Мастер- класс по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей
материал на тему
Цель мастер-класса: практический показ последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс для педагогов | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения ребенка» Мастер- класс по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей
Цель мастер-класса: практический показ последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: экран, картинки артикуляционной гимнастики, буклеты с комплексами артикуляционной гимнастики на все группы звуков.
Ход мастер-класса:
1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
2. Основная часть.
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
Я хочу научить воспитателей правильно проводить артикуляционную гимнастику, для того чтобы они включали ее работу с детьми как на занятиях по развитию речи, так и индивидуально в режимных моментах (по заданию логопеда). Общеразвивающую артикуляционную гимнастику можно проводить в любом возрасте, начиная с первой младшей группы.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,- глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения - с воспитателями и с родителями.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 - 15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 - 10 раз.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 - 20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 - 15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение проводится под счет логопеда 10 - 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад. Проделать 10 раз.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
3. Заключительная часть. Воспитателям всех групп раздаю буклеты с комплексами артикуляционной гимнастики на все группы звуков Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.
Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи"
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы....