Развитие мелкой моторики
методическая разработка
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
Краткие сведения о моторике
«Координация», т.е. соотнесение движений различных частей тела или способность к точному управлению макромоторикой, может быть хо рошей, нормальной и плохой.
«Мелкая моторика», или тонкая моторика, т.е. точное управле ние мелкими движениями, прежде всего пальцев, может быть хорошо развитой, удовлетворительно развитой и неразвитой
В ходе работы над формированием различных психических процессов обязательно должно уделяться внимание совершенст вованию как мелкой моторики, так и общей координации движе ний ребенка. Поэтому на любых занятиях нужно использовать уп ражнения, которые будут способствовать общему двигательному развитию ребенка.
Упражнения по развитию мелкой моторики рук могут проводиться с речевым сопровождением, что оказывает влияние на развитие речи. Под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев, происходит формирование речевых областей, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая играет большую роль в овладении навыками письма.
Описание заданий и рекомендации к работе
Работая над развитием моторики ребен ку предлагаются следующие задания:
- расставить точки в кругах;
-нанизать на нитку определенное количество бусинок в заданной последовательности;
- завязать на шнурке 5-6 узелков; постукивать поочередно пальцами ле вой и правой рук;
- одновременно левой и правой рукой склады вать в коробку пуговицы;
- развязать бантик;
-выбрать среди раз ложенных катушек маленькие и намотать на них нитки заданных цветов;
- проводить безотрывные линии в лабиринте;
- штриховать круги при выполнении заданий на кодирование и т. д.
- раскрашивание.
Все эти задания развивают движение пальцев рук. Важ но использовать специальную пальчиковую гимнастику, мас сажные упражнения для кистей рук.
1. Выполнение фигурок из пальцев ( кн. Играем пальчиками и развиваем речь.).
2. Выполнение фигурок из палочек. ( кн. Играем пальчиками и развиваем речь.).
Большие возможности для развития мелких движений кистей рук имеет работа по изобразительной деятельности, конструированию, которые также предлагаются в отдельных заданиях.
Во время игровых упражнений необходимо развивать ко ординацию и точность движений. Так, метание мяча в цель способ ствует развитию глазомера и точности движений руки, прыжки по следовательно на правой и левой ногах, подражание животным — все эти действия развивают не только общую двигательную координа цию, но и воображение.
В процессе всей коррекционной работы необходимо корригировать эмоционально-волевую сферу детей, учить их управлять своим поведением, формировать навы ки взаимоотношений со сверстниками, взрослыми. Важно развивать у ребенка правильную самооценку, адекватный его возможностям уровень притязаний. Эта работа мо жет проводиться на любом материале. Реальная самооценка и уровень притязаний предотвратят возможные на этой почве обиды и переживания ребенка в случае конфликтных ситуаций с детьми. Необходимо в процессе занятий с ребенком учить его критически оценивать результаты своей работы. Вся эта рабо та будет оказывать влияние на формирование личности ребенка и позволит ему более успешно осуществлять учебную и трудовую дея тельность.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".
«Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....