Особенности развития детей с нарушениями в развитии.
проект на тему

Булатова Лариса Рафаиловна

Компенсаторные возможности ребенка при различных видах нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompensatsiya.docx16.58 КБ
Office presentation icon faktory_dizontogenii_zpr.ppt801 КБ

Предварительный просмотр:

Дефект

Познавательная сфера

Эмоционально – волевая сфера

Ведущий тип деятельности

1.

УО-стойкое необратимое

 нарушение познав. деятельности(органическое поражение коры головного мозга)

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентированной деятельности; снижен интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.

Формируется медленно и с большим трудом; крайне редко проявление радости, печали. Стерео типичность  реакций, появление негативизма.

Запаздывание в становлении всех видов деятельности. Предметно – манипулятивная деят – ть наиболее освоена.

2.

ЗПР- нарушение темпа всего психического развития.

Незрелость мотивационной сферы; общая познавательная пассивность; снижен самоконтроль; повышенная отвлекаемость; При правильной коррекционной работе можно улучшить результат.

Незрелость э.-в. сферы по типу инфантилизма, целостная структура физических и психических признаков незрелости, несвойственных данному возрасту.

Преобладает игровая деятельность.

3.

ОНР

Интеллект сохранен, но есть ограниченность мышления, восприятия в норме. Память неустойчивая.

Психическое состояние неустойчивое; могут быть апатия равнодушие, низкий уровень контроля за собой.

Игровая деятельность, у дошкольников часто замкнуты, отказываются играть.

4.

РДА

Психические функции развиты слабо, замедленно, а некоторые наоборот ускоренно (речь). Богатый словарный запас в сочетании с неразвитостью коммуникативных навыков.  

Психическое развитие при асинхронии с преобладанием эмоционально – волевой сферы и поведения. Тревога, уход в себя, трудности в адаптации, в социализации.

Игнорирование игрушек, игра в одиночестве (разговор сам с собой). Учебная деятельность: затруднена, пассивны и невнимательны, стремление к «творчеству».

5.

ДЦП

Психический инфантилизм, т.е. отставание созревания интеллектуальной сферы.

Повышенная возбудимость, беспокойны, упрямы или вялость, пассивность, безынициативность, нерешительность.

Игровая деятельность носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует. В 5 – 6 лет  строится сюжетно – ролевая игра группового характера. Трудности в обучении и воспитании.

6.

Нарушения зрения

Отклонения во всех видах познавательной деятельности. Ограниченные возможности формирования образовательной памяти и воображения.

Стресс, снижена самооценка, депрессивный компонент поведения. Влияет соц.окружение и адекватные условия.

В игре проявляется различные типы соц.поведения детей. Общение и соц.отношения – проблемны. Трудности в совместной деятельности.

7.

Нарушения слуха

Внимание непроизвольное; переработка информации по зрительному анализатору; трудности в переключении внимания; вибрационные отношения.

Импульсивны, внушаемы. Трудолюбивы, аккуратны, самокритичны.

Сюжетно – ролевая игра (у дошк.) В игре механическое подражание действиям друг друга сюжет игры заслоняет достаточно выполняемые предметные действия. У школьников учебная деят.

Компенсация возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных (внунтрисистемная, межсистемная).                        – дефект            + компенсация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого - педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Слайд 2

Критерии дизонтогенеза Вариант дизонтогенеза Типичный пример Аномалии, вызванные отставанием в развитии Ретардация – аномалия вызванные отставанием в развитии. 1 )Недоразвитие – для него характерно ранее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. 2)Задержанное развитие – замедленный темп формирования познавательной и эмоционально – волевой сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. УО, алалия ЗПР, общее недоразвитие речи

Слайд 3

Аномалии, вызванные диспропорциональным развитием Асинхрония (неравномерность) – развития 3) Искаженное развитие : характерно нарушение последовательности процесса формирования психических функций. (Например, словесно – логическое - мышление формируется раньше предметной деятельности.) 4)Дисгармоничное развитие – это врождённое или приобретенное диспропорциональность психики в ее эмоционально – волевой сфере. РДА, шизофрения. Психопатии и нарушения в поведении

Слайд 4

Аномалии, вызванные выпадением отдельных функций 5) Поврежденное развитие : как наиболее позднее патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. (2 – 3 года или после 3 лет) 6) Дефицитарное развитие связано с нарушением отдельных систем. Первичные нарушения ведут к недоразвитию функций, связанного с ним наиболее тесно, а также к замедленному действию других функций, связанного с ним опосредованно. Органическая деменция, афазия. Нарушения зрения, слуха, речи, ОДА

Слайд 5

Задержка психического развития это временное отставание развития психики в целом или ее отдельных функций, проявляющийся на ранних стадиях обучения.

Слайд 7

Клинические формы ЗПР Пара-метры ЗПР конституци--онального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения Причины Наследственность; Следствие негрубых обменно – трофических расстройств внутриутробного развития. Длительные соматические и аллергические состояния; Стойкая астения. Неблагоприятные условия воспитания: - гопоопека; - гиперопека; - грубость и т.д. Патологии беременности; Недоношенность; Асфиксии и травмы при родах; Постнатальная нейроинфекция (до 1 года);

Слайд 8

Пара-метры ЗПР конституци--онального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения Ядерные признаки Эмоционально – волевая сфера ниже возрастной нормы; В поведении: внушаемость, повышенное настроение и непосредст-венность. Невротичекские наслоения – неуверенность, боязливость, капризность. Стойкие сдвиги нервно – психической сферы. Низкая произвольность в поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень познавательной деятельности. Запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности и т.д. Признаки задержки физического роста.

Слайд 9

Пара-метры ЗПР конституци--онального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения Особенности учебной деятельности и обучаемость Затруднения связаны с незрелостью мотивацион-ной сферы и личности в целом, преобладани-ем игровых интересов над учебными. Нарушения учебной деятельности на фоне патологического утомления Несформирован-ность навыков учебной деятельности, самоорганизации и самоконтроля. Слабое осознание способов выполнения деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга  СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности сопровождения детей с нарушениями развития в группе продлённого дня".

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях  школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на создание оптимальных психолого-педа...

Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...

Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.

В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....