Открытое практическое занятие по теме: «Рисование милосердия».
материал на тему

Цель занятия: формирование понятия «милосердия». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_miloserdiya.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое практическое занятие          по теме:  

«Рисование милосердия».

Цель занятия: формирование понятия «милосердия».                                                                           Задачи:

Обучающие:                                                                                                                         1. Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию;                                                                                                                        2. Давать нравственную оценку нравственным поступкам людей;                                    3. Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения.

Развивающие:                                                                                                                                        1. Развивать познавательную активность, воображение, творческие способности, и расширять  кругозор воспитанников;                                                   2. Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач, и соотношение к себе основных добрых качеств и поступков.

Воспитывающие:                                                                                                                                    1. Воспитывать навыки коллективной работы и творчества в процессе  общения через совместные диалоги и видеоматериал;                                                                                                     2. Воспитывать стремление совершать добрые дела;                                            3.Подвести воспитанников к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Планируемые результаты:                                                                               Выполнение практической работы, ориентация обучающихся на выполнение милосердных поступков, определения способности к решению нравственных проблем, а также – оценка собственных поступков. Осознание того, что этические (нравственные) качества такие как: доброта, взаимопомощь, уважение, прощение, жалость, любовь, человечность и милосердие, сегодня так же необходимы, и без которых человек не может называться человеком.

Понятия: милосердие, милость, милостыня, волонтер, злорадство.

Ресурсы:                                                                                                               Презентация. Мультимедийное оборудование.                                                                    Наглядно-демонстрационный материал  (цветок милосердия, дерево доброты, выставка рисунков о доброте и милосердии, символы милосердия, высказывания о милосердии).

Предметы для творчества: краски, карандаши, фломастеры, бумага.

Ход занятия:

1.Организационный момент.                                                                                           2. Сообщение темы и цели занятия.

(слайд  1)

- Здравствуйте,  ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости.                   Давайте встанем и поприветствуем  их!                                                                          - Присаживайтесь.  Спинки выпрямите, руки сложите перед собой и внимательно меня слушайте.                                                                                            - Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесёт нам радость от общения друг с другом.
- Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье, порождает атмосферу доброжелательности.
- Тема нашего занятия: «Рисование». Ну а что, мы с вами будем сегодня рисовать на нашем  практическом занятии, нам предстоит это выяснить.             – Разговор пойдет  об очень важной проблеме нашей жизни, мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

- Послушайте стихотворение и подумайте о каком качестве идет речь.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

- Догадались, но чтобы вы окончательно были уверенны, посмотрите на доску, это слово зашифровано на слайде.

( слайд 2)

- Попробуйте  соединить буквы  так, чтобы получилось нужное нам слово.

И    Р    И     С    М    Е    Д    О    Е    Л                                                                                      

30   26   5     17    2     21   27  13   33    9

 - «Милосердие».                                                                                                                     - Правильно. Как вы узнали?                                                                                            – Расположили  буквы в порядке возрастания чисел.                                              –Верно, назовите эти цифры?                                                                                            - (2, 5, 9, 13, 17, 21, 26, 27,30,33).                                                                                        - Правильно. «Рисование милосердия» -  тема нашего практического занятия. Ну, а что мы с вами будем рисовать, вы узнаете чуть позже, когда выполните не большое задание.– А сейчас  мы с вами поработаем  над  смыслом слова  « милосердие».                                                                                     - Как получилось слово «милосердие»?                                                                         - Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Выделите корень слова «милосердие».

- Здесь два корня  мил и серд.

- Итак, корень «мил»,  корень «серд».

- Давайте подберем однокоренные слова с корнем «мил».

- Милый, милая, милое.

- Что значит  милый?                                                                                                            – Это приятный.

- С какой интонацией мы произносим «милый»?                                                  - Доброй, ласковой, нежной.

- Молодцы! Теперь подберем  однокоренное  слово с корнем «серд».                        – Сердце.

- Частенько приходится слышать такое выражение «Сердце болит», «Душа болит».                                                                                                                                  - Поясните, пожалуйста, как вы понимаете значение этого выражения?            - (Когда нам обидно, когда мы за кого-то, или за что-то переживаем).              –А как вы понимаете, «сердечный человек»?                                                                   – Человек добрый, жалостливый, готовый всегда прийти на помощь, который готов понять и простить.                                                                                  - Ребята, подумайте и скажите какими простыми  словами можно  раскрыть смысл слова «милосердие»?                                                                                             - По другому можно сказать: «Милое сердце» , или «Милостевое сердце». - хорошее,  доброе, бескорыстное, отзывчивое, любящее, заботливое.

(слайд 3)

- Теперь посмотрим,  как объясняется значение слова «милосердие»  в толковом словаре  С.И. Ожегова.

«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

- Главным составляющим  « милосердия»  является  милость и милостыня.

- Как вы понимаете значение слова милость?

- Помощь, прощение, жалость, добро.

– Что значит милостыня в вашем понимании этого слова?

  - Накормить голодного, подарить то, что самому ненужно, напоить жаждущего, одеть бедного,  поделиться последним куском хлеба.

- Верно, итак, подведем небольшой итог.  Милосердие – это поступок, поступок  добрый,  во благо,  за который  не ждут вознаграждения).

(СЛАЙД  4)

-  Кто нуждается в милосердии?                                                                                                                          -  Инвалиды, больные пожилые люди  и  дети.                                                        – Бездомные животные.                                                                                                                            - Люди, попавшие в трудные жизненные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение, теракт и т.д.)

- Все вы сказали верно,  молодцы! Одним словом, милосердие – это любовь к людям,  к животным и даже растениям, т.е. ко всему живому, что нас окружает.                                                                                                                             – И помните:                                                                                                                Лучшее, что можно дать:                                                                                            врагу – ПРОЩЕНИЕ,                                                                                             сопернику – ТЕРПЕНИЕ,                                                                                                       другу – СЕРДЦЕ,                                                                                                          детям – ХОРОШИЙ  ПРИМЕР,                                                                                        себе – УВАЖЕНИЕ,                                                                                              человечеству – МИЛОСЕРДИЕ.

(СЛАЙД  5, 6)

- Многие из вас наверное слышали такое выражение «Сестра милосердия».             - Так, кто же такие сестры милосердия?                                                                 (далее читать на слайде)                                                                                                    -  Ещё об одном примере милосердия нашей истории мы узнаем прочитав историческую справку.                                                                                      

(слайд  7, 8)

- С самого начала войны в 1914 году  императрица Александра Федоровна и четыре  ее дочери  служили в госпитале сестрами милосердия. А сама императрица  являлась одной из руководительниц Российского общества Красного Креста и общин сестер милосердия.  Александра Фёдоровна  с единомышленниками и помощниками превратила город  Царское Село в крупнейшие в мире военные медицинские госпитальные и реабилитационные центры, которые были оснащены самым передовым  медицинским оборудованием. В 1914 г. под опекой императрицы и ее дочерей  в Царском Селе было открыто 85 лазаретов во дворцах, госпиталях, частных домах и дачах, начиная с Большого Екатерининского дворца и кончая дачами и особняками. А 10 октября в 1915 году в Зимнем  дворце был открыт госпиталь, носивший имя цесаревича Алексея. Поэтому туда привозили самых тяжёлых раненых, за которыми сама императрица ездила на фронт в санитарных поездах.
(слайд 9)                                                                                                                 Александра Федоровна распределяла пожертвования на нужды войны, приспособила под госпитали свои дворцы в Москве и Петрограде, организовала выпуск медицинских журналов, где рассматривались передовые методы лечения. Как любая операционная сестра, Императрица подавала инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, научилась быстро менять застилку постели, не беспокоя больных, гордясь нашивкой Красного Креста. Сестры милосердия оказывали помощь сотням раненых защитников Отечества, многим тем самым сохранив жизнь.
(слайд 10, 11)                                                                                                        Александра Федоровна и дочери проявили заботу и об умерших от ран: по ее распоряжению в Царском селе впервые было открыто и первое официальное братское кладбище павших за Отечество в Первую мировую войну. На свои средства императрица построила церковь. Многих из погребенных здесь царская семья лично провожала в последний путь, и заботились о могилах. Сёстры милосердия.  Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжёлому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь. Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью!
(символы  милосердия  зачитываются  на стенде)

- Да, словарь бессилен истолковать слова- «сёстры милосердия», лишь слезами сердец своих они провозглашают:                                                    «Милосердие – часть  женского сердца, в нём любовь матери, ласка сестры, почтение дочери, сострадание бабушки. Это что-то женское, полученное при рождении, выстраданное в жизни».
А сейчас мы послушаем стихотворение.
У.- Не бойся душу расплескать,                                                                                                                  Не бойся выразить участье,                                                                                                              Быть может в том и Благодать,                                                                                                             Быть может в том и наше счастье.                                                                                                        

И состраданья не стыдись,                                                                                                                     Что от чужого горя плачешь.                                                                                                                  И обездоленного жизнь -                                                                                                                            на белом свете что-то значит.

Ты отмахнуться не спеши                                                                                                                     От просьбы – не моё, мол, дело,                                                                                                       Чтобы тепло твоей Души                                                                                                                    Кого - то чуточку согрело.                                                                                                              

Спеши, спеши добро творить                                                                                                                   Не ради славы и наживы.                                                                                                            Пусть даже боль в тебе горит,                                                                                                  Страдаем, плачем значит,  живы!                                                                                              

Забрезжит робко свет вдали                                                                                                                     И ты познаешь меру счастья,                                                                                                             Пока душа твоя болит –                                                                                                                          То и свеча твоя не гаснет!

(слайд  12, 13)

- Ребята, а скажите мне, какой у нас сейчас год?                                                          - 2018 год.                                                                                                                        – Верно, а  вы знаете, что 2018 год  объявлен  годом волонтеров  в России?               – А кто знает, кто такие волонтёры?
- Это люди, которые   оказывают различную помощь нуждающимся в ней.
- Верно, волонтёр- (доброволец) – это человек (участвующий абсолютно бесплатно) в различных социально – значимых мероприятиях. 
- Волонтерская  деятельность направленна на помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и тяжело-больным детям, помощь бездомным животным, поиски пропавших людей, и на охрану и защиту окружающей среды. В нашей школе мы часто встречаем таких гостей, которые  проявляют  к вам огромное внимание, дарят вам подарки,  устраивают развлекательные мероприятия.

А сейчас мы послушаем стихотворение.

В жизни по-разному можно жить                                                                     Можно в беде, а можно - в радости,                                                             Вовремя есть, вовремя пить,                                                                                         Вовремя делать  гадости.                                                                                              

А можно так:                                                                                                                   На рассвете встать,                                                                                                        И, помышляя о чуде,                                                                                                        Рукой обнаженною солнце достать                                                                                            И подарить его людям.                                                                                                      

- Сегодня нам не хватает милосердия. Часто мы говорим и видим: « Все стали жестокие, равнодушные, забыли о милосердии». Но кто эти все?                 Это – мы люди.  Мы можем с вами вспомнить  и захват заложников в Беслане, и войны пережившая  наша страна, события происходящие на Украине  и Сирии,  многочисленные теракты.

( слайд 14, 15)

- Нельзя не вспомнить о последнем  страшном  событии, который  произошел  17 октября 2018 года в политехническом колледже  города  Керчь. В котором по вине одного студента погибло 19 человек и более 50 пострадало.                         - "Трудное время, жестокое время», много горечи пришлось испытать нашей стране. Самое страшное, когда в мире жестокости, беспощадности и зла, страдают и гибнут  дети. Все дети нашей необъятной страны, должны жить в мире.                                                                                                                               – А сейчас мы с вами  посмотрим видеоролик

(под  песню: «В мире без войны»,  идет видеоролик)

- Посмотрите на доску, перед вами дерево Добрых дел и вы видите на нем нарисованы человеческие руки, однако вы должны понимать, что все в этом мире держится на руках человека, и пусть их становится  с каждым днем все больше и больше, как и сердец людских  добрых и милосердных. К нашему дереву мы вернемся чуть позже. А сейчас мы займемся  рисованием. А рисовать мы будем  ваши ладошки. Яркие, красочные, постарайтесь в них собрать все цвета радуги, я думаю выполнение этого задания для вас не составит труда, вы включите все свое воображение. Но а почему  руки, как я сказала ранее только на руках и сердцах  добрых и милосердных людей возможен мир на нашей земле.

(слайд 16)

Но для начала, мы с вами вспомним правила работы  с красками.  

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ.

1. Работу выполнять за столом.

2.Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.

3. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.                                             4. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.5.Не использовать для воды стеклянную посуду.6. Используй кисть по назначению.                                                                                    7. По окончании работы привести в порядок рабочее место.

(слайд 17)

- Ну, а для выполнения этого задания посмотрите на слайд, на нем вы видите примеры разукрашивания ладошек.

ВЫПОЛНЕНИЕ  ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ . Звучит тихая музыка

- А сейчас пока ваши ладошки отложите в сторону. Пусть пока подсохнут.

- А пока, ребята я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предстоит  собрать  цветок милосердия состоящего из главных его качеств. На  столе лежат листочки со словами. Вам нужно выбрать подходящее слово и прикрепить его на доску.  

БЕСКОРЫСТИЕ 
ЗАБОТА
ПРОЩЕНИЕ 
СОСТРАДАНИЕ
МЕСТЬ 
ЗЛОРАДСТВО 
УВАЖЕНИЕ 
ЖАДНОСТЬ
ПОМОЩЬ
НЕНАВИСТЬ
ЖАЛОСТЬ 
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
РАВНОДУШИЕ 
ДОБРОТА 
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ВЕЖЛИВОСТЬ 
ГРУБОСТЬ                                                                                                         ЩЕДРОСТЬ                                                                                                              ЗЛОСТЬ

(заслушиваются мысли детей и  прикрепляются  слова на доску)                            – Перечисли   качества, которые не относятся к милосердию.                                      

- Злорадство,  какое плохое слово. Что означает оно в вашем понимании? Кто-нибудь мне может сказать?                                                                                        - Злорадство- это злобная радость при несчастье, неудаче другого.

- Вот мы с вами и собрали наш цветок милосердия, состоящий только из добрых качеств.

 - А  сейчас, я вас попрошу  подумать  и на своих ладошках написать те добрые качества милосердия, которые вы соотносите к себе, только честно, пишем фломастером на пальцах ладошки, если вы считаете, что у вас нет таких качеств или вы сомневаетесь не пишите ничего.                                                

(учащиеся выполняют задания и вывешивают свои работы, зачитывают свои добрые качества)                                                                                                                                – Молодцы!                                                                                                                                                   - Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья.
-  А сейчас мы вернемся к нашему дереву . Оно не простое. Вместо листьев на нем, вы видите сердечки, это сердца всех милосердных людей на земле. Так, давайте и мы с вами не останемся равнодушными. Оставьте и вы своё сердечко с добрым делом. Какое доброе дело находясь в  школе или за ее пределами вы  совершили, или смогли бы сделать, кому вы оказали помощь?

( учащиеся приклеивают сердца с ответами)

(слайд 18, 19)

(Примеры: накормить бездомных животных и ухаживать за больным человеком;  помочь пожилому человеку донести сумку; помогать младшим,  ухаживать за ними; оказать поддержку  престарелым людям;   пожалеть кого- то, помочь добрым советом и добрым словом, если кому-то плохо; защита и охрана окружающей среды, посадить дерево, ухаживать за саженцами, поливать их; благоустройство школьного двора, уход за памятниками).

(слайд 20)

- Вот мы и дополнили своими добрыми делами наше дерево.                                         - В природе есть солнце. Оно светит всем и добрым, и злым,  и всех любит, и греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца, которые добротой своей согревают.  

 Помните:                   Добрые слова – корни.                       

                                    Добрые мысли – цветы.

                                    Добрые дела - плоды.

                                   Добрые сердца – сады.

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро!

 А сейчас мы послушаем стихотворение.

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана, 
Ходите дорогами ясными, 
Летайте высокими трассами, 
Орбитой любви и привета
Пусть станет вся наша планета!
Стремись открыть хоть однажды 
Звезду человечности в каждом!                                                                                    

- А сейчас подходя к концу нашего занятия. Я хочу чтобы вы посмотрели  одну притчу. Эту притчу я выбрала неспроста. А называется она « Притча о гвоздях.  Вдумались в ее смысл, правильно ли вы относитесь друг к другу, любите ли вы своих ближних,  всегда ли вы верно выражаете свои мысли и эмоции, кого и когда вы обидели своим словом или поступком.  

(просмотр притчи)

- Какая основная мысль  содержится в этой притчи?

 - Когда говоришь человеку что-нибудь злое, не доброе  у него остаётся такой же шрам на душе, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься.  

-Да, ребята, делать добро надо учиться. Как учиться? Прежде всего с самого простого. Уметь говорить простые добрые, нежные и ласковые слова.  

- Да,  каждый человек делает свой выбор. Каким будет его путь. Каким он будет человеком. Хорошим или плохим. Трудолюбивым или ленивым. Добрым или злым.

- Давайте подведем итог, чем мы сегодня занимались?                                                 - Рисовали.                                                                                                                            – А что рисовали?                                                                                                        - Наши ладошки с добрыми качествами.                                                                          - Кто же такой добрый милосердный человек – это тот, кто:

  •  - любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
  •  - любит природу и бережет ее;
  •  - вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
  •  - любит птиц и  животных.

- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия  и доброты?
- В сердце человека. 
- Так вот в конце нашего занятия, я хочу подарить вам сувениры. И хочу,  чтобы  все - то о чем мы с вами говорили сегодня, осталось у вас в вашем сердце.  А эти маленькие сердечки росли вместе с вами и превращались в большое сердце, сердце – милосердия, добрых  дел и поступков.

(слайд 21)

Эпилог: Пока  мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание.

Пока  мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни  оправдание.  ( А. Дементьев)

- Ребята, у вас на столах лежат смайлики, я попрошу вас оставить свои отзывы о нашем сегодняшнем занятии. Понравилось ли вам наше занятие, может кому – то было скучно, не интересно, а может кто – то, что-то не понял.                                                                                                                                 ( учащиеся вывешивают смайлики на доску).

Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое практическое занятие по теме "Художественная резьба по дереву"

Данный материл знакомит  учащихся с резьбой по дереву в начале курса занятий с резьбой.я использовал Материал представлен в форме развернутого конспекта практического занятия. При подготовке...

Открытый урок практического занятия по теме: Создание презентаций в MS PowerPoint

Занятие «Создание презентаций в MS Power Point» было проведено со студентами I курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», согласно разработанной рабочей программе дисциплины «Информа...

План - конспект занятия на тему: Рисование в технике гуашь «Голубь»

Закрепляем  знания о свойствах гуаши, способах работы с ней....

П Л А Н - К О Н С П Е К Т открытого занятия по теме «Рисование в технике гуашь «Голубь»

Цель: Закрепить знания о свойствах гуаши, о способах работы с ней....

Методическая разработка открытого практического занятия "Полезные и вредные привычки"

Методическая цель данного открытого занятия - показать использование некоторых современных технологий (ИКТ, вербально-графической, здоровьесберегающей) на различных этапах занятия при обучении английс...

Методическая разработка открытого практического занятия по теме "Моя будущая профессия"

Методическая цель данного практического занятия - показать использование некоторых современных технологий, таких как активизация возможностей личности, информационно-коммуникативная, вербально-графиче...