Конспект занятия "Звук З"
план-конспект на тему

Пакина Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук З" для детей подготовительной группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_z.docx131.67 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 23»

Звук [З]

Открытое занятие для учителей начальных классов и педагогов ДОУ с детьми подготовительной к школе группы

C:\Users\ADM\Desktop\kisspng-maya-the-bee-studio-100-clip-art-5b1e78adc092a6.2032427015287236297888.jpg

Учитель – логопед

Пакина Татьяна Васильевна

22 марта 2015 г.

Цель: Знакомство со звуком З и развитие речи детей в целом.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со звуком З, дать характеристику звука.

Вырабатывать навык четкого произношения звука З.

Закреплять умение определять позицию звука в слове, делать фонетический разбор слов (1 кл. – двухсложные из прямых слогов и 11 кл. – односложных со стечением согласных).

Упражнять в чтении прямых и обратных слогов.

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Совершенствовать грамматический строй речи (формировать навыки словоизменения, словообразования, согласования с числительным, в роде, числе).

Учить строить развернутые высказывания, предложения.

Развивающие:

Развивать пространственные представления, фонематический слух, мелкую моторику рук.

Совершенствовать развитие психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Пчелка, «Карта города Звуков и Букв», «Пальчиковые дорожки», «Ромашковое поле», картинки – «ульи», «мед», «Лабиринт», магниты (синего, зеленого, красного цветов), карточки с заданиям к играм «Четвертый лишний», «Посчитай-ка», зеркала и наборы для фонетического анализа для каждого ребенка, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия:

Обратиться к гостям, поздороваться.

- Мы продолжаем путешествовать по городу Звуков и Букв и знакомиться с его жителями.

- Напомните мне, пожалуйста, у  каких звуков мы побывали в гостях на прошлом занятии? (Г, Гь, К, Кь).

- Расскажите о них. (Г – согласный, твердый, звонкий; Гь – согласный, мягкий, звонкий; К – согласный, твердый, глухой; Кь – согласный, мягкий, глухой).

- Покажите на карте города домики этих звуков. Как вы определили, где они? (Над домиком есть буквы, обозначающие эти звуки).

- Давайте посмотрим, как вы подружились с этими звуками? Придумайте слова, в которых есть какой – либо из этих звуков и «зажгите свет в окошке домика». (Дети работают с пособием. Обязательно при ответе дают характеристику!)

- Сегодня мы продолжим экскурсию по городу Звуков и букв, познакомимся и подружимся с новым звуком. А с каким, вы должны догадаться сами.

Появляется Пчелка. (ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…)

- Кто это? (пчела). И она что-то хочет нам сказать…

ЗЗЗЗЗдравствуйте, незззззнакомцы. Меня зззззовут ЗЗЗЗЗоя. Идите ззззза мной. Я угощу вас полезззззной сладостью.

- Пойдем? (да).

- Для каждого из вас Пчела подготовила маршрут, кладите эти листочки перед собой, преодолеть этот путь нам помогут наши пальчики. Сначала пальчиками правой руки, потом левой, потом двумя руками вместе.

Бежим мы по дорожке,

Перебираем ножки,

Пчелками мечтаем стать,

Чтоб по цветам легко порхать!

- Мы добрались до места, где живет наша пчелка и ее семья. Как называется домик, где живут пчелы? (улей). Показать картинку. А какую полезную сладость они производят? (мед). Показать картинку. Мед очень полезный, но что может случиться если кушать много сладкого? (Заболят зубы). (Показать, что пчела об этом хочет предупредить детей).

- ЗЗЗЗЗ, жужжит пчела, пожужжите и вы, как пчелы. (ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ)

- Вам уже ясно, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся? (З)

- Возьмите в руки зеркала и посмотрите, как мы его произносим.

При артикуляции твёрдого звука [ з ]

1. Губы в улыбке, зубы видны;
2. Зубы сближены, но не сомкнуты;
3. Широкий кончик языка находится за нижними резцами;
4. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;
5. Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
6. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
7. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

- Отложите зеркала, откройте тетради на стр. 38. (Занятие 50. Звук З.)

- Здесь нарисован домик пчелы, который называется … (улей) и вокруг кружат пчелы. Найдите на картинке изображение звука З и дайте ему характеристику.

- Звук З – согласный, твердый, звонкий.

- Давайте подружим звук З с другими звуками, с гласными и прочитаем получившиеся слоги.

(Ромашковое поле).

- Вернемся к рабочей тетради и вместе выполним задание № 3 на стр. 39. В нижнем ряду нарисованы картинки, а ниже схемы. Назовите эти картинки и соотнесите каждую со схемой. Нужно определить место звука З в каждом слове. (Коллективное обсуждение).

- Задания № 4 и № 5 на этой же странице вы выполните дома, отметьте галочками их в своих тетрадях.

Физкультминутка:

Пчелки весело жужжат,

Над цветочками кружат.

Пчелка села на цветок,

Скоро будем есть медок.

- А мы продолжаем занятие и я принесла вам Лабиринт.

Найти слово, назвать его и определить место звука З в этом слове.

- От * 3 клеточки вправо, 1 вниз (змея).

- 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево (замок).

- 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо (ваза).

- 1 клеточка вправо, 2 клеточки вниз (?)

- Нужно придумать свое слово со звуком З, определить его место в слове и «зажечь свет в соответствующем окошечке домика».

- 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево (роза).

- В слове роза звук З стоит в середине слова. А давайте назовем все звуки в этом слове и посчитаем их. Фонетический разбор.

- 1 клетка вверх, 2 клетки вправо (зонт). Звуковой разбор этого слова вы сделайте самостоятельно. Кто справился, придумывает свое слово и тоже разбирает его. Проверить, спросить некоторых.

Игра «Жадина»

Игра «Посчитай-ка»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Подбери словечко»

- Сначала подбираем слова признаки, они отвечают на вопросы «какой, какая, какое, какие?»

- Березы (какие?) – русские, красивые, высокие, тонкие, белоствольные, …

- Заяц (какой?) – маленький, трусливый, шустрый, быстрый, ловкий, слабый, длинноухий, короткохвостый, пушистый  …

- Слова-действия, отвечают на вопрос «что делает?»

- Заяц (что делает?) – бегает, прыгает, прячется, убегает, петляет, ищет, находит, кушает, …

Придумайте предложения со словом ЗАЯЦ, используя названные слова-признаки и слова – действия.

Трусливый заяц спрятался за кустом.

Голодный заяц ищет в лесу корм.

Шустрый заяц прыгает по кочкам.

Заяц быстро убегает от лисы.

Длинноухий заяц сидит на пеньке.

У зайца пушистая, мягкая шерсть, летом – серая, зимой – белая.

Ловкий заяц петляет между деревьев, чтобы запутать следы и спрятаться от волка.

- Наше занятие подошло к концу. Мы возвращаемся в детский сад. Пройдем пальчиками по дорожке, чтобы завершить наше небольшое путешествие, а пчелка нас провожает.

- С каким звуком мы сегодня познакомились и подружились?

- Дайте характеристику звука З.

- На следующем занятии вы еще встретитесь со звуком З и познакомитесь со новым звуком - Зь, и буквой, которая обозначает эти звуки. И обязательно найдете их домик на карте города Звуков и Букв.

- А пчелка поживет в вашей группе до следующего занятия, поэтому мы с ней пока не прощаемся.

- И заканчивая занятие, мне хочется спросить вас, ребята, что вам запомнилось, понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...