адаптированная рабочая программ 5 класс 8 вида (1 вариант)
рабочая программа (5 класс) на тему
адаптированная рабочая программ5 класс 8 вида (1 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_r.pmat-ka.docx | 24.03 КБ |
izo_5_kl.docx | 23.78 КБ |
r.p_muzyka_5_klass.docx | 21.74 КБ |
r.p_russ_5_kl.docx | 24.28 КБ |
r.p_sbo_5_kl.docx | 26.33 КБ |
r.p_trud._obuch_5_klass.docx | 22.72 КБ |
r.p_chtenie_5_klass.docx | 26.65 КБ |
rp_prirodovedenie_5_klass.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г. Удовенко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
5 класс (8 вид)
домашнее обучение
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 п. Березовка составлена в соответствии с Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Цели образовательно-коррекционной работы
Целью уроков математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является: освоение основ математических знаний, развитие математической речи, воспитание интереса к математике.
Задачи преподавания математики:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место предмета в учебном плане
План предусматривает обучение в 5 классе в объеме 68 часов, по 2 уроков в неделю. Тематическое планирование ориентируется на использование на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Основное содержание учебного предмета
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
Планируемые результаты
В результате изучения математики обучающиеся должны
5 класс
знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1 000.
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обязательно:
- продолжать складывать и вычитать числа, а пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1 000
- (510 - 183; 503 — 138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в дна, три действия решать с помощью учителя);
чертить треугольник по трем данным
Тематическое планирование
5 класс(68 часов)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Повторение. Сотня. | 6 ч |
2 | Тысяча | 8 ч |
3 | Сложение и вычитание в пределах тысячи | 16ч |
4 | Обыкновенные дроби | 10 ч |
5 | Меры стоимости | 5 ч |
6 | Умножение и деление | 17 ч |
7 | Геометрический материал | 6 ч |
Итого 68 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г.Удовенко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету ИЗО
5 класс (8 вид)
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс надомное обучение составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 п. Березовка и в соответствии с учебная программой по дисциплине «изобразительное искусство» для 5 класса специального коррекционного образования VIII вида Автор: И.А. Грошенков) (надомное обучение)
Цели образовательно-коррекционной работы
Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности и её результатам.
Задачи учебного предмета:
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами
улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна
расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В 5 классе продолжительность учебного года составляет 35 недель. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 5 классе надомное обучение отведен 0,5 час в неделю, что составляет 17 часов за учебный год.
Основное содержание программы.
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передачи в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавлении воды в краску
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагать их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства
Планируемые результаты учебного предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения)
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску
- пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения)
- самостоятельно анализировать рисунок; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Беседы об искусстве | 3 | |
Декоративное рисование | 6 | |
Рисование с натуры | 5 | |
4. | Рисование на темы | 3 |
всего | 17 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г. Удовенко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Музыка
5 класс (8 вид)
Надомное обучение
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка и пение» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 п. Березовка в соответствии с содержанием учебной программы В.В. Воронковой 5-9 классы в 2 частях
Цели образовательно-коррекционной работы
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творчески качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.
Общие коррекционные задачи: формирование музыкальной культуры обучающегося, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
образовательные: углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные: привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; привить навыки сценического поведения; формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие: развить музыкально-эстетический вкус; развить музыкальные способности детей;
Коррекционные: создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.
Общая характеристика учебной программы
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьников, адаптации его в обществе. Этому в процессе обучения музыке и пению будет способствовать соблюдение следующих принципов:
художественность и культуросообразность содержания
коррекционная направленность обучения
оптимистическая перспектива образования
индивидуализация и дифференциация процесса обучения
комплексное обучение на основе передовых психолого- медикопедагогических технологий
Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиорская; детская, классическая, современная.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации, для обязательного изучения «Музыка» на этапе для учебного предмета «Музыка и пение» в 5 классах 8 вида отводится - 34 часа, из расчета 0,5 учебный час в неделю, что составляет 17 часов в год Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся находящего на надомном обучении в классах VIII вида
Основное содержание учебной программы
В программу включены следующие разделы:
- пение
- слушание музыки
- элементы музыкальной грамоты
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
Оценка по предмету «Музыка и пение» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
СОДЕРЖАНИЕ (17 ч; 0,5 ч в неделю)
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне си – ре2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука. Совершенствование навыка чёткого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Музыкальная грамота
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4 , ¾, 4/4.
Планируемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 песен
- примерное содержание прослушанных музыкальных произведений
- размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4/4)
- музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие)
- значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка)
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне
- контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих
- применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки)
- использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения
- адекватно оценивать собственное исполнение и пение окружающих
№ п/п | Тема | Количество часов |
Слушание музыки | 5 | |
Разучивание песни | 8 | |
Элементы музыкальной грамотности | 4 | |
Всего: | 17 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету письмо и развитие речи
домашнее обучение
5 класс (8 вид)
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г. Удовенко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» для 5 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 п. Берёзовка на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, авторы : Воронкова В.В., Петрова М.Н., Эк В.В., Алышева Т.В., Кмытюк П.В., Сивоглазов В.В.И., Шевырева Т.В., Пифанова Т.М., Бородина О.И., Мозговой В.М., Казакова С.А., Евтушенко И.В., Грошенков И.А. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Воронковой В. В., М. «Владос» 2011 и учебников «Русский язык» под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской 5 класс
Цели образовательно-коррекционной работы
Формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Основная цель: подготовка детей к жизни в современном обществе,. Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
Задачи предмета:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Общая характеристика учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты (тексты для контрольного списывания).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 5 и 7 классах, но и в предыдущих.
Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5-9 классов. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. На уроках русского языка используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Описание место учебного предмета в учебном плане
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник «Русский язык» под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской 5 класс для специальных коррекционных учреждений 8 вида.
Основное содержание учебного предмета
Раздел 1.
Предложение.
Звуки и буквы.
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. В 5 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся длявыработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу и 5 -9 класса. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения в 5-6 классе и сложного предложения в 7-9 классе. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 5-9 классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.
Связная речь. Большое внимание в 5- 7 классах уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 7-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).
В 5 -9 классах также обращается внимание на графические навыки.
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Тематическое планирование
№ | тема | количество часов |
1 | Повторение. Звуки и буквы. | 8 |
2 | Слово. Состав слова. | 18 |
3 | Части речи. | 26 |
4 | Предложение | 11 |
5 | Повторение пройденного | 5 |
6 | всего | 68 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г. Удовенко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету СБО
5 класс (8 вид)
Домашнее обучение
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна,
учитель начальных классов
Чтение и развитие речи 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Социально бытовая ориентировка»
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 п. Березовка составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011)
Цели образовательно-коррекционной работы
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
.
Общая характеристика учебного предмета
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
. Место курса в учебном плане
Предмет «Социально бытовая ориентировка» надомное обучение изучается в 5 классе в объеме 34 часа. 1 час в неделю.
Основное содержание учебного предмета
Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы (5-9 классы) отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.
При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.
Желательно иметь:таблица о закаливание организма;
демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
образцы косметических средств и средств гигиены.
Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.
;
Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:
щетки для одежды; демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы; вешалки, пуговицы, нитки, иглы; фартуки, косынки.
Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета: наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием являет кухня, санузел, жилая комната, прихожая, индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса; иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещении.
Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.: Семейный кодекс РФ , демонстрационный и раздаточный материал (куклы, литература по уходу за грудными детьми; игрушки, набор детской посуды.
Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.
Используется дидактический материал:
демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;
демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;
телефонный справочник.
В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обучения материал должен быть хорошо продуман и подготовлен:
квитанции по оплате жилья, к0147оммунальных услуг и таблица по видам государственных страхований;
виды приобретения – наличные и кредит; перечень вкладов сбербанка;
бланки доверенностей.
Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:
таблица продуктов, составляющая рацион питания;
график режима питания в школе, школьное меню;
методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
механические и электробытовые приборы.
Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:
книги и брошюры по правилам дорожного движения;
различные демонстрационные виды проездных билетов;
образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;
индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;
географическую карту местности для определения маршрутов.
Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:
репродукция картин с различными изображениями продуктов;
муляжи овощей и фруктов;
репродукции типов промышленных товаров;
индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.
Планируемые результаты
Уровни социально-бытовой подготовленности:
1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;
2. Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.
3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | всего |
1 | Личная гигиена | 5 | |
2 | Культура поведения | 4 | |
3 | Жилище | 6 | |
4 | Питание | 10 | |
5 | Транспорт | 2 | |
6 | Торговля | 2 | |
7 | Одежда и обувь | 4 | 35 часов |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г. Удовеченко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Ручной труд
5 класс (8 вид)
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета по ручному труду для 5 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 п.Березовка в соответствии с содержанием учебной программы В.В. Воронковой в 2 частях
Цели образовательно-коррекционной работы
Цель программы обучения: развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий.
Задачи 1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.
Общая характеристика учебного процесса
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии.
Обучение занимательному труду в 5 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.
Место учебного предмета в учебном плане
Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор Л.А.Кузнецова "Технология. 5 класс Москва "Просвещение", 2017.
Основное содержание учебного предмета
Работа с природными материалами.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных изделий.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных изделий.
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха. Перьев, меха, ракушек, зёрен опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам фигуры животных)
. Работа с бумагой и картоном.
Изготовление из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов: разметка бумаги и тонкого картона по шаблону; резание ножницами по прямым и кривым линиям, оклеивание картона с одной стороны.
Изготовление закладки из тонкого картона: разметка бумаги и картона по линейке; резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами; оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление из бумаги и картона с использованием материалов отходов поздравительных открыток, сувениров.
Изготовление о образцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги (стол, кресло).
Работа с текстильными материалами.
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косичек.
Изготовление стилизованных фигур из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок) Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельной выкройке, смёточным стежком.
Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку. Вышивание на салфетке.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Работа с бумагой и картоном | 25 | |
Работа с тканью | 7 | |
Работа с бумагой | 4 | |
Ремонт одежды | 5 | |
Работа с нитками | 3 | |
Работа с проволокой | 5 | |
Работа с древесиной | 5 | |
Работа с металлоконструктором | 3 | |
9 | Картонажно - переплётные работы | 4 |
10 | Ручные швейные работы | 7 |
Всего: | 68 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г. Удовеченко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету чтение и развитие речи
5 класс (8 вид)
Домашнее обучение
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна,
учитель начальных классов
Чтение и развитие речи 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 п. Березовка составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011) и учебником Чтения для 5 класса СКОУ VIII вида автора-составителя З.Ф. Малышевой (М., «Просвещение», 2012).
Цели образовательно-коррекционной работы
совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения
Задачи:
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
- воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора;
образовательные:
- последовательно перевести учащихся на плавное и правильное чтение целыми словами вслух и про себя;
- осмысливание прочитанного текста;
- совершенствование техники чтения;
- расширение и активизация словарного запаса;
коррекционная:
- формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления);
воспитательная:
- воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. А так как рекомендуемые произведения разных жанров, то при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
. Место курса в учебном плане
Предмет «Чтение и развитие речи» надомное обучение изучается в 5 классе в объеме 34 часа. 1 час в неделю.
Программа ориентирована на учебники: Чтение: 5 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учреждений. VIII вида/ Авт.-сост. З.Ф. Малышева Москва. : «Просвещение», 2012.
Основное содержание учебного предмета
Изучаемые произведения. Устное народное творчество
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
Картины родной природы
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
О друзьях – товарищах
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести), В. Медведев «Фосфорический мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг».
Спешите делать добрые дела
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик», В. Осеева «Бабка», А. Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо».
О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»), А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты), К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны», С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа
О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), А. Куприн «Белый пудель» (отрывки), Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…», Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош» (отрывки), М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок), С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки), Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Произведения для внеклассного чтения
П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».
Произведения для заучивания наизусть
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».
Планируемые результаты
В конце учебного года учащиеся должны уметь:
- правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- обучится навыками беглого и выразительного чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям);
- выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц;
- находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться словарем;
- делить текст на части с помощью учителя, озаглавливать каждую часть и составлять с помощью учителя плана;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты из текста;
- самостоятельно читать несложные рассказы с выполнением различных заданий учителя;
- различать тему и идею произведения;
- заучивать наизусть стихотворения, басни.
Личностные результаты
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Научится в сотрудничестве с учителем:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Научится в сотрудничестве с учителем:
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научится в сотрудничестве с учителем:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
. Предметные результаты
Техника чтения
Ученик научится:
соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания;
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами,
Понимание прочитанного
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного ; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного, краткий пересказ.
Ученик получит возможность научиться:
давать оценку прочитанному;
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Д Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенном в книге для чтения. Разучивание по учебнику стихотворений.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно пересказывать содержание прочитанного близко к тексту;
читать наизусть 7-8 стихотворений;
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | Дата |
1 | Устное народное творчество | 2 | |
2 | Сказки | 4 | |
3 | Картины родной природы | 5 | |
4 | О друзьях – товарищах | 4 | |
5 | Басни И.А. Крылова | 1 | |
6 | Спешите делать добро | 4 | |
7 | Картины родной природы | 4 | |
8 | Весна | 3 | |
9 | О животных | 4 | |
10 | Из прошлого нашего народа | 3 | |
11 | Из произведений зарубежных писателей | 2 | 36 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Березовка
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № 1 от «29» августа 2018 года ____________________ О.В. Перепечко | «Согласовано» Зам. директора по УВР «30» августа 2018 года _____________________ Л.Г. Удовенко | Принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №2 п. Березовка Протокол №1 от 31 августа 2018 года | «Утверждаю» Директор школы «31»августа 2018года _____________________ В. Н. Гончарова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету природоведение
5 класс (8 вид)
Домашнее обучение
Составила: Комлякова Галина Шулемеевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» 5 класс составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 п. Березовка составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. – М.: «Владос», 2011) и учебника природоведения для 5 класса СКОУ VIII вида авторов И.В Романов, Р.А. Петросова (М.: Дрофа, 2010).
Цели образовательно-коррекционной работы
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Общая характеристика учебного предмета
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения
. Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
Окружающий нас мир. .Изменения в жизни природы. Наша Родина – Россия.
Увлекательные путешествия в мир природы. Рядом с нами. Коротко о главном
Место курса в учебном плане
Предмет «Природоведение» надомное обучение изучается в 5 классе в объеме 34 часа. 1 час в неделю. Учебник природоведения для 5 класса СКОУ VIII вида авторов авторы И.В.Романова, Р.А.Петросова 2010г
Основное содержание учебного предмета
Окружающий нас мир
Человек и природа
Изменения в жизни природы
Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Смена времён года. Осень. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов
Наша Родина - Россия
Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки
Увлекательные путешествия в мир природы
Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса.
Луг. Луговые травы. Животный мир луга.
Обитатели почв.
Болото. Растения болот. Птицы болот.
Вода на Земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред
Рядом с нами
Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа и наше будущее
Коротко о главном
Вопросы и задания для повторения. Краткий словарь
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на приусадебном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Планируемые результаты
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
- Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
- Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
- Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- соблюдать правила безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | всего |
1 | Окружающий нас мир | 1 | |
2 | Изменения в жизни природы | 11 | |
3 | Наша Родина – Россия | 5 | |
4 | Увлекательные путешествия в мир природы | 12 | |
5 | Рядом с нами | 4 | |
6 | Коротко о главном | 1 | |
7 | Всего | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...
адаптированная рабочая программ 2 класс 8 вида (1 вариант)
адаптированная рабочая программ 2 класс 8 вида (1 вариант)...
адаптированная рабочая программ 3 класс 8 вида (1 вариант)
адаптированная рабочая программ 3 класс 8 вида (1 вариант)...
адаптированная рабочая программ 4 класс 8 вида (1 вариант)
адаптированная рабочая программ 4 класс 8 вида (1 вариант)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет
Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...