Методическая разработка занятия "Ленинградские дети"
план-конспект по теме
Целевая аудитория-ученики и воспитанники младшего и среднего школьного возраста. Занятие знакомит детей с тяжелым подвигом маленьких ленинградцев, переживших те страшные и голодные 900 дней, рассказывает юным патриотам о памятниках ВОВ, посвященных их ровестникам в разных уголках России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no1_leningradskie_deti_konspekt_1.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: «Ленинградские дети»
Цель занятия: Познакомить воспитанников с жизнью детей в блокадном Ленинграде.
Задачи:
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью документальных видео фрагментов;
- Развитие познавательного интереса;
- Расширение кругозора;
- Развитие речи, активного и пассивного словаря;
Восп.:Во вторник у нас в школе состоялся праздник, посвященный годовщине полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады. Уже 73 года все жители Ленинграда вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам нашего города, отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны. Общаясь и гуляя, учась и развлекаясь, нам тяжело представить, что могло быть по-другому…Что ребята, такие же как вы, отчаянно боролись за право жить и возможность быть счастливыми. Сегодня я предлагаю вам узнать, какими были ваши сверстники в то далёкое время и на основе этого вместе создать газету, посвященную детям…, детям пережившим ужас и боль блокадных дней…
И для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок документальной хроники о жизни детей в дни блокады.
Ролик «Дети в блокадном городе» №1
Восп.: Ребята, какое настроение у вас после просмотра видео ролика? (плохое, нормальное)
Как вы думаете, что испытывали дети, живущие в блокадном городе? (плохо)
Почему вы так решили? (плохо одеты, грустные)
Но, несмотря на военные действия, голод и холод, чем они занимались? (учились)
Восп.:Верно, дети приходили в школу, несмотря на то, что здания были разрушены, в классах не было света и тепла. И даже не смотря на то, что по дороге в школу их могло убить осколком снаряда или внезапно рухнувшей стеной. Ощущая постоянный голод, холод и страшную усталость, они находили в себе силы идти в школу. 39 школ работали в блокадном городе. Некоторым детям пришлось наравне со взрослыми работать на заводах и фабриках, работали на почте, помогали ухаживать за ранеными в госпитале, поставляли оружие фронту. Они были серьезными и суровыми не по годам. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.
Мне кажется, что пора отобрать первые фотографии для нашей газеты. Выберете фотографии, где дети учатся и работают.
Что же еще выпало на долю ленинградской детворы, когда кругом царил холод и голод?
Видео ролик «Новый год» №2
Восп.: Кто из вас заметил, какие новогодние подарки получили дети? (хлеб)
Почему ребята испытывали радость, получив маленький кусочек хлеба? (т.к. в городе был голод)
Восп.:В первые дни блокады немцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Ролик «Ленинградский хлеб» № 3
Восп.: Этот хлеб я взяла из школьной столовой, он сделан из лучшего зерна в лучшей пекарне города, не такой хлеб получали ленинградцы. Но все равно, и этот кусочек хлеба они ласково называли «хлебушек» и ценили его каждый грамм. А теперь я предлагаю кому-нибудь из вас взять кусок этого хлеба и отрезать порцию весом в 125 граммов, как вам кажется. А потом мы проверим верно ли вы определили порцию блокадного пайка на день с помощью весов.
Мне кажется, что пора отобрать следующую фотографию для нашей с вами газеты.
Восп.:Постепенно ситуация с продовольствием ухудшалась. Единственной нитью, которая связывала Ленинград с Большой землей, была Дорога жизни, которая проходила по льду Ладожского озера и равнялась 30 километрам. Эта дорога работала в двух направлениях. В Ленинград везли продовольствие, медикаменты, горючее. Зимой 1941-1942 гг. началась эвакуация жителей по "дороге жизни" в тыл. Маленьких ленинградцев вывозили на территорию Сибири; многие из них попали в Красноярский край, а после окончания войны там и остались.
7 мая 2005 года в городе Красноярске был открыт памятник Детям Блокады.
Почему именно в Красноярске? Не Ленинграде? Москве?
Кого вы видите на этом памятнике?
Это не просто дети. Какие дети? (блокадного Ленинграда)
Почему, глядя на этих детей, можно сразу догадаться, что они маленькие ленинградцы?
Я считаю, что эта фотография должна быть в нашей газете.
Вы согласны?
Восп.:К сожалению, не все дети, которых вывозили из города, благополучно добрались до места. И сейчас я хочу прочитать вам отрывок из воспоминаний маленькой девочки.
« Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни»…
Восп.:Таким было детство у детей 42 года. А каким должно быть детство, как вам кажется? (рассказы про детство)
Восп.:Во всех городах страны и мира помнят и ценят подвиг города-героя Ленинград. И не только пожилые люди, ветераны и участники войны, но и ваши сверстники, ровесники, такие же, как и вы. Второй памятник, о котором я бы хотела рассказать вам сегодня, в своем роде – единственный, так как был создан детьми, учениками средней школы города Ярославля, и находится он на Тверицком кладбище. Из десятков детских эскизов и макетов выбрали один: ангел с гирляндой цветов, оплакивающий всех невинно погибших маленьких блокадников. Четыре земляных холмика, символизирующие детские могилы, окружены невысокой металлической оградой. И табличка со словами:
«Здесь покоятся дети блокадного Ленинграда,
похороненные в декабре 1942 года. Имена неизвестны,
но люди помнят о них, безвинных жертвах войны.
Мемориал возведен на пожертвования ярославцев,
июнь, 1998 г.»
Восп.: 9 мая во многих станах проходят праздники, концерты, посвященные Великой Победе русского народа над фашистами. Но именно в нашем городе, городе-герое существует такой же по значимости 2 праздник, который отмечается 27 января и посвящен полному освобождению города от фашистской блокады.
Фотоматериал для нашей газеты уже готов, остается лишь подобрать слова, подходящие для ее названия. Ленинградские дети…., что им пришлось пережить, какими они были и какими остались…. Посмотрите на доску, здесь приведены существительные, которые, на мой взгляд, очень хорошо отражают жизнь и поступки маленьких и юных героев. Как вам кажется, какие слова мы должны включить в нашу газету? И Почему?
Стойкость, мужество, оборона, героизм, труд, отвага, бесстрашие, боль, ужас, страдание, патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"
Данный материал содержит конспект занятия о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста
по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....
Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"
СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...
Методическая разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста: "Графика в детском саду".
Цикл занятий по графике ознакомительного характера для старших дошкольников. Занятия позволяют приобщить детей к мировой художественной культуре, развить навыки рисования, повысить самооценку. ...
Методическая разработка занятий по формированию у детей связной речи
Одной из основных задач детских образовательных учереждений является формирование у детей связной речи.Младший школьник должен четко ,логично ,последовательно рассказывать о событиях ,объектах.И...
Методическая разработка занятия "Салфетка с прорезным рисунком" для детей 10-16 лет
Занятие должно дать обучающимся представление об одном из направлений декоративной обработки тканей - гильошировании. Цель занятия - познакомиться с этим видом прикладного творчества и изготовить деко...
методическая разработка Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды.
Методическая разработка "Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды" соответствуе...