в коллективе и в семье.
Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры – игровую зону, атрибуты, спокойную обстановку, то дошкольников с речевыми патологиями приходится учить играть. Игра большинства детей с нарушениями речи бывает процессуальной, лишённой словотворчества – дети не умеют договариваться, распределять роли. Речь детей примитивна, не отражает действительности, эмоционально бедна. Поэтому необходимо в первую очередь создавать лексическую базу – формировать запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Педагог должен не руководить игрой, а участвовать в ней, обогащать диалоги, монологи, развивать вопросно-ответную форму речи, стимулировать речевую активность дошкольников, внимание и память.
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов особого внимания и скрупулёзной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения требует от учителей-логопедов поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста – естественная среда его развития (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский).
Речевой материал, который преподносится ребёнку к игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты коррекционной деятельности.
В игровой форме сложные и малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием, позволяющим решать сразу несколько коррекционных задач. Например, автоматизацию звуков, работу над грамматическим строем речи, дифференциацию звуков, развитие связной речи. Это настольные игры типа «Логопедическое домино», «Звуковые дорожки» игры с мячом «Один – много», тактильные игры «Волшебный мешочек».
Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребёнок произносит первое слово. Но самопроизвольно речь не формируется – требуется целенаправленное воздействие.
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделим друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из компонентов речи очень часто приводит к нарушению другого.
Речь должна обладать определёнными качествами: быть содержательной, ясной, богатой, эмоционально – выразительной. Ребёнка нужно учить слышать и слушать родную речь.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметное речевое нарушение. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят особенностей грамматического строя речи или ограниченность словарного запаса, а вот неправильное произношение - как на ладошке.
Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка.
Игры богаты своими диагностическими возможностями, игра – основной вид деятельности дошкольника. Игра как форма деятельности способствует гармонизации развития всех компонентов речи.
Каким же требованиям должна соответствовать игра?
- Игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- Структура и содержание игры должно усложняться постепенно;
- В игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: зрительный, двигательный, тактильный, слуховой, обонятельный, вкусовой.
Такие игры имеют более высокую результативность в развитии речи, надолго запоминаются и вызывают устойчивую положительную динамику.
Являясь основным видом деятельности детей, игра влияет на формирование всех компонентов детской речи и психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.
Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.
Список использованной литературы:
1. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
4. Недоспасова В.А. Растём, играя. – М.: Просвещение, 2000.
5. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. – СПб.: Речь, 2002.
6.Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Образовательные услуги детского сада. Выполнение социального заказа родителей. Роль семьи в развитии речи детей....
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.Слово есть воссоздание внутри себя мира».К.С. АксаковНавык правильной речи, как и все навыки, приобретается в семье. То, что делает семья ...
Информация для родителей "Роль взрослых в развитии речи детей"
Информация раскрывает роль родителей в развитии речи малышей....
Роль родителей в развитии речи детей
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знан...
Консультация для родителей на тему "Роль сказки в развитии речи детей"
Материал консультации поможет родителям осознать значимость сказки в развитии связной речи детей....
Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"
quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....
"Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Любая игра развивает! В статье даны рекомендации к дидактическим играм с картинками для развития речи...