Круглый стол для родителей - "Психологическая готовность к школе"
консультация по теме

Барматина Мария Владимировна

Психологическая готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole_rabota.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе.

В настоящее время во многих школах при поступлении, дети проходят некое тестирование,  в котором проверяют их умение читать, считать, а также психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

 Готовность к школе – понятие многостороннее. Оно подразумевает и необходимый для успешного обучения уровень умственного развития, и умение правильно и четко выполнять указания взрослого (учителя), и наличие некоторых первоначальных знаний и умений.

Под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, который необходим и достаточен для успешного начала обучения ребенка в школе. В набор школьной готовности входят:

Одна из составляющих школьной готовности, - интеллектуальная готовность к обучению в школе. Она не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя конечно определенные навыки у ребенка должны быть. Под интеллектуальной готовностью понимается наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка достаточного круга знаний и представлений об окружающем его мире, способность наблюдать, анализировать и понимать причинно-следственные связи, обобщать понятия и выделять существенные стороны предметов и явлений при их сравнении. Кроме знаний и представлении об окружающем мире, природе, обществе ребенок должен овладеть элементарными математическими понятиями, различать пространственное расположение предметов и уметь обозначать его словами (сверху, снизу, справа, слева, за, перед), определять величину и соотношение предметов, используя понятия (больше, меньше, ниже, выше, короткий, длинный, часть, целое и т.д.).

Для успешного усвоения школьных знаний также необходима волевая готовность. Она необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. В процессе обучения в школе, особенно в его начале, ребенок выполняет много не очень увлекательной, однотипной тренировочной работы (например, старательно выводит на бумаге палочки и галочки - составные части букв). Подобная работа требует от ребенка усилий по выполнению определенных правил. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции взрослого. Это умение можно развивать дома, давая детям разные, в начале не сложные, задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности разные фигуры под диктовку взрослого. Подобные задания широко используются при подготовке детей в школу, как в детском саду, так и в прогимназии.

Для лучшей подготовки детей к школе и развития интеллектуальной и волевой сфер родителям можно посоветовать следующее:

  • говорите с ребенком побольше обо всех событиях, произошедших с ним в течение дня, о просмотренных мультиках, прочитанных книжках. Это расширяет его словарный запас, правильность и распространенность грамматических конструкций, развивает способность выявить главное и понимать причинно-следственные связи
  • для расширения словарного запаса, способности выделять звуки в словах, поиграйте с ребенком в слова, называя по очереди слова на какую-либо буквы или на последнюю букву предыдущего слова
  • для развития способности анализировать и выделять существенные признаки в предметах можно поиграть в сравнения, например, что общего и чем отличаются кукла и девочка, мячик и арбуз и т.д.
  • для развития контроля над своей деятельностью поиграйте в «умного робота»: ребенок выполняет вашу инструкцию, состоящую из трех – четырех последовательных действий.

Следующий компонент готовности к школе - мотивационная, личностная готовность, т.е. наличие у ребенка  желания учиться. Школьные успехи зависят от того, насколько ребенок готов к роли ученика, насколько он хочет учиться. Даже способный справиться со школьными заданиями ребенок без понимания ситуации зачем надо выполнять «скучные задания» и не умеющий вести себя согласно школьным правилам не находит общего языка со сверстниками и учителем, не прикладывает усилий для преодоления трудностей. Конечно, желание учиться представляет собой еще не осознание важности учебы и готовности прилежно трудиться для освоения новых знаний. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень почетно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец и другие подарки, кроме того, все новое привлекает детей.  Дети уже понимают, что статус школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника. Пусть ребенок еще полностью не осознает, что для того чтобы приготовить урок ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения, иметь его права и обязанности составляет эту мотивационную готовность к школе. Однако, эта готовность может не сформироваться вовсе, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил (особенно от старших брата или сестры). Поэтому очень важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Мотивационная готовность к школе является основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти из этой ситуации любой ценой: отвлекаться, уходить в свои мечты, проявлять интерес только к переменкам, где можно играть и бегать в волю, негативно относиться к товарищам или учительнице.

 В настоящее время многие дети не хотят идти в школу, не хотят стать школьниками. Причины такого нежелания могут быть разные: и сформированный негативный образ школы, и большее желание играть, чем учиться. Но некоторые дети не хотят в школу потому, что не уверены в своих способностях и силах, боятся плохо учиться и не оправдать порой завышенные требования родителей. В данном случае можно порекомендовать следующее:

  • поддерживайте ребенка, будьте заинтересованы в его делах, серьезно  относитесь к его даже самым маленьким достижениям. Это добавит уверенности и подтвердит значимость его деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе, объясните их необходимость, целесообразность и выполнимость.
  • Помните, что ваш ребенок только учится, у него может что-то получаться не сразу, это естественно, каждый человек имеет право на ошибку.
  • Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.

Сейчас многие дошкольники седьмого года жизни ходят на подготовительные к школе курсы при школах, гимназиях. При этом они не только получают необходимые знания и навыки для обучения, но и знакомятся с правилами поведения в школе. Однако, иногда  нагрузка которую получают дети учась и на таких курсах и посещая детский сад может оказаться выше возможностей ребенка, что в свою очередь может вызвать у ребенка страх перед школой и нежелание туда идти.

Все специалисты детского сада проводят работу по подготовке детей к школе. В частности, мной проводятся развивающие занятия в игровой форме, затрагивающие все составляющие школьной готовности.

Еще один вопрос, который я хотела бы затронуть – это загруженность наших детей. Многие дети посещают подготовительные курсы к школе. Современная ситуация в образовании такова, что без такой специальной подготовки трудно не только учиться в престижной школе, но и поступить туда. Конечно, хорошо если ребенок освоит многое, если у него широкие интересы. Но родители должны четко контролировать меру нагрузки на ребенка. Если после занятий ребенок приходит вялый, изможденный или наоборот возбужденный, с трудом засыпает, не хочет есть, то скорее всего нагрузка чрезмерна и может привести к переутомлению и как следствие отрицательному отношению к любому учению и даже к подрыву здоровья. Если же уменьшить нагрузку невозможно, то можно исключить или уменьшить дополнительные раздражающие факторы, например, вечером после занятий не смотреть телевизор, не играть в компьютер, а спокойно почитать ребенку книжку или поиграть с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс.  Тест предлагает 18 вопросов ответив  на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Психологическая готовность к школе.Роль родителей.

Данная работа включает в себя следующее: 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских...

Советы для родителей Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельс...

Круглый стол для родителей на тему: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Данный материал содержит информацию для родителей о психологических особеннстях одаренного ребенка, о роли семьи в раскрытии его одаренности....

Круглый стол для родителей - "Игры и упражнения, помогающие подготовить ребенка к школе"

Игры и упражнения, помогающие подготовить ребенка к школе...

Круглый стол для родителей. Тема «Каков он, успешный родитель?»

Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности); повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка школьного возраста....

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"...