Методы, формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью в условиях малокомплектного класса.
методическая разработка на тему
Работаю в условиях макомплектного класса уже несколько лет. Недавно появились в классе неговорящие детки, на которых составлен СИПР. Ранее такие ребята обучались индивидуально. Описываю приёмы работы в таком классе. На занятии показан обобщённый материал, который был проработан на нескольких предыдущих занятиях. Жду вопросов и комментариев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2018_2-4_u_russkiy_yazyk.docx | 347.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Методы, формы и приёмы обучения глобальному чтению детей с УУО
Развитие фонетико-фонематических процессов, , профилактика аграмматической дисграфии
Характеристика класса
Класс 2-4 «У» для детей с ОВЗ создан по типу малокоплектного. В классе обучается 5 учащихся, на уроке присутствовало 4 ребёнка. Из них трое детей – инвалидов.
2кл. – Егор, учащийся занимается по СИПР. В 1 классе освоил часть алфавита, ребёнок не может долго сидеть за партой ему требуется постоянное движение. Поэтому для него была выбрана такая форма работы работа у доски с частичной записью заданий в тетради. У Егора нарушена координация движений. Письменные буквы вызывают затруднения при письме, упрощены по алфавиту Аксёновой. Частая смена деятельности на уроке: шнуровка, шриховка, обведение по трафарету. В силу особенностей Егор почти не говорит. Отрабатываю на своих уроках повторение слов с постепенным усложнением.
3кл. – 3 ребёнка, 1 – с лёгкой умственной отсталостью (ЛУО), 2 – с умеренной умственной отсталостью (УУО), имеют инвалидность, но могут осваивать программу для детей с ЛУО, даны рекомендации от ПМПК.
4 кл. – Антон, ЛУО, заикание. Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником. У Антона заикание появилось во втором классе, когда ребёнок находился в общеобразовательном классе на программе для детей с ЗПР, в это время умирает младший брат. Мальчик с трудом входит в контакт, чаще замкнут, играет один. Программу усваивает полностью, требуется огромная помощь логопеда.
2кл. - Егор | 3 кл. Света, Костя, Ульяна | 4кл. Антон |
Цель: обучение глобальному чтению Задачи:
| Цель: учить различать на слух и на письме звонкие и глухие согласные. Задачи:
| Цели: учить согласованию слов-предметов и слов-признаков. Задачи:
|
Оборудование: сказочный персонаж Буратино, алфавит, волшебный мешочек с игрушками по теме «Домашние животные», сундучок с карточками «Буквы и цифры на магнитной основе», картинки по теме «Времена года», два домика из картона с красной и синей крышей, картинки домашних животных по теме, карточки, схемы, УМК: А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 3 и 4 кл, Рабочие тетради А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская: «Читай, думай, пиши», игра «Подходит – не подходит» (подборка антонимов).
Ход учебного занятия:
№ | Этапы занятия | Время | Форма работы | ||||
Класс | 2кл. - Егор | 3 кл. Света, Костя, Ульяна | 4кл. Антон |
| |||
Тема: | Домашние животные. Составление, чтение, письмо слов из пройденных букв. | Закрепление правописания звонких и глухих согласных в конце слова. | Согласование слов-признаков со словами предметами. | ||||
1. | Психологический настрой на деятельность, знакомство со сказочным персонажем. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, а как сверкают ваши любопытные глазки! Что-то интересное мы будем сегодня выполнять. Для начала послушайте сказку и отгадайте героя. Папа Карло подарил азбуку Ратибуно. Тибурано очень хотел выучить буквы, научиться писать и читать. А ещё Нобурати любил приключения, умел дружить и помогать в беде друзьям, что тоже очень важно. О ком идёт речь? Правильно, это Буратино. Давайте поможем нашему герою выполнить задания. ( Появляется кукла Буратино и садится на место, где видна всем ребятам.) | 2 мин. | Фронтальный | ||||
2. | Посмотрите внимательно на картинки (Времена года). Подумайте, какая картинка здесь лишняя? Какое время года изображено на ней? | 1мин | |||||
Егор, какое время года сейчас? Громко повтори. - Зима. | Какой месяц наступил? - Февраль. | Антон, какой он в году? - Второй. | Беседа по вопросам. | ||||
А как зимой мёрзнут ручки на морозе. Давайте погреем. Разомнём наши пальчики. Ёж, барсук, медведь, енот спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису ты найдёшь зимой в лесу. | 2 мин. | Фронтальный | |||||
3. | Молодцы! Садитесь. Открываем тетради, записываем число. | 1 мин | |||||
Егор, повтори за мной: - Д-ва. Запиши цифру в тетрадь, где стоит точка. Выходи к доске, Егор, перед тобой сундучок с карточками с буквами и цифрами. Выбери из них только те, где напечатаны буквы. | Посмотрите на доску. Какое сегодня число? Прочитаем. - Второе февраля. Записывают дату. - Выпишите по алфавиту первые шесть согласных. Света, какие буквы будете выписывать? – б, в, г, д, ж,з. Костя, какие это буквы? Антон, давай пропоём первую строчку из алфавита. Вдох и на выдохе поём: «Аа-бэ-вэ-гэ-дэ –еэ –ёо- жэ-зэ…» | 3 мин | Индивидуальная работа. Работа в парах. | ||||
4. | Егор разбирает карточки. - Молодец, Егор. Мы сегодня будем говорить с тобой о животных, которые живут в доме и около дома человека. Теперь давай распределим карточки с буквами по домикам. | - Вспомните и запишите каждой букве парную глухую согласную. На уроке мы закрепим правописание парных согласных по звонкости – глухости. - Давайте поиграем в игру, где нужно первый звук заменить на парный согласный. Шар – жар Шесть – жесть Трава – дрова Дочка – точка Жалость - шалость | Антон, на какие вопросы отвечают слова – признаки? - Какой? Какая? Какое? Какие? - С тобой, Антон, будем согласовывать слова –признаки со словами предметами. | 3 мин | Индивидуальная работа. | ||
- Чтобы всё у нас получилось, давай проговорим чистоговорки и настроимся на задание. До-до-до – это дом. Ба-ба-ба – вот труба. Ко-ко-ко – тут окно. - Давай заселим наши домики буквами. -Егор, гласные буквы в каком домике живут? - В красном. - Согласные буквы живут в каком? - В синем. - Распредели буквы по домикам. | - На какие вопросы отвечают слова –предметы, слова – действия? - Посмотрите, нам пришло письмо. Что же там? Выходите к доске. - Распределите карточки со словами на три столбика. Слова- предметы, слова – действия, слова- признаки. Снег выпал пушистый Сугроб намело большой Мороз ударил сильный Медведь спит бурый Ребята вышли весёлые - Давайте составим предложения из полученных слов. Может некоторые вы дополните словами по смыслу. (Мелом соединяют слова по смыслу, отвечают по очереди) Как правильно построить предложения? - Выпал пушистый снег. Намело большой сугроб. Ударил сильный мороз. Бурый медведь спит в берлоге. Весёлые ребята вышли на каток. - Антон, запиши последнее предложение, подчеркни слова соответствующими линиями. | 5 мин | Работа в группе. | ||||
5. | Егор, давай составлять слова из этих букв. Животные, которые живут в доме и около дома – это домашние животные. В слове «дом» произнесём первый звук – «Д», тянем слово «д-о-о-м». Составь слово из букв. Выполни шнуровку буквы «О». -какой шнурок ты выберешь для этой буквы? - Красный. - Послушай загадку. Очень холодно зимой. Кто же просится домой? Он мяукал у дверей, Открывай-ка дверь скорей! - Кот. - Правильно, это кот. Назовём первый звук в слове. Составляй слово. Посмотри, у Буратино есть волшебный мешок, может в нём есть кот? Учащийся находит кота и идёт на место записывать слово в тетрадь. | - Повторите слова первого столбика. Какое слово здесь лишнее, не подходит по правилу, которое мы изучили? - Ребята. - Почему? Когда согласная в опасном положении? Где стоит парная согласная? Как называется процесс замена звонкого согласного на глухой звук? - Оглушение. - А как проверить, чтобы не ошибиться. - Надо изменить один – много. - Запишите слова в тетрадь с проверкой. Снег – снега Сугроб – сугробы Мороз – морозы Медведь - медведи | - Антон, для тебя карточка. Соотнеси сказочных героев и черты характера. Подбери правильно вопрос к словам-признакам. Буратино (____?) злой. Лиса (_____?) весёлый. Волк (_____?) хитрая. Колобок (____?) трусливый. Медведь (___?)добродушный. Заяц (_____?) хвастливый. - Выдели окончания в словах- признаках. | 5 мин | Индивидуальная работа. | ||
6. | Физминутка «Буратино» - Давайте поиграем. Буратино потянулся, Руки в стороны развёл: ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать. Влево, вправо посмотреть и за парту тихо сесть. | 3 мин | фронтальный | ||||
7. | - Егор, послушай загадку. Четыре копыта, Пёстрые бока, Похож на корову, Спереди вилы, сзади метла. - Бык. - Назовём первый звук, составь слово «бык». В трафарете найди фигуру быка, обведи её в тетради. - Попробуй заштриховать косыми линиями фигуру быка. | - Выполните задания в рабочей тетради стр.45, №4. - Используя правило проверки согласных, надо вставить пропущенные буквы на цветке. Укро… - сугро… (б/п) Матро.- моро.- арбу. (з/с) Бин..- заво..- горо.. (д/т) - На стр.46, №6 в РТ как вы думаете, что нужно сделать? - Найти в строчке слова. - Поищите, запишите ниже на строке. Костя, если трудно, спроси помощи у Светы. | - Антон, открой учебник на стр.132, упр.34. Прочитай задание, что нужно сделать. Прежде чем сказать делаем вдох и на выдохе говорим, не торопимся. - Подобрать к каждому слову слова –признаки. - Яблоко (какое?) ? Ищем среди ряда слов и записываем по образцу. - круглое, румяное, сладкое. - Выделяй окончания у вопроса и слов-признаков. Лес (какой?)... Сахар (какой?)… Шубка (какая?)… Волк (какой?)… | 8мин | Индивидуальная работа | ||
8. | - Егор, для тебя новая загадка. Послушай. - Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок (повторяет за учителем, упр.»Лошадка») У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок… - Конь. - Назови первый звук в слове, составляем слово. Давай посмотрим в мешочке у Буратино есть конь? - А вот ещё загадка: На лугу пасётся, травку щиплет ловко. Её зовут дереза, есть борода, рога, даёт молока. А зовут её… - Коза. | - Мы писали и устали. Мы немного отдохнём, поиграем в игру «Скажи наоборот»- Подберите слово-пару с противоположным смыслом. Выдаются карточки со словами: 3 кл. 4 кл. Жара – мокрый - Отдых – скучная - Старт – мягкий - Сила – весёлый - Правда – тяжелая - Чистота – высокий - Учащиеся ищут пару из предложенных карточек: 3 кл: холод, труд, финиш, слабость, ложь, грязь. 4 кл: сухой, интересная, твёрдый, грустный, лёгкая, низкий. | 5 мин | Индивидуальная, работа с группой. | |||
9. | - Посмотри, Егор, среди букв спрятались карточки со слогами «ка», «со», «ба». Загадка. Спит под крылечком, Хвостик колечком, Громко лает, Хозяина встречает. - Собака. - Давай ещё раз по слогам назовём это слово. Переставь слоги, чтобы получилось правильное слово. Найди собаку в мешочке. Запиши слово в тетрадь. | - Ребята, Буратино написал письмо. Ему нужна помощь. Допишите недостающие буквы и окончания в письме. Прекрасная Мальвина! Горо…здесь замечательн€. Погода стоит то сне… метёт, то дож… пойдёт. На улице холо…., моро… Во дворе больш€ сугро…, там я потерял нов€ сапо… Пьеро меня кормил. На завтрак – вкусн€ морко…, на обе… - спел€ арбу… Жду тебя в гости. Твой дру… Буратино. | 5 мин | Работа в группе. | |||
10. | Егор, назови животных, которые стоят на твоей парте. - Кот, бык, коза, конь, собака. - Они живут у дома человека – их называют домашние животные. - Перед тобой кроссворд «домашние животные», дома напечатай слова которые мы сегодня составляли. Раскрась животных. | - Запишите домашнее задание в дневник. 3 кл - РТ, стр.46, №7, чистописание по строке; 4 кл. – стр.137, упр.44. - Прочитайте, что надо сделать дома. - Какие задания вам понравились на уроке? Что интересного из заданий вы запомнили? - В какие игры хотели бы ещё поиграть? - Все молодцы! Спасибо за работу. | 2 мин | Индивидуальная работа |
Cамоанализ коррекционно-развивающего занятия в 2 – 4 «У» классе
На данном уроке работали учащиеся 2, 3 и 4 классов. В этом классе обучаются дети с разными учебными возможностями.
Во 2 классе проходила тема: «Домашние животные. Составление, чтение, письмо слов из пройденных букв», осуществлялись методы, формы и приёмы обучения глобальному чтению детей с умеренной умственной отсталостью.
В 3 классе обобщались знания по теме: «Закрепление правописания звонких и глухих согласных в конце слова», на котором дети через разные игровые формы работы повторяли, закрепляли правописание согласных в конце слова.
В 4 классе работали по теме: «Согласование слов-признаков со словами предметами», в связи с заиканием у ребёнка отрабатывались способ подачи согласованного высказывания в автоматизированной речи на уровне словосочетания и предложения.
Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учёбной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Форма занятия: обобщающий урок в игровой форме, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в начальной школе, где каждый сюжетный этап формирует определенный познавательный процесс. Урок находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим занятиями, т.к. они объединены одной общей целью устранения недостатков устной и письменной речи и целенаправленно ориентированы на коррекцию психических процессов.
На занятии решались следующие задачи:
- Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; продолжать работать над усвоением учащимися действовать по алгоритму, развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Обогащение чувственного познавательного опыта, говорить, действовать по подражанию, умения исключать лишнее.
- Воспитывать мотивацию к учению..
- Обогащение словарного запаса по темам
Учебный материал соответствует задачам занятия. В соответствии с типом занятия была предусмотрена следующая структура:
Организационный момент. Психологический настрой. Планируя урок, я старалась подобрать такой материал, который давал бы возможность разобраться с орфограммами, способствовал развитию мышления, воспитывал самостоятельность. Считаю, что каждое подобранное упражнение несёт коррекционную направленность.
На начало урока я взяла коррекционное упражнение на внимание, мышление и развитие мелкой моторики рук. Этот этап урока помог учащимся включиться в работу. Настроил на вдумчивый подход к каждому виду упражнений. Включение в урок сказочного героя настроил ребят на увлекательные задания, где потребуется взаимовыручка.
Вступительная часть урока нацелила ребят на работу в команде, динамичный темп занятия и желание познакомиться с новыми испытаниями от Буратино.
Основная часть. Я постаралась рассматривать материал так, чтобы ребята постоянно думали, рассуждали, делали, хотя бы небольшие, но выводы. А началась с общей стимуляции умственной деятельности ребят, что способствует здоровьесбережению. Были проведены: гимнастика для мелких мышц пальцев, оздоровительные упражнения на физминутке.
Упражнения по коррекции и развитию внимания. Проведены игры для развития и коррекции как слухового, так и зрительного внимания.
Упражнения по коррекции и развитию мышления. Для коррегирования мыслительных процессов использовались постепенные приёмы усложнения заданий. Как известно, смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка на занятиии. Успешно выполненные задания помогают ребятам держаться увереннее.
Упражнения по коррекции и развитию памяти. Выбирать нужные буквы в домиках, составлять слова из них, находить и соотносить животных.
Итог. Рефлексия. В конце занятия сказочным персонажем была дана оценка продуктивной деятельности ребят, дети очень любят упражнение «Шифровальщик» и так как оно не просто вызывает мотивацию к выполнению учебных задач, но и развивает гибкость мышления. Конечно же, занятие должно заканчиваться на позитиве, который дети прочувствовали с помощью тактильных ощущений, прочувствовали не только себя, но и друг друга, что важно для ребёнка данного возраста.
Этапы занятия логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Время урока распределено целесообразно. В ходе занятия были активизированы все психические процессы. Как необходимый элемент коррекционного занятия, мною использовались задания на развитие мелкой и общей моторики. Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать каждого ребенка, поддержать их похвалой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
Применение компьютерных технологий осуществлялось через использование различных карточек, схем, писем к уроку.
Думаю, что дети хорошо справились со всеми заданиями. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность можно оценить хорошо. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик»
С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у детей положительного интереса к учебной деятельности. В ходе занятия я почувствовала, что дети слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. Необычность организации занятия повысило их внимание и активность. Урок считаю завершённым, так как в каждом классе провела тренировочное упражнение на закрепление темы, дала домашнее задание, связанное с материалом урока. Считаю, что задуманное осуществила. Задачи выполнила.
Я хочу поблагодарить всех присутствующих на занятии, ваше мнение о проведённом занятии поможет мне и дальше совершенствоваться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Кроссворд «Домашние животные» для Егора.
Приложение 2. Для 3-4 класса на начало урока для групповой работы. Распределение слов по группам и составление предложений из этих слов.
снег |
выпал |
пушистый |
мороз |
ударил |
сильный |
сугроб |
намело |
большой |
медведь |
спит |
бурый |
ребята |
вышли |
весёлые |
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ |
СЛОВА - ДЕЙСТВИЯ |
СЛОВА - ПРИЗНАКИ |
Приложение 3. Для 3 класса.
арбу. | морко.. | пру. |
сне. | дож.. | горо. |
бере. | тетра.. | холо. |
бин. | сапо. | сугро. |
заво. | хорово. | моро. |
Приложение 4. Для 4 класса.
Задание. Соотнеси сказочных героев и черты характера, подбери вопрос.
Буратино (______________?) злой.
Лиса (_______________?) весёлый.
Волк (_______________?) хитрая.
Колобок (______________?) трусливый.
Медведь (______________?) добродушный.
Заяц (______________?) хвастливый.
____________________________________________________________
Какой? |
Какая? |
Какое? |
Какие? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения.В настоящее время современное общество ха...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для работы с детьми с умственной отсталостью 9 класс
Пояснительная записка и тематическое планирование учителей-дефектологов для работы с детьми с умственной отсталостью 9 класс...
Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.
Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...
Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование....
Сборник инсценировок для использования в работе с детьми с умственной отсталостью
В данном сборнике представлены инсценировки, доступные для постановки с детьми с умственной отсталостью....
Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....