Готовим детей к правильному письму
консультация по теме

Комшина Наталья Геннадьевна

В данной статье даны советы и рекомендации родителям по развитию у ребенка навыков, необходимых для формирования правильного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим детей к правильному письму.

Я думаю, у каждого неравнодушного родителя, чей ребенок готовится пойти в школу, возникал вопрос, насколько подготовлен будущий ученик или ученица к освоению грамоте? В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности – письмо. А обучение письму – это серьезный стресс для первоклассников. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом. Для школы очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.

Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов - сначала самых простых, потом можно и более сложных. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и бантов.

Зрительно-моторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию. До поступления в школу ребенок должен уметь владеть некоторыми графическими умениями:

- обведение предмета по контуру;

- штриховка предмета внутри контура;

- копирование рисунка;

- дорисовывание фигуры;

  Надо отметить, что современный метод обучения грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это значит, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение  слова на звуки, установление их количества и последовательности. Многочисленные исследования отечественных ученых подтверждают, что в преобладающем большинстве случаев причиной нарушений чтения и письма у учеников начальной школы является несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Как проявляется нарушение данных процессов? Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т.е. последовательность звуков, его составляющих. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Он не понимает смысла задания, уходит от ответа, переключаясь на другую тему. Дети с проблемами в речевом развитии, особенно те, у которых нарушено произношение звуков, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Выраженность нарушений данных процессов может быть различна: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Очень советую родителям перед началом школьного обучения проверить, как ориентируется ребенок в звуковом составе слова: может ли определить последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком), составит ли слово из ряда звуков. Если ребенок встречает трудности при выполнении данных заданий не нужно тянуть время, необходимо начинать работу по развитию столь важного для овладения навыкам чтения и письма процесса фонематического анализа и синтеза. Благо, что  дети  прекрасно им овладевают при условии регулярных занятий.

Важно помнить, что для полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи, которые четко воспринимаются и правильно произносятся. К ним можно отнести гласные и легко произносимые согласные ( М, Н, В, Ф, П, Т и др.).Кроме этого, работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна иметь определенную последовательность (с учетом формирования указанных форм в онтогенезе).

Начинаем работу с умения выделять звук на фоне слова. Можно предложить ребенку поиграть в игру

«Поймай звук»

Задание:- Хлопни в ладоши (топни ногой),  когда услышишь звук (вариант звука предлагает взрослый).

Можно проводить игру с карточками, на которых изображены плюс и минус.

Если в слове есть заданный взрослым звук, ребенок поднимает карточку со знаком плюс, если нет, то карточку со знаком минус.

«Ворота»

Взрослый предлагает ребенку изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединив мизинцы рук. Далее объясняет, что через ворота будем «пропускать» слова с заданным звуком. Ребенок размыкает ладони, если услышит слово с нужным звуком и захлопывает «ворота» в обратном случае. По окончании игры можно предложить вспомнить слова, которые он пропустил через ворота.

 «Внимательные ушки»

Взрослый просит ребенка слушать внимательно и поднять руку, если он услышит слово с заданным звуком.    

На следующем этапе формируем у ребенка умение выделять первый звук в слове (гласные, затем согласные). Сначала предлагаем слова с первым гласным в ударной позиции, затем в безударной.

 Задание: - Назови первый звук в слове (можно при этом перекидывать мяч).

Знаю, что часто у родителей возникают трудности в подборе речевого материала. Предупреждая эту проблему, предлагаю воспользоваться материалом, приведенном ниже:

[У]

Утка, утро, улица, уж, удочка, уксус, умный, устрица, умный, ухо, улетел, утюг, уголок, удав, узор, укроп, умывальник, упал, урожай.

[А]

Аист, август, астра, адрес, армия, Африка, аквариум, автомат, аптека, афиша, антилопа, альбом, ангина, акула.

[И]

Ива, иволга, искры, иней, иглы, ирис, иней, икра, индюк, изюм, избушка, индюшка, иголка.

[О]

Обувь, остров, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, обруч, ослик, овощи.

 

Далее  взрослый произносит слова без акцента на первом звуке. Ребенок повторяя каждое слово, выделяет голосом первый звук:

Аист, утка, иголка, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искры, играть, абрикосы, авокадо, умывальник, указка, остров, очередь, апрель.

«Подбери слова»

Взрослый предлагает подобрать слова на гласные [а], [о], [у],[и], затем согласные звуки.    

Можно предложить подобрать названия животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т.д.

         После того, как ребенок научился без труда вычленять первый звук в слове можно приступить к работе по выделению звука из конца слова.

Задание: - Скажи громче последний звук в слове.

 Речевой материал: коньки, колесо, окно, пальто, кенгуру, оса, очки, лицо, ива, береза, везу, несу, плыву, вижу, метро, ведро, стекло, камни, улитки, клетки, кубики, книги, конфеты, фонтаны, лимоны, львы.

«Поймай последний звук в ладошку»

Медленно произнести слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку.

Взрослый уточняет:- Какой звук ты поймал в ладошку?

«Больное горло»

Произнести шепотом все слово, последний звук произнести громко.

После успешно проведенной работы, обучаем умению вычленять первый и последний звуки в слове. Чтобы заинтересовать ребенка, предложите ему поиграть в игру с мячом

                                 «Назови первый и последний звук в слове»

Речевой материал: окуни, осы, указка, акулы, удавы, утюги, избушка, иголка, улитка, улица, ученица, игры, ангина, афиша, опера, окна, указка, ослики, обручи, овощи, аптеки, индейцы, астры, искры, инструменты.

«Цепочка слов»

Взрослый называет слово,  ребенок должен подобрать другое слово, конечный звук которого служит началом последующего.

Умение выделять гласные из середины односложных слов (типа МАК, ГНОМ) и определять две гласные в слове  (типа БАТОН, СУМКА) вырабатываем после того, как ребенок научился без труда выделять согласные звуки из начала слова.  

На этапе определения места звука в слове (начало, середина, конец) рекомендуется применять логопедическое пособие « звуковая дорожка». Это полоска плотной бумаги, разделенная линиями на три части, обозначающие части слова. Начало слова - это только первый звук, конец - последний, все остальные звуки находятся в середине слова. Для обозначения звуков используем фишки: кружки или квадраты из картона, пробки для пластиковых бутылок трех цветов. Гласные звуки обозначаем красным цветом, твердые согласные - синим, и мягкие согласные - зеленым цветом. Можно использовать веревочку с тремя узлами, завязанными в ее начале, середине и конце. Взрослый называет слово и просит ребенка определить позицию заданного звука. Ребенок должен положить фишку нужного цвета на часть веревки (полоски), соответствующей месту звука в слове.

Игра-соревнование « Кто больше?»

Взрослый предлагает ребенку называть слова с заданным звуком в определенной позиции. Н-р :- « Давай называть слова, в которых звук [м] слышится в середине.» Проигрывает тот, на ком остановится игра.

«Подбери слова»

Ребенок должен назвать слова с заданным звуком в нужной позиции. На каждое правильно подобранное слово можно давать фишку (пуговицу). В конце игры ребенок пересчитывает фишки и узнает, сколько верных  ответов он дал.

«Отгадай загадку»

Можно  предложить ребенку отгадывать загадки, а в словах отгадках определять место заданного звука.

Самой сложной формой является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Исходя из этого, проводить данную работу необходимо с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему слова, фишки. Родители должны знать одну немаловажную деталь: называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слова. Привычные взрослым ЭМ, ТЭ, ША –это названия букв в алфавите, а не звуков.

Ребенку предъявляется картинка (н-р ДОМ) и графическая схема, состоящая из клеточек   равному числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове, ребенок заполняет фишками нужного цвета схему. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ребенок понимает, что он выполнил действие неправильно.

Ребенок, разбирая слово на слух, может выкладывать схему разбора фишками  нужного цвета, рисовать кружочками или черточками. Это действие представляет собой моделирование последовательности звуков в слове.      

Если Ваш ребенок затрудняется даже в простых формах фонематического анализа, то формировать функцию звукового анализа и синтеза рекомендуется на материале ряда гласных (АУ, УА), затем ряда-слога( УМ, НА). Когда ребенок научится без труда слышать и называть первый и последующий звуки, постепенно усложняются и формы фонематического анализа и трудность используемых слов. Последовательность предъявления речевого материала такова:

  • Односложные слова без стечения согласных (УМ, УС, РАК, НОС, МАК, ЛУК)
  • Слова из двух открытых слогов (МУКА, ЛУНА, САДЫ, РЫБА, РУКА)
  • Двусложные со стечением согласных (ЛАМПА, МАРКА, КАРМАН, КАСКА)
  • Слова из одного слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК,МОСТ, КУСТ)
  • Слова из одного слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ, КРОТ, КРАН)
  • Двусложные слова со стечением согласных в середине (СУМКА,ПУШКА,КОШКА)
  • Двусложные слова со стечением в начале и середине слова (КРЫШКА, БРОШКА)
  • Трехсложные слова с открытым и закрытым слогом (КАНАВА, ЗАБОРЫ, РОМАШКА)  

 

 Можно предложить следующие варианты игр:

«Звуки на ладошке»

Согнуть (разогнуть) столько пальцев, сколько звуков в слове; надеть на пальцы столько колпачков, сколько звуков в слове.

«Художник»

Нарисуй столько предметов (мячей, шаров), сколько звуков ты услышал в слове.

«Зашифруй слово»

Взрослый называет слово, а ребенок  выкладывает из фишек или рисует его звуковую схему (карандашами трех цветов). Затем, опираясь на схему слов, ребенок припоминает зашифрованные слова.

«Счетовод»

Ребенок откладывает на счетах столько косточек, сколько услышал в слове звуков (можно использовать пуговицы).

Далее формирование фонематического анализа и синтеза переводится в речевой план, без опоры на материализацию действия. Слово называется, определяется первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество, место звуков по отношению друг к другу.

Когда ребенок научится без труда выполнять предложенные взрослым задания, формирование действия фонематического анализа и синтеза переводится в умственный план. Это значит, что ребенок должен определить количество и последовательность звуков в слове не называя его, и непосредственно на слух не воспринимая. В отличии от начальных этапов работы, когда ребенок неоднократно произносит целое слово и звуки, его составляющие.    

 Можно предложить следующие игры и задания:

«Молчанка»

Отбери картинки, в названии которых 3, 4, 5,6 звуков (картинки не называются).

«Звуковой кубик»

На гранях кубика написать цифры от 3 до 8. Ребенок бросает кубик и в соответствии с выпавшей цифрой (количеством точек), подбирает нужное слово.

« Парочки»

К данной картинке или предмету подобрать другую картинку с таким же количеством звуков.

«Цифры и звуки»

Покажи цифру, которая соответствует количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

«Разложи картинки»

Разложи картинки в две или три стопки в зависимости от количества звуков.

«Засекреченные слова»

К звуковой схеме ребенок должен подобрать слова или картинки с заданным количеством звуков (картинки не называются).

«Подбери шифр»

К названию картинки нужно подобрать соответствующую схему слова (из ряда других, предложенных взрослым).

Овладение навыками фонематического анализа и синтеза имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также умения произносить слова сложной слоговой структуры. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу является необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Хочется надеяться, что предложенные игры и задания помогут родителям будущих школьников преодолеть проблему несформированности фонематического анализа и предупредить одну из причин, приводящих к школьной дезадаптации.

Литература:

  1. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.- М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2005
  2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.- С.-Петербург, Союз, 2001 г
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М., 2001 г.
  4. Интернет- ресурсы.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Готовим детей к школе".

Памятка содержит материал о том, что должен знать ребёнок, поступающий в 1 класс....

Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет

Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...

Готовим детей к школе. Что это значит?

Материал поможет родителям разобраться, что такое готовность ребенка к школе, какое отношение к школьному обучение имеет игровая деятельность, как правильно подготовить ребенка к овладению письменной ...

Готовимся к ЕГЭ правильно!

Правильная подготовка к ЕГЭ, это 80% успешной сдачи экзамена!...

Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"

Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"...