Методы, формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью в условиях малокомплектного класса.
методическая разработка на тему

Бобина Надежда Николаевна

Работаю в условиях макомплектного класса уже несколько лет. Недавно появились в классе неговорящие детки, на которых составлен СИПР. Ранее такие ребята обучались индивидуально. Описываю приёмы работы в таком классе. На занятии показан обобщённый материал, который был проработан на нескольких предыдущих занятиях. Жду вопросов и комментариев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2018_2-4_u_russkiy_yazyk.docx347.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Методы, формы и приёмы обучения глобальному чтению детей с УУО

 Развитие фонетико-фонематических процессов, , профилактика аграмматической дисграфии

Характеристика класса

Класс 2-4 «У» для детей с ОВЗ  создан по типу малокоплектного. В классе обучается 5 учащихся, на  уроке присутствовало 4 ребёнка. Из них трое детей – инвалидов.

2кл. – Егор, учащийся занимается по СИПР. В 1 классе освоил часть алфавита, ребёнок не может долго сидеть за партой ему требуется постоянное движение. Поэтому для него была выбрана такая форма работы работа у доски с частичной записью заданий в тетради. У Егора нарушена координация движений. Письменные буквы вызывают затруднения при письме, упрощены по алфавиту Аксёновой. Частая смена деятельности на уроке: шнуровка, шриховка, обведение по трафарету. В силу особенностей Егор почти не говорит. Отрабатываю на своих уроках повторение слов с постепенным усложнением.

3кл. – 3 ребёнка, 1 – с лёгкой умственной отсталостью (ЛУО), 2 – с умеренной умственной отсталостью (УУО), имеют инвалидность, но могут осваивать программу для детей с ЛУО, даны рекомендации от ПМПК.

4 кл. – Антон, ЛУО, заикание. Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником. У Антона заикание появилось во втором классе, когда ребёнок находился в общеобразовательном классе на программе для детей с ЗПР, в это время умирает младший брат. Мальчик с трудом входит в контакт, чаще замкнут, играет один. Программу усваивает полностью, требуется огромная помощь логопеда.


2кл. - Егор

3 кл. Света, Костя, Ульяна

4кл.  Антон

Цель: обучение глобальному чтению

Задачи:

  1. Закрепление полученных знаний о пройденных буквах.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развивать зрительную память и восприятие.
  4. Обогащать словарный запас.

Цель: учить различать на слух и на письме звонкие и глухие согласные.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению знаний о правописании согласных в конце слова.
  2. Учить дифференцировать парные согласные в словах, предложениях.
  3. Развивать логическое мышление, навыки слогового анализа
  4. Обогащать словарь детей.
  5. Развивать зрительную и слуховую память, зрительное восприятие.

Цели: учить согласованию слов-предметов и слов-признаков.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению знаний о согласовании слов в словосочетании, предложении.
  2. Учить соотносить окончания вопросов и слов-признаков.
  3. Обогощать словарный запас.
  4. Формировать навыки правильного дыхания

Оборудование: сказочный персонаж Буратино, алфавит, волшебный мешочек с игрушками по теме «Домашние животные», сундучок с карточками «Буквы и цифры на магнитной основе», картинки по теме «Времена года», два домика из картона с красной и синей крышей, картинки домашних животных по теме, карточки, схемы, УМК: А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 3 и 4 кл, Рабочие тетради А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская: «Читай, думай, пиши», игра «Подходит – не подходит» (подборка антонимов).

Ход учебного занятия:

Этапы занятия

Время

Форма работы

Класс

2кл. - Егор

3 кл. Света, Костя, Ульяна

4кл.  Антон

   

Тема:

Домашние животные. Составление, чтение, письмо слов из пройденных букв.

Закрепление правописания звонких и глухих согласных в конце слова.

Согласование слов-признаков со словами предметами.

1.

Психологический настрой на деятельность, знакомство со сказочным персонажем.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, а как сверкают ваши любопытные глазки! Что-то интересное мы будем сегодня выполнять. Для начала послушайте сказку и отгадайте героя.

Папа Карло подарил азбуку Ратибуно. Тибурано очень хотел выучить буквы, научиться писать и читать. А ещё Нобурати любил приключения, умел дружить и помогать в беде друзьям, что тоже очень важно. О ком идёт речь? Правильно, это Буратино. Давайте поможем нашему герою выполнить задания. ( Появляется кукла Буратино и садится на место, где видна всем ребятам.)

2 мин.

Фронтальный

2.

Посмотрите внимательно на картинки (Времена года). Подумайте, какая картинка здесь лишняя? Какое время года изображено на ней?

1мин

Егор, какое время года сейчас? Громко повтори.

- Зима.

Какой месяц наступил?

- Февраль.

Антон, какой он в году?

- Второй.

Беседа по вопросам.

А как зимой мёрзнут ручки на морозе. Давайте погреем. Разомнём наши пальчики.

Ёж, барсук, медведь, енот спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису ты найдёшь зимой в лесу.

2 мин.

Фронтальный

3.

Молодцы! Садитесь. Открываем тетради, записываем число.

1 мин

Егор, повтори за мной:

- Д-ва.

Запиши цифру в тетрадь, где стоит точка. Выходи к доске, Егор, перед тобой сундучок с карточками с буквами и цифрами. Выбери из них только те, где напечатаны буквы.

Посмотрите на доску. Какое сегодня число? Прочитаем.

- Второе февраля.

Записывают дату.

- Выпишите по алфавиту первые шесть согласных. Света, какие буквы будете выписывать? – б, в, г, д, ж,з. Костя, какие это буквы? Антон, давай пропоём первую строчку из алфавита. Вдох и на выдохе поём: «Аа-бэ-вэ-гэ-дэ –еэ –ёо- жэ-зэ…»

3 мин

Индивидуальная работа. Работа в парах.

4.

Егор разбирает карточки.

- Молодец, Егор. Мы сегодня будем говорить с тобой о животных, которые живут в доме и около дома человека. Теперь давай распределим карточки с буквами  по домикам.

- Вспомните и запишите каждой букве парную глухую согласную. На уроке мы закрепим правописание парных согласных по звонкости – глухости.

- Давайте поиграем в игру, где нужно первый звук заменить на парный согласный.

Шар – жар

Шесть – жесть

Трава – дрова

Дочка – точка

Жалость - шалость

Антон, на какие вопросы отвечают слова – признаки?

- Какой? Какая? Какое? Какие?

- С тобой, Антон, будем согласовывать слова –признаки со словами предметами.

3 мин

Индивидуальная работа.

- Чтобы всё у нас получилось, давай проговорим чистоговорки и настроимся на задание.

До-до-до – это дом.

Ба-ба-ба – вот труба.

Ко-ко-ко – тут окно.

- Давай заселим наши домики буквами.

-Егор, гласные буквы в каком домике живут?

- В красном.

- Согласные буквы живут в каком?

-  В синем.

- Распредели буквы по домикам.

- На какие вопросы отвечают слова –предметы, слова – действия?

- Посмотрите, нам пришло письмо. Что же там? Выходите к доске.

- Распределите карточки со словами на три столбика. Слова- предметы, слова – действия, слова- признаки.

Снег          выпал             пушистый

Сугроб        намело         большой

Мороз          ударил        сильный

Медведь      спит             бурый

Ребята          вышли         весёлые

- Давайте составим предложения из полученных слов. Может некоторые вы дополните словами по смыслу. (Мелом соединяют слова по смыслу, отвечают по очереди) Как правильно построить предложения?

- Выпал пушистый снег. Намело большой сугроб. Ударил сильный мороз. Бурый медведь спит в берлоге. Весёлые ребята вышли на каток. - Антон, запиши последнее предложение, подчеркни слова соответствующими линиями.

5 мин

Работа в группе.

5.

Егор, давай составлять слова из этих букв. Животные, которые живут в доме и около дома – это домашние животные. В слове «дом» произнесём первый звук – «Д», тянем слово «д-о-о-м». Составь слово из букв. Выполни шнуровку буквы «О».

-какой шнурок ты выберешь для этой буквы?

- Красный.

- Послушай загадку.

Очень холодно зимой.

Кто же просится домой?

Он мяукал у дверей, Открывай-ка дверь скорей!

- Кот.

- Правильно, это кот. Назовём первый звук в слове. Составляй слово. Посмотри, у Буратино есть волшебный мешок, может в нём есть кот? Учащийся находит кота и идёт на место записывать слово в тетрадь.

- Повторите слова первого столбика. Какое слово здесь лишнее, не подходит по правилу, которое мы изучили?

- Ребята.

- Почему? Когда согласная в опасном положении? Где стоит парная согласная? Как называется процесс замена звонкого согласного на глухой звук?

- Оглушение.

- А как проверить, чтобы не ошибиться.

- Надо изменить один – много.

- Запишите слова в тетрадь с проверкой.

Снег – снега

Сугроб – сугробы

Мороз – морозы

Медведь - медведи

- Антон, для тебя карточка. Соотнеси сказочных героев и черты характера. Подбери правильно вопрос к словам-признакам.

Буратино (____?)     злой.

Лиса     (_____?)    весёлый.

Волк     (_____?)     хитрая.

Колобок   (____?) трусливый.

Медведь (___?)добродушный.

Заяц  (_____?)   хвастливый.

- Выдели окончания в словах- признаках.

5 мин

Индивидуальная работа.

6.

Физминутка «Буратино»

- Давайте поиграем.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл: ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

Влево, вправо посмотреть и за парту тихо сесть.

3 мин

фронтальный

7.

- Егор, послушай загадку.

Четыре копыта,

Пёстрые бока,

Похож на корову,

Спереди вилы, сзади метла.

 - Бык.

- Назовём первый звук, составь слово «бык». В трафарете найди фигуру быка, обведи её в тетради.

- Попробуй заштриховать косыми линиями фигуру быка.

- Выполните задания в рабочей тетради стр.45, №4.

- Используя правило проверки согласных, надо вставить пропущенные буквы на цветке.

Укро… - сугро… (б/п)

Матро.- моро.- арбу. (з/с)

Бин..- заво..- горо.. (д/т)

- На стр.46, №6 в РТ как вы думаете, что нужно сделать?

- Найти в строчке слова.

- Поищите, запишите ниже на строке. Костя, если трудно, спроси помощи у Светы.

- Антон, открой учебник на стр.132, упр.34. Прочитай задание, что нужно сделать. Прежде чем сказать делаем вдох и на выдохе говорим, не торопимся.

- Подобрать к каждому слову слова –признаки.

- Яблоко (какое?) ? Ищем среди ряда слов и записываем по образцу.

- круглое, румяное, сладкое.

- Выделяй окончания у вопроса и слов-признаков.

Лес (какой?)...

Сахар (какой?)…

Шубка (какая?)…

Волк (какой?)…

8мин

Индивидуальная работа

8.

- Егор, для тебя новая загадка. Послушай.

- Кто там скачет по дорожке?

Цок-цок-цок (повторяет за учителем, упр.»Лошадка»)

У кого так резвы ножки?

Цок-цок-цок…

- Конь.

- Назови первый звук в слове, составляем слово. Давай посмотрим в мешочке у Буратино есть конь?

- А вот ещё загадка:

На лугу пасётся, травку щиплет ловко.

Её зовут дереза, есть борода, рога, даёт молока.

А зовут её…

- Коза.

- Мы писали и устали. Мы немного отдохнём, поиграем в игру «Скажи наоборот»- Подберите слово-пару с противоположным смыслом. Выдаются карточки со словами:

3 кл.                                                4 кл.

Жара –                                             мокрый -

Отдых –                                          скучная -

Старт –                                           мягкий -

Сила –                                            весёлый -

Правда –                                        тяжелая -

Чистота –                                       высокий -

Учащиеся ищут пару из предложенных карточек:

3 кл: холод, труд, финиш, слабость, ложь, грязь.

4 кл: сухой, интересная, твёрдый, грустный, лёгкая, низкий.

5 мин

Индивидуальная, работа с группой.

9.

- Посмотри, Егор, среди букв спрятались карточки со слогами «ка», «со», «ба». Загадка.

Спит под крылечком,

Хвостик колечком,

Громко лает,

Хозяина встречает.

- Собака.

- Давай ещё раз по слогам назовём это слово. Переставь слоги, чтобы получилось правильное слово. Найди собаку в мешочке. Запиши слово в тетрадь.

- Ребята, Буратино написал письмо. Ему нужна помощь. Допишите недостающие буквы и окончания в письме.

Прекрасная Мальвина!

Горо…здесь замечательн. Погода стоит то сне… метёт, то дож… пойдёт. На улице холо…., моро… Во дворе больш сугро…, там я потерял нов сапо… Пьеро меня кормил. На завтрак – вкусн  морко…, на обе… - спел  арбу…

Жду тебя в гости. Твой дру… Буратино.

5 мин

Работа в группе.

10.

Егор, назови животных, которые стоят на твоей парте.

- Кот, бык, коза, конь,  собака.

- Они живут у дома человека – их называют домашние животные.

- Перед тобой кроссворд «домашние животные», дома напечатай слова которые мы сегодня составляли. Раскрась животных.

- Запишите домашнее задание в дневник. 3 кл - РТ, стр.46, №7, чистописание по строке; 4 кл. – стр.137, упр.44.

- Прочитайте, что надо сделать дома.

- Какие задания вам понравились на уроке? Что интересного из заданий вы запомнили?

- В какие игры хотели бы ещё поиграть?

- Все молодцы! Спасибо за работу.

2 мин

Индивидуальная работа

Cамоанализ коррекционно-развивающего занятия в 2 – 4 «У»  классе

На данном уроке работали учащиеся 2, 3 и 4 классов. В этом классе обучаются дети с разными учебными возможностями.

Во 2 классе проходила тема: «Домашние животные. Составление, чтение, письмо слов из пройденных букв», осуществлялись методы, формы и приёмы обучения глобальному чтению детей с умеренной умственной отсталостью.

В 3 классе обобщались знания по теме: «Закрепление правописания звонких и глухих согласных в конце слова», на котором дети через разные игровые формы работы повторяли, закрепляли правописание согласных в конце слова.

В 4 классе работали по теме: «Согласование слов-признаков со словами предметами», в связи с заиканием у ребёнка отрабатывались способ подачи согласованного высказывания в автоматизированной речи на уровне словосочетания и предложения.

Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учёбной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.

Форма занятия: обобщающий урок в игровой форме, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в начальной школе, где каждый сюжетный этап формирует определенный познавательный процесс. Урок находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим занятиями, т.к. они объединены одной общей целью устранения недостатков устной и письменной речи и целенаправленно ориентированы на коррекцию психических процессов.

На занятии решались следующие задачи:

  1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; продолжать работать над усвоением учащимися действовать по алгоритму, развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Обогащение чувственного познавательного опыта, говорить, действовать по подражанию, умения исключать лишнее.
  3. Воспитывать мотивацию к учению..
  4. Обогащение словарного запаса по темам

Учебный материал соответствует задачам занятия. В соответствии с типом занятия была предусмотрена следующая структура:

Организационный момент. Психологический настрой. Планируя урок, я старалась подобрать такой материал, который давал бы возможность разобраться с орфограммами, способствовал развитию мышления, воспитывал самостоятельность.         Считаю, что каждое подобранное упражнение несёт коррекционную направленность.

        На начало урока я взяла коррекционное упражнение на внимание, мышление и развитие мелкой моторики рук. Этот этап урока помог учащимся включиться в работу. Настроил на вдумчивый подход к каждому виду упражнений. Включение в урок сказочного героя настроил ребят на увлекательные задания, где потребуется взаимовыручка.

Вступительная часть урока нацелила ребят на работу в команде, динамичный темп занятия и желание познакомиться с новыми испытаниями от Буратино.

Основная часть. Я постаралась рассматривать материал так, чтобы ребята постоянно думали, рассуждали, делали, хотя бы небольшие, но выводы. А началась с общей стимуляции умственной деятельности ребят, что способствует здоровьесбережению. Были проведены: гимнастика для мелких мышц пальцев, оздоровительные упражнения на физминутке.

Упражнения по коррекции и развитию внимания. Проведены игры для развития и коррекции как слухового, так и зрительного внимания.

Упражнения по коррекции и развитию мышления. Для коррегирования мыслительных процессов использовались постепенные приёмы усложнения заданий. Как известно, смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка на занятиии. Успешно выполненные задания помогают ребятам держаться увереннее.

Упражнения по коррекции и развитию памяти. Выбирать нужные буквы в домиках, составлять слова из них, находить и соотносить животных.

Итог. Рефлексия. В конце занятия сказочным персонажем была дана оценка продуктивной деятельности ребят, дети очень любят упражнение «Шифровальщик» и так как оно не просто вызывает мотивацию к выполнению учебных задач, но и развивает гибкость мышления. Конечно же, занятие должно заканчиваться на позитиве, который дети прочувствовали с помощью тактильных ощущений, прочувствовали не только себя, но и друг друга, что важно для ребёнка данного возраста.

Этапы занятия логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Время урока распределено целесообразно. В ходе занятия были активизированы все психические процессы. Как необходимый элемент коррекционного занятия, мною использовались задания на развитие мелкой и общей моторики. Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать каждого ребенка, поддержать их похвалой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.

Применение компьютерных технологий осуществлялось через использование различных карточек, схем, писем к уроку.

Думаю, что дети хорошо справились со всеми заданиями. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность можно оценить хорошо. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик»

С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у детей положительного интереса к учебной деятельности. В ходе занятия я почувствовала, что дети слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. Необычность организации занятия повысило их внимание и активность. Урок считаю завершённым, так как в каждом классе провела тренировочное упражнение на закрепление темы, дала домашнее задание, связанное с материалом урока. Считаю, что задуманное осуществила. Задачи выполнила.

Я хочу поблагодарить всех присутствующих на занятии, ваше мнение о проведённом занятии поможет мне и дальше совершенствоваться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Кроссворд «Домашние животные» для Егора.

Приложение 2. Для 3-4 класса на начало урока для групповой работы. Распределение слов по группам и составление предложений из этих слов.

снег

выпал

пушистый

мороз

ударил

сильный

сугроб

намело

большой

медведь

спит

бурый

ребята

вышли

весёлые

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ

СЛОВА - ДЕЙСТВИЯ

СЛОВА - ПРИЗНАКИ

Приложение 3. Для 3 класса.

арбу.

морко..

пру.

сне.

дож..

горо.

бере.

тетра..

холо.

бин.

сапо.

сугро.

заво.

хорово.

моро.

Приложение 4. Для 4 класса.

Задание. Соотнеси сказочных героев и черты характера, подбери вопрос.

Буратино (______________?)          злой.

Лиса     (_______________?)            весёлый.

Волк     (_______________?)            хитрая.

Колобок   (______________?)            трусливый.

Медведь   (______________?)           добродушный.

Заяц          (______________?)            хвастливый.

____________________________________________________________

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения.В настоящее время современное общество ха...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для работы с детьми с умственной отсталостью 9 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование  учителей-дефектологов для работы с детьми с умственной отсталостью 9 класс...

Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.

Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...

Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование....

Сборник инсценировок для использования в работе с детьми с умственной отсталостью

В данном сборнике представлены инсценировки, доступные для постановки с детьми с умственной отсталостью....

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...