Медиация
консультация
Материалы для службы медиации в школе, решения конфликтныхситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediatsiya.pptx | 1.36 МБ |
prezentatsiya_1.pptx | 589.48 КБ |
prezentatsiya_po_igram.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт- способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Подростки и дети «группы риска» чаще вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни, т.е. способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
« УЧЕНИК-УЧЕНИК» Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо. Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды враждебность к любимым ученикам учителя личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни . После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным». Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
« УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ» Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом. Причины конфликтов между учителем и учениками: отсутствие единства в требованиях учителей чрезмерное количество требований к ученику непостоянство требований учителя невыполнение требований самим учителем ученик считает себя недооцененным учитель не может примириться с недостатками ученика личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога. Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций. Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
В образовательных организациях должны быть организованны службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов . ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64 ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт, т.е. непосредственно урегулировать конфликт / разрешить спор.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения . Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Порядок работы медиатора ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ СО СТОРОНАМИ 1 фаза. Создание основы для диалога со стороной 2 фаза. Понимание ситуации 3 фаза. Поиск вариантов выхода 4 фаза. Подготовка к встрече
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН 1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами 2 фаза. Организация диалога между сторонами 3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон . 4 фаза. Обсуждение будущего 5 фаза. Заключение соглашения 6 фаза. Рефлексия встречи АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
«Агрессия. Пути коррекции»
Напряженная, неустойчивая социально-политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.
Сплочение коллектива
Как свести проблему на нет?....
Ситуация № 1 В 5 классе девочка Вероника была «стукачкой». Ребят в классе это возмущало и они решили её проучить. Во время перемены , «активисты и крутые ребята класса» когда учителя не было в классе надели ей на голову мусорное ведро…
Ситуация № 2 Ученики собрались на урок, но учитель задерживался. Когда детям надоело ждать, они закрыли дверь шваброй. Пришёл учитель, постучался, дверь не открылась. Пришел классный руководитель, уговаривал открыть дверь, но дверь осталась закрытой…
Ситуация № 3 Учащийся школы Сережа, намеренно прогуливает уроки у учителя Марии Ивановны по предмету математика, хотя все остальные занятия и предметы в школе стабильно посещает…
Ситуация № 4 Придумайте в своей микро-группе конфликтную ситуацию
Физминутка
Рисунок
Разгневан - потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно…
Литература: Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / под ред. Е.А. Левановой СПб, Питер. 2007. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь 2007. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб. Речь 2007. Новикова Л.М. Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М. Эксмо , 2008 . "Как научить детей сотрудничать?" (1998, автор - К. Фопель )
Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии . - М., 1995. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение. 1992. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию . - М., 1999. Организация работы школьной службы примирения (сборник методических материалов).- Пермь, 2007. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос , 2001. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003 Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. "Школьные технологии" 1999, № 6. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Academa , 2004. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2007, № 13. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2008, № 10.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью данной презентации является изучение правил решения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации, усвоение формул разрешения школьных конфликтов. Дополнительно раскрывается содержание работы классного руководителя при разрешении конкретного школьного конфликта. Описаны методики и представлена технология работы классного руководителя в союзе со школьным психологом. Разрешение конфликтных ситуаций в школе
Виды психологических конфликтов • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности; • конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы; • конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.
Пример конфликтной ситуации Рассмотренный конфликт может быть разобран следующим образом: к онфликт здесь – класс разбит на два враждующих лагеря; конфликтная ситуация – превосходство девочек – лидеров над одноклассниками; инцидент – спор ребят из-за постановки танца . Роль классного руководителя была неразрывно связана с формулой решения конфликта. Сначала педагогу необходимо попытаться устранить конфликтную ситуацию, для чего учитель беседует отдельно с девочками, затем при помощи психолога проводит практикум со всем классом.
Пример конфликтной ситуации Классным руководителем (педагогом) для решения конфликта был применен ряд правил поведения в конфликте: 1. Возможность участникам спора «выпустить пар». 2. Требование обоснования претензий двух конфликтующих сторон. 3. Использование неожиданных приемов для погашения агрессии (см. следующий слайд).
• доброжелательность, как основной принцип общения ; • принцип неприкосновенности личности ; • уважение индивидуальности личности ; • допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении ; • бескорыстная помощь друг другу. Пример конфликтной ситуации
Технология разрешения конфликта Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих. конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта ; инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта ; конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Технология разрешения конфликта Разрешить конфликт - это значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Формула успешного решения школьных конфликтов д оброжелательность ; у становить причину конфликта, стараясь услышать и правильно понять друг друга ; т актичность ; р азговор по существу ; п оиск компромисса ; с пособность признать свою ошибку; с облюдение чужого персонального пространства ; п равильный выбор роли ; у мение слушать и слышать друг друга ; с праведливость.
Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций • самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта ; • разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить ; • в прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта ; • дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте ; • п редоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала ; • п ризнавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать ; • не спешите реагировать на чужое раздражение ;
• идите на все возможные компромиссы ; • не критикуйте личность партнера. (Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности !) • уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном ; • создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье ; Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций • не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий ; • помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
Заключение 1. О знакомление с понятиями конфликт, конфликтная ситуация, определение причин возникновения конфликтов, а также их решение мирным путем. 2. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты исследовательско-экспериментальной работы «Школьная медиация как основа позитивного взаимодействия участников образовательного процесса» (июнь 2008 г.- декабрь 2010)
Шкльная медиация...
Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...
Служба школьной медиации
Презентация предназначена для проведения общешкольного собрания по ознакомлению родителей с деятельностью Службы школьной медиации...
Школьная служба медиации
Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе? В презентации даются некоторые советы....
Положение о службе медиации
Положение о службе медиации...
Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"
Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...
Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".
Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для информирования родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть - п...