Готовим детей к школе. Что это значит?
консультация на тему
Материал поможет родителям разобраться, что такое готовность ребенка к школе, какое отношение к школьному обучение имеет игровая деятельность, как правильно подготовить ребенка к овладению письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkole_chto_eto_znachit.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»
Выступление на родительском собрании
по теме «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Подготовила: учитель-логопед
Семехина Светлана Георгиевна
Клин – 2018
В этом году мы готовим к школе детей. Очень важно определить, что же это значит. Здесь важно многое: психологическая и физическая готовность. Действительно, готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, но и их качество, степень осознанности, четкость представлений. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Крайне необходимо умение ориентироваться в пространстве (особенно на листе бумаги) и во времени. Это умения, определяющие такие процессы как письмо и чтение, составление рассказа. Следует подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сравнение. Важно научить ребёнка соблюдать правила в игре, договариваться со сверстниками, брать на себя различные роли, учитывать в игре интересы других участников. Ведь роль ученика, школьника – на первых порах только новая игра для первоклассника. Игра с правилами (любая игра, организованная взрослым или самими детьми, а также игры поведения на уроке и в переменку, выслушивания и выполнения инструкции учителя и соотнесения своих желаний и ситуацией) помогают ребенку легче адаптироваться к школьным условиям. Те дети, у которых игровая деятельность сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.
Готовность к школе – это прежде всего сформированность высших психических функций – мышления, памяти, внимания, воображения и конечно же РЕЧИ.
Остановимся подробнее на речевой деятельности. Мы слышим речь ребенка. Это ее внешняя сторона. К началу школьного обучения очень важно, чтобы ребенка четко и правильно произносил все звуки родного языка, имел достаточный словарный запас (ребенку нужно подобрать слова для ответа на вопрос, чтобы отстоять свою точку зрения, рассказать об увиденном, понять учебный материал), должен быть хорошо сформирован грамматический строй речи – это умение изменять слова и образовывать новые слова. Владеть навыками связной речи тоже нужно будущему первокласснику. Научные данные свидетельствуют о том, что состояние самостоятельной письменной речи отстает от устной монологической речи приблизительно на четыре года. Отсюда можно сделать вывод, что так как наши дети говорят в 6-7 лет, так они и будут писать изложения и сочинения. Есть еще другая сторона речи, которая непосредственно влияет на процесс освоения грамотой. Это так называемые фонематические процессы. Фонематический слух – умение узнать звук речи, выделить его в ряду звуков, отличать его от других звуков, сходных с ним акустически и артикуляционно – обязательное условие для освоения полноценными процессами письма и чтения. Другим обязательным условием является сформированность звукового анализа и синтеза. Эти процессы могут быть сформированы только при помощи взрослых. Здесь важно научить ребенка определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец), а затем уже количество и последовательность звуков в слове. Вы можете поиграть с ребенком так:
- Я тебе назову по порядку все звуки в слове СОК. Теперь ты назови все звуки в слове КОТ.
- Угадай слово. Вот тебе звуки: С, У, П. Теперь ты загадай мне слово. Давай для папы загадаем слово НОС.
После таких упражнений ребенку будет легче писать слова на слух, а затем складывать звуки в слоги и в слова.
Обязательно называйте звук, не надо использовать название буквы.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
1. Помните, есть возраст «паспортный» (по дате рождения), а есть возраст биологический. Очень часто они не совпадают. Семилетка может быть незрелым и его биологический возраст может составлять 5,5 лет.
2. По мнению физиологов, можно с помощью двух простых тестов определить биологический возраст ребенка.
1) Если у ребенка еще не начали меняться молочные зубы, то, скорее всего, биологический возраст не соответствует семи годам. В Азии в средние века смена зубов у ребенка означала, что он «вошёл в разум», т.е. его можно активно обучать.
2) Попросите ребенка закинуть руку через макушку головы и дотянуться до мочки уха с противоположной стороны. Если это у него получилось, то можно говорить о биологической зрелости. Если же он не смог выполнить этот тест, это говорит о незрелости мозга, о низких (индивидуальные особенности, без патологий) возможностях приспособиться к высоким нагрузкам в школе.
3. Читайте детям вслух, но помните, что, по мнения физиологов, 6-7-ми летний ребенок способен внимательно воспринимать содержание художественного произведения в течение 10-15 минут. Поэтому перечитывайте знакомые книжки. Это поможет ребенку полностью восстановить цепочку событий и понять содержание. Беседуйте по содержанию произведения.
4. Говорите с ребенком правильно, не общайтесь на «детском языке». Неправильное общение тормозит речевое развитие.
5. В свою речь не бойтесь вводить новые для ребенка слова, меняйте интонацию. Живость тона способствует развитию речи и формирует правильное произношение.
6. Не форсируйте процесс обучения. Всему свое время. По мнению физиологов, только к пяти годам созревают те отделы головного мозга, которые отвечают за процесс чтения.
7. Ни в коем случае не учите детей дошкольного возраста писать письменными буквами. Головной мозг ребенка сможет контролировать этот процесс только в семь лет. Отдайте процесс обучения на откуп профессионалам.
8. Возможно, не стоит стремиться погружать ребенка в учебную среду как можно раньше. Внимательно присмотритесь к своему малышу и, пожалуйста, прислушайтесь к мнению специалистов в этом вопросе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовим детей к правильному письму
В данной статье даны советы и рекомендации родителям по развитию у ребенка навыков, необходимых для формирования правильного письма....
ГОТОВИМ ПЕДАГОГА НОВОЙ ШКОЛЫ
Все преподаватели Болховского педагогического колледжа решают задачу подготовки молодых учителей, способных реализовать требования, связанные с введением новых Федеральных государственных образователь...
Памятка для родителей: "Готовим детей к школе".
Памятка содержит материал о том, что должен знать ребёнок, поступающий в 1 класс....
Готовим детей к школе. Что это значит?
Материал поможет родителям понять, что такое готовность к школе, почему для ребенкатак важна игровая деятельность, как подготовиться к освоени. письменной речью....
Памятка для родителей Готовим ребенка к школе (советы логопеда)
Памятка для родителей. Готовим ребенка к школе(советы логопеда)...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовим ребенка к школе»
Хорошая дошкольная подготовка – залог успешной учебы ребенка в школе....
Родительское собрание на тему: «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Родительское собрание...