Профилактика утомления глаз
картотека на тему
Существует тесная связь между состоянием органа зрения и головного мозга. Утомление зрения неблагоприятно сказывается на работе центральной нервной системы, и наоборот, расслабление, восстановление тонуса и длины мышц, управляющих движением глазного яблока, век, сопровождается не только улучшением состояния самих глаз, но и гармонизацией эмоционального состояния, активацией когнитивных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_utomleniya_glaz.docx | 483.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Существует тесная связь между состоянием органа зрения и головного мозга. Утомление зрения неблагоприятно сказывается на работе центральной нервной системы, и наоборот, расслабление, восстановление тонуса и длины мышц, управляющих движением глазного яблока, век, сопровождается не только улучшением состояния самих глаз, но и гармонизацией эмоционального состояния, активацией когнитивных функций.
Связь глаз с душой человека, с центральной нервной системой отражена народом в пословицах и поговорках: «Глаза –зеркало души»; «Глаза без души слепы, уши без сердца глухи»; «Глаза да мера- прямая вера»; «Один глаз, да зорок, не надобно и сорок».
Введение гимнастики для глаз в образовательный процесс позволяет улучшить состояние органа зрения и центральной нервной системы, снять психоэмоциональное напряжение, повысить работоспособность детей.
Упражнения, которые предлагаются, уменьшают напряжение мышц глаза , век. Параллельно происходит расслабление мускулатуры лица, шеи, надплечий. Большая часть этих мышц повышает свой тонус при эмоциональном напряжении, страхе. Расслабление же, наоборот, сопровождается ощущением покоя, умиротворения, восстановлением баланса процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В результате стрессогенный эффект образовательного процесса уменьшается, поведение детей становится более спокойным, учащиеся легче концентрируют внимание на изучаемых предметах.
- «Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей (смотрят вверх)
Капель, капель, не жалей (смотрят вниз)
Только нас не намочи (делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи.
- «Заяц»
Вверх морковку подними, на неё ты посмотри (смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево (глазками смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргают (моргают глазками)
Глазки закрывает (глазки закрывают)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали (прыгаем , как зайчики).
- «Белка»
Белка дятла поджидала (резко перемещают взгляд вправо- влево)
Гостя вкусно угощала ,ну-ка дятел посмотри (смотрят вверх)
Вот орехи- раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргают глазками)
И пошёл играть в горелки (закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем)
- «Теремок»
Терем-терем-теремок (движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок (движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит, кукареку он кричит (моргают глазками).
- «Стрекоза»
Вот какая стрекоза, как горошины глаза (пальцами делают очки)
Влево- вправо, назад- вперёд (глазами смотрят вправо- влево)
Ну, совсем как вертолёт (круговые движения глаз)
Мы летаем высоко (смотрят вверх).
Мы летаем низко (смотрят вниз).
Мы летаем далеко (смотрят вперёд).
Мы летаем близко (смотрят вниз).
- «Часики шалят»
Инструкция: аккуратно, медленно обводим глазами циферблат по часовой стрелке. Второй круг делаем чуть шире, потом – ещё шире. Пусть наши часы будут большими, даже огромными!
Теперь обводим глазами циферблат против часовой стрелки, опять постепенно делаем круги всё шире, шире, чтобы часики получились большущими. Сидим неподвижно.
А теперь начинаем тикать вместе с часами: тик-так, тик- так- переводим глаза по верху циферблата от одиннадцати к часу и обратно, от десяти к двум и обратно. Чуть быстрее тикаем, теперь опять чуть медленнее. Часики тикают уже по низу циферблата: пять-семь, четыре-восемь. А если чуть быстрее, а теперь опять чуть медленнее.
Смотрим на следующую картинку. Медленно переводим взгляд сверху вниз, от двенадцати часов к шести и обратно. А теперь поднялись взглядом как можно выше, ещё выше, спустились в самый –самый низ, ниже шести часов. И быстро тикаем: вверх-вниз, вверх- вниз. Лоб гладкий, голова неподвижная. Бегают одни глаза.
Переводим взгляд с девяти часов на три и обратно, теперь показываем часам, как можно ещё шире перевести взгляд, ещё шире, а теперь – быстро тикаем: девять- три, девять – три…
- «Строим башню»
- Строим башню – высокий дом: переводим взгляд с семи часов на одиннадцать, час, пять и возвращаемся на семь. Теперь поднимаемся от семи часов в самый верх, выше одиннадцати. Там, вверху, переводим взгляд так, чтобы спуститься вниз ровно к часу, ниже, к пяти, ещё ниже, в самый низ, внизу переводим взгляд ровно под семь. Поднимаемся вверх.
Теперь начинаем строительство с пяти часов: поднимаемся вверх, к часу, оттуда- к одиннадцати, вниз- к семи и возвращаемся на пять часов. С пяти поднимаемся выше часа, ещё выше, ещё немного. Вверху переводим взгляд так, чтобы спуститься вниз, минуя одиннадцать часов, потом-пять, потом—ещё ниже. В самом низу переводим взгляд вправо, чтобы подняться вверх на пять часов.
И вот мы строим длинный вагон. Переводим взгляд с десяти часов на два, спускаемся до четырёх, переводим взгляд на восемь, поднимаемся к десяти часам. Вытягиваем наш вагон: ведём взгляд до двух часов, продолжаем движение вправо, ещё вправо, теперь – вниз, чтобы вернуться к четырём часам, двигаемся к восьми и дальше уводим взгляд влево, ещё влево, чтобы вагон был длинный- предлинный и в него вошли все желающие кататься по времени. Поднимаемся глазами вверх до десяти часов и возвращаемся к двум. Наш вагон едет слева направо. А если кто-то хочет прокатиться в другом направлении, то переводим взгляд с двух часов на десять, спускаемся к восьми, ведём глаза вправо до четырёх часов, поднимаемся к двум.
На другой картинке часики играют в бабочек. Переводим взгляд от одиннадцати к часу, от часа- к семи, потом- к пяти часам и возвращаемся к одиннадцати. А теперь полетели в противоположном направлении: переводим взгляд с часа на одиннадцать, потом- на пять, на семь и возвращаемся к часу.
- «День и ночь»
На этом плакате часики приглашают нас прогуляться от полудня в полночь и обратно. Самая глубокая точка- шесть часов. Начинаем подниматься по часам, как по ступенькам. А теперь проделаем это путешествие быстрее: подъём и спуск… Ещё быстрее…! Сидим тихо, голова неподвижна, лоб расслаблен. Молодцы!
- « Путешествие во времени»
На этом плакате нам предлагают путешествие в прошлое , когда вы были маленькими и катались в коляске, и будущее, когда вы вырастете и сами станете мамами и папами.
Путешествие в прошлое начинаем с трёх часов. Идём строго по ступенькам, чтобы ничего не пропустить из нашей интересной жизни: четыре-час-шесть-одиннадцать-восемь и девять. А теперь возвращаемся: девять-восемь-одиннадцать-шесть-час-четыре- три часа.
Начинаем путешествие в будущее с девяти часов. Идём по ступенькам: десять-семь-двенадцать-пять-два-три. А теперь мы возвращаемся в своё время по своим же следам: три-два-пять-двенадцать-семь-десять-девять.
Вот и закончилась наша игра с часиками. Надо возвращаться в своё время. Зажмурили глаза, закрыли их сверху ладонями. Видим темноту, слушаем тишину, возвращаемся в реальный мир. Открыли глаза, представили, что наши веки- крылья бабочки и полетели. Быстро- быстро и легко- легко поморгали. Все вернулись? Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЖ-Презентация для 6 класса-ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ
Презентация предназначена для проведения урока ОБЖ в 6 классе по теме "Профилактика утомления"...
Профилактика утомления у детей, перенёсших серозно-вирусный менингит
Консультация посвящена вопросу профилатики переутомления у детей, пернесших серозно-вмирусный менингит....
Конспект урока " Здоровый образ жизни и профилактика утомления."
Открытый урок...
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ
КОНСПЕКТ УРОКА...
Здоровый образ жизни и профилактика утомления
Конспект урока спецкурса "Охрана жизни"...
Урок ОБЖ «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»
Цель урока: получение учащимися теоретических знаний о здоровом образе жизни и профилактике утомления; формирование основ здорового образа жизни и выполнения правил здоровьесбереженияЗадачи...
комплекс упражнений для профилактики утомления глаз
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз(Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10) 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медл...