Программа "Я+ТЫ=МЫ"
рабочая программа
Программа по работе с детьми "групы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Продолжающиеся изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, происходящая в обществе, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни семьи, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети с ОВЗ вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Основное внимание в данной программе уделяется школьной и социальной дезадаптации. Нежелание учиться – проблема, которая влечет за собой дальнейшие жизненные сложности. Но именно на уровне школы наиболее эффективно работать с данной проблемой, использую школу как мини-модель общества.
Понятие дети «группы риска» и состав такой группы зависят от тех параметров, которые закладываются в выборку группы учащихся для более структурированного и плотного психолого-педагогического сопровождения с учетом иных форм контроля и при необходимости специальных маршрутов. Настоящая программа осуществляет систему психологического сопровождения учащихся школы, включенных как в психологическую, так и в общешкольную «группу риска» (ВШК), составленную по результатам диагностики, проходящей 2 раза в учебный год в виде включенного наблюдения, изучения личных дел, бесед с лечащими врачами, родителями, педагогами.
Данная группа учащихся отбирается по следующим параметрам:
- Особенности адаптационного периода (учащиеся, поступившие в образовательное учреждение в данном учебном году, полугодии, а также соответственно все учащиеся 1 класса);
- Психофизические и психоэмоциональные особенности состояния, статуса учащегося;
- Особенности диагностического компонента;
- Особенности поведенческого компонента, связанные с социальными рисками или риском для здоровья учащегося и окружающих;
- Выраженная социальная дезадаптация;
- Нахождение в сложной жизненной ситуации (в том числе проблемы в семье);
- Обращение классного руководителя или учителя к педагогу-психологу.
Целью программы является осуществление психологического сопровождения учащихся МОУ «СКоШ», нуждающихся в повышенном внимании, непосредственной помощи или контроле в связи с различными психофизическими особенностями психики или социального статуса, создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
- помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
- профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
- профилактика истощаемости и утомляемости учащихся
- профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ (совместно с другими специалистами, администрацией и классными руководителями).
Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, коррекция отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах.
В рамках данной программы работа с учащимися, входящими в «группу риска осуществляется следующим образом:
- Индивидуальная работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку.
- Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
- Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом может рассматриваться как консультативное сопровождение индивидуального случая.
В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления дальнейшей коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми и подростками, при необходимости разработан индивидуальный маршрут сопровождения.
Продолжительность каждого занятия зависит от тематики, запроса и структуры, и при необходимости может быть осуществлена серия занятий с учащимся, состоящая из нескольких встреч. Единовременно занятие не превышает 40 минут.
Направления работы:
А) совершенствование системы социально-психологической поддержки детей с интеллектуальными нарушениями из малообеспеченных семей,
Б) помощь детям и подросткам с девиантным поведением,
В) помощь в социализации и адаптации, обучение эффективным средствам и способам самореализации.
Категории детей, нуждающихся в помощи (входящие в группы риска):
1. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии):
а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков);
б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение);
в) дети с проявлениями клептомании;
г) дети с плохой обучаемостью;
д) нарушители дисциплины
3. Социально незащищённые дети:
а)дети из неблагополучных семей;
г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений
Этапы реализации программы:
I. Выявление проблем, диагностика:
1.1. изучение личностного потенциала детей;
1.2. изучение состояния здоровья детей;
1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития)
II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий:
2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни;
2.2. обогащение социального опыта детей;
2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей;
2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации;
2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора;
2.6. обучение этике поведения;
2.7. профилактика безнадзорности;
2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей;
III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей:
3.1. повышение самооценки;
3.2. развитие потенциала ребёнка;
3.3. помощь в приобретении положительного социального опыта;
3.4. обогащение социальных ролей;
3.5. развитие творческих способностей;
3.6.построение новых жизненных перспектив;
3.7. развитие позитивного образа «Я»;
3.8. развитие критичного мышления;
3.9. формирование эффективных способов саморегуляции;
3.10. замена отрицательной референтной группы на социально положительную.
Формы работы:
1. Диагностика:
- наблюдение;
- тестирование;
- беседы с детьми;
- беседы с педагогами и родителями;
- анкетирование
- информация об учащихся, о семьях (сбор сведений; акты совместно с социальным педагогом)
- списки состоящих на учете
- списки уклоняющихся от учебы
2. Профилактика:
- лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов;
- организация встреч с интересными людьми;
- организация тренинговых занятий;
- смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию;
- проведение медицинских мероприятий по оздоровлению
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Операция "Внимание, дети"
- Акция "Детям - заботу взрослых"
- Лекции специалистов, классные часы
- Конференция "Знаешь ли ты закон?"
- Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
- Кинофильмы "Вредные привычки"
- Родительские собрания
- Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
- Выступления с информацией о состоянии преступности
- Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
- Профилактика употребления ПАВ
- Организация летнего отдыха
- Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
- Работа родительского комитета
- Рейды в семьи
- Работа органов ученического самоуправления
3. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
- организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.);
- организация социально-психологических тренингов;
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
Работа с семьей.
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения , алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Формы контроля:
- Индивидуальные карточки учета
- Рейды в семьи повторные
- Рейды в вечернее время
- Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
- Совместная работа с инспектором по охране прав детства
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Анализ социального паспорта семей школы
- Совещания при директоре
- Административные совещания
- Методические семинары
Критерии оценки эффективности работы в рамках программы:
- расширение круга общения детей;
- повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
- повышение социального статуса детей;
- расширение вариативности социального поведения;
- снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
- уменьшение количества конфликтных ситуаций;
- уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
- повышение успеваемости;
- повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
- улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.
Методологическая основа проекта:
1. личностно-ориентированная педагогика;
2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку.
Принципы программы:
- Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
- Соблюдение прав детей.
- Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
- Соблюдение педагогической и психологической этики.
Данная программа рекомендована педагогам, педагогам- психологам, классным руководителям, социальным педагогам для работы с детьми в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, что соответствует 1-9 классам.
Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок, дата | Содержание | Организатор | Ответственный |
Диагностический модуль | |||
Сентябрь-октябрь | Социометрическое исследование классных коллективов, выявление учащихся с низким социальным статусом | Педагог- психолог | Булатова Л.Р. классный руководитель |
Сентябрь-октябрь | Анализ социальных паспортов классных коллективов, выявление детей «группы риска» | Социальный педагог, педагог – психолог | Березина Н.П. Булатова Л.Р. |
Октябрь | Социально-психологическое тестирование учащихся 7-9 кл | Педагог- психолог | Булатова Л.Р |
Ноябрь-декабрь | Мониторинг эмоциональных состояний учащихся 5 – 9 кл. кл | Педагог- психолог | Булатова Л.Р классный руководитель |
Февраль | Профессиональные предпочтения выпускников 9 кл | Педагог- психолог, ответственный за профориентацию | Березина Н.П. Булатова Л.Р. |
В течении года | Мониторинг жестокого и несправедливого обращения с несовершеннолетними 1 - 9кл | Социальный педагог Педагог – психолог | Березина Н.П. Булатова Л.Р. |
Практический модуль | |||
Занятие №1 «Мечта моей жизни». Цель: Раскрыть и осознать в себе положительные качества личности, определить цель в жизни. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №2 «Контраргумент» Цель: Помочь разобраться в себе, в своих привычках, недостатках. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Проведение профилактических рейдов, с целью проверки занятости школьников. Посещение кружков, секций. | Социальный педагог | Березина Н.П. | |
сентябрь | Методическая помощь и консультирование педагогов по организации профилактических мероприятий Индивидуальные консультации по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками | Социальный педагог | Березина Н.П. |
сентябрь | Организация родительских собраний в ОУ «Профилактика асоциальных проявлений подростков» | Социальный педагог | Березина Н.П. |
Сбор информации об обучающихся, подозреваемых в употреблении ПАВ. Консультирование родителей, педагогов. Индивидуальные занятия с обучающимися «Вредные привычки и как их преодолеть»; «Последствия употребления ПАВ». | Социальный педагог | Березина Н.П. | |
Занятие №3 «Какой Я?», «Моя индивидуальность!» Цель: Осознать свою индивидуальность и неповторимость, развитие толерантности по отношению к окружающим Профилактические беседы (толератность) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №4 «Скажи мне кто твой друг» Цель: Понять насколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей. Профилактические беседы (безконфликтное взаимодействие) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Консультирование педагогов и родителей: «Особенности поведения людей, употребляющих ПАВ. Признаки» видеоролик. Лекторий: Взаимопонимание, как основа эмоционального благополучия в семье» | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №5 «Мои сильные и слабые стороны». Цель: Осознать свои достоинства и научится их применять в конкретных жизненных ситуациях. Профилактические беседы ( здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №6 «Моя поддержка» Цель: Научиться анализировать на кого можно положиться в трудной ситуации Профилактические беседы (командообразование) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
ноябрь | Мониторинг обучающихся, пропустивших более 40 часов без уважительной причины, представление информации по форме в Департамент образования и ПДН. | Социальный педагог | Березина Н.П. |
ноябрь | Деятельность по индивидуальным программам реабилитации обучающихся, совершивших преступления, общественно-опасные деяния, фиксация результатов в личных делах. | Социальный педагог | Березина Н.П. |
Беседа с родителями «Контроль со стороны родителей о новых контактах, знакомых. Круг общения, круг интересов». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи». | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Консультирование классных руководителей «Мотивация к трудовой деятельности, профессиональные склонности». Лекторий для родителей: «Профессии: которые выбирают наши дети». Индивидуальные консультации «Пути преодоления асоциального поведения». | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №7,8,9 «Автопортрет», «Ассамблея одаренных», «Минута славы». Цель: Научиться самопрезентовать себя перед окружающими людьми. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №10,11 «Без маски». «Профилактика конфликтности». Цель: Осознать свои внутренние, скрываемые от окружающих переживания. Профилактические беседы (несправедливое отношение) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №12 «Письмо в будущее». «Здоровье – стимул, для реализации своей мечты». Цель: Осознать собственные желания и потребности в данный момент. Профилактические беседы (Я-концепция) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
декабрь | Проведение консультаций, информационно-разъяснительных бесед с обучающимися и родителями, фиксация результатов работы в маршрутах сопрвождения. | Социальный педагог | Березина Н.П. |
декабрь | Участие в проведении недель правовых знаний, включая викторины, конкурсы, беседы «Против зла всем миром» | Социальный педагог | Березина Н.П. |
Индивидуальное консультирование родителей, педагогов «Возрастные, индивидуальные особенности учащихся 5-9 кл, причины употребления ПАВ». Лекторий: Свободное время старшеклассника», «Чем живет подросток после школы? Внеучебные интересы Вашего ребенка». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи». | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие № 13 «Я высказывание в жизни человека». Цель: Обучить учащихся навыкам «Я» - высказывания для увеличения спектра чувств и переживаний и эмоций. Профилактические беседы (коммуникативные навыки) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие № 14 «Эмоции и темперамент». Цель: Обучить адекватному реагированию на различные виды эмоций людей различного темперамента. Профилактические беседы | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №15 «Я и моя семья». Цель: Оценить и осознать свое местонахождение и значимость в окружении семьи. Профилактические беседы (семейные и социальные ценности) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
февраль | Проведение совместных рейдов с инспектором по охране детства и классными руководителями в семьи обучающихся, состоящих на учёте или находящихся в группе риска. | Социальный педагог | Березина Н.П. |
февраль | Проведение мероприятий в рамках областной акции «Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам!» на базе (опорных) кабинетов профилактики ПАВ | Социальный педагог | Березина Н.П. |
Беседы: «Патриотизм и служба в армии». Акция: «Забота о ветеранах», круглый стол «Отцы и дети, давайте понимать друг друга!» | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №16 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения». Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы ( позитивное мышление) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №17 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения » Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы (мотивация к обучению) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
март | Проведение классных часов на тему « Я-гражданин» 5-9 классы | Социальный педагог | Березина Н.П. |
Неделя здоровья: «Быть здоровым здорово». Беседы с учащимися о здоровом образе жизни «Мотивация на формирование здорового жизненного стиля» | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №18 «Я взрослею». Цель: Помочь осознать изменения происходящие в психике и теле в зависимости от возраста. Профилактические беседы ( здоровьесбережение) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие № 19 «Во что люди могут вовлекаться». Цель: Объяснить и расширить понятия наркомании, токсикомании, игромании, алкоголизме. Профилактические беседы ( здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Отработка навыков межличностного общения в детской среде, снижение уровня тревожности, конфликтности путем психологических тренингов «Я+ТЫ = МЫ!» | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие № 20 «Мужчина и женщина». Цель: Ознакомить с элементарными понятиями полового воспитания. Профилактические беседы (самооценка, личностный рост) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
Занятие №21 «Почему ребенок должен управлять собой». Цель: Проанализировать полученные знания и умения. Психологическое анкетирование. Профилактические беседы (саморегуляция, самоконтроль) | Педагог- психолог | Булатова Л.Р | |
май | Оформление актов посещения при посещении квартир обучающихся по запросу классных руководителей с целью проведения социально-педагогического патронажа | Социальный педагог | Березина Н.П. |
май | Проект «Здоровая школа» Беседы по теме: «Привычки и здоровый образ жизни» «Все пороки от безделья» «Не опоздай» «Что такое СПИД» (О СПИДе) «Дурман трава или обманутые судьбы?» «Дорога к здоровью!» «Что во мне хорошего, что во мне плохого» | Педагог- психолог | Булатова Л.Р |
май | Родительское собрание: Контроль родителей за детьми в летний период «Внимание лето.» | Педагог- психолог | Булатова Л.Р |
31.05.17 | Беседа с родителями «Нарушение детско-родительских отношений, как показатель асоциальных установок». Беседа с обучающимися, педагогами, родителями «Социальные сети, как источник привлечения к употреблению ПАВ».Консультирование учащихся «Соблюдение режима и распорядка ОУ. Контроль за поведением. Ответственность». | Педагог- психолог | Булатова Л.Р |
Декабрь-январь Май-июнь | Сбор информации о детях «группы риска», особенностях детско-родительских взаимоотношений, изучение микроклимата в классных коллективах. Анализ полученных результатов, планирование дальнейшего сопровождения учащихся «группы риска» | классные руководители, родители, медицинский работник | |
Литература для педагогов:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
- Кан-КаликВ.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995.
- Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. - Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.
- Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
- Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Литература для обучащихся:
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
- Крейли Э. Учимся владеть чувствами. СПб.: Комплект, 1995.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001.
Литература для родителей:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
- Десять ключей успешного воспитания / Первое сентября. – 2003, №21.
- Лаврентьева С.В. Семейная игротека. СПб.: Птер, 2001.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
- Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М.: Генезис, 1998.
- Сайт «Эти-дети», детская психология, воспитание детей
Приложение к занятиям.
Глава 1. Познание себя. Упражнения, направленные на изучение личностных, индивидуальных особенностей. 1.Кого мы видим, когда смотрим. 2.Знаете ли вы свою внешность? 3. Справка о половых различиях. | Педагог-психолог | ||
Заявка на успех 4.Как оценить, сколько Вам лет? 5.А какое в Вас телосложения? 6.На какого зверя я похож? 7.Как управлять впечатлениями о себе? 8.Разные стратегии самопредъявления. | Педагог-психолог | ||
Сила слова. Язык успеха. Путь к себе. 9.Как организовано наше восприятие других людей. 10.Человек-тест и его прочтение. 11.Упражнения на развитие наблюдательности, ориентировки в ситуации и установлении контакта с незнакомыми людьми. 12.Как читать движения человека. 13.Чтение наших жестов. 14.Болезненные, неприятные для человека жесты. | Педагог-психолог | ||
Глава 2. Мир чувств. Я-концепция. Упражнения, направленные на изучение внутренних чувств: особенностей восприятия, ощущения, эмпатии. 1.Как узнать какое чувство нас охватило? 2.Внутренние признаки тревоги. 3. Оцените свой уровень тревожности. 4.Принятие чувств и состояний другого. 5.Как принято выражать чувства в нашей культуре? 6.Как мир искажается нашими чувствами? | Педагог-психолог | ||
Стратегии достижения успеха 7.Как изменить свои чувства? 8.Можно ли принимать свои грехи? 9.Пути преодоления своих страстей. 10. Технология самосовершенствования себя. | Педагог-психолог | ||
Деловые и коммуникативные навыки 11.Упражнения по перевоплощению. 12.Есть ли у Вас деловая эмпатия? 13.Упражнения по улучшению контактов между людьми. 14.Будьте теплы и открыты. | Педагог-психолог | ||
Глава 3. Социальная позиция. Упражнения, направленные на принятие себя, как личность, как единица общества.
| Педагог-психолог | ||
Этикет. Лестница успеха.
| Педагог-психолог | ||
Я и мир вокруг меня( люди, место, время6 процессы, предметы)
| Педагог-психолог | ||
Глава 4. Социальные нормы и правила. Упражнения, направленные на привитие социальных ценностей, норм и правил. 1. Сколько меня во мне меня? 2. Где границы моего Я. 3. Медитация. | Педагог-психолог | ||
Бесконфликтное взаимодействие. Позитивное мышление. 4. Почему мы обижаемся. 5. Что значит принимать других. 6. Проверьте, насколько вы откровенны. 7. Открытие себя и другого. 8. Оцените себя как собеседника. | Педагог-психолог | ||
Толерантное взаимодействие, социальные навыки. 9. Какие ситуации и темы являются интимными. 10. Что такое одиночество? 11. Степень одиночества. 12. Почему девушки не любят Печорина? 13. Нравятся ли Вам компетентные люди? | Педагог-психолог | ||
Глава 5. Мои вершины. Упражнения, направленные на поиск ресурсов для саморазвития личности. 1.Самоактуализация. 2.Духовная стойкость. 3.Свое призвание. 4.Право выбора. | Педагог-психолог | ||
Верь в себя! 5.Старания и умения. 6.В чем проявляется неуверенность? 7.Это невозможно, граф. 8.Умение твердо, приветливо и спокойно говорить «нет». 9.Особенности религии, как саморазвитие. | Педагог-психолог | ||
Успех начинается с мыслей. 10.Траектории путей к себе. 11.Особенности психологической травмы. 12.Трудные ситуации. 13.Ваше достоинство. 14.Как измерить духовный рост. | Педагог-психолог | ||
Консультирование родителей «Трудный ребенок» Цель: Помочь разобраться в индивидуальных особенностях подростков, в привычках, недостатках общения с подростками. Консультирование педагогов «Переходный возраст» Цель: Понять на сколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей. | Педагог-психолог | ||
Консультирование педагогов «Предупрежден -значит спасен» Цель: Понять на сколько хорошо или плохо мы знаем причины употребления ПАВ. | Педагог-психолог | ||
Консультирование родителей «Оскорбление – шалость, проступок -преступление» Цель: Роль родителей при воспитании несовершеннолетних детей, образец для подражания | Педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...