Открытое занятие: «Сказочная страна согласных букв»
план-конспект на тему

Открытое занятие:  «Сказочная страна согласных букв»

ЗАДАЧИ:

  • коррекционная – Дифференциация звука [Р]
  • грамматическая – Согласные буквы
  • лексическая – Как звук [Р] к нам попал?

ЦЕЛИ:

  1. учить детей автоматизировать звук [Р]  в связной речи;
  2. развивать мелкую моторику пальцев рук;
  3. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
  4. развивать речевое общение;
  5. вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  6. развивать навыки языкового, буквенного анализа и синтеза;
  7. дифференциация звука [Р] в слогах, слоговых сочетаниях, словах, предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, серия предметных картинок с изображением зверей и птиц (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, носорог, сорока и др.), гор, замка, фруктовых деревьев, цветов (ромашки, астры, розы, нарциссы); картинки с изображением персонажей из мультфильмов  - Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Дракон); символ звука Р; замки звуков, Черный замок, картинки для раскрашивания, ручки, карандаши, фломастеры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие:  «Сказочная страна согласных букв»

ЗАДАЧИ: 

  • коррекционная – Дифференциация звука [Р]
  • грамматическая – Согласные буквы
  • лексическая – Как звук [Р] к нам попал?

ЦЕЛИ:

  1. учить детей автоматизировать звук [Р]  в связной речи;
  2. развивать мелкую моторику пальцев рук;
  3. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
  4. развивать речевое общение;
  5. вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  6. развивать навыки языкового, буквенного анализа и синтеза;
  7. дифференциация звука [Р] в слогах, слоговых сочетаниях, словах, предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, серия предметных картинок с изображением зверей и птиц (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, носорог, сорока и др.), гор, замка, фруктовых деревьев, цветов (ромашки, астры, розы, нарциссы); картинки с изображением персонажей из мультфильмов  - Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Дракон); символ звука Р; замки звуков, Черный замок, картинки для раскрашивания, ручки, карандаши, фломастеры.

План занятия:

  1. Организационный момент

      1. Определение числа, месяца, дня недели, времени года.

     2. Артикуляционная гимнастика.

  1. Основная часть

1. Психогимнастика.

2. Произношение изолированного звука. Работа над голосом.

     3. Упражнения на развитие мелкой моторики.

     4. Произношение звука [Р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах.

5. Подбор антонимов. Развитие языкового анализа и синтеза.

6. Задания.

7. Падежное управление.

8. Произношение звука [Р] в предложениях. Словообразование.

9. Звуковой анализ слова.

10. Произношение звука [Р] в чистоговорках. Словотворчество детей.

11. Физминутка.

12. Произношение звука [Р] в словах и подбор определений.

13. Сочинение стихов, подбор рифм.

14. Буквенный анализ и синтез слова РАДУГА.

15. Чтение отрывка сказки Г. Юдина «Рыжий город».

16. Знакомство с буквой [Р] на письме.

  1. Итог занятия.

Ход занятия

№ п/п

Содержание

Примечания

I

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели, месяц?

Артикуляционная гимнастика.

Статические упражнения для языка

Динамические упражнения для языка.

Упражнение для губ.

Психогимнастика.

Чашечка – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Грибок – рот открыт, язык присосать к небу.

Лошадка – присосать язык к небу, щелкнуть языкам. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Гармошка – рот открыт, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Маляр – рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.

Улыбка – удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Заборчик – рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

-Раз, два, повернитесь, и в животных превратитесь. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит поддереву. (Тр-р-р, тр-р-р).

Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка.(Мур-р-р). Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом (Кар-р-р). А мама-ворона отвечает ему низким голосом (Кар-р-р). Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? (звук [р]).

Присказка: в некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [Р]. Произнесите этот звук. Чем он вам понравился?

-Какой он? Радостный или грустный?Звонкий или глухой? Гласный или согласный?

Произношение изолированного звука. Работа над голосом.

-Вокруг звука [Р] рычали звери. Как они рычали? Падали камни. (Произнесите звук отрывисто). Грохотал гром. (произносится звук [Р] с усилением и ослабленным голосом). Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Стало ему грустно (произносится звук [Р] с грустью). Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в школу, там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их  произносит». Обрадовался звук [Р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем смотреть как будто в волшебное зеркало, все видеть и помогать звуку [Р].

Но прежде, чем идти в школу, нужно выбрать нужную дорогу или тропинку («Дорожки» - «Тропинки»)

Выдаются листы бумаги с нарисованными узкими «тропинками» и широкими «дорожками». Нужно пройти по ним, используя карандаш  - и дойти до школы.

Произношение звука [Р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах

Выставляется картинка с изображением гор.

-Что это? (Горы). Звуку [Р] надо помочь перебраться через горы. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук [А]. Какой слог получился? (Ра). (Аналогичное задание дается со звуками У, Ы, О). Получилось волшебное заклинание: ры-ро-ру-ра, расступилась гора! Повторите его. (Дети повторяют и горы раздвигаются). Расступилась гора, а за ней огромные та-во-ро. Что я перепутала? Произнесите слово правильно. (Ворота). Упал звук [Р], поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!». А кое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана).

Подбор антонимов. Развитие языкового анализа и синтеза.

Задания

Падежное управление

Произношение звука [Р] в предложениях. Словообразование.

Звукослоговой анализ слова

Произношение звука [Р] в чистоговорках. Словотворчество детей

Физминутка

Произношение звука [Р] в словах и подбор определений

Сочинение стихов, подбор рифм

Буквенный анализ и синтез слова радуга

Чтение отрывка сказки

Г. Юдина «Рыжий город»

Знакомство с буквой [Р] на письме

Итог занятия

-Чтобы охрана пропустила звук [Р] через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу – хорошие слова. Зло – добро. Лень – трудолюбие. Трусость – храбрость. Грусть- радость. Ура! Ворота открылись! За воротами – звери. Если отгадаете их названия, они помогут  звуку [Р], укажут ему путь.

- В названии животного первый звук [Т`], последний – [Р]. Кто это? (Тигр). «Разбросайте» звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук [Р]? Сколько звуков в слове тигр? Соберите «Рассыпанные» звуки [ж],[и],[р],[а],[ф] в слово (Жираф).

-Отгадайте названия животных в словах с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, рог-носо. С кем подружился звук [Р]? ( с крокодилом, зеброй, верблюдом, кенгуру).

-Идет звук [Р], и вдруг перед ним сад. Что увидел звук [Р]? (фруктовый сад, цветы). Назовите эти цветы. (Ромашки, астры, розы). Звук [Р] любовался ….(ромашками, розами, георгинами).

-Какие фруктовые деревья увидел звук [Р]? (грушевые, гранатовые, персиковые). На этой лозе растет … (виноград). Какая это лоза? (виноградная). Расскажите, какие фруктовые деревья угощали звук[ Р] плодами (грушевое дерево угостило его грушами, персиковое – персиками, виноградная лоза – виноградом).

Поблагодарил звук [Р] фруктовые деревья, а куда дальше идти – не знает. В саду есть цветок, который ему поможет.

Выставляется схема слова РОЗА из цветовых символов.

-Догадайтесь, как называется это цветок. (роза).  Как может роза помочь звуку[ Р]? (роза дает ему свой розовый лепесток, который показывает направление).

-Идет звук [Р], песенки  распевает, чистоговорки сочиняет. (Сочинение чистоговорок со словами гора, гранат, виноград). (Ра-ра-ра, стоит высокая гора. Рад-рад-рад, растет сладкий виноград.

Нат-нат-нат, я люблю гранат)

Веселая разминка под музыку

В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

- Подул сильный ветер. Покажите какой. Вырвал ветер лепесток из рук у звука [Р] и унес его. Пошел звук [Р] дальше. Видит – стоит знак, а на нем надпись: «Направо пойдешь – к Дракону попадешь, налево пойдешь – в рыжий город попадешь». Куда пошел звук [Р] ? Дети показывают направления. Выставляется изображение Черного Замка). Слышит звук [Р] чьи-то рыдания.  Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука,  а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу…атино, Чебу..ашка, К..окодил Гена. Какой звук забрал у них Дракон? Знаете зачем? Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [Р]. (Дети подбирают определения). Каким стал Дракон? (хорошим, добрым). Что сказали звуку [Р] Чебурашка, Буратино? С кем он подружился? Он стал их ….(другом). Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». (Дети несколько раз повторяют пословицу).

- Развеселились  наши герои, стали стихи сочинять. Поможем им.

Буратино взял …(топор)

И пошел чинить ….(забор)

Весельчак Петрушка-

Забавная …. (игрушка)

«Куда же мне идти дальше» - спросил звук [Р] у Дракона. «Я покажу тебе волшебную дорогу, - сказал Дракон, - если отгадаешь мою загадку: «Разноцветное коромысло над рекой повисло».(Радуга).

(Дети повторяют загадку. Выставляются перепутанные буквы этого слова в виде дуги, звук [Р] пропущена. Дети называют буквы в нужной последовательности и указывают, какой буквы не хватает). По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук [Р] – в Рыжий город.

« В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам, впадали  в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков».

- Что было рыжим в этом городе? Увидел звук [Р] рыжую девочку и спрашивает: «Здесь находится школа?» Рыжая девочка ответила нет! Попрощался звук [Р] с Рыжим городом, вышел на дорогу, и тут его закружил рыжий ветер, поднял в воздух и опустил его возле нашей школы.

Выставляется буква [Р].

-Звук [Р], посмотри – вот это твоя буква.

Букву [Р] писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок –

И получится флажок.

(предлагается детям изобразить букву  [Р] с помощью пальчиков и соответствующих поз) затем подставляется недостающая буква в слове РАДУГА).

Подведение итогов.

Вспомните, что мы делали на сегодняшнем занятии? Домашнее задание: нарисовать  букву[ Р] и друзей, которых вы запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)

План - конспект урока  по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...

Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель  для учителя: создать условия ...

Таблица для индивидуальной работы "Правила чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний"

Данная таблица является индивидуальным вспомогательным материалом на этапе обучения чтению. В нее записываются изучаемые звуки и буквы. Таблица распечатывается на одном листе формата А4 с двух сторон....

Таблица для индивидуальной работы "Правила чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний"

Данная таблица является индивидуальным вспомогательным материалом на этапе обучения чтению. В нее записываются изучаемые звуки и буквы. Таблица распечатывается на одном листе формата А4 с двух сторон....

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Открытое занятие «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА ЦВЕТОВ»

Жизнь в сказочной стране начинается с приходом весны, когда все в ней оживает и пробуждается от зимнего сна. Сама владычица страны  Весна встретит воспитанников и увлечет за собой в незабыв...

Конспект открытого занятия "Сказочное дерево по мотивам Дивеевской глиняной игрушки".

Лепка объёмного дерева с декорированием по мотивам Дивеевской глиняной игрушки, конструктивным  способ   лепки. Дивеевская игрушка из глины — удивительное явление с...