Особенности развития детей с нарушениями в развитии.
проект на тему
Компенсаторные возможности ребенка при различных видах нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompensatsiya.docx | 16.58 КБ |
faktory_dizontogenii_zpr.ppt | 801 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Дефект | Познавательная сфера | Эмоционально – волевая сфера | Ведущий тип деятельности |
1. | УО-стойкое необратимое нарушение познав. деятельности(органическое поражение коры головного мозга) | Недостаточная познавательная активность, слабость ориентированной деятельности; снижен интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. | Формируется медленно и с большим трудом; крайне редко проявление радости, печали. Стерео типичность реакций, появление негативизма. | Запаздывание в становлении всех видов деятельности. Предметно – манипулятивная деят – ть наиболее освоена. |
2. | ЗПР- нарушение темпа всего психического развития. | Незрелость мотивационной сферы; общая познавательная пассивность; снижен самоконтроль; повышенная отвлекаемость; При правильной коррекционной работе можно улучшить результат. | Незрелость э.-в. сферы по типу инфантилизма, целостная структура физических и психических признаков незрелости, несвойственных данному возрасту. | Преобладает игровая деятельность. |
3. | ОНР | Интеллект сохранен, но есть ограниченность мышления, восприятия в норме. Память неустойчивая. | Психическое состояние неустойчивое; могут быть апатия равнодушие, низкий уровень контроля за собой. | Игровая деятельность, у дошкольников часто замкнуты, отказываются играть. |
4. | РДА | Психические функции развиты слабо, замедленно, а некоторые наоборот ускоренно (речь). Богатый словарный запас в сочетании с неразвитостью коммуникативных навыков. | Психическое развитие при асинхронии с преобладанием эмоционально – волевой сферы и поведения. Тревога, уход в себя, трудности в адаптации, в социализации. | Игнорирование игрушек, игра в одиночестве (разговор сам с собой). Учебная деятельность: затруднена, пассивны и невнимательны, стремление к «творчеству». |
5. | ДЦП | Психический инфантилизм, т.е. отставание созревания интеллектуальной сферы. | Повышенная возбудимость, беспокойны, упрямы или вялость, пассивность, безынициативность, нерешительность. | Игровая деятельность носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует. В 5 – 6 лет строится сюжетно – ролевая игра группового характера. Трудности в обучении и воспитании. |
6. | Нарушения зрения | Отклонения во всех видах познавательной деятельности. Ограниченные возможности формирования образовательной памяти и воображения. | Стресс, снижена самооценка, депрессивный компонент поведения. Влияет соц.окружение и адекватные условия. | В игре проявляется различные типы соц.поведения детей. Общение и соц.отношения – проблемны. Трудности в совместной деятельности. |
7. | Нарушения слуха | Внимание непроизвольное; переработка информации по зрительному анализатору; трудности в переключении внимания; вибрационные отношения. | Импульсивны, внушаемы. Трудолюбивы, аккуратны, самокритичны. | Сюжетно – ролевая игра (у дошк.) В игре механическое подражание действиям друг друга сюжет игры заслоняет достаточно выполняемые предметные действия. У школьников учебная деят. |
Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных (внунтрисистемная, межсистемная). – дефект + компенсация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии дизонтогенеза Вариант дизонтогенеза Типичный пример Аномалии, вызванные отставанием в развитии Ретардация – аномалия вызванные отставанием в развитии. 1 )Недоразвитие – для него характерно ранее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. 2)Задержанное развитие – замедленный темп формирования познавательной и эмоционально – волевой сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. УО, алалия ЗПР, общее недоразвитие речи
Аномалии, вызванные диспропорциональным развитием Асинхрония (неравномерность) – развития 3) Искаженное развитие : характерно нарушение последовательности процесса формирования психических функций. (Например, словесно – логическое - мышление формируется раньше предметной деятельности.) 4)Дисгармоничное развитие – это врождённое или приобретенное диспропорциональность психики в ее эмоционально – волевой сфере. РДА, шизофрения. Психопатии и нарушения в поведении
Аномалии, вызванные выпадением отдельных функций 5) Поврежденное развитие : как наиболее позднее патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. (2 – 3 года или после 3 лет) 6) Дефицитарное развитие связано с нарушением отдельных систем. Первичные нарушения ведут к недоразвитию функций, связанного с ним наиболее тесно, а также к замедленному действию других функций, связанного с ним опосредованно. Органическая деменция, афазия. Нарушения зрения, слуха, речи, ОДА
Задержка психического развития это временное отставание развития психики в целом или ее отдельных функций, проявляющийся на ранних стадиях обучения.
Клинические формы ЗПР Пара-метры ЗПР конституци--онального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения Причины Наследственность; Следствие негрубых обменно – трофических расстройств внутриутробного развития. Длительные соматические и аллергические состояния; Стойкая астения. Неблагоприятные условия воспитания: - гопоопека; - гиперопека; - грубость и т.д. Патологии беременности; Недоношенность; Асфиксии и травмы при родах; Постнатальная нейроинфекция (до 1 года);
Пара-метры ЗПР конституци--онального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения Ядерные признаки Эмоционально – волевая сфера ниже возрастной нормы; В поведении: внушаемость, повышенное настроение и непосредст-венность. Невротичекские наслоения – неуверенность, боязливость, капризность. Стойкие сдвиги нервно – психической сферы. Низкая произвольность в поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень познавательной деятельности. Запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности и т.д. Признаки задержки физического роста.
Пара-метры ЗПР конституци--онального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения Особенности учебной деятельности и обучаемость Затруднения связаны с незрелостью мотивацион-ной сферы и личности в целом, преобладани-ем игровых интересов над учебными. Нарушения учебной деятельности на фоне патологического утомления Несформирован-ность навыков учебной деятельности, самоорганизации и самоконтроля. Слабое осознание способов выполнения деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и развитие детей с нарушением слуха
Развитие детей...
Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...
Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности сопровождения детей с нарушениями развития в группе продлённого дня".
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на создание оптимальных психолого-педа...
Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".
Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...
Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.
В статье описаны отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....
Особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушениями в развитии.
В помощь родителю....