Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа

Сухова Маргарита Михайловна

Графомоторное развитие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotornoe_razvitie_suhova_2018.docx51.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1»

Утверждаю

директор КГКОУ Школа 1

________ И.Г.Подоплелова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По коррекционному курсу «Графомоторное развитие обучающихся 2 «А» класса  с интеллектуальными нарушениями»

Уровень образования (класс)    2

Количество 34 часа (1 час в неделю)

Автор-составитель    Сухова Маргарита Михайловна

Должность учитель-дефектолог

Год создания программы; 2018

Адрес; КГКОУ Школа 1, Калинина 1/2

Программа разработана в соответствии с ФГОС для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)

город Комсомольск-на-Амуре 2018г.

  1. Программа по коррекционному курсу  «Графомоторное развитие обучающихся 2 «А» класса  с интеллектуальными нарушениями» рекомендована обучающимся,  имеющих в  заключении ПМПк  легкую и среднюю  степень выраженности умственной отсталости ,  грубое  нарушение познавательной деятельности. Противопоказана детям с эписиндромом (сенсорная комната), детям с РАС ( подгрупповые формы занятий в период адаптации).  Обучающиеся 2 класса имеют  легкую и среднюю степень умственной отсталости. 1 обучающийся имеет  тяжелую степень отягощенную аутистическим  синдромом. Тип программы- коррекционно-развивающая.

Программа обеспечивает разностороннее развитие  обучающихся 2 А класса с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы.

      Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания дефектологической помощи обучающимся 2 А  класса с умственной отсталостью.

     Мониторинговые обследования  выявили  нарушения  в развития детей: в собственной деятельности, сенсорных функций, психических процессов, моторики, представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений, игровой и продуктивной деятельности .

 Особенности развития ВПФ у учащихся  2 А класса

с нарушениями интеллекта

Учебная деятельность – не сформированы умения и навыки самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.

Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся крайне медленный: дети,  крайне медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы,  90% из 100 недостаточно быстро соотносят звук с буквой.  Крайне слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.

При письме . Особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия) нарушена у всех обучающихся 2 класса .  У 4-х  детей отстает развитие зрительного и  слухового анализатора ,  у 3-х тактильного и других анализаторов.

При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается  узость объема и трудности восприятия пространства и времени.

Восприятие неразрывно связано с  мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.

У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.

Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями  памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.

Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь  у всех детей группы бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.  

Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно  нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом. 

В итоге все отличительные особенности психической деятельности  обучающихся 2 класса с нарушениями интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.

  В соответствии с выявленными нарушениями  во 2 классе составлена данная программа.  

   

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы.

     Программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по коррекционному курсу «Графомоторное развитие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с учётом Примерной адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.  Это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений графомоторного  развития. Программа реализуется с учетом образовательно –пространственной среды. Модуль: « Творческая мастерская», «Времена года».

    Программа направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям 2  А класса. Не рекомендована  детям с ТМНР.

Нормативно-правовое обеспечение.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года (ред. от 29.07.2017)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Положение КГКОУ Школа 1 о службе психолого-педагогического сопровождения от 05.12.2017г. ( протокол №3 педагогического совета)

Методологические и теоретические основы программы.

Программа по коррекционному курсу для учащихся 2 класса КГКОУ Школы 1 имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Учитывая специфику образовательного процесса в школе, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

 При разработке программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В.Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.) и «Особый ребёнок» под

редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.). Авторская программа  учителя-дефектолога составленная М.М. Суховой и Н.А. Позлняковой.

Методологической основой коррекционно-развивающего обучения является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками.

Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и обучающей работы.

Учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального, физического и психического развития — все это принимается во внимание при использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работы. Принцип здорвьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим принципом при организации обучения и при построении всей системы коррекционно-

педагогической работы.

Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения.

Практическая направленность программы.

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с  обучающимися 2 А класса.

 Практическая направленность  в том, чтобы сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

Имеющиеся у детей нарушения приводят к недостаточности умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредованные, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.

 Данная категория детей с  выявленными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, , которые  были учтены при определении коррекционной работы в образовательном пространстве.

Цель программы.

        Цель реализации программы образования обучающихся с легкой  и средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для маКСИМАЛЬНОГО  удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся и коррекция имеющихся недостатков графомоторного развития.

Основные задачи программы.

 ― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― достижение планируемых результатов освоения программы обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

― выявление нарушений и коррекция  графомоторного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через проведение подгрупповых и индивидуальных дефектологических занятий;

Срок реализации программы  2 года ( 68 часов), по 1 часу в неделю.

Специфика организации дефектологической работы.

Программа предусматривает частую повторяемость дидактических упражнений. В упражнения должны быть включены элементы новизны по содержанию и по форме. Такой подход обусловлен тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны.

Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, проводится частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. В связи со стойкостью нарушений  у обучающихся с ОВЗ, дефектологическая работа осуществляется в более длительные сроки.

В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у дефектолога в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения

Формы работы с обучающимися:  подгрупповые и индивидуальные. Занятия  во 2 классе–1 раз в неделю (подгрупповые) и индивидуальные – 3 раза в неделю..

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение  тематики  в 3 классе, на более высоком уровне.

Количество занятий определяется составом группы. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с подгруппой  30 минут.  . Наполняемость  подгруппы  для дефектологических занятий 5-6  учеников. При необходимости дефектолог производит перераспределение обучающихся по группам.  Дефектолог проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями,  тьютором,родителями, психологом, логопедом, медицинским персоналом школы.

Эффективность дефектологических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  

          Работа дефектолога подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку.  Содержание коррекционного курса «Графомоторное развитие» находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

Программа предполагает своевременную и целенаправленную коррекцию нарушений познавательной сферы.

        Дефектологическое воздействие  направлено на познавательную сферу в целом. На занятиях через разнообразные формы и методы дефектологической работы предусматривается формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения при  максимальном включении анализаторов.  Это будет способствовать усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

      Решение задач коррекции развития познавательной сферы будет способствовать формированию полноценной учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения.

     Дефектологическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку. При этом цели и задачи работы дефектолога (коррекция нарушений письма, мелкой моторики) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений). Поэтому содержание курса «Графомоторное развитие»  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

Ожидаемые результаты освоения  рабочей программы для обучающихся 2 класса.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Графомоторное развитие» представляют собой систему целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы.

Обучение учащихся с умственной отсталостью  носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер.  

В сфере развития личностных учебных действий  организована  работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной работы с целью включения в последующую трудовую деятельность.

В сфере регулятивных учебных действий, в зависимости от степени умственной отсталости, уделяется внимание формированию на доступном уровне способностей учащихся в оценке и контролированию своих действий, как по результату, так и по способу действий, включая элементарные способности ставить новые учебные цели и задачи, средства их достижения.

В сфере развития коммуникативных учебных действий приоритетное внимание  уделяется  развитию всех сторон речи,   речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся дальнейшее формирование у  школьников учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса базовых учебных действий.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций.

Личностные результаты  освоения программы   включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения отражают:

         

        1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

        2) овладение начальными навыками адаптации;

        3) овладение социально-бытовыми умениями и навыками, используемыми в повседневной жизни;

        4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия;  

        5)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

        6) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,  эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания к чувствам других людей;

        7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям;

         Предметные результаты освоения программы по коррекционному курсу «Графомоторное развитие» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для  предметной области, готовность их применения.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень

  •  Различать звуки и буквы с помощью;
  • Находить парные звонкие и глухие согласные с помощью;
  • списывать гласные буквы е, ю ,я с опорой на наглядность;
  •  находить в тексте шипящие и свистящие согласные с опорой на схемы;
  • обозначать мягкость  на конце слова буквой Ь с опорой на образец;
  • различать  шипящие и свистящие согласные с помощью педагога;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • находить названия предметов, действий с опорой на раздаточный материал;
  • предлог как отдельное слово;
  • списывать с опорой на наглядность простое предложение из 2-3 слов;
  • различать звуки и буквы;
  • Находить парные звонкие и глухие согласные;
  • списывать гласные буквы е,ю,я с проговариванием;
  • находить в тексте шипящие и свистящие согласные с опорой на схемы;
  • дифференцировать и подбирать слова по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов) по образцу;
  • различать  шипящие и свистящие согласные
  • самостоятельно записывать  на слух 2-3 слова.
  • Называть обобщающие слова для группы однородных предметов;
  • Уметь находить и употреблять предлоги;
  • Списывать предложение из 3-4 слов  и составлять схему к нему;
  • Различать набор слов и предложения;

.

       

 Система оценки достижения ожидаемых результатов.

Оценка достижений предметных результатов по практической (что умеет) составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперационной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

     На основании сравнения показателей за четверть текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с УО по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5– полное освоение действия.

Требования к условиям реализации программы.

 В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

-упражнения по формированию фонематических процессов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

-задания на профилактику нарушений чтения и письма.

   На занятиях планируется:

-работа над слуховым вниманием

-работа над предложением, коротким текстом;

-обогащение и активизация словарного запаса;

-работа над грамматическим строем речи;

- развитие коммуникативных навыков;

-коррекция нарушений чтения и письма;

-формирование личностных качеств.

  Материально-техническое оснащение кабинета учителя -дефектолога включает:

парты, в том числе отдельная парта для индивидуальной работы;

   доска с набором крепления для картинок, таблиц;

   стеллажи для наглядных пособий, предметов;

дидактический материал: наборы по темам: животные, семья, овощи, фрукты, мебель, профессии и др; плоскостных игрушек; настольный театр; раздаточный материал;

печатный материал: альбомы с демонстрационным материалом для исследования познавательной сферы; для работы над обогащением словарного запаса; для развития мышления, памяти, речи; картинная азбука; наборы сюжетных картинок; наборы предметных картинок; схемы (звуко-буквенного разбора слов);

настольные игры (лото, кубики, мозаика, шнуровки, и др.) развивающего характера;

 технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением; аудиозаписи, презентации;  

специальные учебники с материалами для чтения учащимся 3 классов; методические и учебные пособия.

Содержание.

Звуки и буквы.

Слог.

Парные звонкие и глухие согласные.

Шипящие и свистящие согласные.

Гласные буквы е.ю,я в начале слова или слога.

Твердые и мягкие согласные.

Мягкий знак на конце слов.

Слово.

Названия предметов.

Названия действий.

Предлоги.

Слова с непроверяемыми гласными.

Предложение.

Список литературы.

  1. Учебник «Русский язык» 2 класс под ред.  Н.В. Павлова; Э.В.Якубовской Москва «Просвещение» 2009г.
  2. «Познавательные путешествия» И.Ю.Гуцал, Г.В.Мищенко 2017г.
  3. «Что такое хорошо, что такое плохо?» И.Ю.Гуцал, Г.В.Мищенко 2017г.
  4. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. 2000г.
  5. Лебедински В.В. Нарушения психического развития у детей. Москва, 1985г.
  6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  7. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года (ред. от 29.07.2017)

        СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

___________ Е.Ю. Бочарникова

«____»__________  2018 года

               

город Комсомольск-на-Амуре

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 1»

                         

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        По коррекционному курсу «Графомоторное развитие»

                                                                                  (указать учебный предмет, курс)

Класс             2 А

Учитель-дефектолог  Сухова Маргарита Михайловна

Количество часов: всего        34    часов; в неделю___1___ час;

_ Планирование составлено на основе рабочей программы  и разработана на основе АООП для обучающихся с УО, интеллектуальными нарушениями         

             Учебник:_ Учебник «Русский язык» 2 класс под ред.  Н.В. Павлова; Э.В.Якубовской Москва «Просвещение» 2009г 

Тема занятия

Кол-во часов

Календарные сроки

По плану

По факту

1

Диагностика

1

сентябрь

2

Диагностика

1

сентябрь

3

Звуки и буквы. Модуль: « Буквоград»

2

сентябрь

4

 Согласные звуки и буквы

1

сентябрь

5

Слова различающиеся одним звуком

1

октябрь

6

Ударение

1

октябрь

7

Слог. Перенос слов по слогам

1

октябрь

8

Парные звонкие и глухие Б-П

1

октябрь

9

Парные звонкие и глухие К-Г

1

ноябрь

10

Парные звонкие и глухие Д-Т

1

ноябрь

11

Парные звонкие и глухие Ш-Ж

1

ноябрь

12

Парные звонкие и глухие С-З

1

декабрь

13

Шипящие и свистящие согласные

1

декабрь

14

Гласные буквы в начале слова

1

декабрь

15

Гласные буквы в начале слова

1

декабрь

16

Контрольное списывание

1

январь

17

Мягкий знак на конце слова

1

январь

18

Письмо слов с мягкими согласными

1

январь

19

Слово. Названия предметов

1

февраль

20

Обобщающие слова. Модуль: « Времена года»

1

февраль

21

Большая буква ( имена, фамилии, клички)

1

февраль

22

Названия действий

1

февраль

23

Предлоги

1

март

24

Предлоги

1

март

25

Предложение

1

март

26

Порядок слов в предложении. Схема

1

апрель

27

Составление предложений по сюжетной картинке

1

апрель

28

Закрепление темы

2

апрель

29

Повторение.

1

май

30

Закрепление пройденного

1

май

31

Диагностика

1

май

32

Диагностика

1

май

Согласовано

Протокол заседания

методического объединения

ОО

от «____» ________ 2018 года  №____

___________                    __________________________

подпись руководителя МО                      Ф.И.О.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________  Е.Ю.Бочарникова

«_____»____________ 2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....