Решение арифметических задач с помощью счетного материала НУМИКОН.
методическая разработка

Китова Ирина Александровна

Выступление на заседании методического объединений учителей младшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_na_mo_dek_17.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Решение арифметических  задач с помощью счетного материала НУМИКОН.

 В силу психофизических особенностей учеников обучение их математике «старыми» традиционными методами невозможно. Нет подходящих учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов. При всей моей неоднозначности отношения к вводимым ФГОСам, меня порадовало, что предлагается изучать не собственно «математику», а «математические представления». Чему же предлагается учить ребят в рамках предмета «Математические представления»? Вот что я почерпнула, изучая материалы ФГОСов,  и использовала в составлении рабочей программы. Во ФГОСах учитывается специфика формирования элементарных математических представлений. Предполагается формировать:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. · Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.· Умение обозначать арифметические действия знаками.  Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3)
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. · Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.· Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

В качестве одного из дидактических средств обучения счету предлагается использование счетного материала и методики НУМИКОН. 

Что такое НУМИКОН? Нумикон - это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996-1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. 

Я применяю методику Нумикон уже лет 7. В чем же преимущества использования шаблонов Нумикон? Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать шаблоны и соотносить их с соответствующими числами. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание.

Применение шаблонов Нумикон помогает освоить счет целостно, глобально. Вспомним знакомые с детства кости домино – «стандартное», привычное расположение точек позволяет не пересчитывать их. Такой же принцип применяется и при играх-«ходилках» с кубиком. Каждая форма Нумикон соответствует числу от 1 до 10. Подобно привычным «костяшкам» домино, игральным картам, расположению точек на гранях кубика, формы Нумикона «стандартизованы»: каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. В отличие от традиционных счетных материалов, например, счетных палочек, Нумикон дает глобальное, целостное представление о числе. Так, число 4 – это одна зеленая форма. Постепенно  ребенок приходит к пониманию, что эту зеленую форму можно «составить», т.е. собрать рядом или наложить сверху, из 4 оранжевых или 2 сиреневых или 1 оранжевой и 1 желтой форм. Таким образом абстрактное понятие «состав числа» становится зримым, осязаемым. При обучении с применением методики, ребенок не составляет большее число из меньших, единиц (4 счетных палочки – это 4!), а от большого числа, воспринимаемого поначалу как нечто целое, глобальное, приходит к тому, что оно состоит из единиц (4 – это 4 отдельных отверстия!).

Структура набора отражает базовые свойства натуральных чисел, например, тот факт, что каждое следующее число «на один больше», чем предыдущее. Легко объяснить с помощью набора понятие четных и нечетных чисел – нечетные числа  «с хвостиками»! Нумикон можно использовать, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание, понятие четных и нечетных чисел, сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д.

В ходе открытого урока я попыталась вкратце показать, как можно использовать методику НУМИКОН для фронтальной и индивидуальной работы при обучении счету. Я начала осваивать счет с помощью методики  с ребятами с начала года. Если интересно, могу рассказать поподробнее о последовательности этапов работы с Нумиконом, показать видео. Открытый урок – своеобразное «показательное выступление». Один из этапов подготовки к осуществлению счета с помощью шаблонов – выстраивание «лесенки» - подкладывание шаблонов под ряд цифр. Запоминанию цифр, развитию мышления: способности находить связи между предметами, созданию стойких ассоциаций, соотнесению числа и количества, «оживлению» образа цифры служит игра «Математические ассоциации». Собственно решение примеров и задач – конечная цель всей работы с шаблонами. Как я говорила ранее, обучение математике, совершенствование математических представлений строится на бытовом, жизненном материале. Кроме того, необходимо представление этого материала в доступной для ребят форме. Предлагаемые учебники и рабочие тетради «перегружены» заданиями. Дети не могут сконцентрировать внимание на задании, отвлекаются. Возникает необходимость в создании индивидуальных карточек, рабочих листов на каждый урок. Перед началом решения задачи детям обязательно предлагается выложить ряд цифр (можно наклеить ряд на край парты). Под цифрами выкладывается ряд шаблонов. Таким образом, создается подсказка – опора для решения задач и примеров. Рабочие листы должны быть простыми, лаконичными, не содержать лишних отвлекающих деталей,  достаточно крупными. Понимание смысла текстовых задач затруднено, поэтому задачи должны быть крайне простыми. В  них нужно использовать простые, понятные, знакомые бытовые слова: «уехал-приехал», «купил-продал», «пришел-ушел». В задаче обязательно должен присутствовать рисунок-опора. Дети пересчитывают количество предметов, изображенных на рисунке, и находят соответствующую цифру и шаблон. На начальном этапе обучения решению примеров и задач шаблоны обводятся цветными карандашами, потом просто выкладываются. При необходимости сложения шаблоны соединяются вместе, при вычитании – меньший шаблон накладывается на больший. Это отрабатывается в процессе многочисленных упражнений. С ребятами, уверенно владеющими операциями сложения и вычитания с помощью Нумикона, и достаточно хорошо понимающими обращенную речь, можно решать задачи, сначала используя картинки, потом просто моделируя условие задачи с помощью шаблонов.

Удобно использовать Нумикон для обучения умножению и делению. Повторю еще раз, если есть такая необходимость, то я могу рассказать о применении Нумикона подробнее, провести мастер-класс.

Нумикон может стать удачным пособием  для начального обучения математике в дополнение к существующим методам и материалам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение познавательных задач на уроках истории с помощью презентационного материала

В статье читатели найдут размышления по поводу использования учебных презентаций, а также советы по усилению педагогического эффекта от их применения...

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....

Конспект урока сложение чисел в пределах 7 с опорой на счетный материал «Нумикон». 1 класс (вариант 1.4, 9.2)

Конспект урока для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития обучающимися по АООП вариант 1.4  и вариант 9.2...

«ГРАФЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ ГРАФОВ» (материал к уроку по теории вероятностей и статистики по теме: «Графы»)

Теория графов широко применяется в решении экономических и управленческих задач, в программировании, химии, конструировании и изучении электрических цепей, коммуникации, психологии, социологии, лингви...