Рабочая программа
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Программа
логопедических коррекционных занятий
с обучающимся по адаптированной образовательной программе для учащихся с умственной отсталостью.
(5 класс)
Учитель-логопед
О.С. Евстафьева
Заводоуковск, 2018
Пояснительная записка.
Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:
- дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
- нарушения слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
- наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.
Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся
из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 9 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-9-ых классов с ЗПР.
1.1.Общая характеристика программы.
Программа модифицированная разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ
- СаеПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 № 189 (с изм. от 29.6.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидимиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в огранизациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373 ( с изм. от 26.102010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598.
- Устав Школы,
- рекомендации ПМПК
- созданная на основе методик Андреевой Н,Г., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ятребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми - ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации
Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого человека, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определённый логопедический диагноз.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Психофизические особенности.
Артикуляционный аппарат.
Строение артикуляционного аппарата.
Без особенностей.
Двигательные функции артикуляционного аппарата.
Без отклонений.
Коммуникация.
Коммуникативная активность.
Высокая коммуникативная активность – ребенок инициативен в общении, быстро устанавливает контакт с собеседником, с удовольствием общается на различные, близкие ему темы, общение может быть достаточно протяженным, быстро переключается с одного собеседника на другого в процессе свободного общения. Условно говоря «слишком много говорит»: ребенок проявляет инициативу в общении, но при этом не держит дистанцию, одинаково легко общается со знакомыми и незнакомыми людьми, наблюдается повышенный эмоциональный фон в общении.
Адекватность коммуникативного взаимодействия.
Взаимодействие адекватно ситуации общения.
Средства общения.
Использует вербальные средства общения, пользуется мимикой и жестами.
Речевая деятельность и языковые средства.
Звуковая сторона речи.
Средняя степень недостаточности: - звукопроизношение – дефектны две-три фонетические группы звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения 4 -6 оппозиционных пар звуков, неспособность услышать наличие/отсутствия звука в слове. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении трехсложных слов и слов со стечением трех и более слогласных.
Лексический запас.
Средняя степень недоразвития. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству; уровень обобщений не достаточно сформирован. Грамматический строй речи.
Легкая степень недоразвития – в речи мальчика наблюдаются отдельные аграмматизмы, которые носят неустойчивый характер. Понимание грамматических форм и конструкций достаточное. Сложные синтаксические конструкции отсутствуют. Предлоги понимает, в речи почти не использует. Пользуется существительными, глаголами, местоимениями. В самостоятельной речи прилагательные не использует. Предложения строит простые распространенные.
Связная речь.
Средняя степень недоразвития – не соблюдается от 3 до 4 признаков текста, при этом понимание фактологии в основном сохранно, затрудняется в передаче смысла текста. Характер речи - перечисление без установления причинно-следственных связей.
Чтение.
Количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, ребенок вынужден перечитывать отдельные слоги, слова и предложения. Либо ребенок по способу чтения отстает от программных требований более чем на год. Понимание в целом фрагментарное, хотя общую тему текста может установить.
Письмо.
Средняя степень нарушения письма – работы насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке, и успешному усвоению полученных знаний. В самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических) ошибок возрастает, отмечается некоторая стеретипность используемых лексики и синтаксических конструкций.
Просодическая сторона речи.
- интенсивность голоса - нормальная;
- тональность звучания - нормальная;
- тембр - чистый;
Легкая степень нарушения – незначительное изменение тембра голоса. Монотонность.
Темпо-ритмическая сторона речи.
Легкое нарушение темпо-ритмической стороны речи: незначительное замедление темпа речи, которое носит ситуативный характер; фиксация на речи отсутствует.
Логопедическое заключение: дислексия, дисграфия, обусловленные общим недоразвитием речи
1.3. Описание места коррекционно – развивающего курса.
Коррекция нарушений речи требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Программа рассчитана на 68 часов.
С учащимся проводятся индивидуальные логопедические занятия:
Возраст:
учащегося 5 - класса 8 вида.
Срок реализации 4 года. Программа рассчитана на 34 часов, 1 раз в неделю по 1 часу
На занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Продолжительность занятий 25-30 минут.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
1.4.Планируемые результаты освоения программы коррекционно – развивающего курса.
Учащийся должны уметь:
-пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
-выполнять морфемный анализ и синтез слов,
-выделять родственные слова из текста.
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
-название букв русского алфавита,
-падежи и вопросы к ним,
-вопросы к именам существительным,
-вопросы к именам прилагательным,
-вопросы к словам действиям,
1.5. Содержание программы коррекционно – развивающего курса.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) корекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,
5) совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения проводится и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей и методами работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.
Основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. В начале связываются эти звуки с картинками-символами, речевыми играми. Гласные звуки обязательно эмоционально окрашенные и даются разным интонированием.
Ставятся следующие задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- улучшение фонематического слуха;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
- повышение речевой и эмоциональной активности детей;
- совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
- обогащение словаря.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии, и включает такие темы как: «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая с 5-7 класс, и, включающая в себя следующие разделы: «Части речи», «Главные члены предложения»,
« Связь слов в предложении», «Правописание предлогов, звонких и глухих согласных, безударных гласных», «Согласование слов в числе, роде и падеже» и др.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.
1. Обследование учащихся.
2. Повторение изученного во 2-4 классах:
- развитие языкового анализа и синтеза,
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии,
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
- развитие языкового анализа и синтеза,
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
- корень слова, родственные слова.
Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
Совершенствование связной речи.
Подведение итога - написание диктанта.
Учебно-тематический план 3 год обучения.
5класс (1 час)
1 четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов |
Обследование. | 1 ч. | ||
Предложение. | 3 ч. | ||
Предлоги. | 4 ч. |
2 четверть
Звуковой анализ. | 3 ч. |
Твёрдые и мягкие согласные. | 3 ч. |
Состав слова. | 2 ч. |
3 четверть
Словосочетание. | 5 ч. |
Предложение. | 5 ч. |
4 четверть.
Текст. | 8 ч. |
1.6. Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса,
5 класс.
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | |||
Обследование. | 1ч. | |||||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | |||
Предложение. | 3 ч. | |||||
2. | Понятие о предложении. | Закрепить понятие о предложении. | 1 | |||
3. | Простое предложение. | Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | |||
4. | Знаки препинания в конце предложения. | Закрепить умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. | 1 | |||
Предлоги. | 4 ч. | |||||
5. | Предлоги. | На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. | 1 | |||
6. | Предлог НА. | Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | |||
7. | Предлог В. | На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | |||
8. | Дифференциация предлогов НА-В. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 |
2 четверть
Звуковой анализ. | 3 ч. | ||
1. | Гласные звуки. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 |
2. | Гласные звуки. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 |
3. | Сходство парных гласных. | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство. | 1 |
Твёрдые и мягкие согласные. | 3 ч. | ||
4. | Твердые и мягкие согласные | Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | 1 |
5. | Твердые и мягкие согласные | Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | 1 |
6. | Твердые и мягкие согласные | Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | |
Состав слова. | 2 ч. | ||
7. | Родственные слова. | Совершенствовать умение подбирать родственные слова. | 1 |
8. | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 |
3 четверть
Словосочетание. | 5 ч. | ||
1 | Словосочетание: Согласование имён существительных с глаголами в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1ч |
2 | Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1ч |
3 | Согласование существительных с глаголами в роде. | Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. | 1ч |
4 | Согласование существительных с глаголами в роде. | Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. | 1ч |
5 | Согласование существительных с прилагательными в роде. | Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое). | 1ч |
Предложение. | 5 ч. | ||
1 | Предложение: Словосочетание и предложение. | Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения. | 1ч |
2 | Работа с деформированным предложением. | Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение. | 1ч |
3 | Работа с деформированным предложением. | Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение. | 1ч |
4 | Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч |
5 | Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч |
4 четверть.
Текст: | 8 ч. | ||
1 | Восстановление деформированного текста (3 части). | Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1ч |
2 | Восстановление деформированного текста (4 части). | Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1ч |
3 | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам. | 1ч |
4 | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам. | 1ч |
5 | Составление плана текста. | Закреплять умение составлять план текста. | 1ч |
6 | Пересказ по плану. | Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план. | 1ч |
7 | Выборочный пересказ. | Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. | 1ч |
8 | Подведение итогов. | Диктант. | 1ч |
- Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
В МАОУ СОШ № 4 создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, сенсорной комнаты, соответствующих требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
2.1. Литература.
1. Логопедия под ред. Л.С. Волковой-М.: «Просвещение», 1989.
2.Т.Г. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина. Основы логопедии.-М.: «Просвещение», 1989.
3.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.-
М.: «Владос», 1999.
4.Л.Н. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей -олигофренов.
-М.: «Просвещение»,1970
5.Е.Ф.Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у
школьников.-М.: «Просвещение», 1969.
6.Л.Н. Ефименкова. Коррекцияустной и письменной речи учащихся начальных
классов. –М.: «Просвещение», 1991.
7.Логопедическая гимнастика.-СПб.: «Детство», 1999.
8.Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.-М.: «Эксмо», 2003.
9.Г.А.Каше, Р.И. Шуйфер, Н.А. Никашина, Э.А. Евлахова. Исправление недостатков
произношения, чтения и письма учащихся.-М., 1960.
10.М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими
трудности при обучению письму.-Тула, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...