Методическая разработка занятия "Салфетка с прорезным рисунком" для детей 10-16 лет
методическая разработка ( класс) на тему

Занятие должно дать обучающимся представление об одном из направлений декоративной обработки тканей - гильошировании. Цель занятия - познакомиться с этим видом прикладного творчества и изготовить декоративную круглую салфетку с прорезным рисунком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Ровесник»

Соболевского муниципального района Камчатского края

Методическая разработка занятия

Тема: «Салфетка с прорезным рисунком

в технике гильоширования»

для детей 10-16 лет

Составила: Растворова Надежда Львовна  а

педагог дополнительного образования  я

с.Соболево

2015 г.


Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                стр.3

2. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия   стр.5

3. Развернутый план-конспект занятия                                                стр.7

4. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение

    занятия (техническое и информационное обеспечение)                        стр.17

5. Приложения                                                                                стр.18

6. Литература                                                                                стр.23


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная образовательная система нацелена не только на обучение, но и на воспитание, развитие личности, её готовности к жизни, труду, разумному проведению досуга. Изучая традиции ремёсел, усваивая язык форм, орнамента, технологии изготовления, познавая особенности материалов, ребёнок постигает социальный опыт поколений и получает импульс к развитию творческих способностей. Одним из направлений декоративно-прикладного творчества, интересным и увлекательным для детей и подростков, является освоение основ выжигания по ткани (гильоширования).

На данном занятии обучающиеся должны получить представление об одном из направлений  декоративной обработки тканей - гильошировании. Темой занятия является закрепление навыков декоративной обработки тканей.

Цель занятия: Познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества - выжиганием по ткани (гильошированием). Изготовить  декоративную круглую салфетку с прорезным рисунком в технике гильоширования.

Задачи:

- воспитательные: трудовое и эстетическое  воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия;

- развивающие:  развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности и способности решать творческие задачи;

- обучающие: обучение технологии гильоширования, безопасным способам и приемам работы с электроприборами; формирование образного и пространственного мышления.

Продолжительность занятия 40 минут. В кабинете где оно будет проводиться необходимо наличие стендов и демонстрационных столов (для оформления выставки работ обучающихся), а также для наглядной иллюстрации материала. На занятии используются шаблоны в качестве дидактического материала и оборудование  для проведения практической работы (электровыжигатель).

Приёмы и методы обучения:

Методы:

  1. наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
  2. наглядный  (демонстрация образца, шаблона, иллюстрации, фотографии);
  3. словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
  4. практический  (самостоятельная работа);
  5. индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности,    способности  обучающихся);
  6. проблемный (метод проб и ошибок).

Приемы:

  1. наглядно – действенный (показ: частичный, полный);
  2. наглядный  (демонстрация образца, шаблона, иллюстрации, фотографии);
  3. словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)
  4. индивидуальная работа.  

В процессе работы показ основных технологических приёмов выполнения изделия. Привлечение старших детей для объяснения младшим последовательности выполнения работы. Контроль педагогом их деятельности, помощь и консультации. Проверка правильности выполнения каждого этапа работы.

Прогнозируемые результаты:

Результатом занятия планируется изготовление круглой салфетки с прорезным рисунком. При этом для изготовления салфетки освоение техники гильоширования (выжигания по ткани).

Оборудование  –  стекло, аппарат для выжигания по дереву со специальной иглой для выжигания по ткани, шаблоны салфеток, синтетическая  ткань разных цветов, образцы   готовых изделий, мультимедиа оборудование, использование материалов  интернет-ресурсов.


Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия.

  1. Педагогу нужно организовать подготовку необходимых для занятия материалов и оборудования заранее. Перед началом занятия проверьте, что всё необходимое для проведения занятия готово и в рабочем состоянии.
  2. Заранее продумайте какие образцы изделий понадобятся в ходе занятия, при необходимости принесите требующиеся.
  3. Кабинет для занятий должен быть предварительно оформлен (мини-выставки, экспозиция работ).
  4. Не рекомендуется заниматься гильошированием детям младше 10 лет и страдающим аллергическими заболеваниями или астмой. Для безопасности обучающихся работа на занятии должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, чтобы едкий запах не скапливался и обучающиеся им не дышали.
  5. Необходимо подумать об освещении. Лучше заниматься выжиганием по ткани при дневном свете, при нём напряжение глаз гораздо меньше. Для подсветки подойдёт настольная лампа.
  6. Рабочее место должно располагаться недалеко от розетки, в которую нужно будет включить лампу и аппарат для выжигания.
  7. При работе на занятии желательно задействовать всех присутствующих детей, никто не должен оставаться без внимания педагога.
  8. Подробно объясняйте, что представляет собой каждый новый этап занятия или вид работы и что требуется от ребят, ответьте на все их вопросы.
  9. Четко объясните как будет оцениваться их деятельность на этом занятии.
  10. При проведении практической работы помогайте тем детям, у кого что-то не получается.
  11. Обратите внимание на технику безопасности (правила поведения во время занятия) и, в особенности, во время проведения практической работы.
  12. В конце занятия обязательно подведите его итоги, постарайтесь выяснить отношение детей к проведенному занятию.
  13. Некоторые виды деятельности на занятии, например, практическая работа, хорошо сопровождать ненавязчивой фоновой музыкой.

Педагог по своему усмотрению (в зависимости от уровня воспитания детей и т.п.) может менять последовательность этапов занятия, сокращать или даже исключать некоторые при нехватке времени (например, просмотр видеоматериалов и др.).


План-конспект занятия.

Тема занятия: Салфетка с прорезным рисунком в технике гильоширования. 

Ход занятия:

I. Оргмомент – 1 мин.

II. Целеполагание – 1 мин.

III . Объяснение нового материала – 9 мин.

        1. Беседа: «Виды орнаментов. Варианты композиционных решений расположения орнамента в круге».

2. Показ готовых изделий, иллюстраций.

3. Знакомство с инструментами и приспособлениями для выполнения гильоширования. Техника безопасности при выполнении работы.

4. Формирование умений и навыков. Порядок выполнения работы.

IV. Практическая работа  «Изготовление  круглой салфетки с прорезным рисунком» - 25 мин.

V. Закрепление, подведение итогов занятия (фронтальный опрос) – 4 мин.

I. Оргмомент

Педагог приглашает детей за столы, приветствует их. Противопоказания к  занятиям (аллергия на запах, астма).  На столах у каждого ребенка стоят наборы для проведения практической работы.

На мини-выставке – изделия из искусственных тканей, выполненные различными техниками декоративной обработки.

II. Целеполагание

(Слайд 1)  - Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия:  «Салфетка с прорезным рисунком в технике гильоширования». 

III. Объяснение нового материала.

Беседа: «Виды орнамента. Варианты композиционных решений расположения орнамента в круге».

Красиво оформленная салфетками сервировка стола всегда радует глаз. В интерьер вашей комнаты салфетки могут войти и как дополнение к другим вещам, например, на салфетку можно поставить вазу. А для этого можно выполнить оригинальную  круглую салфетку с прорезным рисунком. Рисунок может быть разным. Мы рассмотрим вариант выполнения салфетки с орнаментом.

(Слайд 2) Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается орнамент для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как внешнего вида, так и интерьера); произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов ещё и самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявлявшаяся национальная культура вырабатывали свою систему орнамента, поэтому он является надежным признаком принадлежности произведений данного времени и данной страны. В народном творчестве складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

(Слайды 3-4) По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

(Слайды  5-7) По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на:

- геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали);

- растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр.;

- зооморфный или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Любой сюжет может выражаться в виде орнамента.

(Слайд 8)   Особенности орнамента

  • Во-первых, каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) – первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов, в композиции создается художественный образ орнамента.
  • Во-вторых, орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета.

(Слайд 9) Рассмотрим расположение орнамента в круге. Где он может располагаться? (Ответы детей). 

Орнамент может располагаться в центре, по краю, по всей поверхности. Где расположен орнамент на нашем шаблоне салфетки? (Показ шаблона. Приложение №1) (Ответы детей).

- Верно. В нашем случае орнамент на салфетке расположен по краю. А какой это орнамент по мотиву?  (Ответы детей).

-  Это геометрический орнамент.

Художественное  гильоширование (выжигание по ткани)  - порождение современности.  Зародилось оно в 1980-е годы в г.Рыбинске, где его впервые разработала  и запатентовала Зинаида Петровна Котенкова.

Этот вид искусства требует аккуратности, точности выполнения рисунка, определенного художественного вкуса, имеет интересные цветовые решения. И в то же время все изделия выполняются гораздо быстрее, нежели в других видах декоративно-прикладного искусства.

(Слайд 10) В этой технике можно оформить кружевом или аппликацией столовое белье и одежду, изготовить предметы интерьера, аксессуары и сувениры. (Демонстрация дидактического материала. Приложения №2, 3) .

Искусство  это молодое, современное, шагающее в ногу с нашим временем и позволяющее, сохраняя старинные традиции рукоделия, создавать модные и красивые вещи.

Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками.

Сегодня мы в технике гильоширования изготовим декоративные круглые салфетки с  рисунком, выполненным прорезным ажурным выжиганием -перфорацией по ткани. (Показ образца салфетки).

Знакомство с инструментами и приспособлениями для выполнения гильоширования. Правила техники безопасности при работе с аппаратом для выжигания.

- «Рабочим столом» для данной техники является полированное стекло толщиной 3- 5 мм.  Во избежание порезов рук края стекла покрыты изоляционной лентой.

Для выжигания по ткани основным инструментом является аппарат для выжигания по дереву. Но для выжигания по ткани используется специальная тонкая игла из нихромовой проволоки. (Учащиеся рассматривают инструменты и приспособления). 

Прежде чем приступить к выжиганию салфетки, я ознакомлю вас с правилами техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать при работе с электровыжигателем.

(Слайд 11)  Правила техники безопасности  при работе с электровыжигателем

1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет оголенных проводов и сухие руки.

2. Не трогать иглу голыми руками при включенном аппарате.

3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку; следить, чтобы игла не касалась провода.

4. После работы  электровыжигатель  отключить, дать игле остыть, сложить аппарат в коробку, убрать рабочее место. 

Во избежание травм запрещается:

  • наклонять голову близко к режущему инструменту (игле);
  • разговаривать и отвлекаться.

Не допускается захламленность рабочего места.

В случае какой-либо травмы сейчас же обратитесь к педагогу,  он окажет помощь.

Формирование умений и навыков. Порядок выполнения работы.

(Слайд 12)  Перед тем как начать работу запомните:

- во время движения иглы не следует приостанавливаться, так как это мгновенно отразится на месте выжигания слишком жирной точкой.

- при работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла.

- работа выполняется между указательным и   средним пальцем левой   руки, прижимающей шаблон на ткани и придерживающей  ткань на стекле.

 (Педагог  демонстрирует приемы работы с электровыжигателем).

В процессе работы не касайтесь иглы во избежание ожога!


V. Практическая работа. Применение полученных навыков.

Глаза боятся, а руки делают!

На ваших столах лежат шаблоны круглых салфеток (приложение №1), а также необходимые материалы для выполнения работы. Чтобы изделие получилось красивым, нужно соблюдать следующие правила:

- перед началом выжигания на кромке ткани попробуйте выжечь небольшую полоску. Если игла движется слишком медленно, значит, нужно увеличить степень её накала. Если же она слишком сильно прожигает ткань, то нужно уменьшить накал или увеличить скорость передвижения иглы по ткани;

- во время работы иглой аппарата по ткани старайтесь дуть на иглу, сделав губы так, как для  произнесения русского звука "у".

(Дети повторяют действия за педагогом).

Начинайте работу. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Технологический перечень операций.

1.  Предварительно проглаженную утюгом ткань (чтобы не было складок) укладываем на стекло лицевой стороной вниз и сверху размещаем шаблон (шаблон при этом ориентируем  также), плотно прижимая его к ткани и к стеклу левой рукой.  Когда шаблон сделан из картона, то края ткани в месте реза часто прилипают к шаблону и их приходится разъединять тупой (боковой) стороной лезвия безопасной бритвы. Могут остаться на ткани и волокна от картона. Тогда при очень тщательной очистке ткани от этих волокон легко разлохматить оплавленный край вырезанной детали. Поэтому при наличии картонных шаблонов ткань выжигают, уложив на стекло лицевой стороной вниз (шаблон при этом ориентируют также). Тогда волокна от картона останутся на изнаночной стороне детали из ткани и тщательным их удалением заниматься не стоит.

2.  Включаем аппарат в сеть, в правую руку берём карандаш с иглой. Готовность иглы к выжиганию проверяем на краю ткани, делая пробные прорезы и устанавливая оптимальный уровень температуры иглы с помощью регулятора напряжения.

3.  При выжигании карандаш с иглой держим в руке как обычную шариковую ручку. При этом кончик иглы ориентируем перпендикулярно стеклу. Иглой касаемся ткани и перемещаем иглу вдоль линии рисунка со скоростью, достаточной, чтобы ткань прорезалась насквозь. При этом, двигая иглу по рисунку, ткань на участке реза слегка натягиваем, прижимая к рисунку большим и указательным пальцами.

4.  При выжигании учитываем, что игла, прорезая ткань, касается холодного

стекла, довольно быстро остывает и перестает резать ткань насквозь. Поэтому периодически (через 1,5–2 см) иглу поднимаем над тканью и в течение 10 секунд даём ей возможность нагреться до рабочей температуры.

5.  В процессе резки ткани на горячую иглу наволакивается слой расплавленной массы ткани, в результате чего увеличивается ширина реза и ухудшается качество выполняемых операций. Поэтому чаще осматривайте кончик иглы, в необходимом случае очищайте его при включенном в электросеть аппарате только х/б тканью (ситец, сатин), обхватив иглу кусочком ткани и  быстро  обтирая ее движением от себя.

6.  Начинать выжигать нужно с середины изделия, чтобы избежать смещения или "пузырения" ткани. Нагретой иглой обводите контуры шаблона, следя, чтобы ткань прожигалась. Круглые отверстия делаем одним непрерывным движением иглы, листочки, капельки – двумя. В зависимости от плотности и толщины ткани регулируем температуру иглы. Нельзя тянуть ткань из-под шаблона, т. к. можно испортить работу.

7.  Наружную кромку салфетки выжигаем следующим образом: Двумя пальцами левой руки, раздвинув их на 5–6 см, слегка прижимая шаблон к ткани, проводим плавно иглой по краю шаблона, одновременно, прижимая иглу к контуру шаблона, и следим, чтобы игла двигалась перпендикулярно поверхности стола. Когда игла пройдет пару фестонов, иглу поднимаем, поворачиваем немного ткань с рисунком против часовой стрелки, прижимаем пальцами новый участок узора и прорезаем иглой следующие два фестона. И так до полного обхода иглой контура салфетки.

8.  Обойдя, таким образом, иглой по всему контуру шаблона, проверяем,

везде ли прорезана ткань:  прижимая одной рукой шаблон и вырезанную

деталь к стеклу, другой рукой легонько оттягивая ткань вокруг шаблона. При необходимости иглой прорезаем нужные участки.

9.  Вырезав салфетку, убираем с рисунка лишнюю ткань, ту, что за пределами контура салфетки.

10.  Аккуратно отделяем салфетку от шаблона.

В процессе работы показ основных технологических приёмов выполнения салфетки. Привлечение детей для объяснения младшим последовательности выполнения работы. Контроль педагогом их деятельности, помощь и консультации. Педагог проводит текущий инструктаж, указывая на возможные ошибки, и помогает их исправлять.

Проверка правильности выполнения каждого этапа работы.

Во время работы можно включить негромкую музыку.

Приёмы и методы обучения:

Методы:

  1. наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
  2. наглядный  (демонстрация образца, шаблона, иллюстрации, фотографии);
  3. словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
  4. практический  (самостоятельная работа);
  5. индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности,    способности  обучающихся);
  6. проблемный (метод проб и ошибок).

Приемы:

  1. наглядно – действенный (показ: частичный, полный);
  2. наглядный  (демонстрация образца, шаблона, иллюстрации, фотографии);
  3. словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)
  4. индивидуальная работа.  

V. Подведение итогов – 4 мин.

Время нашего занятия подходит к концу. Заканчиваем работу. Отключите, пожалуйста, электроприборы. Будьте внимательны, не обожгитесь, и проследите, чтобы игла электровыжигателя лежала на стекле или подставке.

А теперь посмотрите на экран и попробуйте ответить на вопросы: 

(слайд 13)  1. Что такое орнамент?                (ответы детей) 

2. По характеру композиции каким может быть орнамент?           (ответы детей)

3. По мотивам, используемым в орнаменте, каким он может быть?   (ответы детей)

(слайд 14)  4. Какой орнамент использован для изготовления салфетки?  (ответы детей). 

5. Каким прибором выполняется работа? (ответы детей)

6. Какие изделия можно выполнить в данной технике?        (ответы детей)

        -  Молодцы!

Педагог организует просмотр выполненных работ, хвалит детей, отмечает особо интересные. Проводит анализ и оценку успешности достижения цели. Проводит опрос обучающихся, как они сами оценивают итоги данного урока.

- Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? (ответы детей)

- А нравится ли вам ваша авторская работа? (ответы детей) 

- Сложно ли было её выполнить? (ответы детей)

Большое вам спасибо за работу. Я думаю, что вы уйдёте с сегодняшнего занятия с хорошим настроением.

Уборка рабочего места.


Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия:

Техническое и информационное обеспечение:

1. Мини-выставка работ кружковцев.

2. Мультимедиацентр для показа слайдов.

Дидактический материал:

1. Демонстрация изделий из искусственных тканей выполненных в технике гильоширования на электронном носителе, на мини- выставке. (Приложения №2, 3)

2. Образцы изделия (салфетки).

3. Иллюстрации.

4. Технологическая карта изготовления салфетки. (Приложение №4).

Раздаточный материал для проведения практической работы:

- ткань искусственная однотонная любого цвета,

- шаблоны салфеток (Приложение №1),

- электровыжигатели с иглой для гильоширования,

- стекло,

- Кусочек  хлопчатобумажной ткани для снятия нагара с иголки.


Приложение №1

 


Приложение №2

   

            


Приложение №3

   


Приложение №4

Технологическая карта изготовления салфетки

№ п/п

Последовательность и содержание операции

Эскиз

Инструменты, материал, приспособления

1

Проглаженную ткань  укладываем на стекло лицевой стороной вниз и сверху размещаем шаблон (шаблон при этом ориентируем также). Прижимаем его к ткани и к стеклу левой рукой.

Ткань синтетическая, стекло, шаблон салфетки

2

Включаем аппарат в сеть, берём карандаш с иглой, проверяем готовность иглы к выжиганию.

Ткань, стекло, шаблон салфетки, прибор для выжигания со специальной иглой

3

Выжигать начинаем с середины изделия, чтобы избежать смещения или "пузырения" ткани. Круглые отверстия делаем одним непрерывным движением иглы, листочки – двумя.

Ткань, стекло, шаблон салфетки, прибор для выжигания со специальной иглой

4

Осматриваем кончик иглы, в необходимом случае очищая его при включенном в электросеть аппарате только х/б тканью, обхватив иглу кусочком ткани и  быстро  обтирая ее движением от себя.

Хлопчатобумажная ткань (ситец, сатин)

5

Выжигаем наружную кромку салфетки.

Ткань, стекло, шаблон салфетки, прибор для выжигания со специальной иглой

7

Проверяем, везде ли прорезана ткань. При необходимости иглой прорезаем нужные участки.

Ткань, стекло, шаблон салфетки, прибор для выжигания со специальной иглой

8

Вырезав салфетку, убираем с рисунка лишнюю ткань, ту, что за пределами контура салфетки.

9

Аккуратно отделяем салфетку от шаблона.


Используемая литература

1. Белякова О.В. Искусство выжигания по ткани /О.В.Белякова. -Ростов н/Д: Феникс,2009.-188с.: ил. – (Город мастеров)

2. Белякова О. В. «Подарки своими руками»,  Москва, Издательство АСТ

3. Горяинова О.В. Гильоширование или выжигание по ткани / О.В.Горяинова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.-254с.: ил.-(Рукодельница)

4. Искусство – детям. Орнаменты. Учебное пособие для работы в детских образовательных учреждениях.

5. Искусство – детям. Разноцветные узоры. Учебное пособие для работы в детских образовательных учреждениях.

6. Листвак Валерия Евгеньевна, педагог дополнительного образования,  ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367, Зеленоградского учебного округа г.Москвы,  творческое объединение «Художественное гильоширование».

7. Материалы тематических интернет-ресурсов:

nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-ob...

strana-sovetov.com/hobbies/rukodeli...

eco.nw.ru/lib/data/15/doc_4_3_....

8. Сделай сам, №3, 1995, стр.26-43, Новгородцева Л. «Выжигание по ткани».

9. Свободная энциклопедия Википедия.

Список литературы, рекомендованной для детей.

1.Белякова О. В. «Подарки своими руками»,  Москва, Издательство АСТ

2. Горяинова О.В. Гильоширование или выжигание по ткани / О.В.Горяинова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.-254с.: ил.-(Рукодельница)

3. Искусство – детям. Орнаменты. Учебное пособие для работы в детских образовательных учреждениях.

4. Искусство – детям. Разноцветные узоры. Учебное пособие для работы в детских образовательных учреждениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Салфетка с прорезным рисунком в технике гильоширования.

Слайд 2

Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Слайд 3

По характеру композиции , обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть: ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

Слайд 4

Виды орнаментов по характеру композиции Ленточный Центрический Окаймляющий Заполняющий поверхность

Слайд 5

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: геометрический , состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали);

Слайд 6

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: растительный , стилизующий листья, цветы, плоды и пр.;

Слайд 7

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: зооморфный или животный , стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Слайд 8

Особенности орнамента Во-первых , каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) – первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов, в композиции создается художественный образ орнамента. Во-вторых , орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета.

Слайд 9

Орнамент в круге

Слайд 10

Изделия, выполненные гильошированием

Слайд 11

Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем 1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет оголенных проводов и сухие руки. 2. Не трогать иглу голыми руками при включенном аппарате. 3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку; следить, чтобы игла не касалась провода. 4. После работы электровыжигатель отключить, дать игле остыть, сложить аппарат в коробку, убрать рабочее место.

Слайд 12

Порядок выполнения работы 1. Разложить шаблон на ткани, прижать левой рукой. 2. Ручку э/выжигателя необходимо держать строго вертикально. 3. Работа выполняется между указательным и средним пальцем левой руки, придерживающей ткань и шаблон на стекле.

Слайд 13

Вопросы для повторения Что такое орнамент? Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. 2. По характеру композиции каким может быть орнамент? Орнамент может быть: ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность. 3. По мотивам, используемым в орнаменте, каким он может быть? Орнамент может быть геометрическим, растительным, зооморфным .

Слайд 14

Вопросы для повторения 4. Какой орнамент использован для изготовления салфетки? Геометрический орнамент, окаймляющий край салфетки. 5. Каким прибором выполняется работа? Аппаратом для выжигания. 6. Какие изделия можно выполнить в данной технике? Оформить кружевом или аппликацией скатерти, шторы, одежду; изготовить предметы интерьера, сувениры, аксессуары, украшения.

Слайд 15

Спасибо за внимание! Спасибо за работу!

Слайд 16

Подготовила: Растворова Надежда Львовна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО ЦВР «Ровесник» Соболевского МР Камчатского края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"

Данный материал содержит конспект занятия  о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу....

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста

по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...