Предупреждение подросткового алкоголизма
учебно-методический материал (10 класс) на тему

Капора Татьяна Александровна

Беседа для учащихся старших классов разработана в рамках реализации "Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни" (ФГОС ОО с у./о.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preduprezhdenie_podrostkovogo_alkogolizma.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

Беседа о здоровом образе жизни

Тема: «Предупреждение подросткового алкоголизма»

Учитель этики Капора Татьяна Александровна

г. Смоленск

2017

                                                        Содержание                                            стр.                                                                            

 

   Введение                                                                                                           3

I.   Исторические корни пьянства                                                           5

II. Понятие «алкоголизм»                                                                         7

III. Предупреждение подросткового алкоголизма                               9

      3.1. Психофизиологические особенности подростка                      9

           3.2. Влияние алкоголя на организм подростка                              10

           3.3. Мотивы употребления алкоголя подростками                       15      

  1.            3.4. Меры борьбы с подростковым алкоголизмом                        16

  Заключение                                                                                                     23

Список литературы                                                                                         24

Введение 

                                                                                 “Нет более лучшего пути к                    

                                                                                   первобытному состоянию,          

                                                                                   чем алкоголизм…”

                                                                                                       И. Ромашкин

Во все времена человек пытался найти способы релаксации. Индейские племена приготовляли всевозможные настойки, основанные на лечебных травах, способные за несколько минут снять накопленную за день усталость. И не исключено, что в этих настойках были травы, употребляемые в нашем современном обществе как наркотик. Медики утверждают, что наркотики, как и алкоголь полезны организму в определенных дозах. Употребление наркотиков в большинстве цивилизованных стран противозаконно, но алкоголь находится  в свободной продаже, и преград для его  употребления нет.

Цивилизованное общество столкнулось с проблемой алкоголизма с начала производства алкогольной продукции, и с тех пор актуальность этой проблемы стала только еще больше. Алкоголизм, как и наркомания, является мощнейшим оружием против человечества. Ворвавшись в жизнь нормальной благополучной семьи алкоголизм способен разрушить ее изнутри. С таким оружием человек, никогда не державший в руках автомата, может погубить жизни людей, включая свою. Угрозу, которая скрыта за стеклом коньячной бутылки, многие уже давно понимают. В СССР  вводили сухой закон, но положительных его результатов оказалось намного меньше негативных последствий. Всем хорошо знакомы анекдоты про тройной одеколон. Все знают про незаконную продажу алкогольной продукции во времена этого закона и про всплеск преступности как следствие.

Глядя на современное общество, можно с уверенностью сказать, что алкоголизм распространен среди людей разного возраста и разного социального положения. Я считаю тему данного реферата актуальной, потому что с проблемой алкоголизма сталкивается каждый человек. Еще в раннем детстве я поняла насколько это страшно, когда человек не контролирует себя, находясь в алкогольном опьянении. Алкоголь имеет свойство усиливать переживания и далеко не у всех получается с помощью него отойти на время от проблемы, вызвавшей стресс. У многих людей «с принятием на грудь» этот стресс лишь усиливается и толкает на необдуманные поступки, в некоторых случаях и на суицид. В исследованиях И. Ромашкина отмечено, что из всех случаях самоубийства, не только взрослых людей, но и подростков, под воздействием психотропных веществ и алкоголя совершается восемьдесят пять процентов этих случаев. Шестьдесят два процента всех дорожно-транспортных происшествий происходит при участии водителей в нетрезвом состоянии. Криминалисты отмечают, что большинство бытовых убийств происходит после распития спиртных напитков. И это, к сожалению далеко не весь список последствий, к которым приводит употребление алкоголя. Человек в состоянии алкогольного опьянения перестает слушать голос разума и начинает руководствоваться  животными инстинктами, впадает в первобытное состояние.

    Эту человеческую проблему нельзя решить из вне. К ней нужно подходить с самого начала, т.е. еще до ее появления. И на этой стадии, к сожалению, уделяется очень мало внимания. Школьник может вполне свободно смотреть рекламу пива и потом также спокойно купить это пиво в любом киоске. Для него это “круто”, как и сигареты, которые нельзя купить только что в аптеке. Проблема алкоголизма среди подрастающего поколения волнует практически каждого человека, за исключением самих подростков.

  1. Исторические корни пьянства

Слово «алкоголизм» ввел в обиход шведский врач Гусе в середине прошлого века. Но само пьянство существует, к сожалению, не одно тысячелетие. Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия.

Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его “алкоголь”, что означает “одурманивающий”. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632) . Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов – Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.

В Древней Спарте пьяниц подвергали, остракизму, в Афинах строго запрещалось продавать неразбавленное вино, в Древнем Риме вино не имели права пить мужчины моложе 30 лет.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: “Веселие на Руси – есть питие”. Однако это досужие вымыслы. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Но, как говорится, дурное дело -  нехитрое.

        Формирование традиций, обычаев, нравов (и хороших, и плохих) происходит подчас длительно, но, сформировавшись, они с большим трудом уходят из жизни. Много-много поколений в России привыкали отмечать успех или завершение, а то и начало какого-то дела застольем, выпивкой. Купец заключил сделку – выпивка. Крестьянин собрал урожай – выпивка. Мастеровой купил новые сапоги – надо обмыть, чтобы хорошо носились. Все религиозные праздники, как правило, заканчивались длительной пьянкой.

Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление алкоголя в виде “ударных доз”: большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый “северный” тип пития. Кроме того, в нашей стране также были широко распространены питейные обычаи, содействующие привыканию к алкоголю с раннего детства. Среди населения "низшего сословия" было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным увеличением дозы спиртного до нескольких рюмок. Было такое поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми.

Даже сейчас некоторые «лекари» дают спиртные напитки слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма", "улучшения" сна и аппетита. Портвейн служит средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, "рябиновку" – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения универсальным лечебным средством считается водка.

Увы, самая долгая из войн — борьба с алкоголизмом не кончилась и по сей день. Более того, число ее жертв нарастает постоянно и принимает уже совершенно угрожающие размеры. Если сравнительно недавно известный физиолог Маке Рубнер говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде, то сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне может поспорить с числом жертв от самых опасных заболеваний. Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10—20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника.

II. Понятие «алкоголизм»

        В чем же заключается болезнетворное свойство алкоголя и как оно проявляется? Алкоголь – наркотический яд, действующий на центральную нервную систему. В результате этого воздействия тормозные процессы в коре головного мозга уменьшаются, у человека резко снижается самоконтроль.

        Реакция выпившего бывает различной в зависимости от ряда причин. Человек может быть беспричинно смешливым или, наоборот, становится грустным, плачет, или бывает агрессивным, развязным. Однако общие симптомы проявляются довольно ярко: речь становится несвязной, взгляд блуждающим, движения малокоординированными, походка неустойчивой.

Регулярное употребление алкоголя приводит к тяжелейшему заболеванию – алкоголизму.

Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими  расстройствами.

Алкоголиком может стать каждый. Однако исследования показали, что для детей алкоголиков риск обрести алкоголическую зависимость в 4-6 раз выше, чем для детей не алкоголиков. Исследования случаев алкоголизма показывают, что алкоголизм зачастую является частью общей картины депрессивного заболевания. Многие алкоголики страдают эмоциональными проблемами, приобретенными с детства, часто связанными с потерей, отсутствием или неадекватностью одного или обоих родителей.

Согласно оценкам, две трети алкоголиков составляют мужчины. Однако в последнее время к стакану водки все чаще прикладываются женщины, молодежь, даже подростки. Сравнительно недавно на сто мужчин-алкоголиков в России приходилась одна женщина-алкоголичка, сегодня соотношение 10: 1, и дело быстро идет к западным стандартам, по которым соотношение близко 1: 1. Но в России положение особое. Здесь женщина была всегда главным оплотом борьбы против пьянства, и вот теперь рушится последний оплот…

Что касается молодежи и подростков, то их вовлечение в повальное пьянство означает, во-первых, лавинообразное разрастание алкоголизации общества, а во-вторых, окончательный подрыв генофонда народа. Резко увеличивается процесс зачатий в состоянии опьянения и соответственно ускоряется процесс олигофренизации населения (есть сельские районы, где процент дебилов  намного превысил 10% и приближается к 25%, и число таких районов растет).

Проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно (до 80% рецидивов), требуется искоренять причины этой проблемы.  И наиболее важное направление в этой работе – предупреждение подросткового алкоголизма.

III. Предупреждение подросткового алкоголизма

3.1. Психофизиологические особенности подростка

Подростковый (пубертатный) возраст — это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. По биологическим критериям, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), он охватывает годы жизни от 10 до 20 лет. Этот возрастной период характеризуется бурным ростом как отдельных органов, так и всего организма в целом, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функций органов и систем организма. В этот период интенсивно перестраиваются нервно-регуляторные механизмы, наиболее активно формируются некоторые отделы головного мозга, возникают новые связи между нервной и эндокринной системами. Усиливается также деятельность щитовидной железы. Ее гормоны обеспечивают ускорение окислительных процессов, необходимых для роста и дифференцировки тканей, особенно для развития мозга. Повышается активность надпочечников, гормоны которых играют важную роль в адаптационных и пластических процессах.

В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза, возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Сердце достигает максимума работоспособности у девушек к 15—16 годам, у юношей — к 17—18 годам. Бурно растет и совершенствуется легочная система. Изменения в структуре легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, урежается частота дыхания. В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения. К 12—13 годам завершается замена молочных зубов, заканчивается развитие пищевода, слюнных желез и желудка. Однако неустойчивость вегетативной нервной системы накладывает отпечаток на секреторную и моторную функции желудка. К 14—15 годам у девушек и к 15—16 годам у юношей окончательно формируется печень и желчный пузырь, процессы фильтрации в почках не отличаются уже от аналогичных процессов у взрослых.

Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. В этот период происходит дальнейшее совершенствование функциональной деятельности центральной нервной системы. Завершается структурное и морфологическое созревание нервных клеток. Развитие психики в этот период знаменует собой переход индивидуального сознания в общественное. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подростков философствовании о смысле жизни, бесконечности, месте человека в мире и т. д.

В период отрочества начинают формироваться высшие этические и нравственные категории, эстетические понятия. Сложная переоценка явлений окружающей действительности совершается подростком непоследовательно, разрозненно; первое впечатление для него неоспоримо; эмоции отличаются чрезвычайной неустойчивостью. Для этого периода характерны и специфические психологические черты и реакции, такие, как реакция эмансипации, группирования со сверстниками, хобби с их частой сменой и т. д. [Личко А. Е., 1973].

3.2. Влияние алкоголя на организм подростка 

В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это прежде всего тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма.

Усиленное токсическое воздействие алкоголя на организм детей и подростков было установлено врачами еще в конце прошлого века. Медицинская литература конца XIX — начала XX века изобилует примерами тяжелейших отравлений и даже смертельных исходов у детей и подростков от ничтожных доз алкоголя. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких органов и тканей, такого уровня, на котором бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. На молекулярном уровне алкоголь вмешивается в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм. На субклеточном уровне он воздействует на митохондрии, активность лизосом, на уровне клетки нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов. На уровне органов — приводит к патологии желудочно-кишечного тракта, печени и др. На уровне систем — вызывает расстройство ферментативной деятельности, вмешивается в процесс синтеза и распада медиаторов (веществ, осуществляющих передачу нервных импульсов). На уровне макросистем употребление алкоголя может привести к патологии нервной системы.

Таким образом, не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе весь урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина и даже пива. Попав в организм, алкоголь достаточно медленно расщепляется в печени. И только 10% его выводится из организма в неизмененном виде. Остальной алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. У подростка, учитывая высокую проницаемость тканей в этом возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему организму.

Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

В подростковом возрасте, когда мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой и находится на стадии структурного и функционального совершенствования, алкоголь оказывается крайне опасным: даже однократное употребление его нарушает нормальный процесс развития психики и нередко может иметь самые серьезные последствия.

В начале нашего века М. Ленде были проведены опыты по наблюдению влияния алкоголя на поведение и способности детей. Для своего эксперимента он отобрал 25 учеников в возрасте от 6 до 15 лет. Все они 6ыли вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 11/2 —2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Тотчас после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались и в поступках, и на словах. Они быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Заучивание наизусть давалось им труднее. Характерно, что 13—15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех детей изменялся характер: они становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Второй мишенью алкоголя в организме является печень. Именно в ней под действием ферментов происходит расщепление алкоголя. При скорости поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада, происходит накопление алкоголя, ведущее к токсическому поражению клеток печени. В этом случае алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения в них, дистрофические процессы с накоплением жира. Развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм. Действие алкоголя на печень в подростковом возрасте еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

Алкоголь обладает выраженным токсическим действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что в свою очередь ведет к нарушению переваривающей способности желудка. Нарушение усвояемости пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка. Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие.

Таким образом, алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических категорий и т. д.).

Доказано, что чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем многие дополнительные вредности (внутренние и внешние), в том числе и алкоголь, могут привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. Установлено, что у подростков употребление алкогольных напитков значительно быстрее, чем у взрослых, вызывает заболевание алкоголизмом, а его развитие отличается злокачественным течением.

Из всего вышесказанного видно, что употребление алкоголя подрастающим поколением не только не желательно, но и недопустимо.

Известный русский врач И. В. Сажин на основании исследований влияния алкоголя на нервную систему еще в 1902 г. писал: «Что касается детского, отроческого и юношеского возраста, то здесь для естественного и правильного гармонического развития волевых, нравственных и умственных способностей решительно и необходимо требуется безусловное устранение употребления спиртных напитков в каком бы то ни было качестве и в каком бы то ни было количестве».[1]

Современная наука полностью подтверждает справедливость и актуальность этого принципа. Задачей сегодняшнего времени является воплощение его в жизнь.

3.3. Мотивы употребления алкогольных напитков подростками

В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками. Много исследований, посвященных изучению этих вопросов.

         Исследователи отмечают, что современные подростки раньше приобщаются к употреблению алкоголя. При этом немало места в своих работах  исследователи отводят изучению обстоятельств приобщения подростков к алкоголю. Указывают две основные формы приобщения: в кругу родных (родители, родственники) и в кругу друзей. Родители побуждают детей к выпивке в 60,5% случаев (в основном в возрасте 6—10 лет). Приобщение к алкоголю в кругу друзей происходит в более старшем возрасте.

Наряду с ранним приобщением к алкоголю специалистами отмечается и рост числа злоупотребляющих алкоголем среди молодежи. Хотя в отношении определения «злоупотребляющий» алкоголем среди авторов нет единого мнения и каждый определяет эту группу на свое усмотрение, в основном при этом учитываются три основных критерия: частота употребления алкоголя, количество и проблемы, возникающие у молодежи в связи с частым употреблением алкоголя. По общим данным, употребление алкогольных напитков подростками очень разнообразно и по частоте, и по количеству, и по поводам.

Изменяются и мотивы употребления алкоголя. У мальчиков вначале основными мотивами являются: желание казаться взрослее, быть сильным и храбрым и т. д. Формирование подростковых групп знаменует появление таких мотивов, как «на праздник с друзьями за компанию», а у части подростков и «просто так с друзьями», «от  нечего делать с друзьями». У девочек мотивы употребления алкоголя за период отрочества не подвергаются определению. Единственным значимым поводом является употребление на праздники и семейные торжества. Плохое настроение служит чрезвычайно редким поводом для употребления алкоголя и встречается в среднем в 1,7% случаев у мальчиков и в 0,3% случаев у девочек. Практически никогда подростки не употребляют алкогольные напитки в одиночестве.

Многие исследователи единодушно подчеркивают, что формирование алкоголизма в значительной мере зависит от того, в каком возрасте произошло приобщение к алкогольным напиткам. Чем раньше ребенок впервые приобщился к алкогольным напиткам, а затем стал их систематически употреблять, тем короче период формирования алкогольной болезни. Раннее приобщение детей к алкоголю является одним из факторов, способствующих развитию пьянства и алкоголизма в старших возрастных группах.

В заключение, оценивая в целом современные тенденции употребления алкогольных напитков несовершеннолетними, хочется с тревогой отметить, что они крайне неблагоприятны. В развитых странах в настоящее время наблюдается бурный рост употребления алкогольных напитков подростками, который почти достиг в отдельных регионах своего максимума, охватив более 95% подростков.

3.4. Меры борьбы с подростковым алкоголизмом

Составным элементом громадной воспитательной работы является противоалкогольная профилактическая работа, которая, в свою очередь, является ядром первичной профилактики алкоголизма.

Можно выделить три аспекта первичной профилактики алкоголизма. Во-первых, это проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование противоалкогольного общественного мнения. Во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения и, в-третьих, формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Если в основе санитарно-гигиенического воспитания населения лежит пропаганда здорового образа жизни и искоренение вредных привычек, то в отношении подрастающего поколения правомерна лишь одна точка зрения — воспитание молодежи в духе трезвости, активного отрицательного отношения к любым проявлениям пьянства. Такая постановка вопроса научно вполне обоснована. Многочисленные литературные данные, как мы отмечали выше, свидетельствуют о том, что основа злоупотребления алкоголем закладывается в детском и подростковом возрасте.

Принцип недопустимости употребления алкоголя детьми и подростками является стратегической основой всей противоалкогольной работы среди подрастающего поколения. При этом следует подчеркнуть, что в условиях, когда большая часть населения употребляет алкоголь, проведение противоалкогольной профилактической работы среди несовершеннолетних на основе принципа недопустимости употребления алкоголя подростками — длительный процесс. Одна из главных трудностей — бытующие сегодня в общественном сознании снисходительно-добродушное отношение к употреблению алкоголя вообще и мнение о безобидности употребления алкоголя подростками в частности. Как справедливо отмечает Г. Г. Заиграев (1991): «…в обыденном сознании прочно укоренилось отношение к алкоголю как к предмету, имеющему определенную социальную ценность, как к неотъемлемому атрибуту многочисленных событий в личной и общественной жизни, отношение, при котором распитие спиртных напитков рассматривается как проявление радушия, гостеприимства и уважения».[2] Это отношение усваивается детьми и подростками. Более того, сами родители, чаше всего являются первыми «алкогольными воспитателями» своих детей. Именно они прививают им «питейные традиции», преподнося первую рюмку и считая вполне допустимым употребление алкоголя подростком. Изменить бытующее в общественном сознании спокойно-снисходительное отношение к употреблению алкоголя несовершеннолетними, насторожить общественное мнение в отношении опасности употребления спиртного молодежью — дело сложное, трудное, но крайне необходимое. Формирование такого общественного отношения потребует, как справедливо считает Г. Г. Заиграев, применения комплекса культурно-воспитательных, административно-правовых, медицинских мер, направленных на постепенное вытеснение из повседневной жизни людей того, что вызывает у них потребность в алкоголе. Широко распространившимся и глубоко укоренившимся «питейным» обычаям необходимо противопоставить широко поставленную пропаганду здорового образа жизни, противоалкогольное просвещение масс, сознательное, активное формирование трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Основную работу по формированию таких установок у подрастающего поколения, на мой взгляд, необходимо сконцентрировать в общеобразовательных школах путем введения в программу школы противоалкогольного воспитания как части нравственного воспитания учащихся. Для проведения такого рода работы школа является оптимальным учреждением. Во-первых, потому что система общеобразовательных школ охватывает практически все подрастающее поколение. Во-вторых, прививать взгляды, формировать отношение лучше в детском и подростковом возрасте. В-третьих, воспитание учащихся — мощный стимул и для противоалкогольного просвещения их родителей, которое можно проводить параллельно.

Как свидетельствуют исследования последних лет, противоалкогольная работа в школах сводится к редким лекциям и охватывает даже не всех старших школьников. Однако прочитанные лекции не всегда адаптированы к возрасту учащихся и не вызывают интереса у школьников, скорее наоборот, порождают негативное отношение к любым мероприятиям подобного рода. Около половины учащихся 11-х классов считают, что проводить подобные лекции не нужно: «Скучно» и «Не поможет!». Естественно, что такого рода просветительная работа не может дать хороших результатов.

Проведенное  обследование учащихся 9—11-х классов показало, что знания подростков о влиянии алкоголя на организм являются общими и поверхностными. По современным данным, большинство школьников считают алкоголь вредным для здоровья, однако это не останавливает их от его употребления, причем чем старше школьник, тем меньше он с этим считается. Одной из причин слабой осведомленности и формального знания о вреде пьянства и алкоголизма является, как мы уже говорили выше, низкий уровень противоалкогольной пропаганды среди населения вообще и подростков в частности. Специальные исследования, проведенные Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения, показали относительно невысокий процент осведомленности населения о вредных последствиях пьянства и о мерах борьбы с алкоголизмом. Так, например, по данным Д. Н. Лоранского, В. Д. Афанасьевой, Л. В. Орловского (1978), более половины городских жителей не знали о недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними, более того почти 15% родителей допускали выпивки детей до 16-летнего возраста. Вот почему «правильно преподнесенная, убеждающая  аудиторию информация о вредном действии чрезмерных доз алкоголя уже сама по себе является одним из средств борьбы с пьянством и алкоголизмом» [Королев В. В., 1974].

Разработка действенной системы противоалкогольного воспитания учащихся, которая бы не только давала информацию об алкоголе, последствиях его воздействия, но и формировала бы активное негативное отношение к нему, является сегодня насущной актуальной проблемой. Основой противоалкогольной работы среди несовершеннолетних является юридическое закрепление принципа недопустимости употребления алкоголя детьми и подростками. Появление несовершеннолетних в пьяном виде в общественных местах или распитие ими спиртных напитков в возрасте до 16 лет также влечет за собой наложение штрафа на родителей. Закон запрещает прием на работу, связанную с производством, хранением и продажей спиртных напитков, несовершеннолетних. Продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 18 лет, запрещена. Но в настоящее время почти никто не обращает внимания  на запреты, даже подросток 13-15 лет в любом ларьке может купить слабоалкогольную продукцию, а в некоторых магазинах – водку.

Противоалкогольная работа среди несовершеннолетних должна быть направлена на устранение или ослабление факторов, способствующих употреблению алкогольных напитков несовершеннолетними. Напомним, что употреблению алкоголя подростками способствует целый комплекс взаимосвязанных факторов микросоциальной среды. Неблагоприятные социальные факторы (алкогольные обычаи в семье и др.) способствуют раннему первичному приобщению ребенка к алкоголю и формированию у него положительной установки на употребление алкоголя. Друзья и товарищи, одобрительно относящиеся к употреблению алкоголя, и длительный, бессодержательно проводимый досуг на базе уже сформированной положительной установки на употребление алкоголя способствуют развитию и закреплению привычки к частому употреблению спиртного.

Для эффективного воздействия на эти «факторы риска» требуются комплексные усилия на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом. Прежде всего это оздоровление семейно-бытовой среды детей и подростков (борьба с внутрисемейным приобщением детей и подростков к алкоголю, работа по повышению культуры семьи, усиление семейного контроля за детьми и т. д.), организация свободного времени детей и подростков. Как я показала ранее, неблагоприятные семейные факторы в значительной степени обусловлены злоупотреблением алкоголем родителями. Поэтому успешная борьба с алкоголизмом и  злоупотреблением  алкоголем  взрослых  может существенно способствовать улучшению семейной обстановки и снижению тех психических отклонений у детей, которые обусловлены повреждающим воздействием алкоголя на воспитательную функцию родителей. Определенную роль в улучшении семейного воспитания может сыграть и проведение противоалкогольного просвещения среди родителей учащихся в школе. Но самого пристального внимания требует организация свободного времени детей и подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг является ведущим «фактором риска» в развитии злоупотребления алкоголем подростками. Нужны активные формы вовлечения детей и подростков в различного рода кружки, секции. И семья, и классный руководитель должны знать, чем занимается школьник в свободное время, помочь ему организовать содержательный досуг с учетом его склонностей и интересов. В силу психологических особенностей подросткового возраста — интенсивного стремления к созданию подростковых групп — важно развивать для подростков коллективные групповые формы содержательного досуга. Следует учитывать, что «трудные» подростки наибольшую склонность и интерес проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к физическим занятиям и упражнениям, они охотно принимают участие в различного рода спортивных состязаниях, походах и т. д. Поэтому необходимо всячески поощрять увлечение таких детей и подростков спортом, организовывать различные виды коллективного отдыха со спортивным уклоном.

Применения комплекса специальных мероприятий требуют подростки, часто употребляющие алкоголь. Эти подростки нуждаются в особых методах выявления, учета, активного наблюдения и применения новых методов лечения.

 Следует особо отметить, что уже первый опыт работы подростковых наркологических кабинетов показывает, что крайне важны наряду с медицинскими, социальные мероприятия, направленные на оздоровление семейной обстановки подростка, организацию его свободного времени.

Резюмируя в целом содержание и направленность противоалкогольной профилактической работы среди подрастающего поколения, необходимо еще раз подчеркнуть, что она должна носить комплексный характер и представлять собой скоординированную деятельность различных ведомств и служб, участвующих в ней. Противоалкогольную профилактическую работу необходимо проводить постоянно и охватывать ею всех детей и подростков с особым акцентом на несовершеннолетних, часто употребляющих алкогольные напитки. Весь комплекс мероприятий по профилактике употребления алкоголя подростками должен проводиться в тесной взаимосвязи с общей борьбой с алкоголизмом и пьянством среди населения и рассматриваться как неотъемлемая и наиболее существенная часть первичной профилактики алкоголизма.

Заключение

Выход из проблемы алкоголизма, как и упоминалось выше, заключается в полно объемной пропаганде вреда спиртного. Важно привить неприязнь к его употреблению еще с раннего детства. Причем, стоит отметить, что наряду со школами, объяснять весь вред алкоголизма нужно и родителям. В настоящее время мы как-то отошли от этой проблемы, из-за того, что глобальная проблема наркомании с ее еще более тяжелыми последствиями встала на первое место. Однако я считаю, бороться можно одновременно по этим двум направлениям. Наряду с пропагандой вреда наркотиков и спиртного, нужно прививать человеку с раннего детства здоровый образ жизни. Занятие спортом, различные клубы и кружки для детей, о которых в последнее время почему-то забыли, вот этот выход. Подростки, собирающиеся по подъездам, курящие и употребляющие пиво и наркотики, занимаются этим только из-за того, что другой альтернативы для кого-то из них просто нет. Занятия спортом укрепляют и силу воли, а сильный духом  человек уже никогда не сломается под воздействием жизненных проблем и трезво выйдет из любой ситуации.

Список литературы:

1. Б.С.Братусь. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.

    М., 1994

2. Т. В. Касмынина. Влияние алкоголя на организм подростка. С.-П., 2001

3. Н. Я. Копыт, Е.С. Скворцова. Алкоголь и подростки. Минск, 1989

4. Н.Б. Коростелев. От А до Я. М., 1980

5. И.Д. Муратова, П. И. Сидоров. Антиалкогольное воспитание в школе.  

    Архангельск, 1977

6. Л. Ф. Петренко. Коварный враг. М., 1981

7. Россия накануне XXI века. М., 1997

8. Г. М. Энтин. Когда человек себе враг. Л., 1973


[1] Н.Б.Коростелев. От А до Я. М., 1980, стр. 149

[2] Л. Ф. Петренко. Коварный враг. М., 1981, стр.58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предупреждение пивного алкоголизма"

Классный час для старшеклассников в рамках акции "Мы за здоровый образ жизни"...

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Интерактивная беседа со старшеклассниками "Подростковый алкоголизм".

Мероприятие построено в форме диалога с учащимися 9-11 классов, предполагает откровенный разговор о причинах и последствиях подросткового алкоголизма. Педагогическая ситуация смоделирована так, чтобы ...

ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ

В наше время профилактика алкоголизма  имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узна...

"Подростковый алкоголизм"

Предлагается беседа с подростками в рамках соц.патронажа. В ходе индивидуальной беседы с несовершеннолетними рассмотриваются причины подростковогоалкоголизма, статистика и последствия подросткового ал...

Подростковый алкоголизм

Употреблению алкоголя в подростковом возрасте, как правило, предшествуют нарушения поведения....

Профилактика подросткового алкоголизма

Тема "Подростковый алкоголизм" выбрана не случайно, так как в подростковом возрасте дети во многом не осознают всю сложность и серьезность ситуации и им необходима дополнительная помощь...