Конкурс "Методическая копилка" Окружного Фестиваля "Открытая книга - 2014"
презентация к уроку на тему
Давыдова Н.И. Дидактическое пособие "Чудо - домик" на конкурсе дидактических пособий "Методическая копилка" в рамках Фестиваля "Открытая книга - 2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-domik.pptx | 2.46 МБ |
festival_otkrytaya_kniga_davydova.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Фестиваль «Открытая книга-2014»
Конкурс дидактических пособий
«Методическая копилка»
Дидактическое пособие
«Чудо – домик»
Автор: учитель-дефектолог
Давыдова Наталья Игоревна
ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток»
Педагогический стаж – 23 года
Стаж работы учителем-дефектологом – 10 лет
Квалификационная категория – высшая
Описание дидактического пособия
Дидактическое пособие «Чудо-домик» представляет собой текстильное объёмное изделие на жёстком каркасе, размером 45х45х60 см.
На крыше домика находятся 19 съёмных текстильных геометрических фигур, различных по цвету и величине. Фигуры прикреплены на разные виды застежек: пуговицы, кнопки, «липучку». Также на крыше расположена с двух сторон застежка «молния», расстегнув которую можно увидеть цветы и насекомых в виде аппликации. Каждая сторона домика оформлена по-своему. Окна трёх сторон имеют разное оформление: на шнуровке и на кнопках (больших и маленьких). На стенах можно увидеть шнуры с бусинами, резинку с крючком, тесьму. На четвертой стороне расположена дверь, закрывающаяся на застёжку «молния». Стены домика оформлены аппликацией, в том числе с 9-ю съёмными текстильными деталями в виде цветов с петельками.
Актуальность создания пособия обусловлена необходимостью использования наглядного материала для детей с низким уровнем усвоения знаний по изучению цвета, формы, величины и проблемами развития мелких мышц кистей рук и координации движений.
Цель: расширение сенсомоторного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- активизировать познавательные процессы детей, побуждать интерес к своей работе, мотивировать деятельность;
- формировать умения различения цвета, формы, величины;
- способствовать развитию мелкой моторики руки, в том числе улучшению скоординированных действий правой и левой рук;
- развивать наглядно-образную форму мышления;
- способствовать умению концентрироваться и распределять внимание;
- развивать зрительную, тактильную и вербальную (речевую) память;
- развивать пространственную ориентацию;
- формировать начальные математические представления;
- совершенствовать навыки самообслуживания;
- формировать навык следования инструкции.
Методика использования в профессиональной деятельности
«Чудо-домик» - это целый игровой комплекс, направленный на развитие ребёнка, расширение сенсомоторного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста с особыми нуждами.
Данное пособие призвано заинтересовать ребенка, сделать его деятельность мотивированной и успешной.
Пособие можно использовать для диагностики, изучения материала, его закрепления и предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы.
Каждая деталь имеет свое функциональное значение. В связи с этим продумано место каждой пуговицы, кнопки, «липучки», застежки «молнии». Пуговицы соответствуют цвету, размеру и форме фигуры. Кнопки различаются по величине. Пособие предоставляет возможность обучению детей завязыванию узелков и бантиков.
На занятиях там, где речевая инструкция малоэффективна, дети работают по показу. А в более тяжелых случаях выполняют задания совместно с педагогом.
Пособие на занятиях выставляется на небольшой столик посередине кабинета, так чтобы дети могли подойти к нему со всех сторон. Обычно занятие с применением «Чудо-домика» имеет сюжетную основу. Задания детям предлагает сказочный герой – хозяин этого домика (используется мягкая игрушка или игрушка-бибабо). Он загадывает детям загадки, учит их бытовым навыкам (расстегивать и застегивать пуговицы, пользоваться застёжкой «молния», кнопками, крючком), предлагает найти ту или иную фигуру, сравнить их величину, цвет или форму, отложить определенное количество бусин. У сказочного героя много игр и все очень интересные и увлекательные.
С помощью «Чудо-домика» удается раскрепостить скованных, тревожных, неуверенных в себе детей, активизировать их познавательные процессы, мотивировать интерес к работе.
Домик вдохновляет родителей наших детей на создание текстильных развивающих игрушек.
Педагоги нашего Центра (логопеды и дефектологи) используют пособие на своих занятиях.
Многофункциональность пособия помогает педагогу использовать различные варианты игровых заданий и варьировать их в течение занятия.
Варианты развивающих игр
«Будь внимательным»
Цель: развитие зрительного внимания ребенка.
Педагог предлагает детям найти и показать фигуры и изображения (например: самый большой и самый маленький круг, большой синий квадрат, маленький красный треугольник, изображение кошечки, собаки и т.д.) Для интересного поиска в задании должны быть задействованы все стороны домика. Дети, по инструкции педагога, находят и показывают различные геометрические фигуры, элементы аппликации.
«Собери фигуры»
Цель: закрепление знаний детей о фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); умение правильно их называть; развитие координации и скоординированных действий правой и левой руки.
Ребенок, по инструкции педагога, находит и снимает геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники. Называет их.
Три последующих задания направлены на классификацию фигур по одному-двум-трём признакам (по цвету, форме, величине), что способствуют формированию наглядно-образного мышления. Эти задания можно выполнять поэтапно, в зависимости от уровня развития ребенка.
На первом этапе педагог определяет, по какому признаку должны быть распределены фигуры: «Разложи фигуры по цвету (форме, величине)».
На втором этапе педагог показывает ребенку образец действий, начав классификацию по одному из признаков, не называя его. Инструкция педагога: «Продолжи раскладывать фигуры».
И на третьем этапе ребенок раскладывает фигуры, самостоятельно выбирая признак, выполняя инструкцию педагога: «Разложи фигуры по группам. По какому признаку ты разложил фигуры?»
«Разложи по цвету»
Цель: закрепление знаний детей об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), умение их различать и правильно называть.
1-й вариант
Ребенок раскладывает фигуры на цветные картонки (красную, желтую, синюю, зеленую), соотнося по цвету.
2-й вариант
Задание аналогичное, но выполняется без цветного картона.
Ребенок, по инструкции педагога, распределяет фигуры на четыре группы, ориентируясь на основные цвета.
«Разложи по форме»
Цель: соотнесение фигур по форме.
Ребенок, по инструкции педагога, распределяет фигуры на четыре группы, ориентируясь на форму геометрических фигур.
«Разложи по величине»
Цель: соотнесение фигур по величине.
Педагог выставляет две корзиночки разной величины. В одну кладет фигуру большого размера, в другую – маленького. Действия подкрепляются инструкцией: «В большую корзинку мы соберем большие фигуры, а в маленькую положим маленькие фигуры».
«Найди на ощупь»
Цель: развитие тактильного восприятия.
Данное задание предполагает дополнительное оборудование: коробку с прорезями по бокам или мешочек.
Педагог предлагает детям найти на ощупь в тактильной коробке все круги, затем треугольники, квадраты.
«Что пропало»
Цель: развитие зрительной памяти.
Перед ребенком выкладывают несколько фигур. Просят закрыть глаза, после чего прячут одну фигуру. Когда ребенок открывает глаза, спрашивают: «Что пропало?».
«Четвертый лишний»
Цель: развитие наглядно-образной формы мышления.
Педагог раскладывает четыре фигуры, так что одна фигура лишняя по определенному признаку. Например: круг, треугольник, круг, круг. Ребенок находит фигуру и объясняет свой выбор.
«Верх, низ, середина»
Цель: развитие пространственной ориентировки; изучение понятий «сверху», «снизу», «посередине» и введение их в речь, выполнение действий по словесной инструкции педагога.
Педагог кладет посередине листа круг. Инструкция для ребенка: «Положи сверху круга квадрат, а снизу – треугольник. Посередине листа расположен круг. Назови, где лежит квадрат, треугольник, круг».
«Право-лево»
Цель: развитие пространственной ориентировки; закрепление понятий «справа-слева», введение их в речь.
Педагог предлагает ребенку справа от круга положить квадрат, а слева – треугольник. Ответить на вопрос: «Где лежит квадрат, треугольник» и т.д.
«Верх, низ, право, лево»
Цель: развитие пространственной ориентировки; закрепление понятий «справа-слева», «верх-низ», введение их в речь.
Данное задание объединяет два предыдущих.
«Спрячь фигуру»
Цель: развитие пространственной ориентировки; закрепление понимания предлогов «над», «под», «между»; выполнение сложных инструкций.
Ребенок выполняет следующие инструкции: «Спрячь желтый круг под красным квадратом, положи фигуры так, чтобы красный квадрат был над желтым квадратом, а синий треугольник под ним, между квадратом и кругом положи прямоугольник» и т.д.
«Найди, посчитай, отложи»
Цель: развитие начальных математических представлений, развитие зрительного внимания.
Педагог предлагает ребенку отложить столько бусин, сколько кругов (квадратов, треугольников, прямоугольников) он найдет на крыше домика; цветов, растущих у окошка; бабочек и жуков, спрятавшихся под «молнией» и т.д.
«Завяжи бантик, узелок»
Цель: обучение детей завязыванию узелка и бантика
Пособие предоставляет возможность обучению детей завязыванию узелков и бантиков на тесьме. Для этого с двух сторон от окна вшита тесьма. С одной стороны показывает педагог, с другой – выполняет ребенок.
Ребенок выполняет действия по показу или совместно с педагогом.
«Утро-вечер»
Цель: закрепление временных представлений; тренировка согласованных действий правой и левой рук.
Педагог рассказывает: «Под окошком домика растут красивые цветы.
Утром, с появлением солнца, они распускаются, а вечером, когда солнышко заходит, закрываются. Сейчас все цветы распустились. Но вот настал вечер. Цветы закрыли свои лепестки. (Педагог снимает с пуговицы цветочек, тем самым показывая действия ребенку). Утро и вечер – это части суток. А какие части суток ты еще знаешь?.. Что приходит за вечером?.. Что наступает после ночи?.. Вот опять наступило утро. Наши цветочки просыпаются и распускаются». Дети пристегивают цветы к пуговицам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Книги юбиляры на 2014 год (в помощь педагогам -организаторам, зав.по учеб-воспит.работе)
Весьма полезная информация для коллег!!!...
Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015
Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015...
Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура) Презентация к классному часу Тема презентации: «Первая точно датированная книга «Апостол» и ее создатели».
Презентация : «Первая на Руси точно датированная книга «Апостол» и ее создатели». предназначена для внеклассного мероприятия . Рассчитана для учащихся 7-8 классов. Цель работы: привлечь внимание ...
Методическая разработка "Книги-юбиляры 2014 года, посвященные героям Великой Отечественной войны"
Книги-юбиляры 2014 года, посвященные героям Великой Отечественной войны. Список сниг с аннотациями....
Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года среди 5-7 классов.
Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года среди 5-7 кл...
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 10 классе по книге «Science Fiction Stories», Isaac Asimov, «Айрис Пресс», 2014 г., по теме «Robots of Future»
Предлагаемая разработка урока построена на материале дополнительного домашнего чтения и является последовательным звеном в рамках ключевой темы 3 главы "Civilization and Progress" учеб...
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...