Мнестическая дислексия и пути ее преодоления
статья по теме

В статье рассказывается о том, что такое мнестическая дислексия и путях ее преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnesticheskaya_disleksiya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мнестическая дислексия и пути ее преодоления

        Дислексия – частичное специфическое нарушение процессов чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

        Одним из видов дислексий является мнестическая дислексия.

        У детей с мнестической дислексией отмечаются трудности усвоения всех букв, их недифференцированные замены. Это обусловлено нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков, слов или нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Особенно ярко нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

        Для коррекции мнестической дислексии необходимо развивать:

  • слухоречевую память;
  • зрительную память
  • межполушарную симметрию.

        Также надо проводить работу над  изображением и узнаванием букв, предотвращать угадывающее чтение.

Задания, направленные на коррекцию мнестической дислексии

        1. Развитие речеслуховой памяти:

        - игра «Запомни нужные слова»

        Ребенку предлагается из ряда слов запомнить только определенные (Например, только названия животных, фруктов и т.д.)

        - слуховые диктанты

        Логопед предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд букв, слов, предложений.

        - игра «Пары слов»

        Логопед предлагает ученику запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом (например, суп-кастрюля, собака-будка, девочка-кукла) и попросить запомнить вторые слова из каждой пары. Затем педагог называет второе слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

        - игра «Суперкорреспондент»

        Логопед предлагает детям поиграть в корреспондентов и говорит следующее: «Сейчас я вам прочитаю задание, а вы постарайтесь все запомнить и выполнить  в точности. Я буду читать задание всего три раза, первый раз-чтобы вы могли познакомиться с заданием, второй-чтобы могли запомнить его, а третий-чтобы могли проверить, все ли вы правильно запомнили. В то время, когда я буду читать, постарайтесь мысленно представлять то, о чем я читаю. Например: Нарисуй 5 кругов разного цвета и объема. Последний круг должен быть самый маленький.

        - игра «Путаница»

        Логопед называет ребенку одну часть тела, а показывает другую. Задача ученика-назвать то, что он услышал, а не увидел.

        2. Развитие зрительной памяти:

        - игра «Буквы»

        Для выполнения этого задания требуются карточки, на каждой из которых изображены три комбинации букв, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

        Логопед дает ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех букв. На запоминание отводится 30 секунд, а затем он возвращает карточку. Далее ученик закрывает глаза и  мысленно восстанавливает увиденное. Затем он пишет на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество по памяти букв, их размеры и расположение относительно друг друга.

        - игра «Четвертый лишний»

        Ученику предлагается карточка с изображение четырех букв. Ребенок рассматривает и запоминает их. Затем логопед дает другую карточку, на которой  одна из букв заменена на другую. Ребенок должен назвать ее.

        3. Развитие межполушарной симметрии:

        - написание букв поочередно правой и левой рукой;

        - упражнение «Зеркальное рисование»

        Ребенок берет в обе руки карандаши или фломастеры и начинает рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

        4. Работа с буквами

        - выкладывание букв из бисера, бусин, гороха и т.д.;

        - рисование букв в воздухе и на листе бумаги;

        - вырезание букв;

        - обведение по контуру печатных букв;

        - выжигание на дощечках;

        - лепка букв из пластилина;

        -игра «Собери букву»

        Ребенку предлагается собрать  букву из частей.

        - игра «Чудесный мешочек»

        Ребенок засовывает руку в мешочек  и узнает букву на ощупь. Если он ошибся, то можно предложить обвести букву на бумаге, вырезать по контуру, повторяя ее название. Далее глаза завязываются, буква ощупывается ребенком и оказывается опять в мешке. Ребенок должен найти именно ее.

        5. Борьба с угадывающим чтением

        В листе бумаги прорезают окно. Сначала оно соответствует размеру буквы, которую нужно прочитать, затем расширяется до одного слога, а позже-до слова.

        Систематическое выполнение вышеизложенных заданий поможет ребенку преодолеть мнестическую дислексию.

Список литературы

        1. Горбунова С.Ю. Формирование прогностических операций в процессе обучения чтению младших школьников с системными нарушениями речи: дис. канд.пед. наук.-М.,2011

        2. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения/Т.Г.Егоров.-СПб.:КАРО, 2012

        3. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С.Волкова, Р.Л. Лалаева, ЕМ. Мастюкова и др.; Под ред.Л.С. Волковой.-М:Просвещение, 1989

        4. Прокофьева Ф.Ш. Приемы коррекции мнестической дислексии у младши школьников//Психология, социология и педагогика. 2017. №5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/05/8183

        5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.:М.:ТЦ Сфера, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная неуспеваемость и пути её преодоления

в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Дислексия и пути её преодоления.

. Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания детей с нарушением речи, а также  предупреждения речевых расстройств. Чте...

Приемы коррекции мнестической дислексии (из опыта работы)

          Учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями  и вызывает негативные реакци...

Аграмматическая дислексия и пути ее преодоления

В статье рассказывается о том, что такое аграмматическая дислексия и путях ее преодоления....

Оптическая дислексия и пути ее преодоления

В статье рассказывается о том, что такое оптическая дислексия и путях ее преодоления....

Коррекция мнестической дислексии

Задания могут быть использованы родителями, специалистами на занятиях по коррекции мнестической дислексии....