Фразеологические обороты
план-конспект урока по теме
Закрепляем понятие о фразеологизмах как об устойчивых сочетаниях слов с переносным значением, употребляющихся преимущественно в разговорной речи. Обогащаем словарный запас учащихся за счёт подбора синонимов и антонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_4_klass.docx | 100.13 КБ |
frazeologizmy_4_klass.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологические обороты.
Цель: закрепить понятие о фразеологизмах как устойчивых словосочетаниях с переносным значением, употребляющихся преимущественно в разговорной речи; обогащать словарный запас учащихся за счет подбора синонимов и антонимов.
I. Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- А теперь улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее. Наша задача – активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.
Посмотрите на доску.
Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.
- бежим со всех ног - знает назубок Как можно назвать фразы, которые выделены в стихотворении? Дети: - это пословица, - это поговорка - устойчивое выражение - фразы, которые можно заменить другими словами
Давайте, другими словами заменим эти фразы в нашем стихотворении. В школе прозвенел звонок, В класс бежим мы (очень быстро). Знает каждый (точно, хорошо) – Начинается урок.
У этих выражений есть научное название. – фразеологизмы. В нашей речи часто встречаются фразеологизмы, но мы не задумываемся о формулировке при их употреблении. - На сегодняшнем уроке нас ждут как знакомые, так и неизвестные фразеологизмы.
Соберите из отдельных букв слова-понятия. ДОСКА:
- Как данные понятия связаны между собой? (Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.)
- Верно! Ориентируясь на схему, расскажите, какие “правила предложения” вы знаете.
ДОСКА:
Наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. Одним из лучших украшений нашей речи, придающих ей особую выразительность, образность и эмоциональную окраску, являются фразеологизмы. Фразеологизмы характеризуются постоянством и сложностью состава, устойчивостью грамматической формы. Во фразеологизмах нельзя произвольно переставлять слова, включать в них другие слова.
Введение понятия “фразеологизм”.- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):
- У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
- Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)
- Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)
- Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)
- Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)
- Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)
Эти предложения имеют не буквальное, а переносное значение. Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а всё предложение в целом. Такие предложения употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах. - Соберите это понятие из отдельных букв, ориентируясь на цифровой код:
- Устойчивое сочетание слов.
- Прочитайте, что такое “Фразеологизм”.
- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их можно запомнить и употреблять в своей речи.
Найдите фразеологизмы.
Как работает слово? Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры здесь можно найти без труда. Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А гуси и утки сухие всегда: Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобой - ты правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет – Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
- Довольно, мол, воду в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую! Ты скажешь потом: Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах – то вода!» (В.Суслов)
Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В школе прозвенел звонок, В класс бежим мы со всех ног . Знает каждый назубок - Начинается урок.
Соберите из отдельных букв слова-понятия. ЬЧЕР-ПРЕДЖЕЛОЕНИЕ-СООЛВ
Подумайте и кратко ответьте на вопрос: о каком человеке говорят? У него куры денег не клюют Он обведёт вокруг пальца кого-либо Он ходит по струнке перед кем-то Он за словом в карман не лезет Он перебивается с хлеба на воду Он звёзд с неба не хватает
Соберите слово из отдельных букв Ф 1 М 12 О 6 Р 2 Е 5 И 10 А 3 З 4 Л 7 О 8 Г 9 З 11 Фразеологизм
Найдите фразеологизмы Как работает слово? Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры здесь можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт. А гуси и утки сухие всегда: Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобой-ты правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал. Лентяй отдыхает, а время идёт- Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: -Довольно, мол, воду в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай: Довольно лить воду, ты дело давай! Работать впустую! Ты скажешь потом: Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!» В. Суслов
Послушайте стихотворение, добавьте слово. У маленького Паши Ботинки просят … .. каши Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой …. не разольёшь
Послушайте стихотворение, добавьте слово. Ежата- детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых …. рукавицах Как много принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги… в руки
Найдите фразеологизм и его значение Находиться под башмаком Сидеть на чемоданах Лить крокодильи слёзы Жить как кошка с собакой Сесть в лужу Белая ворона Сильно плакать Непохожий на других человек Подчиняться кому-то Попасть в неприятную ситуацию Собираться в дорогу Ссориться, ругаться
Закончите и изобразите фразеологизм Голоден как….. Хитёр как … Труслив как… Здоров как… Надут как… Упрям как… Нем как… Грязный как… Мокрая как…
Закончи стихотворение, объясни фразеологизм Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк. И так устали мы в дороге, Что еле…. волочили ноги Товарищ твой Просит украдкой Списать ответы из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ….. медвежью услугу Фальшивят, путают слова, Поют. Кто в лес, кто … по дрова Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … вянут
Распределить фразеологизмы по группам Во весь дух Сломя голову Нога за ногу Во все лопатки В час по чайной ложке Одним махом Одна нога здесь, другая там Ползёт как черепаха
Проверка БЫСТРО Во весь дух Сломя голову Во все лопатки Одним махом Одна нога здесь, другая там МЕДЛЕННО Нога за ногу В час по чайной ложке Ползёт, как черепаха
Догадайтесь, о чём речь. Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь; Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Догадайтесь, о чём речь Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело; Её расхлёбывают, распутывая это дело; Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; Её просит рваная обувь Она в голове у вечных путаников.
Догадайтесь, о чём речь. Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; Её набирают в рот, когда молчат; Ею нельзя разлить неразлучных друзей; В неё прячут концы нечестные люди; Иногда они выходят из неё сухими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фразеологические обороты"
В данной презентации есть задания для 6 класса при изучении темы "Фразеологические оброты"...
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Символика зоонимов (на материале русских, английских и татарских фразеологических оборотов)
Символика зоонимов (на материале русских, английских и татарских фразеологических оборотов)Актуальной проблемой современного языкознания является сопоставительное изучение языков, направленное н...
Учебный проект "«Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах».
Учебный исследовательский проект «Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах». разработан в рамках общешкольной научно-практической конференции, б...
Символика цвета во фразеологических оборотах английского языка
Это дополнительный материал для учащихся старших классов. Школьники познакомятся с основными фразеологическими оборотами, имеющими сему "цвет". Данные фразеологические обороты будут хорошими помошника...
"ИЗУЧАЕМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ"
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА ПО ТЕМЕ"" ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ". ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТОИТ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПОДВОДИТ УЧАЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ ПРОБЛЕМЫ....
Фразеологический оборот
Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему "Фразеологические обороты"...