«Наши чувства, настроение, эмоции» (игровая технология)
план-конспект урока на тему

Цель урока: Ввести учащихся в сложный мир человеческих чувств, помочь осознать и пережить определенные эмоциональные состояния, способствовать пониманию взаимосвязи природы человека и настроения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nashi_chuvstva_nastroenie_emotsii.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Быстрова Елена  Ивановна,

учитель естествознания,

игры и игротерапии

Конспект урока – игры на тему:

 «Наши чувства, настроение, эмоции»

(игровая технология)

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса

Цель: Ввести учащихся в сложный мир человеческих чувств, помочь осознать и пережить определенные эмоциональные состояния, способствовать пониманию взаимосвязи природы человека и настроения.

 Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1. Сформировать представления о том, какое бывает настроение у человека,  как его можно определить, что цвета (теплые и холодные тона) тоже  влияют на настроение.

2. Закрепить умение распознавать свое и чужое эмоциональное состояние через его название, понимание и описание при помощи слов, мимики, жестов и позы.

Коррекционно – развивающие:

1. Развивать умение рассматривать, сравнивать и соотносить рисунок эмоционального состояния с изображенной пиктограммой.

2.Развивать психические процессы: речь, мышление, внимание; сенсорную сферу, эмоционально-волевую сферу (чувства, переживания); выразительность  движений, творчество воображения.

3. Развивать способность наблюдать проявление эмоций в поведении и поступках человека, уверенность, что отрицательными эмоциями можно управлять.

Коррекционно – воспитательные:

1.Помочь учащимся понять многообразие чувств.

2.Воспитывать культуру внешнего выражения эмоций: доброжелательное отношение к сверстникам, умение играть в коллективе, сдержанность, самоконтроль.

Форма организации учебной деятельности:

Обобщающий урок – игра.

Методические приемы деятельности учителя:

  • Активизация умственной деятельности учащихся;
  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту учеников;
  • задания, предполагающие самостоятельную работу;
  • задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
  • игры: дидактические, развивающие, словесные, игры-драматизации, подвижные, ситуативные;
  • познавательные задания, вопросы;
  • творческие задания.

Методы обучения:

  • словесные (стихи, загадки, пословицы, поговорки, беседа)
  • наглядные
  • практические

Наглядность:

  • иллюстрации эмоциональных состояний;
  • рисунки эмоций;
  • загадки в картинках;
  • демонстрационные картинки «Я и мое настроение»
  • 3 стакана с водой: 1- с разноцветными блестками, 2 – с глиной ( мутная),
  • 3- с чистой.

Использование на уроке  ЭОР:

  • Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • интернет – ресурсы.

Дидактические материалы:

  • пиктограммы;
  • раздаточные картинки с изображением эмоциональных состояний;
  • 7 цветных полосок бумаги;
  • «волшебный фонарь»;
  • деревянный ларец;
  • зеркала на каждого ученика;
  • гуашь;
  • альбом;
  • карточки с названиями эмоций;
  • разноцветные полоски бумаги.

Основные понятия урока:

  • эмоциональное состояние;
  • настроение;
  • уныние;
  • огорчение;
  • веселье;
  • добродушие;
  • гнев;
  • угрюмость;
  • тревожность.

Интеграция:

  • физическая культура;
  • чтение;
  • изобразительная деятельность.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся углубят и расширят знания об эмоциональных состояниях.

2. Узнают, как влияет цвет на настроение человека.

3.  Научатся наблюдать за проявлением эмоций в поведении  и поступках человека.

4.  Понимать  чувства других людей.

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1.

Организационный

момент

Приветствие учащихся.

Игра на внимание «Четыре стихии».

Здороваются с учителем.

Выполняют упражнения:

земля – руки вниз, воздух – руки вверх, вода – руки вперед, огонь - руки вперед, раскачивая их вверх-вниз.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2.

Повторение пройденного материала

Учитель напоминает ученикам, что за каждый правильный ответ, они будут получать жетоны. Упражнение «Тренируем эмоции». Учитель просит учащихся вспомнить эмоции, с которыми  они познакомились на прошлых уроках, называет событие и просит отгадать изображение эмоции. Затем уточняет у учеников как проявляются эмоции, можно ли ими управлять?

Работа с зеркалом. Дает задание ученикам, посмотрев в зеркало, постараться выразить мимикой возникшие эмоции (предлагает несколько ситуаций из жизни):

- получил двойку – грусть

- не выучил урок – страх

- получил подарок – радость

Учащиеся находят на доске рисунки, пиктограммы с соответствующей эмоцией называют и получают жетоны.

Учащиеся выражают эмоции, обозначают их в зеркале и поднимают карточку с названием эмоции.

3.

Активизация опорных знаний

Ситуативные игры «Покажи движение»: предлагает посмотреть на экран компьютера, где изображены различные эмоции, учащиеся должны определить какая эмоция соответствует названному сказочному герою.

- кот Леопольд на солнце

 - Карабас-Барабас в гневе

 - заяц-фокусник в цирке

 - интересующийся любопытный Буратино

 - ребенок потерялся в лесу

 - три поросенка убегают от волка

Ученики выражают эмоции жестами, мимикой, движением тела и рук, либо позой (упражнения выполняются на ковре).

3.1

Целевая установка

Учитель сообщает тему урока.

3.2

Мотивация учебной деятельности

Говорит, что  очень важно научиться  понимать и выражать эмоции,  определять настроение свое и других людей.

3.3

Изучение нового материала

Учитель через мультимедийный проектор показывает иллюстрацию с лицами детей, читает стихотворение «Настроение у нас бывает разным». Спрашивает, по каким признакам можно определить настроение человека и говорит, что еще – по цвету. Перед детьми на столе выставляет 3 стакана с водой: 1 – с разноцветными блёстками, 2- с размешенной глиной (мутной), 3 – прозрачной. Просит учеников определить: какое настроение вызывает разная по цвету вода? Затем предлагает рассмотреть картинки, выполнить задания, ответить на вопросы, объяснить пословицы и поговорки, просит вспомнить, какие цвета у радуги.

Игра «Не раскрашенные слова»

Приносит ларец, в котором лежат не раскрашенные слова (картинки  с предметами разного цвета), надо водящему вытащить картинку, посмотреть, назвать цвет и при помощи жестов и мимики описать предмет. После этого приглашает учащихся расположиться на ковре,  зажигает фонарь и читает сказку «Волшебный фонарь», в котором живут 7 цветов радуги.

Учащиеся отвечают, что настроение можно определить по мимике, по жестам, по интонации голоса, по позе.

Дети называют, что разноцветная вода – это радость.

Мутная – грусть, прозрачная – спокойствие.

Ученики выполняют задания и практические упражнения, объясняют пословицы и поговорки.

Называют цвета радуги и  выкладывают 7 цветных полосок на доске в правильной последовательности.

Ученики отгадывают предметы по цвету:

желтый – лимон;

 красный – флаг, сердце, огонь;

 оранжевый – солнце, апельсин;

зеленый – дерево, трава; голубой – небо, вода.

За выполненные задания  получают жетоны и

слушают сказку, потом ее комментируют.

4.

Физминутка

Подвижная игра « Море волнуется» (изображение различных эмоций мимикой, жестами  и позой)

Учащиеся делают различные фигуры под тихо звучащую музыку моря.

5.

Самостоятельное применение умений и навыков

Учитель просит учащихся взять у себя на партах конверты с заданиями: необходимо по картинкам, по цвету определить эмоцию, найти соответствующую пиктограмму, затем анализирует выполнение, оценивает.

Ученики по рисунку с изображением эмоционального состояния (поступка) героев определяют эмоцию и, учитывая цвет картинки, находят соответствующую пиктограмму.

6.

Проверка уровня усвоения знаний с целью выявить степень усвоения нового материала

Спрашивает: « На какие две группы можно разделить эмоции? Как они влияют на человека? Когда у вас бывают отрицательные эмоции? Всегда ли плохо они влияют на человека? Что нужно сделать, чтобы человек поменьше огорчался?»

Учитель просит учеников открыть альбом и поставить гуашью кляксу на листе бумаги. Эта клякса вас огорчит, если она в тетради по русскому языку. А, теперь внимательно посмотрев, постарайтесь понять, на кого или на что она похожа. Превратите кляксу в забавную фигуру.

Спрашивает у учащихся, что какое изображение им нравится больше.

Ученики отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, приводят примеры из личного опыта.

Делятся впечатлениями от выполненной работы и убеждаются в том, что отрицательные эмоции можно исправлять.

7.

Итог урока

Учитель просит вспомнить учащихся, чем они занимались на уроке, какое задание понравилось больше всего и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о своем впечатлении от урока, подсчитывают жетоны.

7.1

Рефлексия

Предлагает взять конверты с семью разноцветными лучиками из «фонаря», выбрать тот, который соответствует их настроению.

Ученики прикрепляют лучики на доску около фонаря и объясняют, почему выбрали именно его.

8.

Домашнее задание

Выбрать лучик для мамы, подарить его и рассказать об уроке.

Ученики выбирают полоски из цветной бумаги соответствующего цвета по своему желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Чувства и эмоции в разговоре с подростком»

Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, зало...

картинный материал (чувства и эмоции)

картинный материал (чувства и эмоции)...

Занятие в 8-11 кл. «Мир моих чувств и эмоций»

Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций....

Презентация по английскому языку "Чувства и эмоции"

Эта презентация отлично подойдет как и для начальной школы, так и для средней школы для различных УМК...

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".

Данные тесты содержат по 10 вопросов по темам "Память" и "Чувства и эмоции". К каждому вопросу даётся 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 ба...

Формирование чувства патриотизма у воспитанников средствами игровых технологий

Формирование подрастающего поколения в «климате» исторической и культурной памяти – важное условие в учебно-воспитательном процессе сегодня. Цель внеклассного мероприятие &ndash...