Почему мой ребенок не говорит?
консультация на тему

Титова Елена Константиновна

Консультация предназначена для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_moy_rebenok_ne_govorit.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Роль речи в полноценном психическом развитии ребенка чрезвычайна велика. Исключительное значение, которое имеет речь для психического развития ребенка, делает важным и необходимым знание причин нарушений речи, условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах онтогенеза.

Речь не является социально приобретаемой способностью человека.  Результаты наблюдений за развитием детей различного возраста свидетельствуют о наличии у ребенка врожденных предпосылок к овладению системой языка. Далее эти предпосылки либо получают свое развитие в условиях благоприятного воспитания, либо нет. В этом случае говорят о функциональных задержках речевого развития, которые могут иметь различную степень выраженности.

При специфических нарушениях речевого развития органического генеза наблюдается недостаточность собственно языковой способности – несовершенство речемыслительных процессов, которое может проявляться как на всех структурных уровнях языка одновременно (в лексике, грамматике, фонетике), так и избирательно (например, на фонетико-грамматическом или грамматическом уровне).

Недостаточность собственной языковой базы является причиной возникновения трудностей при общении, а в наиболее выраженной форме приводит к упорному отказу от речевой коммуникации. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Нарушаются взаимоотношения, существующие между личностью и обществом, т.е. речевое общение.

Все родители с нетерпением ждут первых слов малыша и очень переживают, если их чадо «никак не хочет» говорить, хотя всё понимает и неплохо выражает свои потребности с помощью жестов. Первые слова, которые появляются у ребёнка, часто бывают непонятны, «скомканы», у ребёнка словно «каша во рту», что может быть связано с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата, мышечной слабостью, прерывистым типом дыхания.

К сожалению, большое количество детей уже при рождении имеют различные врожденные психические и неврологические заболевания, которые провоцируют недоразвитие речи.

В норме овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин. И, как правило, это дети, так называемой, «Группы риска» по речевой патологии, с различными неблагоприятными факторами развития. Это дети, имеющие органические поражения ЦНС разной этиологии; недоношенные и маловесные дети; дети, рожденные с асфиксией при родах; с нарушениями в анатомическом строении речевого аппарата; имеющие соматические, генетические, хромосомные заболевания; инфекции; тяжелые роды матери (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи). А также отсутствие адекватных педагогических условий, депривация, что немаловажно для полноценного развития. Поэтому очень важным является своевременно оказанная коррекционно-педагогическая помощь, от которой во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его речевых возможностей, коммуникативных качеств. И поэтому вопрос о развитии речи ребёнка является особо важным на пути становления его личности. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться серьезной проблемой.

В настоящее время в специальной литературе встречаются описания следующих форм речевых нарушений в раннем возрасте (Л.С.Волкова):

- общее недоразвитие речи (ОНР) - форма речевого нарушения, при котором нарушено развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического, лексико-грамматического;

- задержка речевого развития (ЗРР) - замедление темпа речи, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка.

Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Малофеева,и др. авторы акцентируют внимание на раннем выявлении и преодолении отклонений в речевом развитии ребёнка и подчёркивают необходимость комплексного подхода к изучению. преодолению у детей речевой патологии. Положительные результаты достигаются только совместными усилиями врачей, дефектологов, логопедов, психологов, педагогов и родителей. Задача специалистов — выявить причину речевого нарушения, творчески подойти к процессу обучения и превратить его в увлекательную совместную игру, доставляющую ребёнку радостные эмоциональные переживания. Задача родителей — вовремя обратиться к специалистам и полностью выполнять их советы и рекомендации во взаимодействии со своим ребёнком. 

Неразвитая речь не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему у ребенка возникло нарушение речи?"

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение в вашем случае, определит точно только логопед....

Родительское собрание" Почему свой ребенок становится чужим"

Родительское собрание "Почему свой ребенок становится чужим" в форме известной телевикторины....

Лекция для родителей : "Почему нужно ребенку заниматься музыкой?"

Лекция для родителей : "Почему нужно ребенку заниматься музыкой?"...

Почему мой ребенок плохо говорит

Консультация для родителей...

«Почему ребенок себя плохо ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка

Почему дети ведут себя плохо? Почему они делают нам все назло? Почему им даешь, даешь, а им все мало и мало? Эти частые вопросы родители задают психологу на консультациях. В...

Почему у ребенка возникло нарушение речи

Почему у ребенка возникло нарушение речи...