Дислексия и пути её преодоления.
статья по теме
. Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания детей с нарушением речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Чтение учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, имеет большое общевоспитательное значение .
Чтение представляет собой чрезвычайно сложный психофизический процесс, в котором во взаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи ( как исходной базы чтения ) , а также письменной речи (как графического выражения устной речи ).
Физиологически акт чтения является результатом высшей кортикальной координации, анализа и синтеза в речевых системах. Процесс чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с ней звука.
Процесс чтения динамичен: хорошо грамотные люди схватывают слово в целом, опираясь избирательно лишь на некоторые его буквы. Нарушение чтения тесно связано с понятием «дислексия». Что же такое дислексия ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disleksiya.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дислексия и пути её преодоления.
1. Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания детей с нарушением речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Чтение учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, имеет большое общевоспитательное значение .
Чтение представляет собой чрезвычайно сложный психофизический процесс, в котором во взаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи ( как исходной базы чтения ) , а также письменной речи (как графического выражения устной речи ).
Физиологически акт чтения является результатом высшей кортикальной координации, анализа и синтеза в речевых системах. Процесс чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с ней звука.
Процесс чтения динамичен: хорошо грамотные люди схватывают слово в целом, опираясь избирательно лишь на некоторые его буквы. Нарушение чтения тесно связано с понятием «дислексия». Что же такое дислексия ?
Для обозначения нарушений чтения используются термины : «алексия»- для обозначения полного отсутствия чтения, то есть полная неспособность овладеть процессом чтения или потеря этого навыка, а также рассматриваемая нами «Дислексия» , то есть частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (например пропуски букв, слогов, замены и перестановки букв и т.д. ).
«Дислексию» не следует путать с недостатками чтения, лишь затрудняющими овладение чтением, как например, умственная отсталость, эмоциональные факторы, неполноценность зрения.
Вопрос о возникновении «дислексии» до настоящего времени является спорным. Многие специалисты считают, что в этиологии «дислексии» участвуют как генетические, так и экзогенные факторы, а именно: патология беременности,поталогия родов, асфиксии, «цепочка»детских инфекций, травмы головы.
У детей с нарушением чтения наблюдаются трудности ориентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.
При «дислексии» выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела. Также у детей с «дислексией» наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Такие дети неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями и у них часто встречаются нарушения связной речи.
Отмечая частоту расстройств речи при «дислексии» , многие авторы (такие как Р.Е.Левина, Л.В.Спирова )считают, что нарушения устной речи и чтения- это результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющегося паталогический механизм .Следовательно мы можем сказать , что
«Дислексия»вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме, то есть зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи.
Дислексия очень распространена среди учеников вспомогательной школы. Рассмотрим некоторые виды дислексии : затруднения в чтении, обусловленные непониманием смысла прочитанного, устраняются работой над семантикой. «Семантическая дислексия» обусловлена несформированностью слогового синтеза, синтеза слов в предложении и проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, а также предложения и текста при технически правильном чтении.
«Оптическая дислексия»связана с недоразвитием высших зрительных функций. Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства, в преобразовании фигур.
В логопедии существуют и другие виды «дислексии», такие как, фонематическая, аграмматическая, мнестическая. Каждая из этих видов требует от учителя-логопеда правильного и систематического подхода.
2. Вследствии связанности нарушений чтения и письма и их механизмов с устной речью соответствующим образом строятся и пути их преодоления. Основным средством в преодолении «дислексии» в профилактическом плане является возможно раннее, ещё до поступления в школу, развитие у детей фонематического слуха (т.е.звукового анализа).Для анализа в начале берутся самые короткие и понятные ребенку слова, типа (ау, агу, уши и т.д.).Анализ проводится в форме игры. Фонематический анализ сопровождается показом артикуляции перед зеркалом.
Во вспомогательной школе при чтении учителем-логопедом, особенно тщательно анализируется звуковой состав слога с отысканием его звука в других словах.
Много внимания уделяется анализу слогового состава слова с последующим синтезом. Вся работа по звуковому анализу сочетается с записыванием прочитанного, учитывая связь процессов чтения и письма, а мы знаем, что нарушение чтения почти всегда связывается с нарушением письма.
При «дислексии» рекомендуется и слоговой метод чтения, причём этап слогового чтения занимает довольно длительное время. Содержание читаемого должно быть понятным чтецу : это облегчает чтение. При затруднениях учитель-логопед напоминает смысл слова, не произнося самого слова. Постепенно слово узнается и прочитывается.
Обучение чтению в этом случае проводится медленно, с частыми повторениями пройденного , с использованием всех видов наглядности. Соблюдается принцип : от анализа устного слова –к прочтению его. Следовательно, изучение звуков, слогов произносится только после вычленения их из слова.
Методика устранения , преодоления каждого вида «дислексий»представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением.
Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
При коррекции нарушений чтения учитываются также общие дидактические принципы, а именно: доступность, сознательность, конкретность, наглядность, индивидуальный подход к ребёнку.
В заключение мы можем сказать, что «дислексия»-это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Нарушения чтения , как и письма, редко встречается изолированно. Следовательно, мы можем сделать вывод, чтобы правильно читать надо правильно говорить, правильно понимать читаемое, правильно видеть написанное и правильно соотносить написанное с произносимым.
И хочу закончить свое выступление стихотворением, в котором отражена мысль о том, чтобы сделать процесс обучения чтению как можно более интересным для детей .Стихотворение называется «Ключ от самого богатого в мире клада».
Я знаю клад . Там сундуков
С богатствами – не счесть!
Из стран из всех ,из всех веков
Всё лучшее там есть .
Клад на виду, да только взять
Не просто всё - гляди :
Везде ряды замков весят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте .
Один лишь ключ , что у меня
Замки откроет те
Бери мой ключ !!! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те – книг ряды,
Мой ключ - уметь читать !!!
Подготовила : Учитель-логопед
Родина О. Г .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная неуспеваемость и пути её преодоления
в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....
Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"
Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...
Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии
В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...
Реферат на тему "Сопротивление персонала и пути его преодоления"
СодержаниеВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Сущность кадровых инноваций…………………………………51.1 Понятие и классификация кадровых инноваций……………………101.2 Управление кадровыми инновациями………………………………...
Аграмматическая дислексия и пути ее преодоления
В статье рассказывается о том, что такое аграмматическая дислексия и путях ее преодоления....
Оптическая дислексия и пути ее преодоления
В статье рассказывается о том, что такое оптическая дислексия и путях ее преодоления....
Мнестическая дислексия и пути ее преодоления
В статье рассказывается о том, что такое мнестическая дислексия и путях ее преодоления....