Программа
рабочая программа по теме

Надежда Анохина

Программа коррекционного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boytsova_r.docx90.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

( МАОУ СОШ № 2)

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Ф.И.О                  /_________/

«31» августа 2018г.

УТРВЕРЖДЕНА

приказом директора

школы

от «31» августа 2018г.

№ 242-О

Программа коррекционного курса

«Логопедическая коррекция»        

для обучающейся  « » класса с ЗПР Ф.И (ученик/ца).

 

Учитель-логопед: Анохина Н.В.

2018 – 2019 уч.год

  1. Пояснительная записка.

Данный курс разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.№1598, АООП НОО школы, утвержденной приказом директора школы № 302-О от 06.09.2016,  рекомендаций ПМПК, на основе методик Андреевой Н.Г., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.

Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Логопедическая коррекция играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ЗПР. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Логопедическая коррекция позволяет максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть  знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.

Цель курса  — развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

Задачи курса:

– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;

– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

– совершенствование коммуникативной функции речи;

– повышение мотивации речеговорения;

– обогащение речевого опыта;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);

– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;

– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;

– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);

– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;

– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;

– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;

– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;

– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;

– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

  1. Общая характеристика коррекционного курса.

Курс является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.

Курс представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В соответствии с АООП НОО (раздел « Учебный план» ) на  изучение  коррекционного курса    отводится  34 часа в  год  (1 час в неделю, 34 учебных недели )

  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.

Овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Личностные результаты

Универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся  получит возможность для формирования

Самоопределение

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- идентичности в поступках и деятельности;

- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

Смыслообразование

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Метапредметные результаты

Вид УУД/ составляющие

Обучающийся  научится

Обучающийся  получит возможность научиться

Регулятивные

Целеполагание

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем-логопедом.

- в сотрудничестве с учителем-логопедом ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Планирование

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и

контроле способа решения.

- самостоятельно учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале

Прогнозирование

-  осуществлять предвосхищающий

контроль по результату и по способу действия

Учебные действия

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве

Контроль

- учитывать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- различать способ и результат действия

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий

контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коррекция

- вносить необходимые коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) собственной звучащей речи на русском языке.

- вносить необходимые коррективы

в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Оценка

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

- самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы

в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Саморегуляция

- использовать речь для регуляции своего действия

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Коммуникативные

- инициативное сотрудничество и взаимодействие

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Управление коммуникацией

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно,

последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные

общеучебные

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-  владеть рядом общих приёмов решения задач

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной

и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения задач в зависимости от конкретных условий;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами

решения задач

логические

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по

заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

синтеза;

- устанавливать аналогии

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Знаково-символические

- использовать знаково- символические средства, в том

числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Предметные результаты

Задача реализации курса

Планируемые результаты освоения курса

Обучающаяся  научится

Обучающаяся  получит возможность научиться

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

а) оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной моторики,

г) чувства ритма

  • регулировать  плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов;
  • регулировать оптимальную силу голоса;
  • называть основные органы артикуляционного аппарата;
  • четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией;
  • удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую
  • воспроизводить несложный ритм
  • воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
  • демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы

а) смыслоразличи-тельная функция

  • различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами

б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем

  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов
  • дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные;
  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический анализ и синтез

  • выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);
  • давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
  • определять последовательность, количество, место звука в словах простой  звукослоговой структуры;
  • выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением;
  • составлять схему дву- и трехсложного слова
  • синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков
  • определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры;
  • осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
  • составлять схему четырехсложного

слова со стечением согласных;

  • синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков

3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова)

  • правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки

  • произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных

4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова

  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных  (шва-ста-зва)
  • самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление)
  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками   (рал-лар-рал);
  • четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков  (кораблекрушение,  мороженщица, подтверждение)

5. Формирование просодических компонентов речи:

 а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации

д) логического ударения

  • воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;
  • использовать паузу для ритмической организации речи;
  • различать  на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)
  • использовать паузу для интонационной организации речи;
  • воспроизводить предложения и тексты плавно,  эмоционально выразительно;
  • интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;

6. Профилактика нарушений чтения и письма

  • различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
  • дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.;
  • делить слова на слоги для переноса
  • обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я;
  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова

  1. Содержание программы коррекционного курса.

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и коррекция нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.  

  1.         Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося.

№ занятия

Тема

Содержание коррекционной работы

1

Развитие мыслительных операций.

Работа по развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Работа по развитию свойств внимания и памяти.

2

Гласные и согласные звуки и буквы.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Составление слов из данных букв. Счёт гласных и согласных букв в слове. Звуковой анализ слова.

3

Гласные и согласные звуки и буквы.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Составление слов из данных букв. Счёт гласных и согласных букв в слове. Звуковой анализ слова.

4

Гласные и согласные звуки и буквы.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Составление слов из данных букв. Счёт гласных и согласных букв в слове. Звуковой анализ слова.

5

Гласные и согласные звуки и буквы.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Составление слов из данных букв. Счёт гласных и согласных букв в слове. Звуковой анализ слова.

6

Анализ и синтез слогов и слов.

Счёт слогов в словах. Составление слов из заданных слогов. Вставление недостающего слога в слово.

7

Анализ и синтез слогов и слов.

Счёт слогов в словах. Составление слов из заданных слогов. Вставление недостающего слога в слово.

8

Анализ и синтез слогов и слов.

Счёт слогов в словах. Составление слов из заданных слогов. Вставление недостающего слога в слово.

9

Анализ и синтез слогов и слов.

Счёт слогов в словах. Составление слов из заданных слогов. Вставление недостающего слога в слово.

10

Ударение.

Подбор слов к схемам с ударением на нужный слог. Чтение слов  с ударением по схеме. Составление словосочетаний с одинаково написанными словами, но с разным ударением.

11

Ударение.

Подбор слов к схемам с ударением на нужный слог. Чтение слов  с ударением по схеме. Составление словосочетаний с одинаково написанными словами, но с разным ударением.

12

Твердые и мягкие согласные.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Восстановление слов по имеющимся гласным. Подбор слов к схемам.

13

Твердые и мягкие согласные.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Восстановление слов по имеющимся гласным. Подбор слов к схемам.

14

Твердые и мягкие согласные.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Восстановление слов по имеющимся гласным. Подбор слов к схемам.

15

Звонкие и глухие согласные.

Разбор слов по схеме. Восстановление слов по имеющимся гласным. Ребусы.

16

Звонкие и глухие согласные.

Разбор слов по схеме. Восстановление слов по имеющимся гласным. Ребусы.

17

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация П-Б (П’-Б’);  

18

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Т-Д (Т’-Д’);

19

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация К-Г (К’-Г’);  

20

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация  В-Ф (В’-Ф’);

21

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация С-З (С’-З’);

22

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Ш-Ж;

23

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация С-Ш;

24

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация З-Ж;

25

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Л-Л’;

26

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Р-Р’;

27

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Л-Р (Л’-Р’);

28

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Ч-Т’;

29

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Щ-С’.

30

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Ч-Щ;

31

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Ц-С;

32

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Ц-Т’;

33

Дифференциация оппозиционных звуков и букв.

Дифференциация Ч-Ц.

34

Оценка результативности коррекционной работы за год.

Диагностические мароприятия.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя-логопеда // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. —  224 с.
  2. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с.
  3. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV классы). — М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с.
  4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС. – 560 с.
  5. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с.
  6. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений //  Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с.
  7. Ястребова А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста // Библиотека практикующего логопеда. — М.: АРКТИ. — 96 с.
  8. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М.  Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с.
  9. Диагностика письма и чтения у младших школьников (сборник материалов) / Н. В. Струнина, Т. А. Яцук. —  Челябинск. — 60 с.
  10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 280 с.
  11. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова // Библиотека логопеда-практика. — М.: Айрис-пресс. — 96 с.
  12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова //  Библиотека логопеда. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с.
  13. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с.
  14. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия. — 96 с.
  15. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — СПб. : КОРОНА – Век. — 80 с.
  16. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков \ Автор-составитель И. Г.Сухин. — Ярославль: Академия развития. — 192 с.
  17. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь / Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с.
  18. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение. — 224 с.
  19. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение. — 319 с.
  1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З] [З’] [Ц]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] [Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] [Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С] — [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] — [Ц], [С’] — [Ш]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С] [С’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. – М.: ТЦ Сфера.
  7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ч] [Щ]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ш] [Ж].Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфер.
  9. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
  11. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  12. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  13. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  14. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  15. Чиркина Г. В. Визуальный тренажер / Г. В. Чиркина, М. Н. Русецкая. — М.: Аркти.

8.1.Материально-техническое оснащение кабинета для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы

1. Настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий (50 × 100)      

2. Шпатели  (разовые)                                                                                                      

3. Шкафы для пособий и игрушек                                                                                  

4. Стол ученический                                                                                                        

5. Стулья                                                                                                                            

6. Набор фломастеров                                                                                                      

7  Набор цветных карандашей                                                                                      

8. Компьютер                                                                                                                                    

9. Песочные часы                                                                                                            

10. Ящики для карточек                                                                                                  

11. Ведро педальное                                                                                                        

12. Материал для обследования устной речи                                                                

13. Материал для обследования  письма                                                                        

14. Материал для обследования  чтения                                                                        

15. Материал для коррекции  устной речи                                                                  

16. Материал для коррекции нарушений  письма                                                        

17. Материал для коррекции нарушений чтения                                                                                                                                                                    

18. ИКТ

19. Настольные игры, игрушки, книги

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

( МАОУ СОШ № 2)

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Ф.И.О /_________/

«31» августа 2018г.

УТРВЕРЖДЕНА

приказом директора

школы

от «31» августа 2018г.

№ 242-О

Программа коррекционного курса «Произношение»

для обучающейся  « » класса с ЗПР Ф.И.( ученик/ца)

Учитель-логопед: Анохина Н.В.

2018-2019 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Данный курс разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.№1598, рекомендации ПМПК, на основе методик Чиркиной Г.В., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.

Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

2.   Общая характеристика коррекционного курса.

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ЗПР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых.

На уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения во 2 классе необходимо формировать и корректировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

3. Описание места коррекционного курса.

В соответствии с АООП НОО (раздел « Учебный план») на  изучение  коррекционного курса    отводится  34 часа в  год  (1 час в неделю, 34 учебные недели)

4. Ценностные ориентиры содержания  коррекционного курса.

Основной целевой установкой для коррекционного курса «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.

 В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения  грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости - глухости и т.д.).

На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.  Использование знаково-символических средств представления информации.

3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 4. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

7. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 8. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

9. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

11. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

12. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

13. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

14. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

15. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

16. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты:

Обучающаяся должна знать:

  • алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
  • характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.

Обучающаяся должна уметь:

  • правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
  • выделять звуки из состава слова;
  • удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
  • повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
  • чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
  • различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
  • проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.

6. Содержание программы коррекционного курса.

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных      [ а ], [ у ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; твёрдых согласных, не требующих коррекции: [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ ф ], [ т ], [ х ]; дифференциация звуков [ к ] - [ х ]; мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ]; дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (пыль - пили).

Правильное произношение и различение звуков [ с ], [ с'], [ б ], [ б'], [ д ], [ д'], [ з ], [ з'], [ г ], [ г'], [ л ], [ л'], [ ш ], [ ж ], [ р ], [ р'].

Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ], [ з ] - [ ж ], [ р ], [ л ], звонких и глухих согласных.

Правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд).

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать).

Звук [ ц ]. Дифференциация  [ ц ] - [ т'], [ ц ] - [ с ], [ ц ] - [ с'].

Звук [ ч ]. Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ ц ].

Звук [ щ ]. Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ].

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

Произнесение ряда гласных звуков типа УИУ У ..., УИУА У АИУ и т.п.

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечениями согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пле; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-бра-пра-пра. Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за; бра-бра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале):

  •  без  чередования звуков: тататататата..., тата-татата-татататата..., та-татата-та-татата-та... и т.п.;
  •  с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатоту..., ту-татоту..., ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана ... и т.д.

Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-тью; те-тье-тье-те и т.д.

Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

2. Формирование навыков произнесения слов и предложений, двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло), четкое произнесение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.

Правильное выделение ударного слога в двусложных и трехсложных словах; составление схемы слова в выделением ударного слога.

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма. Запоминание и повторение в данной последовательности 3 - 4 слов; запоминание ряда инструкций.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося.

№ занятия

Тема

Основные виды учебной деятельности

1

Гласные звуки «А-У-О-Ы-И-Э».

Произношение 2-3хсложных слов со стечениями 2х согласных, типа: стрекоза, выстрел.

Произнесение 2-3хсложных слов с тремя стечениями, типа: транспорт.

Произнесение трехсложных слов со стечением более 2хсогласных, например, лекарство, страничка.

Произнесение 4хсложных слов со стечениями согласных, типа: сковорода, мотоцикл, пограничник.

Различение на слух гласных звуков. Различение на слух согласных звуков по признакам мягкости-твердости, звонкости-глухости. Повторение понятия «ударение» Различение слоговых рядов с различным ударением. Анализ и синтез слов, типа: солдатик.

2

Согласные звуки

«М», «П», «В», «К», «Ф», «Т», «Х», «М´», «П´», «В´», «К´», «Ф´», «Т´», «Х´».

3

Дифференциация согласных «К-Х».

4

Дифференциация звуков «С-З», «С´-З´».

5

Согласные звуки «Ш», «Ж».

Анализ и синтез 3хсложных слов со стечением трех согласных, типа: стрекоза, выстрел.

6

Дифференциация звуков «З-С-Ш-Ж».

7

Дифференциация звуков «Р-Р´-Л-Л´».

8

Дифференциация звуков «Р-Р´-Л-Л´».

9

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Различение на слух звонких и глухих согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез 3х сложных слов различной структуры.

10

Дифференциация звонких и глухих согласных.

11

Дифференциация звонких и глухих согласных.

12

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Произнесение 4хсложных слов со стечениями согласных, типа: сковорода, мотоцикл, пограничник.

Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года)

13

Дифференциация звонких и глухих согласных.

14

Дифференциация звонких и глухих согласных.

15

Согласный звук «j».

16

Согласный звук «j».

17

Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова.

18

Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова.

19

Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова.

20

Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова.

21

Согласный звук «Ч».

Различение на слух звонких и глухих согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез 3х сложных слов различной структуры.

22

Дифференциация согласных звуков «Ч» - «Т´».

23

Дифференциация согласных звуков «Ч»- «С».

Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года)

Анализ и синтез слов, типа: тракторист.

24

Согласный звук «Ц».

25

Дифференциация согласных звуков «Ц» - «Т».

26

Дифференциация согласных звуков «Ц»-«С».

Умение проводить полный развернутый звуко-слоговой анализ слов пройденных слоговых структур с опорой на материализованную основу.

27

Дифференциация согласных «Ц» - «С´».

28

Дифференциация согласных «Ц» - «Ч».

29

Звук «Щ».

30

Дифференциация согласных «Щ» - «С´».

31

Дифференциация согласных «Щ» - «Ч».

32

Дифференциация согласных звуков «Щ» - «Ш».

33, 34

Повторение.

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8.1. Дидактическое и методическое обеспечение.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.

  1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение,  2013. – 256 с.
  3. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

8.2.Информационно-коммуникативные средства.

- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

- Интерактивные речевые игры. Издательство «Учитель».

- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.

8.3. Материально-технические средства:

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя).
  • интерактивная доска,

∙  аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...