Рабочая программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4
имени Заслуженного учителя РСФСР, Почётного гражданина г. Заводоуковска
Агафонова Леонида Устиновича»
МАОУ «СОШ № 4»
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов протокол от 29.08.2017, № 03 Руководитель ШМО ____________ Г.В.Сыч | Согласована Заместитель директора по УВР ______________Т.И.Яковлева 29 августа 2018 г. | Утверждена приказом № 146/О директора школы Е.Д. Кармановой от 30.08.2018 г. |
Программа
логопедических коррекционных занятий
с обучающимся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
(4 класс)
Учитель: Евстафьева О.С.
г. Заводоуковск, 2017 г.
Пояснительная записка
1.1.Общая характеристика программы.
Программа модифицированная разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ
- СаеПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 № 189 (с изм. от 29.6.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидимиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в огранизациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования ( далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373 ( с изм. от 26.102010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598.
- Устав Школы,
- учет Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию ( протокол 1/15 от 08.04.2015).
- учет Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол, 4/15 от 22.12.2015).
- рекомендации ПМПК
- созданная на основе методик Андреевой Н,Г., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ятребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Развитие и перспективы ребенка,, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми - ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчмвым. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Цель программы- коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1- 4 классов.
Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого человека, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определённый логопедический диагноз.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Психофизические особенности.
Артикуляционный аппарат.
Строение артикуляционного аппарата.
Наличие заячьей губы ( оперированный).
Двигательные функции артикуляционного аппарата.
Без отклонений.
Коммуникация.
Коммуникативная активность.
Ребенок, как правило, не выступает инициатором общения. Инициативные реплики используется в случае необходимости уточнения задания, вопроса. Тем не менее в процессе общения преимущественно использует развернутые ответы. По мере адаптации в новых условиях коммуникативная активность может повышаться. В процессе общения с ребенком устанавливается эмоциональный контакт.
Адекватность коммуникативного взаимодействия.
Взаимодействие адекватно ситуации общения.
Средства общения.
Использует вербальные средства общения, пользуется мимикой и жестами.
Речевая деятельность и языковые средства.
Звуковая сторона речи.
Звукопризносительная сторона речи отстает от возрастной нормы нарушено произношение звуков (мягких, твердых, сонорных). Дефектное произношение следующих звуков: Л, Л,, Р,, Р, звуки Ш и Ж поставлены находятся в стадии автоматизации и дифференциации. Наблюдается затруднения в произношении слов сложного слогового состава. Фонематическое восприятие – трудности различения 4 оппозиционных пар звуков, неспособность услышать наличие/отсутствия звука в слове. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении трехсложных слов и слов со стечением трех и более согласных.
Лексический запас.
Средняя степень недоразвития. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (ошибки в употреблении слов; уровень обобщений недостаточно сформирован, незначительны улучшения в звукослоговой структуре: но часты пропуски, замены звуков и слогов в многочастотных словах и фразах, владеет простейшими навыками звукослогового анализа и синтеза, словарный запас на среднем уровне, пассивный словарь шире активного, делает простые обобщения испытывает затруднения при подборе антонимов, в спонтанной речи – фразы до 4-5 слов: простые, распространенные.
Грамматический строй речи.
Освоение ребенком наиболее частотных грамматических форм и конструкций, которые он использует неустойчиво. Отмечаются явления замен, смешений, гипергенерализации грамматических форм и конструкций, трудности линейного развертывания грамматических форм и конструкций. Понимание достаточное на бытовом уровне, при усложнении структуры предложения, использование относительно редкоупотребляемых грамматических моделей наблюдаются трудности. Невысокая обучаемость грамматическим моделям. В импрессивной речи: испытывает затруднения в дифференциации приставочных глаголов, в понимании сложных предложно-падежных конструкций, сложных сравнений, переносного и скрытого смысла, сложных по лексико-грамматической структуре предложений. Читает простые слова и фразы (при чтении наблюдаются ошибки оптического и недифференцированного характера.
Связная речь.
Средняя степень недоразвития – не соблюдается от 3 до 4 признаков текста, при этом понимание фактологии в основном сохранно, затрудняется в передаче смысла текста. Характер речи - перечисление без установления причинно-следственных связей.
Чтение.
Тяжелая степень нарушения – Количество допускаемых ошибок препятствует пониманию прочитанного не, сформированы продуктивные способы чтения. Понимание прочитанного практически отсутствует.
Письмо.
Средняя степень нарушения письма – работы насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке, и успешному усвоению полученных знаний. В самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических) ошибок возрастает, отмечается некоторая стеретипность используемых лексики и синтаксических конструкций.
Просодическая сторона речи.
- интенсивность голоса - нормальная;
- тональность звучания - нормальная;
- тембр - чистый;
Легкая степень нарушения – незначительное изменение тембра голоса. Монотонность.
Темпо-ритмическая сторона речи.
Легкое нарушение темпо-ритмической стороны речи: незначительное замедление темпа речи, которое носит ситуативный характер; фиксация на речи отсутствует.
Логопедическое заключение: дислексия, дисграфия, обусловленные общим недоразвитием речи.
1.3. Описание места коррекционно – развивающего курса.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3 человек). Периодичность логопедических занятий 1 раз в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 4 классы, индивидуального 30 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи в сочетании со зрительным диагнозом; комплектование групп-схожестью нарушений речевого развития, зрительного диагноза, уровня психического развития, возрастным критерием. Общий объем учебного времени составляет 34 ч. в год.
Данный курс способствует формированию у учащихся с нарушением зрения предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
1.4. Планируемые результаты освоения программы коррекционно – развивающего курса.
Должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
- учащихся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- учащихся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- учащихся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- учащихся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- учащихся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, имеющих нарушения зрения, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
1.5. Содержание программы коррекционно – развивающего курса
Данный курс способствует формированию у учащихся с нарушением зрения предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Коррекционная работа делится на два этапа:
Подготовительный этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
- этап:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- этап:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
- путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; - уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
- этап:
- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;
Основной этап: Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. На фонетическом уровне;
2.На лексико - грамматическом уровне;
3.На синтаксическом уровне.
1.Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
- фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2.Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3.Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
1.Диагностика учащихся.Обследование артикуляционного аппарата извуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
2.Слова,обозначающие предметы.Слова,обозначающиедействия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.
3.Предложение.Речь,предложение.Предложение,слово.Простоедвусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
4.Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования.Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов.
5.Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы.Твердыеимягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звукибуква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж.Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциациязвонких и глухих согласных.
6.Связная речь. Составление описание простого предмета.Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Учебно-тематический план 4 год обучения.
Тема занятия |
Тема I:Повторение 1 час |
Тема II:Повторение «Состав слова» 7 часов |
Тема III:Части речи 8 часов |
Тема IV: Предложение 5 часов |
Тема V: Текст 13 часов |
Диагностика устной и письменной речи часа |
1.6. Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса,
4 класс.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I:Повторение | |||
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |||
Тема II:Повторение «Состав слова» | |||
Корень. Родственные слова. | |||
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | |||
Приставка. Образование новых слов. | |||
Окончание. | |||
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | |||
Правописание безударных гласных в корне слова | |||
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |||
Тема III:Части речи | |||
Имя существительное. Изменение существительных по числам. | |||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | |||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | |||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | |||
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | |||
Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | |||
Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | |||
Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе. | |||
Тема IV: Предложение | |||
Речь. Предложение как единица речи. | |||
Слово. Смысловое значение слова. | |||
Образные слова и выражения в нашей речи. | |||
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | |||
Связь слов в предложении. | |||
Тема V: Текст | |||
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | |||
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | |||
Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | |||
Составление связного текста из деформинованных предложений. | |||
Деление текста на части и озаглавливании их. | |||
Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | |||
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | |||
Обучение письменному ответу на вопросы. | |||
Работа над изложением. Составление плана изложения. | |||
Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | |||
Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | |||
Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | |||
Итоговая проверочная работа. Диагностика устной и письменной речи | Сочинение или изложение |
- Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
В МАОУ СОШ № 4 создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, сенсорной комнаты, соответствующих требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
2.1. Литература.
1.Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
2.Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
4.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
5.Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
6.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
7. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
8.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
9.Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
10.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
11. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...