«Наши чувства, настроение, эмоции» (игровая технология)
план-конспект урока на тему
Цель урока: Ввести учащихся в сложный мир человеческих чувств, помочь осознать и пережить определенные эмоциональные состояния, способствовать пониманию взаимосвязи природы человека и настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nashi_chuvstva_nastroenie_emotsii.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Быстрова Елена Ивановна,
учитель естествознания,
игры и игротерапии
Конспект урока – игры на тему:
«Наши чувства, настроение, эмоции»
(игровая технология)
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса
Цель: Ввести учащихся в сложный мир человеческих чувств, помочь осознать и пережить определенные эмоциональные состояния, способствовать пониманию взаимосвязи природы человека и настроения.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Сформировать представления о том, какое бывает настроение у человека, как его можно определить, что цвета (теплые и холодные тона) тоже влияют на настроение.
2. Закрепить умение распознавать свое и чужое эмоциональное состояние через его название, понимание и описание при помощи слов, мимики, жестов и позы.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать умение рассматривать, сравнивать и соотносить рисунок эмоционального состояния с изображенной пиктограммой.
2.Развивать психические процессы: речь, мышление, внимание; сенсорную сферу, эмоционально-волевую сферу (чувства, переживания); выразительность движений, творчество воображения.
3. Развивать способность наблюдать проявление эмоций в поведении и поступках человека, уверенность, что отрицательными эмоциями можно управлять.
Коррекционно – воспитательные:
1.Помочь учащимся понять многообразие чувств.
2.Воспитывать культуру внешнего выражения эмоций: доброжелательное отношение к сверстникам, умение играть в коллективе, сдержанность, самоконтроль.
Форма организации учебной деятельности:
Обобщающий урок – игра.
Методические приемы деятельности учителя:
- Активизация умственной деятельности учащихся;
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту учеников;
- задания, предполагающие самостоятельную работу;
- задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
- игры: дидактические, развивающие, словесные, игры-драматизации, подвижные, ситуативные;
- познавательные задания, вопросы;
- творческие задания.
Методы обучения:
- словесные (стихи, загадки, пословицы, поговорки, беседа)
- наглядные
- практические
Наглядность:
- иллюстрации эмоциональных состояний;
- рисунки эмоций;
- загадки в картинках;
- демонстрационные картинки «Я и мое настроение»
- 3 стакана с водой: 1- с разноцветными блестками, 2 – с глиной ( мутная),
- 3- с чистой.
Использование на уроке ЭОР:
- Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- компьютер;
- интернет – ресурсы.
Дидактические материалы:
- пиктограммы;
- раздаточные картинки с изображением эмоциональных состояний;
- 7 цветных полосок бумаги;
- «волшебный фонарь»;
- деревянный ларец;
- зеркала на каждого ученика;
- гуашь;
- альбом;
- карточки с названиями эмоций;
- разноцветные полоски бумаги.
Основные понятия урока:
- эмоциональное состояние;
- настроение;
- уныние;
- огорчение;
- веселье;
- добродушие;
- гнев;
- угрюмость;
- тревожность.
Интеграция:
- физическая культура;
- чтение;
- изобразительная деятельность.
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся углубят и расширят знания об эмоциональных состояниях.
2. Узнают, как влияет цвет на настроение человека.
3. Научатся наблюдать за проявлением эмоций в поведении и поступках человека.
4. Понимать чувства других людей.
№ | Содержание урока | Действие педагога | Действие обучающихся |
1. | Организационный момент | Приветствие учащихся. Игра на внимание «Четыре стихии». | Здороваются с учителем. Выполняют упражнения: земля – руки вниз, воздух – руки вверх, вода – руки вперед, огонь - руки вперед, раскачивая их вверх-вниз. |
2. | Повторение пройденного материала | Учитель напоминает ученикам, что за каждый правильный ответ, они будут получать жетоны. Упражнение «Тренируем эмоции». Учитель просит учащихся вспомнить эмоции, с которыми они познакомились на прошлых уроках, называет событие и просит отгадать изображение эмоции. Затем уточняет у учеников как проявляются эмоции, можно ли ими управлять? Работа с зеркалом. Дает задание ученикам, посмотрев в зеркало, постараться выразить мимикой возникшие эмоции (предлагает несколько ситуаций из жизни): - получил двойку – грусть - не выучил урок – страх - получил подарок – радость | Учащиеся находят на доске рисунки, пиктограммы с соответствующей эмоцией называют и получают жетоны. Учащиеся выражают эмоции, обозначают их в зеркале и поднимают карточку с названием эмоции. |
3. | Активизация опорных знаний | Ситуативные игры «Покажи движение»: предлагает посмотреть на экран компьютера, где изображены различные эмоции, учащиеся должны определить какая эмоция соответствует названному сказочному герою. - кот Леопольд на солнце - Карабас-Барабас в гневе - заяц-фокусник в цирке - интересующийся любопытный Буратино - ребенок потерялся в лесу - три поросенка убегают от волка | Ученики выражают эмоции жестами, мимикой, движением тела и рук, либо позой (упражнения выполняются на ковре). |
3.1 | Целевая установка | Учитель сообщает тему урока. | |
3.2 | Мотивация учебной деятельности | Говорит, что очень важно научиться понимать и выражать эмоции, определять настроение свое и других людей. | |
3.3 | Изучение нового материала | Учитель через мультимедийный проектор показывает иллюстрацию с лицами детей, читает стихотворение «Настроение у нас бывает разным». Спрашивает, по каким признакам можно определить настроение человека и говорит, что еще – по цвету. Перед детьми на столе выставляет 3 стакана с водой: 1 – с разноцветными блёстками, 2- с размешенной глиной (мутной), 3 – прозрачной. Просит учеников определить: какое настроение вызывает разная по цвету вода? Затем предлагает рассмотреть картинки, выполнить задания, ответить на вопросы, объяснить пословицы и поговорки, просит вспомнить, какие цвета у радуги. Игра «Не раскрашенные слова» Приносит ларец, в котором лежат не раскрашенные слова (картинки с предметами разного цвета), надо водящему вытащить картинку, посмотреть, назвать цвет и при помощи жестов и мимики описать предмет. После этого приглашает учащихся расположиться на ковре, зажигает фонарь и читает сказку «Волшебный фонарь», в котором живут 7 цветов радуги. | Учащиеся отвечают, что настроение можно определить по мимике, по жестам, по интонации голоса, по позе. Дети называют, что разноцветная вода – это радость. Мутная – грусть, прозрачная – спокойствие. Ученики выполняют задания и практические упражнения, объясняют пословицы и поговорки. Называют цвета радуги и выкладывают 7 цветных полосок на доске в правильной последовательности. Ученики отгадывают предметы по цвету: желтый – лимон; красный – флаг, сердце, огонь; оранжевый – солнце, апельсин; зеленый – дерево, трава; голубой – небо, вода. За выполненные задания получают жетоны и слушают сказку, потом ее комментируют. |
4. | Физминутка | Подвижная игра « Море волнуется» (изображение различных эмоций мимикой, жестами и позой) | Учащиеся делают различные фигуры под тихо звучащую музыку моря. |
5. | Самостоятельное применение умений и навыков | Учитель просит учащихся взять у себя на партах конверты с заданиями: необходимо по картинкам, по цвету определить эмоцию, найти соответствующую пиктограмму, затем анализирует выполнение, оценивает. | Ученики по рисунку с изображением эмоционального состояния (поступка) героев определяют эмоцию и, учитывая цвет картинки, находят соответствующую пиктограмму. |
6. | Проверка уровня усвоения знаний с целью выявить степень усвоения нового материала | Спрашивает: « На какие две группы можно разделить эмоции? Как они влияют на человека? Когда у вас бывают отрицательные эмоции? Всегда ли плохо они влияют на человека? Что нужно сделать, чтобы человек поменьше огорчался?» Учитель просит учеников открыть альбом и поставить гуашью кляксу на листе бумаги. Эта клякса вас огорчит, если она в тетради по русскому языку. А, теперь внимательно посмотрев, постарайтесь понять, на кого или на что она похожа. Превратите кляксу в забавную фигуру. Спрашивает у учащихся, что какое изображение им нравится больше. | Ученики отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, приводят примеры из личного опыта. Делятся впечатлениями от выполненной работы и убеждаются в том, что отрицательные эмоции можно исправлять. |
7. | Итог урока | Учитель просит вспомнить учащихся, чем они занимались на уроке, какое задание понравилось больше всего и почему? | Учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о своем впечатлении от урока, подсчитывают жетоны. |
7.1 | Рефлексия | Предлагает взять конверты с семью разноцветными лучиками из «фонаря», выбрать тот, который соответствует их настроению. | Ученики прикрепляют лучики на доску около фонаря и объясняют, почему выбрали именно его. |
8. | Домашнее задание | Выбрать лучик для мамы, подарить его и рассказать об уроке. | Ученики выбирают полоски из цветной бумаги соответствующего цвета по своему желанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Чувства и эмоции в разговоре с подростком»
Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, зало...
картинный материал (чувства и эмоции)
картинный материал (чувства и эмоции)...
Занятие в 8-11 кл. «Мир моих чувств и эмоций»
Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций....
Презентация по английскому языку "Чувства и эмоции"
Эта презентация отлично подойдет как и для начальной школы, так и для средней школы для различных УМК...
план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»
Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...
Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".
Данные тесты содержат по 10 вопросов по темам "Память" и "Чувства и эмоции". К каждому вопросу даётся 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 ба...
Формирование чувства патриотизма у воспитанников средствами игровых технологий
Формирование подрастающего поколения в «климате» исторической и культурной памяти – важное условие в учебно-воспитательном процессе сегодня. Цель внеклассного мероприятие &ndash...