"Азбука безопасного поведения на дороге".
материал
Методические рекомендации для учителей специальной(коррекционной) общеобразовательной школы по профилактике безопасного поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnogo_povedeniya_na_doroge_polnaya_versiya.doc | 502 КБ |
Предварительный просмотр:
АЗБУКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
Методические рекомендации для учителя специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по профилактике безопасного поведения на дороге.
Пояснительная записка.
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения, как водителям, так и пешеходам. Ежегодно в ДТП в мире погибает 1 млн. 200 тысяч человек.
Практически каждое ДТП совершено по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к урбанизированной среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения, воспитанию транспортной культуры.
Актуальность разработки данного пособия вызвана проблемой дорожно-транспортного травматизма в городе Москве. Анализ существующей ситуации показывает, что население не подготовлено должным образом к безопасному участию в дорожном движении. Все чаще дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются дети с отклонениями в развитии (дети инвалиды).
Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что назрела необходимость создания в школах системы формирования транспортной культуры обучающихся, более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта требует определенного подхода. Так как предлагаемые в продаже пособия по ПДД, рассчитаны на учащихся с нормальным интеллектуальным развитием для успешного усвоения правил безопасного поведения на дороге учителями-дефектологами было разработано данное методическое пособие «Азбука безопасного поведения на дороге».
Пособие входит в учебно-методический комплект, состоящий из учебного пособия для учащихся в виде тетради с печатной основой и методического пособия для учителя в котором описываются организационные формы работы с детьми, даны рекомендации по методике обучения правилам безопасного поведения на улицах и дорогах учащихся коррекционных образовательных учреждений YIII вида, а так же предложены поурочные разработки.
Учебный материал и наглядность для пособия подбирались с учётом интеллектуальных и психофизических особенностей учащихся коррекционных школ. В основу концептуальной системы методики, её принципов и рекомендаций положены результаты психолого-педагогических и методологических исследований, опыт работы учителей специальной коррекционной общеобразовательной школы YIII вида №804 Западного окружного управления Департамента образования города Москвы.
В предлагаемой рабочей тетради представлены задания на развитие всех психических функций (внимание, память, мышление, речь и др.), что необходимо для учащихся с нарушением интеллекта. Обязательно на каждом занятии проводится словарная работа. Яркие и доступные иллюстрации привлекают внимание учащихся и активизируют их познавательную деятельность. Материал дается в небольшом объёме, но с многократным вариативным повторением.
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения ПДД, основам безопасности и жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого учащегося, педагога и родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении ПДД.
Основной задачей разработчиков этого пособия стало воспитание культуры поведения ребенка на дороге, выработке стойких стереотипов правильных действий в различных дорожных ситуациях и безукоризненном соблюдении правил дорожного движения.
Комплект может использоваться для организации и проведения различных профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения, формирования транспортной культуры обучающихся (классные часы, часы общения, уроки безопасности). Авторами предусмотрена возможность использования дидактического материала частями, что не нарушает целостности восприятия учебного материала.
Весь материал подобран для проведения комплексных профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения по направлениям:
- Информационное - обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
- Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей.
- Контрольное – система контрольных заданий по оценке эффективности обучения.
Основные понятия, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения правил безопасного поведения на дороге
дорога | Полоса земли, используемая для движения транспортных средств. |
Проезжая часть | Часть дороги, предназначенная для движения транспорта. |
перекрёсток | Место пересечения дорог. |
Пересечение проезжих частей | Перекрёсток. |
Пешеходный переход | Участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу. |
Подземный пешеходный переход | Тоннель для безопасного перехода пешеходов под проезжей частью. |
Железнодорожный переезд | Пересечение дороги с железнодорожными путями. |
регулировщик | Лицо, осуществляющее регулирование дорожного движения с помощью сигналов. |
светофор | Сигнальное электрическое устройство – фонарь с красным, желтым и зеленым стеклом для регулирования движения на дорогах. |
Водитель | Лицо, управляющее транспортным средством. |
пешеход | Лицо, находящееся вне транспортного средства. |
пассажир | Лицо, находящееся в транспортном средстве, кроме водителя. |
ДТП | Событие, возникающее в процессе движения на дороге. |
транспортное средство | Устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования |
Специальные транспортные средства | Устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, оборудованное специальными световыми и звуковыми сигналами. |
тротуар | Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. |
велосипед | Транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека. |
мопед | Транспортное средство, имеющее два колеса и скоростью передвижения не более 50 км/ч. |
скутер | Одноместное транспортное средство с подвесным мотором и скоростью передвижения не более 80 км/ч. |
Дорожное движение | Отношения, возникающие при перемещении людей и грузов с помощью транспортных средств, в пределах дорог. |
Поведение | способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. |
Культура | деятельность, связанная с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний. |
ЗАНЯТИЕ №1. «Правила движения – законы улиц и дорог».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать учащимся об истории возникновения правил дорожного движения.
2.Показать необходимость соблюдения правил дорожного движения.
3. Воспитывать умение контролировать своё поведение.
МАТЕРИАЛ:
плакаты с изображением дорожных ситуаций; рабочие тетради; новые правила дорожного движения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
закон, перекрёсток, проезжая часть.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. История появления правил.
2. Дорожные ситуации (2-3).
3. Новые правила.
4. Работа в тетрадях.
5. Подведение итогов занятия.
ЗАДАНИЕ №2. «Улицы и дороги».
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить названия частей дороги.
2.Формировать умения и навыки по правилам дорожной безопасности.
3.Развиватьу учащихся память и внимание, бережное отношение к своему здоровью.
МАТЕРИАЛ:
Плакаты «дорожная разметка», «Дорога», «Улица», «Перекрёсток»; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Перекрёсток, кювет.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Из чего состоит дорога?
2.Опассности на дороге (дорожное покрытие, дождь, снег, лёд)
3.Дорожные ситуации (2-3).
4. Работа в тетради.
5.Подведение итогов занятия.
ЗАДАНИЕ №3. «Регулирование движения транспортных средств и пешеходов».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать о необходимости регулирования движения.
2.Закрепить навыки безопасного поведения на дороге.
3.Развивать у учащихся память и внимание.
МАТЕРИАЛ:
Плакат с изображением сигналов регулировщика; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
регулировщик.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Первые регулировщики.
2.Опасности на нерегулируемом перекрёстке.
3.Сигналы регулировщика.
4.Дорожные ситуации (2-3).
*5. Работа в тетради.
6.Подведение итогов занятия.
* Подпиши, какому знаку светофора соответствуют сигналы регулировщика.
ЗАДАНИЕ №4. «Светофор. Сигналы светофора».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать учащимся об истории возникновении светофора.
2.Формировать навыки соблюдения правил дорожной безопасности.
3.Развивать у учащихся внимание и наблюдательность при переходе улицы, воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.
МАТЕРИАЛ:
Плакаты с изображением светофора (для автомобилей, для пешеходов, с дополнительными секциями, для трамваев); рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Светофор
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.История создания светофора.
2. Виды светофоров.
3.Опасности на дороге для пешеходов при неисправном светофоре.
4.Дорожные ситуации (2-3).
*5. Работа в тетради.
6.Подведение итогов занятия.
* Подписать виды светофоров.
*Обозначить действия пешеходов при каждом сигнале светофора.
ЗАДАНИЕ №5. «Дорожные знаки».
ЦЕЛЬ:
1. Учить детей правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.
2.Формировать навыки безопасного поведения на улице.
3.Развивать у учащихся память, внимание и умение контролировать свое поведение.
МАТЕРИАЛ:
Плакаты «Дорожные знаки»; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Приоритет
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.История возникновения дорожных знаков.
2.Группы знаков
- предупреждающие
- запрещающие
- предупреждающие
- информационные
- знаки сервиса
- знаки приоритета
- знаки особых предписаний
*3. Работа в тетради.
4.Подведение итогов занятия.
* Нарисовать знаки, которые встречаются на пути из дома в школу.
ЗАДАНИЕ №6. «Предупреждающие знаки».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать о значении предупреждающих знаков.
2.Закрепить форму и цвет предупреждающих знаков.
3.Развивать внимание и умение контролировать свое поведение.
МАТЕРИАЛ:
Предупреждающие знаки; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Опасность
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Изображение предупреждающих знаков
- светофор
-осторожно, дети
- железнодорожный переезд
- опасный поворот
- пешеходный переход
- прочие опасности
- крутой спуск (подъём)
2.Дорожные ситуации (2-3).
*3. Работа в тетради.
4.Подведение итогов занятия.
* Подписать предупреждающие знаки.
ЗАДАНИЕ №7. «Запрещающие знаки».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать о значении запрещающих знаков.
2.Закрепить форму и цвет запрещающих знаков.
3.Развивать у учащихся внимание и умение контролировать своё поведение на дороге.
МАТЕРИАЛ:
Запрещающие знаки; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Обгон.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Изображение запрещающих знаков
- въезд запрещён
-обгон запрещён
- поворот запрещён
- остановка запрещена
2.Дорожные ситуации (2-3).
*3. Работа в тетради.
4.Подведение итогов занятия.
* Подписать запрещающие знаки.
ЗАДАНИЕ №8. «Предписывающие знаки».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать учащимся о значении предписывающих знаков.
2.Закрепить форму и цвет предписывающих знаков.
3.Развивать учащихся внимание и умение контролировать своё поведение.
МАТЕРИАЛ:
Предписывающие знаки; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Круговое движение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Изображение предписывающих знаков
- движение прямо
- поворот (налево - направо)
- круговое движение
2.Дорожные ситуации (2-3).
*3. Работа в тетради.
4.Подведениеитогов занятия.
* Подписать предписывающие знаки.
ЗАДАНИЕ №9. «Движение пешеходов по улицам и дорогам».
ЦЕЛЬ:
1. Продолжать знакомить учащихся с правильным, безопасным переходом улиц.
2.Воспитывать у детей культуру поведения с людьми на улице.
3.Развивать у учащихся внимание к другим пешеходам и умение контролировать своё поведение на тротуарах, остановках и переходах.
МАТЕРИАЛ:
Плакат с изображением перекрёстка; дорожные знаки «пешеходный переход», «дети», «опасный поворот», «движение запрещено»; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
пешеход
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Разделение дороги на проезжую часть и тротуар.
2.Опасности на дороге для пешехода (плохо просматриваемая дорога, припаркованные авто, нерасчищенный тротуар и др.).
*3. Работа в тетради.
4.Подведениеитогов занятия.
* Правила пешеходов.
ЗАДАНИЕ №10. «Транспортные средства на улицах и дорогах».
ЦЕЛЬ:
1. Расширить представления учащихся о различных видах транспортных средств и людях, управляющих транспортными средствами.
2.Воспитывать культуру поведения с людьми в транспорте.
3.Развивать у учащихся внимание и бережное отношение к общественным видам транспорта.
МАТЕРИАЛ:
Виды транспортных средств; дорожные знаки; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Транспортные средства
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Для чего нужны транспортные средства?
2.Виды транспорта.
3. Профессии людей, связанных с транспортом.
4.Меры безопасности на разных видах транспорта.
*5. Работа в тетради.
6.Подведение итогов занятия.
* Соединить виды транспорта и профессии.
ЗАДАНИЕ №11. «Правила пользования пассажирским транспортом».
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить знания учащихся о правилах поведения в транспорте.
2.Формировать навыки безопасного поведения в транспорте.
3.Воспитываь чувство бережного отношения к своему здоровью.
МАТЕРИАЛ:
Ситуации в транспорте; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Контролёр.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Дорожные ситуации (2-3).
2.Памятка пассажирам.
*3. Работа в тетради.
4.Подведениеитогов занятия.
* Обязанности пассажиров.
Памятка пассажира
Находясь в салоне автобуса, не думай о том, что теперь за твою безопасность отвечает водитель.
И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю придется вдруг резко затормозить. Держись за поручни!
В ситуации экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку - это больные и пожилые люди. Помни: уступать им места - это правило не только вежливости, но и безопасности.
Подготовься к выходу заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, не спеши. Особенно, если тебе нужно перейти на другую сторону улицы.
Приучи себя к правилу: переходить улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки.
ЗАДАНИЕ №12. «Велосипед. Мопед. Скутер».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать учащимся об особых транспортных средствах (велосипед, мопед, скутер).
2.Познакомитьучащихся с правилами езды на велосипеде, мопеде, скутере.
3.Развивать внимание и умение контролировать своё поведение, бережно относиться к своему здоровью.
МАТЕРИАЛ:
Изображение велосипеда, мопеда, скутера; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Скутер.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Возникновение велосипеда.
2.Этапы изменения велосипеда до скутера.
3. Что общего между мопедом – велосипедом - скутером.
4.Правила езды на велосипеде, мопеде, скутере.
*5. Работа в тетради.
6.Подведение итогов занятия.
* Раскрась и подпиши транспортные средства.
ЗАДАНИЕ №13. «Дополнительные требования к движению велосипедистов и некоторые ситуации, встречающиеся при движении по улицам и дорогам».
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить у учащихся правила езды на велосипеде.
2.Формировать навыки безопасной езды на велосипеде.
3.Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
МАТЕРИАЛ:
Правила езды на велосипеде; изображение велосипеда; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Велосипедист
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Устройсво велосипеда.
2.Дорожные ситуации (2-3).
3. Правила езды на велосипеде.
4. Памятки для велосипедистов.
*5. Работа в тетради.
6.Подведение итогов занятия.
* Раскрасить велосипед;
*Подписать составные части велосипеда;
*С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на дорогу?
Памятка для велосипедиста
Двигаться на велосипеде можно только по крайней правой полосе, по ходу движения других транспортных средств. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты велосипеда, или груз, мешающий управлению.
Недопустимо управлять велосипедом, не держась за руль. Ни на раме, ни на багажнике велосипеда нельзя перевозить пассажиров.
О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке – рукой, поднятой вверх.
Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда, перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда.
Кроме того, совершенно нелишними будут и специальные средства защиты: шлемы, наколенники и налокотники. Конечно, они не решат всех проблем, но существенно снизят силу удара, а значит, и риск травмы при столкновении или случайном падении.
ЗАДАНИЕ №14. «ДТП. Помощь пострадавшим в ДТП».
ЦЕЛЬ:
1. Дать учащимся понятие о ДТП.
2.Рассказать детям о необходимости оказания первой помощи для пострадавшего в ДТП.
3.Воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом.
МАТЕРИАЛ:
Фото машин, пострадавших в ДТП; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Происшествие.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Что такое ДТП?
2.Виды травм.
3.Первая помощь.
*4. Работа в тетради.
5.Подведение итогов занятия.
* Запиши телефоны экстренной помощи
ЗАДАНИЕ №15. «Номерные и опознавательные надписи на транспортных средствах».
ЦЕЛЬ:
1. Рассказать о значении опознавательных и номерных знаках на транспортные средства.
2.Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
3.Развивать у учащихся внимание и умение контролировать своё поведение.
МАТЕРИАЛ:
рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Специальные транспортные средства.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Специальные транспортные средства (с опознавательными надписями).
2.Дорожные ситуации (2-3).
*3. Работа в тетради.
4.Подведение итогов занятия.
* Дорисовать недостающие детали на специальные транспортные средства
- скорая помощь
- пожарная
-милиция
-аварийная служба
ЗАДАНИЕ №16. «Проезд железнодорожных переездов».
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить навыки учащихся об основных правилах поведения вблизи железнодорожных путей.
2.Развивать внимание и осторожность при нахождении вблизи железнодорожных путей.
3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
МАТЕРИАЛ:
Виды железнодорожных переездов; знаки; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Железнодорожный
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Виды железнодорожных переездов (со шлагбаумом, без шлагбаума).
2.Опасности на железнодорожном переезде.
3.Дорожные ситуации (2-3).
*4. Работа в тетради.
5.Подведение итогов занятия.
* Раскрасить и подписать знаки железнодорожного переезда со шлагбаумом и без шлагбаума
ЗАДАНИЕ №17. «Правила перехода улиц и дорог».
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить знание правил дорожного движения при переходе улицы.
2.Формировать навыки безопасного поведения на улице.
3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
МАТЕРИАЛ:
Знаки «Подземный переход», «Пешеходный переход»; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Как перейти улицу?
2.Виды переходов. Значение. Безопасность.
3.Дорожные ситуации (2-3).
*4. Работа в тетради.
5. Памятки для безопасного перехода проезжей части.
6.Подведение итогов занятия.
* Заполнение таблицы
Правила перехода проезжей части
Всегда переходите через дорогу на пешеходных переходах.
Ваш надежный друг - зеленый сигнал светофора, но по сторонам надо смотреть.
При переходе через дорогу остановитесь, посмотрите налево, затем направо и снова налево.
Если проезжая часть свободна от транспорта, начинайте переходить дорогу. При этом продолжайте смотреть по сторонам и не отвлекайтесь.
НИКОГДА не выбегайте на дорогу из-за стоящего транспорта - быстро движущийся автомобиль резко остановиться не может.
НИКОГДА не играйте на проезжей части.
В вечернее время дети для водителей становятся менее заметными.
Носите яркую одежду с элементами из световозвращающих материалов.
Там, где нет тротуаров, следует идти по обочине дороги навстречу движению.
ЗАДАНИЕ №18. «Итоговое тестирование на знание правил дорожной безопасности».
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить знания правил безопасности на дорогах.
2.Формировать у учащихся осторожность и внимательность на дорогах.
3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
МАТЕРИАЛ:
Тесты; рабочие тетради.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Тестирование
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Для чего нужны правила дорожного движения?
2.Тестирование учащихся на компьютере.
*3. Работа в тетради.
4.Подведение итогов занятия.
* Соедини знаки и таблички, определяющие, что они означают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасное поведение на дорогах
Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения для учащихся младшич и средних классов....
Безопасное поведение на дорогах
Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме: «Безопасное поведение на дорогах»...
ПАМЯТКА «Правила безопасного поведения на дороге»
ПАМЯТКА «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»...
Правила безопасного поведения на дороге и транспорте.
В помощь родителям правила для безопасного поведения учащихся на дороге и транспорте....
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.8 класс...
"Организация работы с учащимися по правилам безопасного поведения на дорогах и по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»
В курсе «Ознакомление с окружающим миром» и «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено изучение тем по безопасности дорожного движения, где ребята изучают не только теоретический мате...
Региональный дистанционный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах». ДООП " Правила дорожной безопасности"
Обеспечение успешной адаптации школьников к дорожным условиям. объединяя усилия работников всех сфер образования, родителей , самих детей позволяет создать условия для развития дополнительного образов...