Публикации
статья

Ямщикова Татьяна Александровна

Мои публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yamshchikova_t.a.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Оказание специализированной помощи обучающимся с РАС специалистами школьной службы психолого – педагогического сопровождения»

Проблема обучения и воспитания детей с аутизмом сложна и многогранна. В настоящее время увеличивается количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые объединяют в себе и классические варианты аутизма и более легкие аутистические нарушения. На сегодняшний день в «Нефтеюганской школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» дети с аутистическими расстройствами обучаются вместе со сверстниками, имеющими другие проблемы. Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных с социальной и образовательной адаптацией обучающихся с РАС, что и определяет необходимость длительного и специфичного психолого-педагогического сопровождения.

В нашей школе для этой категории обучающихся разрабатываются и внедряются не только различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право на получение качественного и адекватного возможностям и способностям образования, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.

Наиболее перспективной формой школьного обучения ребенка с РАС представляется постепенное индивидуально дозированное и специально поддерживаемое включение в группу или класс обучающихся с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации, возможности которых  на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственными возможностями обучения. Разработанные методы специальной помощи обучающимся с аутистическими расстройствами максимально использованы в процессе индивидуальной психолого-педагогической поддержки.

Деятельность специалистов, сопровождающих детей с РАС

  1. Деятельность педагога – психолога

Педагог – психолог является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях ребенка, он консультирует и сопровождает деятельность других специалистов – учителя, тьютора, логопеда, социального педагога.

Ребенок с РАС в школе имеет огромные трудности именно при социально-эмоциональной адаптации, и поэтому ему необходима специфическая психологическая помощь. Основные задачи педагога – психолога:

· формирование границ взаимодействия;

· помощь в организации обучения (в ситуации отсутствия тьюторского сопровождения) – в рамках фронтального обучения;

· формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;

· индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других (формирование модели психического);

· формирование функций программирования и контроля;

· работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами;

· работа со сверстниками ребенка (с мини-группой).

Последняя задача требует разработки методов групповой работы по формированию межличностного взаимодействия, занятий с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков взаимодействия обучающихся         в мини – группе, включая и самого обучающегося с РАС.

Именно психолог помогает ребенку в формировании границ коммуникаций, выстраивая простые отношения с обучающимися и педагогами с учетом определенных правил поведения, не нарушающих интересов другого человека. Различные, в том числе простые игровые способы и приемы взаимодействия, помогают обучающимся с РАС почувствовать границы взаимодействия и соблюдать определенную дистантность в коммуникациях. Как правило, с взрослыми эти отношения выстраиваются быстрее и проще.

Лишь после того как такие простые отношения с сверстниками и педагогом станут для ребенка с РАС возможны (в рамках достаточно повторяющихся ситуаций), проводится работа по формированию навыков взаимодействия и коммуникативных навыков в классе. Такая работа предполагает использование в классе методов групповой работы.

Часто у детей с РАС даже простые отношения со сверстниками устанавливаются значительно труднее, чем с взрослыми. Общение не может автоматически наладиться со временем,  и в лучшем случае остается на уровне беготни, которая не только перевозбуждает ребенка, но и вызывает у него дискомфорт и тревогу. Поэтому вначале проводятся индивидуальные занятия, а объем контактов с другими обучающимися достаточно дозирован, общение четко организовано в рамках стереотипа урока и перемены. На начальных этапах адаптации очень важно не допустить возникновения конфликтных ситуаций и закрепления негативных эмоциональных реакций у обучающегося с РАС. В этот же период начинается работа по развитию у обучающегося представлений о себе и о других, в частности,  по формированию модели психического, что предполагает понимание ребенком с РАС того, что другой человек имеет иные, чем у него,  мысли, чувства и желания. 

Лишь после того, как подобные отношения с другими обучающимися и педагогом станут для ребенка возможны (при повторяющихся ситуациях урока или структурированной перемены, похода в столовую или на прогулку), можно постепенно расширять коммуникативные умения ребенка с РАС и переходить к организации взаимодействия обучающихся на различных мероприятиях – праздниках, экскурсиях и т.п.

Работа педагога – психолога с родителями ребенка с РАС строится с учетом понимания тех трудностей, с которыми сталкивается семья, и на понимании специфики конкретного варианта аутистического расстройства. Педагог – психолог обсуждает с родителями возможности как в школе, так и вне ее стен, помощи, в том числе и медицинской. В своей работе педагог – психолог использует  различные психокоррекционные технологии.

В рамках межведомственного взаимодействия педагог – психолог сотрудничает с городским ПМПК с целью уточнения диагноза, образовательного маршрута.

  1. Деятельность учителя – дефектолога

Основные задачи учителя – дефектолога при работе с обучающимися с РАС:

1. Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с обучающимся. Стереотипная форма существования для обучающихся с РАС остается наиболее доступной и обеспечивает снижение беспокойства, страхов, помогает правильно и эффективно организовать и структурировать деятельность. Все пространство зонированно в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха и т.п.

 2. Организация и визуализация времени. Для обучающихся с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы.

3. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы – это формирование у обучающихся с РАС продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения. При специально организованном обучении ребенку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми обычные его сверстники овладевают практически самостоятельно.

Описанные выше задачи будут решаться и другими специалистами школы, в первую очередь педагогом класса, но  именно дефектолог организует эту работу в качестве коррекционной и переносит приемы работы в учебную деятельность обучающегося.

4. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения (например, альтернативная и облегченная коммуникация, глобальное чтение). При работе необходимо учитывать следующее:

- преобладание наглядных средств преподнесения материала;

- рациональное дозирование информации;

- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;

- использование адаптированных текстов;

- вариативность уровня сложности заданий.

5. Организация режима коммуникативного общения. Особое внимание уделяется работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Подробно объясняется смысл заданий, а также то, что от них ожидается. Также проговариваются все события дня, важные моменты жизни. Если у ребенка при выполнении задания возникают большие трудности, используются визуальная поддержка (фотографии, пиктограммы).

6. Сопровождение образовательного процесса. Данный вид деятельности имеет несколько направлений:

1) Составление индивидуального учебного плана. Совместно с другими специалистами службы сопровождения и законными представителями обучающегося в начале учебного года разрабатывается индивидуальный план работы. Сроки его реализации могут варьироваться от одного месяца до года.

2) Мониторинг прогресса обучающегося. Это дает возможность регулярно отслеживать динамику достижений ребенка в образовательной и социальной областях и своевременно вносить коррективы в намеченную деятельность. Учитель – дефектолог заботиться о том, чтобы рекомендации, разработанные школьным консилиумом,  соблюдались всеми участниками образовательного процесса.

3) Помощь ребенку в освоении программного материала и ликвидация пробелов. Этот вид деятельности осуществляется преимущественно на индивидуальных коррекционных занятиях.

4) Освоение обучающимися программного материала в индивидуальном режиме или в рамках работы малой группы.

5) Организация процесса включения обучающихся  в классно – урочную форму.

7. Социально-бытовая адаптация.

Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации должна идти в тесном взаимодействии с педагогом и родителями ребенка.

Помощь ребенку с РАС учителем – дефектологом оказывается до тех пор, пока ребенок в ней нуждается. Положительным результатом работы может считаться тот момент, при котором ребенок все меньше нуждается в развернутой  помощи. С ростом его самостоятельности сопровождение дефектолога сводится к минимуму помощи и поддержки. Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка, которые развиваются в процессе воспитания и обучения.

  1. Деятельность учителя-логопеда

Задачи деятельности логопеда как специалиста сопровождения также чрезвычайно разнообразны. С одной стороны, обучающийся с РАС может иметь и признаки фонетико – фонематического недоразвития, и особенности звукопроизношения, что требует специальной, хорошо разработанной в логопедии коррекционной работы.

С другой стороны, речь такого ребенка чрезвычайно специфична. Это касается всех ее аспектов – от темпово – мелодической до трудностей понимания письменной речи.

1. Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи.

2. Другим направлением деятельности логопеда является специально организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием  прочитанного материала. Если ребенок с РАС читает достаточно бегло, обычно читает он крайне монотонно, не соблюдая знаков препинания и границ предложения, что является одной из причин трудностей понимания прочитанного. Работа логопеда по формированию навыков интонированного  осмысленного чтения в большой степени будет содействовать учебной адаптации ребенка с аутистическим расстройством.

3. Помимо этого,  важная часть работы логопеда – формирование у обучающегося коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, развитие у ребенка умения поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно, что над коммуникативной стороной речи работает не только логопед. Но поначалу именно он на своих занятиях способствует созданию определенных коммуникативных стереотипов, которые в последующем обучающийся с помощью педагога – психолога и учителя  сможет переносить в более широкие   коммуникативные ситуации.

4. Обучающиеся с аутистическими расстройствами часто имеют трудности дисграфического характера. Чаще всего такие дети достаточно грамотно пишут, но никак не могут применить правила в отношении даже правильно написанного слова или текста. Многие практические работники считают, что часто такие дети имеют так называемую врожденную грамотность, и именно анализ правила, по которому написано то или иное слово или выражение, оказывается для них крайне затруднительным. Здесь важно, чтобы логопед объяснил ситуацию педагогу, а тот, в свою очередь, не «переборщил» с требованием применения правил.

5. При необходимости с ребенком может проводиться работа по формированию фонетико – фонематического восприятия, что также будет отражаться на развитии письменной речи.

6. Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует с ним тактильного взаимодействия.

4. Деятельность тьютора

Особенности развития произвольных форм деятельности обучающихся с аутистическими расстройствами, в частности, произвольного или разделенного внимания (концентрации внимания на совместной деятельности), произвольного сосредоточения, трудности такого процесса как подражание создают необходимость разработки специальных тактик в организации процесса обучения. В учебной ситуации такие обучающиеся испытывают множество затруднений. В этом случае в начале обучения ребенка сопровождает тьютор, а если у него значительные трудности при организации своего поведения, то тьютор сопровождает ребенка на протяжении учебного года (при условии рекомендаций ПМПК).

Деятельность тьютора – организация учебного поведения. Именно тьютор, не «приклеиваясь» к ребенку и  не заменяя собой учителя, помогает ему сориентироваться и в пространстве тетради, и в последовательности необходимых действий, он повторяет инструкции педагога, снимая тем самым трудности восприятия заданий.

На первых этапах тьютор становится для ребенка своеобразным проводником и переводчиком, помогая в организации учебного поведения и учебного пространства. В то же время, определенными приемами, позволяющими структурировать деятельность и тем самым формировать учебные стереотипы, должен владеть и сам педагог. Эти приемы общей организации деятельности должны им четко осознаваться, и именно им следует уделять особое внимание. Для того чтобы аутичный ребенок постепенно мог приспособиться или адаптироваться к ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована. Эта структурированность (как основа организации определенных стереотипов) необходима не только на уроке, но и на перемене, в столовой, на прогулке.

Тут также трудно обойтись без помощи тьютора, который, с одной стороны, организует проведение перемены для обучающегося, а с другой стороны, помогает в формировании у него стереотипов социального поведения. Часто именно в этих ситуациях происходит знакомство с нормами социального взаимодействия, коммуникации со сверстниками и взрослыми, от самых простых: как попросить тот или иной предмет, заинтересовавший ребенка, как ответить на заданный вопрос,  самому о чем-то спросить и т.п.

Отдельная задача в организации учебной деятельности ребенка – это работа над созданием внешних маркеров и правил жизни в классе и на уроке в частности. Самый главный внешний  маркер изменений последовательности действий и уроков – расписание. Оно должно быть видно ребенку: хорошо, если на стене около доски висит полное расписание уроков и занятий во второй половине дня на все дни недели. Это легко организовать в любом классе. Такая подсказка делает жизнь аутичного ребенка более предсказуемой и в учебной жизни является организующим фактором.

С помощью расписания может быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, и если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий. Это чрезвычайно важно, поскольку обучающийся с РАС трудно воспринимает всю информацию на слух, а написанное имеет «степень закона». Ему проще самому посмотреть на расписание и приготовить нужные предметы к следующему уроку (чаще с помощью тьютора), чем слушать длинную инструкцию учителя о том, какой будет следующий урок, и что надо оставить на парте.

Помочь ребенку тьютор может и на уроке -  разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка.  Последовательность учебных действий тоже может быть представлена ребенку наглядно в виде схемы или пиктограммы.

Большие трудности в организации учебного поведения возникают у обучающегося с РАС при  появлении даже небольших неудач или препятствий, и в этом случае возможные поведенческие проявления ребенка характеризуют его возбуждение, тревогу и нежелание дальше работать.

Организации учебного поведения помогают и определенные правила. Как и расписание, правила поведения представлены в виде небольших плакатов на стене около доски. Важно учитывать, что ребенку проще понять, когда ему говорят: «У нас есть правило № 4», а правило № 4 гласит, что во время урока без разрешения нельзя вставать и ходить по классу. Это ребенку усвоить проще,  чем слушать учителя, что во время урока нельзя ходить по классу и  трогать чужие вещи. Это правило касается не только обучающегося с РАС. Оно не помешает и другим детям. Аналогичные правила могут касаться и других аспектов жизнедеятельности на уроке или даже на перемене. Важно, чтобы их не было слишком много.

Особой специальной работы тьютора и учителя требует и развитие способности ребенка с РАС адекватно оценивать смысл происходящего, и организация поведения в соответствии с этим смыслом. Среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру, то есть ребенку необходимо дать понять, для чего делаются определенные вещи. Ребенку с аутизмом, впрочем, как и  обычному,  нужно объяснять происходящее и цели действий.  

  1. Деятельность социального педагога

Социальный педагог  основной специалист, осуществляющий контроль  за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе. На основе данных социально – педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает для школьной команды специалистов всю возможную информацию о «внешних» ресурсах, устанавливает взаимодействие с учреждениями – партнерами в области психолого-педагогической поддержки, а также со службой социальной защиты населения, с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям обучающегося с РАС в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей. Такой специалист может помочь учителю и другим специалистам школы в создании «Родительского клуба», в разработке на сайте школы странички, посвященной инклюзии, в поиске нужной информации.

Деятельность специалистов сопровождения должна быть направлена на помощь в пространственной и временной организации жизни ребенка в школе.

Список литературы

  1. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе : материалы науч. конф. / Образовательный центр «Участие» [СПб]. - 2009. – № 1. – С. 36-46.
  2. Методические рекомендации по использованию технических средств при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (растройствами аутистического спектра)/ О. А. Савельева, Л. В. Кузьмина, О. Н. Бободжонова, Е. М. Жимаева. – АСОУ, 2016.
  3. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25163 (дата обращения 17.10.2018).
  4. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.

 

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/autism/2017/n1/semago_solomahina_full.shtml [Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС - Аутизм и нарушения развития - 2017. Том. 15, № 1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...