Рабочие программы учителя-дефектолога
рабочая программа
Материал содержит три рабочие программы учителя-дефектолога специального (коррекционного) отделения общеобразовательной школы. Целевой аудиторией являются дети, обучающиеся по 2 варианту ФГОС УО.
Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим миром
Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений
Сенсомоторное развитие
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим миром у детей с ТМНР
Целевая аудитория:
обучающиеся с ТМНР, сложным дефектом
педагог:
учитель-дефектолог Дудкина А.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Программы образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, - СПб. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Адресатами данной программы являются дети умеренной, тяжелой, глубокой УО, ТМНР, составляющие несколько возрастных групп.
1 группа. Учащиеся 2-3 класса с умеренной, тяжелой УО, с проявлением РАС, значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности и сопутствующие заболевания, препятствует освоению учебных знаний. Аутистические проявления значительно затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как всякий контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности. Для данной группы учащихся характерны: полное отсутствие речи, единичные звукокомплексы, отдельные слова в виде эхолалий. Восприятие импрессивной речи очень затруднено, а в отдельных случаях и невозможно. Наряду с патологией познавательных процессов, речи, двигательной сферы, у большинства учащихся отмечаются стойкое нарушение поведения и социального взаимодействия, вплоть до полного отказа от коммуникации, проявляющегося в агрессивной форме.
2 группа. Учащиеся 6-9 классов с умеренной и тяжелой УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Однако, необходимо отметить, что за время обучения в школе учащиеся проявили элементарные способности к развитию отдельных представлений, умений и навыков, которые значимы для их социальной адаптации. Способность к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета и др. создают предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предпосылок предметно-практической деятельности. У учащихся данной группы речевая продукция представлена в виде отдельных звуков, звукокомплексов, слов. Психо-физиологические особенности учащихся затрудняют формирование собственной речи. Установление контакта возможно или затруднено незначительно.
3группа. Учащиеся 9 классов с умеренной УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Очень большие сложности вызывает усвоение учебного материала по математике в объеме школьной программы (решение задач, дроби, меры измерений и др.). Другие учебные предметы также усваиваются лишь частично. При этом необходимо постоянное повторение пройденного материала и контроль взрослого при выполнении заданий. Учащиеся владеют элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Однако, речь часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации.
Объём программы:30 занятий
Продолжительность занятия: 40 минут
Форма занятий: групповая (2 человека);
Цель:
формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения, знакомство с природным и животным миром.
Задачи:
- формировать у детей алгоритм выполнения простых действий; -
-знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность); -
-формировать умения и навыки и применения элементарных форм общепринятых правил поведения в повседневной жизни;
-развивать первоначальные представления о предметном мире, созданном человеком (функциональное назначение отдельных окружающих предметов, действия с ними);
-развивать начальные представления об объектах и явлениях неживой природы;
-знакомить с первоначальными представлениями о животном мире.
Учебно-тематический план
Обучающие 1,2,3 групп осваивают тематический план программы на различном дидактическом материале, который доступен актуальному уровню развитию учащихся с выходом на «зону ближайшего развития». Как отмечал Л.С. Выготский, «социальная ситуация развития» должна быть для ребёнка «провоцирующей» его развитие .
№ | Наименование тем занятий | Всего занятий | Форма контроля |
Обследование | 3 | Диагностическое обследование | |
Я. Мое лицо. Уточнение знания названий частей лица. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Я. Мои эмоции. Формирование представлений об эмоциональных состояниях (смех, плач). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Осень. Школьный двор. Формирование умения показа погодных явлений на картинках, на фото. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Моя семья. Уточнение знаний о родителях по фото ( Кто это?). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Уход за собой. Умывание. Подворачивание рукавов, последовательность мытья лица и рук). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Хозяйственный магазин Знакомство с основными предметами быта в игровой ситуации. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Моя семья. Братья, сестры, домашние питомцы. Продолжение знакомства с другими членами семьи и питомцами. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Уход за собой. Одежда. Привлечение внимания ученика к своему внешнему виду. Поддержание порядка. Образец, словесная инструкция. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Моя одежда. Уточнение представлений об одежде: одежда по сезонам. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Мои эмоции. Закрепление названий эмоциональных состояний (смех, плач). Игровые этюды. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Зима. Школьный двор зимой. Уточнение представлений о солнце, тучах, снеге и снежинках и их изображении на картинках. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Мое тело. Закрепление названий частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Зима. Зимние праздники. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Новый год. Рождество. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Части суток: день, ночь. Расширение и уточнение представлений частях суток. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Цирк. Знакомство с различными эмоциональным состоянием: радуется, грустит. Игровые этюды. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Профессии. Расширение и уточнение представлений о труде врача | 1 | Динамическое наблюдение | |
Профессии. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх ( парикмахер). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Уточнение представлений о животных в природе. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Праздник армии. Служебные собаки. Закрепление представлений о животных по их объемным и плоскостным моделям. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Продукты питания. Закрепление представлений о знакомых продуктах питания. Игровая ситуация «Продовольственный магазин». | 1 | Динамическое наблюдение | |
Приглашаем в гости. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх (гости). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Моя мама. Я помогаю маме. Формирование представлений об обязанностях по дому. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Ранняя весна. Расширение представлений о сезонных погодных явлениях: солнце, дождь, тучи. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Школьный двор весной. Формирование умения показа погодных явлений на картинках. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Я дома и в школе. Уточнение представлений об обязанностях и правилах поведения. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Транспорт. Дорога в школу и домой. Закрепление представлений о маршруте в школу и домой. Совместное составление маршрута по фото, схемах, картинкам. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Закрепление представлений о птицах по их объемным и плоскостным моделям. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Подготовка к каникулам. Дача | 1 | Динамическое наблюдение | |
Подготовка к каникулам. Дача. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Обследование | 1 | Диагностическое обследование | |
Итого: | 34 |
*Специалист, вправе в процессе работы внести изменения в план.
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии ребенка:
-у ребенка могут быть сформированы отдельные элементы алгоритма выполнения простого действия;
-ребенок сможет выделять заданные педагогом предсенсорные эталоны на доступном его развитию уровне;
- у ребенка могут сформироваться отдельные навыки элементарных форм правил поведения;
-ребёнок станет больше проявлять интерес к предметному миру;
-у ребенка могут сформироваться первоначальные представления о
явлениях неживой природы;
Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы
- Программа образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, - СПб. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. Под редакцией Н.Н. Яковлевой, -СПб. :2015 г.
- Крупенчук О.А. Пальчиковые игры. –СПб.: Издательский дом «Литера», 2011г.
- Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. – СПб.: Речь, 2010г.
- Е.С. Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии М., 2001г.
- Психолого-педагогическая диагностика под редакцией И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. М., 2003г.
Демонстрационные карточки: домашние животные, дикие животные, продукты питания, посуда, мебель, одежда и обувь, игрушки, транспорт, фрукты, овощи.
Демонстрационные карточки "Зима","Весна","Лето","Осень".
Кукольный театр деревянный: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
Бубны, маракасы, колокольчик, погремушки.
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
дидактические материалы М. Монтессори.
Конструкторы деревянные и пластмассовые.
Наборы для сюжетно-ролевых игр: Я - доктор, В магазине и др.
-
Календарно-тематический план
№ | Наименование тем занятий | Неделя |
Обследование | 1-3 | |
Я. Мое лицо. Уточнение знания названий частей лица. | 4 | |
Я. Мои эмоции. Формирование представлений об эмоциональных состояниях (смех, плач). | 5 | |
Осень. Школьный двор. Формирование умения показа погодных явлений на картинках, на фото. | 6 | |
Моя семья. Уточнение знаний о родителях по фото ( Кто это?). | 7 | |
Уход за собой. Умывание. Подворачивание рукавов, последовательность мытья лица и рук). | 8 | |
Хозяйственный магазин Знакомство с основными предметами быта в игровой ситуации. | 9 | |
Моя семья. Братья, сестры, домашние питомцы. Продолжение знакомства с другими членами семьи и питомцами. | 10 | |
Уход за собой. Одежда. Привлечение внимания ученика к своему внешнему виду. Поддержание порядка. Образец, словесная инструкция. | 11 | |
Моя одежда. Уточнение представлений об одежде: одежда по сезонам. | 12 | |
Мои эмоции. Закрепление названий эмоциональных состояний (смех, плач). Игровые этюды. | 13 | |
Зима. Школьный двор зимой. Уточнение представлений о солнце, тучах, снеге и снежинках и их изображении на картинках. | 14 | |
Мое тело. Закрепление названий частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть). | 15 | |
Зима. Зимние праздники. | 16 | |
Новый год. Рождество. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх. | 17 | |
Части суток: день, ночь. Расширение и уточнение представлений частях суток. | 18 | |
Цирк. Знакомство с различными эмоциональным состоянием: радуется, грустит. Игровые этюды. | 19 | |
Профессии. Расширение и уточнение представлений о труде врача | 20 | |
Профессии. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх ( парикмахер). | 21 | |
Уточнение представлений о животных в природе. | 22 | |
Праздник армии. Служебные собаки. Закрепление представлений о животных по их объемным и плоскостным моделям. | 23 | |
Продукты питания. Закрепление представлений о знакомых продуктах питания. Игровая ситуация «Продовольственный магазин». | 24 | |
Приглашаем в гости. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх (гости). | 25 | |
Моя мама. Я помогаю маме. Формирование представлений об обязанностях по дому. | 26 | |
Ранняя весна. Расширение представлений о сезонных погодных явлениях: солнце, дождь, тучи. | 27 | |
Школьный двор весной. Формирование умения показа погодных явлений на картинках. | 28 | |
Я дома и в школе. Уточнение представлений об обязанностях и правилах поведения. | 29 | |
Транспорт. Дорога в школу и домой. Закрепление представлений о маршруте в школу и домой. Совместное составление маршрута по фото, схемах, картинкам. | 30 | |
Закрепление представлений о птицах по их объемным и плоскостным моделям | 31 | |
Подготовка к каникулам. Дача | 32 | |
Подготовка к каникулам. Дача. | 33 | |
Обследование | 34 | |
Итого: | 34 |
*В течение учебного года в календарно-тематическом плане могут быть
внесены корректировки
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений
Целевая аудитория:
обучающиеся с ТМНР, сложным дефектом
педагог:
учитель-дефектолог Дудкина А.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Программы образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011г.
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Адресатами данной программы являются дети умеренной, тяжелой, глубокой УО, ТМНР, составляющие несколько возрастных групп.
1 группа. Учащиеся 2-3 классов с умеренной, тяжелой УО, с проявлением РАС, значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности и сопутствующие заболевания, препятствует освоению учебных знаний. Аутистические проявления значительно затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как всякий контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности. Для данной группы учащихся характерны: полное отсутствие речи, единичные звукокомплексы, отдельные слова в виде эхолалий. Восприятие импрессивной речи очень затруднено, а в отдельных случаях и невозможно. Наряду с патологией познавательных процессов, речи, двигательной сферы, у большинства учащихся отмечаются стойкое нарушение поведения и социального взаимодействия, вплоть до полного отказа от коммуникации, проявляющегося в агрессивной форме.
2 группа. Учащиеся 6-9 классов с умеренной и тяжелой УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Однако, необходимо отметить, что за время обучения в школе учащиеся проявили элементарные способности к развитию отдельных представлений, умений и навыков, которые значимы для их социальной адаптации. Способность к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета и др. создают предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предпосылок предметно-практической деятельности. У учащихся данной группы речевая продукция представлена в виде отдельных звуков, звукокомплексов, слов. Психо-физиологические особенности учащихся затрудняют формирование собственной речи. Установление контакта возможно или затруднено незначительно.
3группа. Учащиеся 9 классов с умеренной УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Очень большие сложности вызывает усвоение учебного материала по математике в объеме школьной программы (решение задач, дроби, меры измерений и др.). Другие учебные предметы также усваиваются лишь частично. При этом необходимо постоянное повторение пройденного материала и контроль взрослого при выполнении заданий. Учащиеся владеют элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Однако, речь часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации.
Объём программы:30 занятий
Продолжительность занятия: 40 минут
Форма занятий: групповая (2 человека);
Цель:
коррекция и развитие всех компонентов познавательной деятельности учащихся с ТМНР сложным дефектом, подготовка к повседневной жизни через овладение элементарными математическими знаниями.
Задачи:
- формировать алгоритм выполнения простых действий;
- формировать начальные представления о форме и величине предметов;
- формировать количественные (дочисловые) представления;
- формировать отдельные пространственные представления;
- формировать основы подражания простым действиям;
- формировать элементарные временные представления.
Учебно-тематический план
Обучающие 1,2,3 групп осваивают тематический план программы на разном материале, который доступен актуальному уровню развитию учащихся с выходом на «зону ближайшего развития». Как отмечал Л.С.Выготский, «социальная ситуация развития» должна быть для ребёнка «провоцирующей» его развитие .
№ | Наименование тем занятий | Всего занятий | Форма контроля |
Обследование | 3 | Диагностическое обследование | |
1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по подражанию. 2.Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на доске. 3.Конструирование построек по схемам, моделям, фото по заданным учителем условиям. | 1 | Динамическое наблюдение | |
1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу действиям учителя. 2.Выделение одного-пяти предметов из множества. 3.Выделение одного-девяти предметов из множества. | 1 | Динамическое наблюдение | |
1.Построение простейших фигур из 3-5 объемных деталей по образцу с предварительным его анализом. 2.Присчитывание (практические действия). 3.Продолжение знакомства учащихся с монетами (специально организованные образовательные ситуации). | 1 | Динамическое наблюдение | |
1. Построение башни (3-детали) из деревянного строительного материала по подражанию или по образцу с предварительным анализом. 2.Обозначение сосчитанных объектов (общее количество) последним произнесенным словом совместно с учителем. 3.Продолжение формирование навыков решения задач иллюстраций в пределах девяти. | 1 | Динамическое наблюдение | |
6. | 1.Выделение количества (много, мало) на природном материале и др. 2.Формирование представлений о счете объектов в любом порядке. 3. Группировка предметов по форме (образец, словесная инструкция). | 1 | Динамическое наблюдение |
7. | 1.Выбор без пересчета соответствующего количества материала (много, мало) прикладыванием и накладыванием. 2.Узнавание цифр (от 0 до5) в правильном и перевернутом положении. Практические упражнения. 3.Соотнесение плоскостных и пространственных фигур. | 1 | Динамическое наблюдение |
8. | 1.Соотнесение круга с шаром. Идентификация объектов круглой формы (по подражанию, по образцу). 2.Знакомство с монетами (1,5 копеек), (1.2,5 рублей). 3.Сериация фигур по одному или двум признакам. Блоки Дьеныша. | 1 | Динамическое наблюдение |
9. | 1.Сопоставление двух объектов по величине (большой маленький) накладыванием, прикладыванием. 2.Форимирование представлений о формах: (шар, куб, треугольная призма-крыша). Образец. 3.Измерение сыпучих веществ с помощью различных емкостей упражнения. | 1 | Динамическое наблюдение |
10. | 1.Закрепление представлений о перемещении в пространстве (изменения положения частей тела). 2.Формирование представлений о соотнесении плоскостных и пространственных фигур. 3.Продолжение формирования навыков решения задач- драматизаций в пределах девяти. | 1 | Динамическое наблюдение |
11. | 1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу педагога. 2.Конструирование фигур из палочек (счетные палочки, палочки Кьюизера) по подражанию и образцу. 3. Обучение использования часов в жизни. Называние и показ времени от 1 до 9 часов. Электронные часы | 1 | Динамическое наблюдение |
12. | 1.Закрепление представлений о красном и желтом цвете. 2.Сопоставление двух объектов разной величины ( большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий). Приемы наложения и приложения. 3. Обучение использования часов в жизни. Называние и показ времени от 1 до 9. Механические часы. | 1 | Динамическое наблюдение |
13. | 1.Знакомство с зеленым цветом. 2.Формирование о часах и их использовании в жизни. 3.Продолжение формирования навыков решения задач - драматизаций в пределах девяти. | 1 | Динамическое наблюдение |
14. | 1.Обучение ориентировке в пространстве в ходе игр-имитаций действий хорошо знакомых персонажей сказок. 2.Обучение называнию и показу времени на часах от 1 до5 часов. 3.Знакомство с цифрой и числом 10. |
1 | Динамическое наблюдение |
15. | 1.Закрепление представлений и их уточнение о солнце, луне, дожде, снеге. 2.Конструирование. Совместные постройки зданий школа, дом-башни и пр. 3.Знакомство с монетами с монетами различного достоинства в пределах 10. | 1 | Динамическое наблюдение |
16. | 1.Составление и узнавание целого предмета по его фрагментам. 2.Формирование представлений о подборе предыдущего и последующего числа к называемому или обозначенному цифрой. 3. Знакомство с бумажными деньгами. 10руб, 50руб, (5и0). | 1 | Динамическое наблюдение |
17. | 1.Складывание разрезной картинки из 2 и более частей (накладывание или образец). 2. Обучение выделения (одного-шести) предметов на основе тактильного обследования «Чудесный мешочек». 3. Обучение использованию монет и бумажных денег (10руб) в процессе специально организованных образовательных ситуациях. | 1 | Динамическое наблюдение |
18. | 1.Конструирование плоскостных изображений предметов из палочек (дом, солнышко, заборчик) 2.Узнавание цифр от 0 до 6 в правильном и перевернутом положении. Практические упражнения. 3. Составление и решение задач на наглядной основе на бытовые темы в пределах 9. | 1 | Динамическое наблюдение |
19 | 1.Обучение объединению предметов во множества и разъединению множеств: однородные с отдельными признаками различия (величина, цвет). 2. Формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на один. Практические упражнения с цифрами от 0 до 6. 3. Формирование представлений об экстренных службах их телефонах, о номерах домов. | 1 | Динамическое наблюдение |
20. | 1.Знакомство с количеством в пределах двух. Выбор двух предметов 2.Формирование представлений о линии (прямой, извилистой). 3. Закрепление представлений о линии (прямой, извилистой). | 1 | Динамическое наблюдение |
21. | 1.Выделение количества (много, мало, пусто). 2.Обучение приемам соотношения частей конструкции с частями игрушки или образца. 3.Формирование представлений о ломаной линии. |
| Динамическое наблюдение |
22. | 1.Формирование действий присчитывания. 2.Конструирование. Постройки на основе анализа образца (знакомых) из других (незнакомых) элементов. 3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (словесная инструкция). | 1 | Динамическое наблюдение |
23. | 1.Знакомство с величиной: высокий – низкий (дом, елка). 2.Составление ритмических композиций из геометрических фигур по образцу. 3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (символы, точки, стрелки). | 1 | Динамическое наблюдение |
24. | 1.Знакомство с кубом. Выбор предметов округлой и квадратной формы из множества других. 2.Обучение практическим приемам ориентирования в помещении и на доске по образцу и словестной инструкции. 3. Формирование представлений о соотношении объемных и плоскостных фигур (материал Монтессори). | 1 | Динамическое наблюдение |
25. | 1.Закрепление представлений о красном, желтом, зеленом цвете. 2.Формирование представлений о приемах измерения сантиметром. 3.Продолжение обучения использования часов в жизни. Электронные часы. | 1 | Динамическое наблюдение |
26. | 1.Знакомство с синим цветом. 2.Обучение называнию и показу времени от 0 до 6 часов. 3. Называние и показ времени на часах от 1 до 10 часов. | 1 | Динамическое наблюдение |
27. | 1.Идентификация объекта (круглой и квадратной ) формы по образцу и словесной инструкции. Сравнение их (такой – не такой). 2.Формирование представлений о перемещении 3-4 объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу. 3. Формирование представлений о значении времени в жизни человека (работа магазина, аптеки). | 1 | Динамическое наблюдение |
28. | 1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде. 2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его. 3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени. | 1 | Динамическое наблюдение |
29. | 1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде. 2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его. 3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени. | 1 | Динамическое наблюдение |
30 | 1.Формирование представлений об относительности величины (дом – далеко, дом – близко). 2.Формирование представлений об астрономических символах: солнце, луна, звезды. 3.Закрепление представлений о значении времени в жизни человека (работа магазина, аптеки). | 1 | Динамическое наблюдение |
31 | 1.Закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения частей тела. 2. Продолжение бучения приемам соотношения частей конструкции с частями игрушки или образца. 3.Закрепления представлений о ломаной линии. | 1 | Динамическое наблюдение |
32. | Повторение и закрепление тем пройденных в течение года (по выбору специалиста). | 1 | Динамическое наблюдение |
33. | Повторение и закрепление тем пройденных в течение года (по выбору специалиста). | 1 | Динамическое наблюдение |
34. | Обследование | 1 | Диагностическое обследование |
Итого: | 34 |
*Специалист, вправе в процессе работы внести изменения в план.
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии обучающихся:
-у учащегося могут быть сформированы отдельные элементы алгоритма выполнения простого действия;
- обучающийся сможет выделить отдельные заданные формы (круг, квадрат);
- учащийся сможет выделить отдельные заданные величины (большой, маленький);
- у учащегося могут быть сформированы предпосылки пространственных представлений на доступном ему уровне;
- учащийся сможет (совместно с педагогом) подражать простым действиям;
- у учащегося могут быть сформированы дочисловые и элементарные числовые представления;
- у учащегося могут быть сформированы элементарные временные представления (день, ночь).
- у учащегося могут быть сформированы элементарные временные представления (называние и показ времени на часах от 1 до 10 часов).
Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы Программа образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011г.
Сборник программ коррекционных курсов для детей с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г.
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой и И.М. Бгажноковой М., 2007г.
Крупенчук О.А. Пальчиковые игры. –Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2011г.
Л.В.Мищенкова 36 занятий для будущих отличников Курс РПС (развитие познавательных способностей) методическое пособие для подготовки к школе М., издательство РОСТ, 2011г.
Демонстрационные карточки: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Кукольный театр деревянный: «Теремок», «Репка»,«Курочка Ряба».
Бубны, маракасы, колокольчик, погремушки.
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Наборы плодов (шишки и каштаны и др.)
Конструкторы деревянные и пластмассовые
Дидактические материалы М. Монтессори:
«Розовая башня».
Коричневая лестница.
Блоки с цилиндрами - вкладышами.
Календарно-тематический план
№ | Наименование тем занятий | Неделя |
Обследование | 1-3 | |
1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по подражанию. 2.Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на доске. 3.Конструирование построек по схемам, моделям, фото по заданным учителем условиям. | 4 | |
1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу действиям учителя. 2.Выделение одного-пяти предметов из множества. 3.Выделение одного-девяти предметов из множества. | 5 | |
1.Построение простейших фигур из 3-5 объемных деталей по образцу с предварительным его анализом. 2.Присчитывание (практические действия). 3.Продолжение знакомства учащихся с монетами (специально организованные образовательные ситуации).. | 6 | |
1. Построение башни (3-детали) из деревянного строительного материала по подражанию или по образцу с предварительным анализом. 2.Обозначение сосчитанных объектов (общее количество) последним произнесенным словом совместно с учителем. 3.Продолжение формирование навыков решения задач иллюстраций в пределах девяти. | 7 | |
1.Выделение количества (много, мало) на природном материале и др. 2.Формирование представлений о счете объектов в любом порядке. 3. Группировка предметов по форме (образец, словесная инструкция). | 8 | |
1.Выбор без пересчета соответствующего количества материала (много, мало) прикладыванием и накладыванием. 2.Узнавание цифр (от 0 до5) в правильном и перевернутом положении. Практические упражнения. 3.Соотнесение плоскостных и пространственных фигур. | 9 | |
1.Соотнесение круга с шаром. Идентификация объектов круглой формы (по подражанию, по образцу). 2.Знакомство с монетами (1,5 копеек), (1.2,5 рублей). 3.Сериация фигур по одному или двум признакам. Блоки Дьеныша. | 10 | |
1.Сопоставление двух объектов по величине (большой маленький) накладыванием, прикладыванием. 2.Форимирование представлений о формах (шар, куб, треугольная призма-крыша). Образец. 3.Измерение сыпучих веществ с помощью различных емкостей упражнения. | 11 | |
1.Закрепление представлений о перемещении в пространстве (изменения положения частей тела). 2.Формирование представлений о соотнесении плоскостных и пространственных фигур. 3.Продолжение формирования навыков решения задач- драматизаций в пределах девяти. | 12 | |
1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу педагога. 2.Конструирование фигур из палочек (счетные палочки, палочки Кьюизера) по подражанию и образцу. 3. Обучение использования часов в жизни. Называние и показ времени от 1 до 9 часов. Электронные часы | 13 | |
1.Закрепление представлений о красном и желтом цвете. 2.Сопоставление двух объектов разной величины (большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий). Приемы наложения и приложения. 3. Обучение использования часов в жизни. Называние и показ времени от 1 до 9. Механические часы. | 14 | |
1.Знакомство с зеленым цветом. 2.Формирование о часах и их использовании в жизни. 3. Продолжение формирования навыков решения задач - драматизаций в пределах девяти. | 15 | |
1.Обучение ориентировке в пространстве в ходе игр-имитаций действий хорошо знакомых персонажей сказок. 2.Обучение называнию и показу времени на часах от 1 до5 часов. 3.Знакомство с цифрой и числом 10. |
16 | |
1.Закрепление представлений и их уточнение о солнце, луне, дожде, снеге. 2.Конструирование. Совместные постройки зданий: школа, дом - башни и пр. 3.Знакомство с монетами с монетами различного достоинства в пределах 10. | 17 | |
1.Составление и узнавание целого предмета по его фрагментам. 2.Формирование представлений о подборе предыдущего и последующего числа к называемому или обозначенному цифрой. 3. Знакомство с бумажными деньгами. 10руб, 50руб, (5и0). | 18 | |
1.Складывание разрезной картинки из 2 и более частей (накладывание или образец). 2. Обучение выделения (одного-шести) предметов на основе тактильного обследования «Чудесный мешочек». 3. Обучение использованию монет и бумажных денег (10руб) в процессе специально организованных образовательных ситуациях. | 19 | |
1.Конструирование плоскостных изображений предметов из палочек (дом, солнышко, заборчик) 2.Узнавание цифр от 0 до 6 в правильном и перевернутом положении. Практические упражнения. 3. Составление и решение задач на наглядной основе на бытовые темы в пределах 9. | 20 | |
1.Обучение объединению предметов в множества и разъединению множеств: однородные с отдельными признаками различия (величина, цвет). 2. Формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на один. Практические упражнения с цифрами от 0 до 6. 3. Формирование представлений о экстренных службах их телефонах, о номерах домов. | 21 | |
1.Знакомство с количеством в пределах двух. Выбор двух предметов 2.Формирование представлений о линии (прямой, извилистой). 3. Закрепление представлений о линии (прямой, извилистой). | 22 | |
1.Выделение количества (много, мало, пусто). 2.Обучение приемам соотношения частей конструкции с частями игрушки или образца. 3.Формирование представлений о ломаной линии. | 23 | |
1.Формирование действий присчитывания. 2.Конструирование. Постройки на основе анализа образца (знакомых) из других (незнакомых) элементов. 3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (словесная инструкция). | 24 | |
1.Знакомство с величиной: высокий – низкий (дом, елка). 2.Составление ритмических композиций из геометрических фигур по образцу. 3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (символы, точки, стрелки). | 25 | |
1.Знакомство с кубом. Выбор предметов округлой и квадратной формы из множества других. 2.Обучение практическим приемам ориентирования в помещении и на доске по образцу и словестной инструкции. 3. Формирование представлений о соотношении объемных и плоскостных фигур (материал Монтессори). | 26 | |
1.Закрепление представлений о красном, желтом, зеленом цвете. 2.Формирование представлений о приемах измерения сантиметром. 3.Продолжение обучения использования часов в жизни. Электронные часы. | 27 | |
1.Знакомство с синим цветом. 2.Обучение называнию и показу времени от 0 до 6 часов. 3. Называние и показ времени на часах от 1 до 10 часов. | 28 | |
1.Идентификация объекта (круглой и квадратной) формы по образцу и словесной инструкции. Сравнение их ( такой – не такой). 2.Формирование представлений о перемещении 3-4 объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу. 3. Формирование представлений о значении времени в жизни человека (работа магазина, аптеки). | 29 | |
1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде. 2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его. 3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени. | 30 | |
1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде. 2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его. 3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени. | 31 | |
1.Формирование представлений об относительности величины (дом – далеко, дом – близко). 2.Формирование представлений об астрономических символах: солнце, луна, звезды. 3.Закрепление представлений о значении времени в жизни человека. (работа магазина, аптеки). | 32 | |
1.Закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения частей тела. 2. Продолжение бучения приемам соотношения частей конструкции с частями игрушки или образца. 3.Закрепления представлений о ломаной линии. | 33 | |
Обследование. | 34 | |
Итого: | 34 |
*В течение учебного года в календарно-тематическом плане могут быть
внесены корректировки
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сенсомоторное развитие
Целевая аудитория:
обучающиеся с ТМНР, сложным дефектом
педагог:
учитель-дефектолог Дудкина А.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе сборника программ коррекционных курсов для детей с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Адресатами данной программы являются дети умеренной, тяжелой, глубокой УО, ТМНР, составляющие несколько возрастных групп.
1 группа. Учащиеся 2-3 классов с умеренной, тяжелой УО, с проявлением РАС, значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности и сопутствующие заболевания, препятствует освоению учебных знаний. Аутистические проявления значительно затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как всякий контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности. Для данной группы характерны: полное отсутствие речи, единичные звукокомплексы, отдельные слова в виде эхолалий. Восприятие импрессивной речи очень затруднено, а в отдельных случаях и невозможно. Наряду с патологией познавательных процессов, речи, двигательной сферы, у большинства учащихся отмечаются стойкое нарушение поведения и социального взаимодействия, вплоть до полного отказа от коммуникации, проявляющегося в агрессивной форме.
2 группа. Учащиеся 6-9 классов с умеренной и тяжелой УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Однако, необходимо отметить, что за время обучения в школе учащиеся проявили элементарные способности к развитию отдельных представлений, умений и навыков, которые значимы для их социальной адаптации. Способность к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета и др. создают предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предпосылок предметно-практической деятельности. У учащихся данной группы речевая продукция представлена в виде отдельных звуков, звукокомплексов, слов. Психо-физиологические особенности учащихся затрудняют формирование собственной речи. Установление контакта возможно или затруднено незначительно.
Объём программы:30 занятий
Продолжительность занятия: 40 минут
Форма занятий: групповая (2 человека);
Цель:
При создании оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности всех сенсорных свойств, качеств, признаков дать учащимся правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
- формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать элементарные пространственно-временные ориентировки;
- развивать зрительное и слуховое восприятия;
- развивать тактильное восприятие;
- корректировать зрительно-моторную координацию;
- формировать предпосылки навыков общения.
Учебно-тематический план
Обучающие 1, 2 групп осваивают учебно-тематический план программы на различном дидактическом материале, который доступен актуальному уровню развитию учащихся с выходом на «зону ближайшего развития». Как отмечал Л.С. Выготский, «социальная ситуация развития» должна быть для ребёнка «провоцирующей» его развитие .
№ | Наименование тем занятий | Всего занятий | Форма контроля |
Обследование | 3 | Диагностическое обследование | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячом, ежиком. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом и др. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие окружающих звуков, звучание различных предметов. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие предметами. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с уже знакомыми предметами 3-4 пары. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами 5-6 пар. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с геометрическими телами (шар-куб). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с игрушками. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов красного цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки). |
1 | Динамическое наблюдение | |
Ладошки. Тактильные ощущения предметов (мягкий, твёрдый) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов желтого цвета (предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов разных (красный, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки | 1 | Динамическое наблюдение | |
Представление о величине (выкладывание фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Представление о величине (сравниваем различные по величине предметы). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Игры с прищепками (крепление прищепками недостающих деталей к фигурам) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов разных цветов (предметы одежды, овощи, фрукты). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучанию предметы) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Ладошки. Тактильные ощущения предметов ( мягкий, твёрдый, шершавый) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Громкие и тихие звуки (определение громких и тихих звуков ) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Удерживание позы тела в пространстве( повтор движений педагога). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов синего цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов разных (синий, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов разных (красный, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов разных (синий, желтый, синий) цветов. Предметы одежды, фрукты. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Предъявление предметов разных (синий, желтый, синий) цветов., ленты, игрушки. | Динамическое наблюдение | ||
Повторение и закрепление пройденных тем в течение года по выбору специалиста. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Повторение и закрепление пройденных тем в течение года по выбору специалиста. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Обследование | 1 | Диагностическое обследование | |
Итого: | 34 |
*Специалист, вправе в процессе работы внести изменения в план.
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии обучающегося:
- у ученика могут быть сформированы элементы пространственно-временных ориентировок
- ученик может научиться рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- у ученика могут быть сформированы предпосылки фиксации взгляда на объекте на доступном ему уровне;
- ученик сможет воспринимать, непродолжительное время удерживать предмет в руках, рассматривая его со всех сторон;
- ученик может научиться соотносить знакомые цвета;
- у ученика могут быть сформированы первоначальные представления о величине и форме предметов;
- ученик может научиться узнавать знакомые материалы на ощупь, по звуку;
Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы
сборник программ коррекционных курсов для детей с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой и И.М. Бгажноковой М., 2007г.
Крупенчук О.А. Пальчиковые игры. –Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2011г.
Л.В.Мищенкова 36 занятий для будущих отличников Курс РПС (развитие познавательных способностей) методическое пособие для подготовки к школе М., издательство РОСТ, 2011г.
Бубны, маракасы, колокольчик, погремушки.
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Наборы плодов (шишки и каштаны и др.)
Конструкторы деревянные и пластмассовые
Дидактические материалы М. Монтессори:
«Розовая башня».
Коричневая лестница
Блоки с цилиндрами - вкладышами
Дидактические материалы Дусима.
Календарно-тематический план
№ | Наименование тем занятий | Неделя |
Обследование | 1-3 | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячом, ежиком. | 4 | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой. | 5 | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом и др. | 6 | |
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой. | 7 | |
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком. | 8 | |
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла. | 9 | |
Восприятие окружающих звуков, звучание различных предметов. | 10 | |
Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами. | 11 | |
Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с уже знакомыми предметами 3-4 пары. | 12 | |
Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с геометрическими телами (шар-куб). | 13 | |
Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с игрушками. | 14 | |
Предъявление предметов красного цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки). | 16 | |
Предъявление предметов желтого цвета (предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки). | 18 | |
Предъявление предметов разных (красный, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки. | 19 | |
Представление о величине (выкладывание фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения). | 20 | |
Представление о величине (сравниваем различные по величине предметы). | 21 | |
Игры с прищепками (крепление прищепками недостающих деталей к фигурам). | 22 | |
Предъявление предметов разных цветов (предметы одежды, овощи, фрукты). | 23 | |
Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучанию предметы). | 24 | |
Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе.) | 25 | |
Ладошки. Тактильные ощущения предметов ( мягкий, твёрдый, шершавый). | 26 | |
Громкие и тихие звуки. (определение громких и тихих звуков). | 27 | |
Удерживание позы тела в пространстве.( повтор движений педагога) | 28 | |
Предъявление предметов синего цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки). | 29 | |
Предъявление предметов разных (синий, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки. | 30 | |
Предъявление предметов разных (красный, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки. | 31 | |
Предъявление предметов разных (синий, желтый, синий) цветов. Предметы одежды, фрукты,. | 32 | |
Предъявление предметов разных (синий, желтый, синий) цветов., ленты, игрушки. | 33 | |
Обследование | 34 | |
Итого: | 34 |
*В течение учебного года в календарно-тематическом плане могут быть
внесены корректировки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....
Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида
Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...
Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....
Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.
программы разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....
Рабочая программа учителя-дефектолога
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...
Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....