Возможности интеграции логопедии в систему образования
статья на тему

Осуществление коррекции речи детей  на основе интеграции деятельности специалистов школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_logopedii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Возможности интеграции логопедии в систему образования.

Актуальность выбранной  темы на современном этапе очевидна - идея интеграции обретает адекватную форму и превращается в основополагающую категорию дидактики. Она соединяет в себе понятия комплексности, предметности и признаётся учёными и практиками как принцип организации процесса коррекционно-развивающего образования.

Следуя принципам интегрированной коррекционной работы, была определена: ведущая педагогическая идея  - осуществление коррекции речи детей  на основе интеграции деятельности специалистов школы-интерната.

Формирование социально зрелой личности предполагает наличие целостной образовательной системы, обеспечивающей единство действий всех педагогов. Возможности интеграции логопедии в систему  нашего образовательного учреждения отражены в структурно-логической схеме организации работы логопедической службы.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребёнка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении образовательно-коррекционных задач.

  Диагностика.

Ежегодно свою работу мы начинаем со стартовой комплексной диагностики, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей логопатов и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты, входящие в группу сопровождения проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика помогает корригировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования.

Профилактическая и консультативная работа

Преемственность в решении задач коррекционно-педагогического процесса невозможна без профилактической и консультативной работы. Ведутся журналы рекомендаций:

  • логопед – библиотекарь;
  • логопед – учитель - воспитатель;
  • логопед – учитель ЛФК;
  • поддерживается связь с узкими специалистами

Анализ и планирование

Содержание корекционно-развивающей деятельности  строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического, эстетического развития ребёнка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением нами традиционных и нетрадиционных средств развития: артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, кинезиологических упражнений, психогимнастики,  релаксации, физио-, фито -, аромотерапии, музыкотерапии, новых информационных технологий.

Междисциплинарная интеграция.

Организация взаимодействия учителя, логопеда и воспитателя - следующий этап в работе. Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Учителя и воспитатели закрепляют приобретённые на логопедических занятиях знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в учебную, игровую, трудовую деятельность).

Совместно с психологом выявляем компенсаторные возможности учащихся, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности. Сочетаем психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической. Используем следующие приемы психологической коррекции:

  • Приёмы игровой психокоррекции (Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, заторможенных детей назначают водящими. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры).
  • Приёмы библиотерапии (От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности).

Совместное обсуждение результатов первичной диагностики с учителем физической культуры позволило  наметить перспективный план коррекционно образовательной работы на занятиях по физической культуре, который включает следующие задачи:

  • постановка правильного дыхания, увеличение жизненной емкости лёгких (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  • развитие  общей и мелкой моторики.

Интегрированные связи учителя-логопеда и музыкального руководителя обеспечивают преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов с учётом вида речевой патологии. Проведены серии занятий, в процессе которых использовались:

  • логоритмические упражнения;
  • упражнения на развитие координации между движением и словом;
  • игры и упражнения на развитие дыхания;
  • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  • упражнения на развитие мимических движений

Медицинский аспект в работе с детьми логопедических групп немаловажен. Восстановительное лечение осуществляется комплексным методом. Оно включает в себя сочетание традиционных и нетрадиционных технологий:

  • ЛФК
  • физиотерапия (электрофорез)
  • массаж (общеукрепляющий, расслабляющий)
  • фитотерапия (настои трав)
  • ароматерапия
  • витаминизация

Опыт работы подтвердил, что тесное взаимодействие  медицинских работников и педагогов дают хороший эффект, стойкую результативность.

Проведение интегрированных занятий.

Основной формой организации процесса интеграции предметов в школе является интегрированный урок. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения материала.

В системе обучения логопедия изначально интегрированный курс, включающий  в себя: развитие речи, чтение, письмо.

Предмет логопедии связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. В цепочке «логопедия – другие предметы» эта связь устанавливается не столько для логопедии, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

Очень интересным является интегрирование логопедических занятий с ИЗО и трудовым обучением. Здесь чаще используется интегрирование на отдельных фрагментах урока. Используем лепку из пластилина, вырезание из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приемом обрывания.

Элементы интеграции логопедии с математикой способствуют практическому усвоению:

  • величинных понятий (высокий-низкий, длинный - короткий, узкий - широкий), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой-маленький);
  • временных понятий (быстро-медленно), дети смешивают и такие понятия как сегодня-вчера-завтра, дни недели, месяцы, времена года;
  • формированию ориентировки в пространстве (выше-ниже, перед-за, под-над, справа-слева, между, из-за, из-под).

        Одним из направлений коррекционной работы с  учащимися являются логопедические занятия и занятия ритмикой. Правильная организация и интеграция этих занятий может способствовать не только развитию речи, моторики, чувства ритма, речевого и слухового внимания, но и личности в целом, формированию эмоционального контакта с взрослыми, сотрудничеству с ними.

        Интеграция логопедических занятий с занятиями музыкой дает эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм ожидаемая рифма заранее готовит к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки и куплеты песен, которые обычно используются, как организованное начало или физминутка, ученики запоминают  нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.

Применение специализированных компьютерных программ: «Мир за твоим окном», «Игры для Тигры», тренажера «Дэльфа 130» предлагает межпредметный подход к обучению детей. В этих программах осуществлена взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром и т.д. Система словарей  опирается на программные требования ко всем этим предметам. Кроме общих словарей, существуют тематические: «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» «Признаки», «Глаголы» и т.д.

У детей с недостаточной мотивационной сферой появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

В процессе такого специального обучения ребенок исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Учебно-Методическое обеспечение  логопедических кабинетов позволяет творчески решать задачи коррекционного обучения.

Систематизирован учебно-игровой материал по развитию звуковой стороны речи, формированию грамматического строя, развитию связной речи. Кабинеты логопедии регулярно пополняются новинками учебно-методической литературы.

Участие школы в проектной деятельности, позволило использовать в работе новые средства специального обучения, основанные на информационных технологиях.

III.   Результативность.

Результаты работы показывают преимущества коррекционно-развивающего интегрированного обучения.

У детей сформирован фонематический слух, улучшилась общая, мелкая, артикуляционная моторика.

Лексика  значительно расширилась, обогатилась как количественно, так и качественно. Существенную роль в этом сыграло практическое овладение  навыками словообразования. Расширился словарь существительных, прилагательных, дети стали чаще использовать приставочные глаголы. Исчезли грубые аграмматизмы.

Своевременное устранение нарушений речи, развитие предпосылок к полноценному усвоению школьной программы, положительная динамика в обучении, развитие коммуникативной функции речи способствуют успешной адаптации детей в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос

В  силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в обучении

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция.  Зато хорошо известно, что латинское слово (integratio) - восстановление, восполнение, (integre...

Возможности интеграции среднего школьного, дополнительного и допрофессионального образования

Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает: человек готовится не  к жизни  вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях....

Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...

Статья «Интеграция РДШ в систему воспитательной работы школы. Опыт и перспективы».

laquo;Интеграция РДШ в систему воспитательной работы школы. Опыт и перспективы»....