Коррекционно-развивающая программа для детей с УО
рабочая программа на тему
Коррекционно-развивающая программа для детей 7-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_dlya_detey_s_uo.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа для детей 7-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Педагог-психолог:
Корниенко Ольга Николаевна
- Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции.
Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• ориентацию в пространстве тела;
• ориентировку в пространстве «от себя»;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;
• на развитие произвольности;
• на развитие свойств внимания.
Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.
Цель: Коррекция и развитие высших психических функций.
Задачи:
- развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
- устойчивость;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать целостность восприятия;
- мелкую моторику;
- формировать логическое мышление;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь.
Принципы:
- Принцип развивающего обучения.
Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
- Принцип постепенности.
Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- Принцип доступности.
Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
- Деятельностный принцип.
Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень - начальный.
2. Ориентация содержания - практическая.
3. Характер освоения - развивающий.
4. Возраст обучающихся – 7-11 лет.
5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.
6. Периодичность - 2 урока в неделю.
7. Условия вхождения в программу - учебный план.
8. Продолжительность одного урока – 45 минут.
Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:
- Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
- М.В. Ильиной «Тренируем память и внимание. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет»;
- А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
- Л.Б. Баряева «Темная сенсорная комната-мир здоровья» Учебно-методическое пособие.
Тематический план занятий
№ | Содержание занятия | Задачи |
1. | 1. Приветствие. 2. Основная часть: - Игра «Бабочки» - Задание «Найди два одинаковых предмета» - Выкладывание мозаики по образцу 3. Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -ощутить свое тело и возникающие эмоции. -развитие сенсорного внимания, объема внимания. -развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук. -рефлексия занятия. |
2. | 1. Приветствие. 2.Основная часть: - Игра «Дружба начинается с улыбки». - Игра «Звуки животных». - Игра «Конструктор» - Игра «Лево - право». 3. Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -снижение эмоционального напряжения -развитие активного внимания. -умение детей использовать поэтапную предметную модель. -закрепление представлений о левой и правой стороне своего тела. -рефлексия занятия. |
3. | 1. Приветствие. 2. Основная часть: - Игра «Колечко». - Задание «Найди 5 отличий». - Игра «Найди свой дом». - Игра «Узнай по голосу» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -развитие мелкой моторики рук. -развитие произвольного внимания и переключения внимания. -составление геометрических фигур из данных. -развитие слухового внимания. -рефлексия занятия. |
4. | 1. Приветствие. 2. Основная часть: - Игра «Путаница» - Игра «Зеркало» - Игра «Найди два одинаковых предмета» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - психогимнастика. - развитие внимания, чувства эмпатии. - развитие сенсорного внимания - рефлексия занятия. |
5. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: - Ручной труд «Сова» - Задание «Выкладывание из палочек по образцу». - Игра «Что сверху, что снизу» 3. Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Формирование действий самоконтроля. - развитие произвольного внимания, мелкой моторики. - закрепление пространственных представлений. - рефлексия занятия. |
6. | 1. Приветствие. 2. Основная часть: - Задание «Найди пять отличий» - Упражнение «Смотри на руки» - Игра «Пожалуйста» - Задание «Трафареты» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие произвольного внимания. - развитие активного внимания. - уточнить схему собственного тела, пространственные представления. - развитие мелкой моторики. - рефлексия занятия. |
7. | 1. Приветствие. 2. Основная часть: - Игра «Колечко» - Выкладывание палочек по образцу. - Игра «Возьми левой – возьми правой». - Игра «Умный коврик» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие мелкой моторики. - развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук. - закрепление о левых и правых частях тела. - развитие произвольности. - рефлексия занятия. |
8. | 1. Приветствие. 2. Основная часть: - Лепка. - Игра «Найди пару». - Игра «Исключение лишнего». - Выкладывание мозаики по образцу 3. Заключение. | 1.Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - формирование самоконтроля. - усвоение представлений о симметричности тела. - развитие мышления и объема внимания. - развитие концентрации и объема внимания, моторики рук. - рефлексия занятия. |
9. | 1. Приветствие. 2.Основная часть: - Игра «Смотри на руки» - Игра «Встань, как я скажу» - Игра «Слушай звуки» - Игра «Найди 5 отличий» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие активного восприятия. - научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе. - развитие активного восприятия. - развитие произвольного внимания. - рефлексия занятия |
10. | 1. Приветствие. 2. Основная часть: - Игра «Мальчик (девочка) наоборот» - Задание «Найди 2 одинаковых предмета» - Игра «Угадай, что загадали». - Задание на рисование. 3. Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развивать произвольный контроль за своими действиями. - развитие зрительного восприятия. - умение ориентироваться в пространстве. - формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции. - рефлексия занятия. |
11. | 1. Приветствие. 2.Основная часть: - Упражнение «Слушай команду». - Упражнение «Что меня окружает?» - Нанизывание бусинок по образцу. - Игра «Умный коврик» 3. Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие активного внимания. - ориентировка в пространстве. - развитие концентрации и объема внимания. - развитие самоконтроля, умения выполнять задания по образцу. - рефлексия занятия. |
12. | 1. Приветствие. 2.Основная часть: - Игра «Колечко» - Упражнение «Срисовывание по клеточкам» - Игра «Трафареты» - Игра «Что изменилось» 3. Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие мелкой моторики рук. - развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики рук. - развитие мелкой моторики рук - запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу. |
13. | 1. Приветствие. 2.Основная часть: - игра «Птица – не птица» - выкладывание из палочек по образцу. - Упражнение «Слева - справа от меня». - Упражнение «Нанизывание бусинок по образцу» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие слухового внимания. -развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук. - развитие пространственных представлений. - развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук. - рефлексия занятия. |
14. | 1. Приветствие. 2.Основная часть. - Упражнение «Слушай команду» - Игра «Море волнуется» - Упражнение «Найди пару» - Игра «Поменяйте местами» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие активного внимания. - формирование внимания, развитие скорости реакции. - развитие распределение и объема внимания - развитие внимания, повышение скорости реакции - рефлексия занятия |
15. | 1. Приветствие 2.Основная часть. - Игра «Что изменилось» - Игра «Мозаика» - Игра «Кто знает, пусть дольше считает» - Задание «Быстрее нарисуй» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие концентрации внимания. - развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук. - развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать. - развитие умения переключать внимание. - рефлексия занятия. |
16. | 1. Приветствие. 2.Основная часть. - Игра «Съедобное – несъедобное» - Задание «Нарисуй круг и треугольник» - Игра «Найди игрушку» - Срисовывание по клеткам. 3. Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - формирование внимания. - развитие скорости реакции. - развитие концентрации и объема внимания. - развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук. - рефлексия занятия. |
17. | 1. Приветствие. 2.Основная часть. - Лепка «Домик для куклы» - Задание «Найди 2 одинаковых животных» - Игра «Больше, длиннее, короче» - Игра «Говори наоборот» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - формирование у детей самоконтроля в ходе выполнения задания. - развитие произвольного внимания. - формирование умения отделять форму понятия от содержания - развитие внимания, связной речи. - рефлексия занятия. |
18. | 1. Приветствие. 2. Основная часть. - корректурная проба - Упражнение «Что видишь на картинке» - Задание «Быстрее нарисуй» - Упражнение «Мозаика» 3. Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -развитие концентрации внимания. -развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля -развитие скорости переключения внимания. -развитие мелкой моторики -рефлексия занятия |
19. | 1. Приветствие. 2.Основная часть: - Упражнение «Найди все квадраты» - Игра «Бывает – не бывает» - Игра «Говори наоборот» - Игра «Запомни фразы» - Корректурная проба (Хрюши). 3.Заключение. | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие внимания - развитие мыслительных операций. - развитие словарного запаса - развитие слуховой памяти -развитие произвольного внимания - рефлексия занятия. |
20. | 1. Приветствие 2.Основная часть: - Упражнение «Раскрась фигуры по образцу» - упражнение «определи звук и назови число» - упражнение «Раскрась по инструкции» - упражнение «Найди лишнее» - упражнение «Картинки-Нелепицы» 3.Заключение. | 1.Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -развитие произвольной сферы - развитие слухового восприятия - развитие произвольного внимания - развитие внимания -развитие внимания и зрительного восприятия - рефлексия занятия |
21. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: - упражнение «Сравни слова» - игра-тест «Пятый - лишний» - игра «Продолжи ряд» - игра «Антонимы» - игра «Скажи по-другому» 3.Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие мышления. - рефлексия занятия. |
22. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: -Образование множественного числа от существительного - Упражнение «детеныши животных» - упражнение «Составь предложение из глаголов» - упражнение «Исправь ошибку» - «срисовка» 3.Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -развитие вербального мышления -развитие произвольного внимания -рефлексия занятия |
23. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: - «Продолжи узор» -упражнение «Срисуй с доски» - «Какие предметы спрятаны в рисунке» - «Найди одинаковые фигуры» - упражнение «Раскрась фигуры по образцу» 3.Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -развитие произвольного внимания, мелкой моторики. -рефлексия занятия. |
24. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: - Корректурная проба - «Найди 5 ошибок в рисунке» - упражнение «Соедини предмет с его тенью» - упражнение «Сосчитай, сколько фигур на рисунке» - упражнение «Соедини одинаковые фигуры» 3.Заколючение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие произвольного внимания -рефлексия занятия |
25. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: - Игра «Мозаика» 3.Заколючение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -развитие концентрации внимания -развитие моторики рук |
26. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: - корректурная проба 3.Заколючение | 1.Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - развитие произвольного внимания |
27. | 1.Приветствие. 2.Основная часть: -Методика «свободный рисунок» - тест креативности Торренса - игра «Умный коврик» 3.Заключение | 1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. -развитие воображения -рефлексия занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....
Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР
Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР составлено по сказке "Колобок".Речевой материал интересен первоклассникам. Цель занятия:развитие умения уобщаться в учебной ситуации у перво...
Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...