Проект "Северные напевы"
проект на тему
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 1-4 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗОК НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VII ВИДА.
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных развитию речевых способностей детей, вопрос развития речи младших школьников с ЗПР средствами народного фольклора до сих пор остается недостаточно исследованным. Кроме того, педагогический опыт по организации учебного процесса на логопедических занятиях, средствами сказок народов Севера, практически не используется. Это обусловило выбор темы проекта и составляет ее актуальность.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от рациональной организации логопедической работы.
Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zamyatina_t.yu_._severnye_napevy.rar | 691.07 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ «Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида»
ПРОЕКТ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 1-4 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗОК НАРОДОВ СЕВЕРА
В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VII ВИДА
Автор- составитель проекта
Замятина Т.Ю., учитель-логопед
г.Урай, 2013 г.
КУ «Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КУ УС(к)ОШ VII вида
_________________ М.П.Энзель
ПРОЕКТ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 1-4 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗОК НАРОДОВ СЕВЕРА
В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VII ВИДА
«Северные напевы».
Автор-составитель проекта
Замятина Т.Ю., учитель-логопед
Рассмотрен и утвержден
на заседании Методического совета школы
протокол № _3_ , «28 »ноября 2013 года
_________________________________________
г. Урай, 2013 г.
Аннотация
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. В образовательной практике наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем ученикам, к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, которые позволяют выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Одной из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом.
Речевая способность - это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей.
Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы VII вида имеют тот или иной уровень общего недоразвития речи (ОНР), которое проявляется в несформированности всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики, грамматики и т.д.). При обследовании на начало коррекционной работы в 2010 детей с низким уровнем речевого развития было 67%, средним-33%, высоким-0%. К 2013 году результаты изменились в лучшую сторону: низкий уровень – 0%, средний уровень – 33%, высокий уровень 67% (Приложение 1).
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных развитию речевых способностей детей, вопрос развития речи младших школьников с ЗПР средствами народного фольклора до сих пор остается недостаточно исследованным. Кроме того, педагогический опыт по организации учебного процесса на логопедических занятиях, средствами сказок народов Севера, практически не используется. Это обусловило выбор темы проекта и составляет ее актуальность.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от рациональной организации логопедической работы.
Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку.
Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых - активизация речемыслительной деятельности ребенка. Это составляет суть логопедической работы. Существует много методик обучения детей с нарушениями устной и письменной речи. Но все они сходятся в том, что для обеспечения достаточно эффективного коррекционного воздействия на учащихся необходимо:
- как можно раньше выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение с целью предупредить прямые и отсроченные последствия дефекта и нарастания педагогической запущенности;
- предусмотреть такое содержание и такую направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи;
- использовать комплексные методики, которые являются наиболее результативными.
Новизна и практическая значимость проекта заключаются в реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, с использованием материалов и текстов сказок народов Севера.
Суть комплексного метода состоит в создании методики, которая фиксирована на комплексном решении задач развития речи и психофизических функций детей с речевыми нарушениями.
Использование в коррекционной деятельности текстов сказок народов Севера поможет обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.
Реализация данного проекта позволит обеспечить не только всестороннее развитие речи детей, но и позволит сформировать и развить психологическую основу речи (речевые компоненты восприятия, памяти, мышления).
Занимательный и доступный речевой материал сказок также будет способствовать снятию напряжения и страха чтения и письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий и активизирует познавательную деятельность в целом.
Кроме того работа с текстами сказок народов Севера обогатит кругозор детей, поможет расширить и углубить знания учащихся по истории родного края, через изучение самобытной культуры разных этносов.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. По этой причине проект предусматривает привлечение родителей учащихся к работе.
Таким образом, проект направлен:
- не только на осуществление педагогически целесообразной коррекции
речевых проблем учащихся, но и на формирование базовых психологических предпосылок познавательной деятельности в целом;
- на стимулирование познавательной активности учащихся и мотивирование на учебную деятельность;
- расширение кругозора учащихся, воспитание уважительного отношения к национальной культуре разных народов.
- на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении процесса развития и воспитания детей.
Оригинальностью данного проекта является сочетание комплекса вышеизложенных направлений деятельности в единое целое, и реализация его в полном объеме на занятиях, предусмотренных проектом.
Стратегическая цель: повышение эффективности логопедической работы путем осуществления комплексного подхода в организации коррекционно - развивающей деятельности средствами сказок народов Севера.
Конкретная цель: создание оптимальных условий для выявления и коррекции недостатков в устной и письменной речи детей.
Объект (целевая группа): учащиеся начальных (1-4) классов коррекционной школы VII вида.
Предмет: развитие речевых способностей учащихся начальных (1-4) классов коррекционной школы VII вида.
Задачи:
Организационно - методические:
1.Создать условия для проведения коррекционно-развивающей работы и учебно-методическую базу для реализации проекта.
2. Разработать учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся средствами сказок народов Севера.
Практические:
- Развить связную речь детей в процессе анализа содержания сказки,
используя различные приемы.
- Научить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.
- Скорректировать фонетико-фонематическую и лексико – грамматическую структуру речи детей.
- Развить психологические предпосылки формирования речи: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
5. Развить способности к организации собственной деятельности, повысить личную активность детей, мотивацию к самостоятельным действиям.
6. Сформировать художественный вкус и любовь к прекрасному; развить творческие способности, приобщить детей к национальной культуре.
7. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй
способствующих воспитанию и развитию детей. Привлечь родителей к
процессу коррекционно-развивающей работы.
Аналитические
1. Провести мониторинг и проанализировать результаты реализации для корректировки содержательной части проекта по ходу проектной деятельности.
2. Подвести итоги реализации проекта, спрогнозировать возможность дальнейшего развития инновационной деятельности по заявленной теме.
Формы работы по программе
Основной формой работы по программе является индивидуальное и подгрупповое коррекционно-развивающее занятие (логопедическое).
Дополнительные формы работы:
- сюжетно-ролевая игра;
- конкурс;
- праздник;
- библиотечный урок;
- домашнее занятие с родителями по заданию логопеда;
- КВН;
- викторина.
Формы организации познавательной деятельности детей
в рамках развивающего занятия:
- индивидуальная (задание выполняется самостоятельно каждым воспитанником на уровне его подготовленности, возможностей и способностей);
- парная (целесообразна в том случае, когда знающий воспитанник исполняет роль педагога, в процессе чего он не только научает слабо знающего или умеющего воспитанника, но и основательно закрепляет имеющиеся у него знания, умения и навыки);
- фронтальная (предусматривает одновременное участие всех детей в общей для всех деятельности и целесообразна, если все воспитанники имеют одинаковые знания по изучаемому вопросу и могут работать в одном темпе);
- групповая (предполагает сотрудничество нескольких детей, перед которыми ставится конкретная задача деятельности, работа, в данном случае, строится на принципе самоконтроля и самоуправления);
- коллективная (технология КСО, где каждый обучает каждого и реализуется схема логопед – учащиеся – логопед).
Методы работы:
Объяснительно – иллюстративный - педагог сообщает информацию, используя демонстрацию, а воспитанники воспринимают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивный метод – метод, способствующий формированию знаний (на основе заучивания), умений, навыков (через систему упражнений). Управленческая деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других способов, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу.
Проблемный метод – метод, рассчитанный на вовлечение воспитанника в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда педагог сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а воспитанник внимательно следит за ходом мысли педагога, размышляет и переживает вместе с ним и, тем самым, включается в атмосферу научно – доказательного поискового мышления.
Частично – поисковый или эвристический метод – метод, используемый для подготовки детей к самостоятельному решению проблем, для их обучения выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования.
Исследовательский метод (проектный) – метод организации поисковой, творческой деятельности воспитанников по решению новых для них познавательных проблем.
Приоритет в работе с учащимися в ходе реализации программы получают проблемный и проектный метод.
Проект реализуется в условиях взаимодействия детей, педагогов и родителей в решении проблемы воспитания и развития детей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации
Проект относится к долгосрочным, срок реализации проекта – 4 года (2013 -2017 г.)
Организационно - подготовительный этап: (2 месяца), сентябрь - ноябрь 2014 г.):
- формирование групп;
- организационно-методическая работа, формирование методического
пакета;
- подготовка кадровой и материально-технической базы для
реализации Проекта;
- разработка тематических планов по возрастам;
- планирование форм и методов работы с детьми.
Диагностический (одновременно с подготовительным) этап: (циклично, ежегодно в течение 1 месяца - сентябрь):
- диагностика уровня сформированности структурных компонентов речи детей, состояния психологических предпосылок формирования речи.
Диагностика состояния речи проводится по комплексной методике «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, которая сочетает традиционные для логопедической практики приемы с элементами нейропсихологических методик, разработанных Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.
Диагностика состояния психологических предпосылок речи проводится психологом по собственному плану и с использованием соответствующих методик.
Преобразующий (основной) этап: циклично, ежегодно в течение 30 недель
– проведение коррекционно-развивающей работы с детьми в соответствии с задачами проекта и тематическим планированием (Приложение 2).
Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме 2 раза в неделю, как часть логопедического занятия.
Время и длительность определяются возрастом детей, количеством их проблем, местом и временем проведения.
Занятия проводятся:
- на 1 году обучения, начиная со 2 четверти (26 недель) из расчета на работу по материалу одной сказки – 4 занятия. Общие затраты учебного времени: 12 сказок * 4 занятия (48 занятий) +4 часа на подготовку выставки, праздника.
- на 2 году обучения, начиная с октября (30 недель) из расчета на работу по материалу одной сказки – 4 занятия. Общие затраты учебного времени: 14 сказок * 4 занятия (56 занятий) + 4 часа на подготовку выставки, праздника.
- на 3 году обучения, начиная с октября (30 недель) из расчета на работу по материалу одной сказки – 4 занятия. Общие затраты учебного времени: 14 сказок * 4 занятия (56 занятий) + 4 часа на подготовку выставки, праздника.
- на 4 году обучения, начиная с октября (30 недель) из расчета на подготовку внеклассного мероприятия в конце каждой четверти: 1 четверть – 10 часов , 2 четверть – 14 часов , 3 четверть – 20 часов , 4 четверть – 16 часов.
Темы, виды работ для учащихся, посещающих занятия, соответствуют разделам комплексного плана (Приложение 2).
Контрольно-аналитический этап: циклично, ежегодно 1 месяц в конце учебного года
Повторная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года для определения динамики развития детей и внесения корректив в методологию и содержание работы) – предполагает анализ эффективности работы по программе с помощью тестовых методик (см. выше).
Направления деятельности участников проекта и их содержание
Учитель-логопед
1. Тематическое планирование занятий.
2.Проведение тематических подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками.
3. Привлечение родителей к занятиям с детьми, разработка и подача индивидуальных домашних заданий.
Психолог
1. Проведение диагностики уровня познавательной активности детей и психологических предпосылок речи: вербальных компонентов внимания, восприятия, памяти, мышления.
2. Составление рекомендаций для воспитателей ГПД и родителей с учетом индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель ГПД
1. Помощь в разработке индивидуальных, подгрупповых занятий.
2. Использование резервных возможностей ГПД для закрепления ЗУНов, полученных на занятиях учителя-логопеда, с использованием сказок народов Севера.
Школьный библиотекарь
1. Помощь в разработке, организации и проведении интегрированных подгрупповых занятий с использованием мультимедийных средств для создания презентаций и фонда библиотеки.
Родители
1. Помощь детям в выполнении домашних заданий.
2. Помощь в подготовке и проведении мероприятий.
Содержательные разделы тематического плана
Характерной особенностью проекта является то, что педагог планирует формы, методы и приемы работы, как для всей группы учащихся, так и для каждого из них в зависимости от возраста детей, состояния их речи, знаний, сформированности учебных навыков, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения. Информационно-методической базой для работы служат тексты сказок народов Севера.
Предлагаемое содержание коррекционно-развивающей работы по Проекту реализуется всеми педагогами-участниками Проекта.
Содержание коррекционно-развивающей работы
по периодам обучения
I год (1 класс)
- Подготовительная беседа
- Прочитывание сказки взрослым.
- Словарная работа по тексту.
- Обмен мнениями о прочитанном.
- Пересказ взрослого с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы, картинки)
- Ответы детей на вопросы по тексту с опорой на наглядность.
- Пересказ детьми по частям, с опорой на наглядность.
- Пересказ всего текста сказки.
- Пересказ по ролям.
- Просмотр мультфильма (по возможности).
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Проведение внеклассных мероприятий по сказкам.
II год (2 класс)
- Подготовительная работа
- Прочитывание сказки взрослым
- Словарная работа по тексту.
- Обмен мнениями о прочитанном.
- Пересказ взрослого с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы,
картинки)
- Ответы детей на вопросы по тексту с опорой на наглядность.
- Самостоятельное чтение текста.
- Пересказ детьми по частям с опорой на наглядность.
- Пересказ всего текста.
- Чтение текста по ролям.
- Пересказ по ролям.
- Просмотр мультфильма (по возможности).
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Проведение внеклассных мероприятий по сказкам.
III год (3 класс)
- Подготовительная работа.
- Прочитывание сказки взрослым.
- Словарная работа по тексту.
- Обмен мнениями о прочитанном.
- Пересказ взрослого с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы,
картинки)
- Ответы детей на вопросы по тексту с опорой на наглядность.
- Самостоятельное чтение текста.
- Пересказ детьми по частям с опорой на наглядность.
- Пересказ всего текста.
- Чтение текста по ролям.
- Пересказ по ролям.
- Просмотр мультфильма (по возможности).
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Создание презентаций.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Проведение внеклассных мероприятий.
IV год (4 класс)
- Подготовительная работа.
- Создание собственных сказок, по мотивом сказок Севера.
- Обмен мнениями о новых сказках.
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Создание презентаций.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Проведение внеклассных мероприятий, праздников.
III. Ресурсы
Кадровые ресурсы и механизм управления проектом
№ | Наименование должности | Количество единиц |
1 | Заместитель директора по УВР | 1 |
2 | Учитель-логопед | 1 |
3 | Воспитатель ГПД | 1 |
4. | Школьный библиотекарь | 1 |
5. | Педагог-психолог | 1 |
6. | Родители | семья |
Механизм реализации и управления Проектом
Рис. 1. Механизм управления Проектом
Материально-технические ресурсы: кабинет логопеда, кабинет психолога, кабинет ГПД, актовый зал, школьная библиотека, оборудование для разработки презентаций, компьютерная техника.
Информационно - методические ресурсы:
- фонд школьной библиотеки;
- интернет - ресурсы;
- записи мультфильмов по сказкам народов Севера;
- компьютерные слайдовые презентации, обеспечивающие:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию для демонстрации объектов более доступным для восприятия детей способом;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
-использование компьютерных презентационных слайдов для распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала.
IV. Результаты
Ожидаемые результаты
Организационно-методические:
1.Создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы и учебно-методической базы для реализации проекта.
2. Разработка учебно-методического пособия по развитию речи учащихся средствами сказок народов Севера.
Практические:
1. Развитие связной речи детей в процессе анализа содержания сказок.
2. Обучение детей ведению диалога с использованием средств звучащей
речи и невербальных компонентов: жеста, мимики, средств
интонационной выразительности.
3. Корректировка фонетико-фонематической и лексико–грамматической
структуры речи детей.
4. Развитие творческих способностей детей, психических процессов-
психологических предпосылок речи: восприятия, памяти, мышления,
воображения, внимания.
5. Развитие способности к организации собственной деятельности,
повышение личной активности детей, мотивации к самостоятельным
действиям.
6. Формирование художественный вкус и любовь к прекрасному;
развитие творческих способностей, приобщение детей к
национальной культуре.
7. Привлечение родителей к процессу коррекционно-развивающей работы
с детьми.
Аналитические
1. Мониторинг и анализ результатов реализации проекта и проведение корректировки содержательной части проекта.
2. Подведение итогов реализации проекта, прогнозирование возможности дальнейшего развития инновационной деятельности по заявленной теме.
V. Критерии результативности
Критерии и показатели результативности
1.Уровень развития компонентов речи учащихся:
- звукопроизношения;
- фонетико – фонематических процессов;
- объем словарного запаса;
- лексико-грамматического строя речи;
- связной речи;
- звукового и языкового анализа и синтеза.
2. Уровень сформированности психологических предпосылок формирования речи:
- уровень развития внимания, памяти восприятия, мышления;
- обученность учащихся рациональным способам организации работы;
- умение анализировать свои действия и их результаты;
- положительная мотивация к обучению;
- познавательная активность и самостоятельность в учебной деятельности.
3. Активность участия родителей в реализации проекта.
- выполнение домашних заданий
- помощь в подготовке и проведении мероприятий.
Заключение
Реализация Проекта ежедневно и полноценно будет осуществляться в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида г. Урай учителями-логопедами, учителями начальных классов, психологами и дефектологами. В случае получения устойчивого положительного результата проектная деятельность будет продолжена после внесения соответствующих корректив.
Данный педагогический Проект может транслироваться в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII вида и общеобразовательных школ без особых изменений. Добавочных экономических затрат Проект не требует. Достаточно изучить его технологию, приспособить к своему мастерству, внести собственные творческие идеи.
Распространение опыта по реализации проекта
1. На уровне образовательного учреждения:
- Выступление на МГ учителей начальных классов
- Проведение открытого занятия
- Защита проекта Развитие речевых способностей детей 1-4 классов средствами сказок народов севера в условиях специальной коррекционной школы VII вида - «Северные напевы». 28.11.2013 г.
2. На муниципальном и окружном уровне:
- Защита проекта на городском методическом объединении учителей-логопедов – «Развитие речевых способностей детей 1-4 классов средствами сказок народов севера в условиях специальной коррекционной школы VII вида - «Северные напевы». 08.11.2013 г.
Список литературы
- Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи.
Лингвострановедческий словарь. - М., 1991г.
- Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах.
Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово.
2003 г. 280 с.
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в
детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.- N1.- С. 17-19
- Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное
воспитание.-1995г.- N10.- С. 30-32.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
СПб, 1997 г.
- Выготский Л.С. Мышление и речь//Т.2 – М. 1982. – С. 290.
- Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М.:
1986 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб,
2000 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- СПб., 1997 г.
- Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие:
Психологический журнал. 2001. №5. с.57
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе
логопедической работы во вспомогательной школе: Диссертация на
соискание ученой степени доктора пед. наук. — Л., 1988 г.
- Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста: Диссертация на соискание
ученой степени канд. пед. наук. — М., 1991 г.
- Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной
психотерапии. Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996 г.- с.
3-14
- Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников. –
Владимир, 1995 г.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших
школьников. — М., 1983 г.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996 г.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. - Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов:
Пособие для логопедов и психологов. Издательство: АРКТИ, год:
2002 г.
- Фотекова ТА. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников. — М., 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Литературное кафе "Зимние напевы"
Работа представляет собой сценарий литературного праздника для учащихся 6-7 классов . Содержит в себе подборку разных игровых моментов для праздника. Так же представлена презентация ученицы....
Презентация к уроку музыки в 3 классе "Напевы старины глубокой"
Работа посвящена изучению жанра былины, презентация составлена с применением технологии проблемного обучения....
Программа внеурочной деятельности "Северные напевы"
Программа составлена для учащихся 1-4 классов с ОВЗ. Знакомит детей со сказками народов Севера.Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Северные напевы» составлена в соответстви...
Сценарий осеннего бала «ПОД НАПЕВЫ ДОЖДЯ»
Сценарий осеннего бала «ПОД НАПЕВЫ ДОЖДЯ»Ведущий:Друзья позвольте вместо долгой речипредварительных бесед,сказать вам просто «Добрый вечер»и наш горячий передать привет.Ведущий...
Программа кружка: Родные напевы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по вокалу основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством образования, подготовленной отделом внеклассной и внешк...
Литературный классный час "Осенние напевы Сергея Есенина"
Сценарий внеклассного мероприятия на тему:«Осенние напевы Есенина».Цели и задачи:Становление духовного мира человека.Развитие творческих способностей и дарований.Повышение познавательной а...
Внеклассное мероприятие "Степные напевы Иволги"
Внеклассное мероприятие "Степные напевы Иволги"...