Роль игры в развитии речи дошкольника
статья на тему

Игра занимает главное место в жизни ребенка дошкольного возраста. Для педагога игры становятся важным средством всестороннего развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль  игры  в  развитии  речи  дошкольника»

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно большой словарный запас, научиться грамматически правильно объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.

При развитии речи и устранении речевых нарушений дошкольников, ведущим является воздействие, которое осуществляется различными методами, в том числе игровым методом.

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами развития речи или ее коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

1. С детьми дошкольного возраста можно использовать различные игры: с пением, дидактические, сюжетные, сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, игры-инсценировки, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами работы по развитию речи, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

Для развития речи применяются дидактические игры на использование существительных во множественном числе, в родительном и винительных падежах, существительных среднего рода в сочетании с прилагательными, предлогов, на образование слов по аналогии.

Пр. Рассматриваем ведерки различных цветов. Дети закрывают глаза, одно ведерко убирают. Нужно рассказать какого ведерка не хватает. Спрячем в ведерко разноцветный шарик. Для того чтобы найти нужный шарик, надо описать какой он, и в каком ведерке лежит.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний, и благодаря многообразию их содержания помогают детям закрепить свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: профессиях, явлениях природы, образе жизни, повадках животных и птиц, их криков, средствах транспорта и т.п.

Наличие в сюжетно-дидактической игре двух элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Сюжетно-ролевым, творческим, играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. В таких играх хорошо развивать словесную память, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребенком взятой на себя роли.

Для развития связной речи можно взять игры-инсценировки, с помощью которых детей учат составлять описательные рассказы, обратить их внимание на особенности внешнего вида игрушки, обогатить и активизировать его словарь.

Пр. Игрушку воспитатель прячет, и дети ее зовут. Угадывают, какого цвета у нее глазки, размышляют, от чего грустен заяц, и как следует поступить, чтобы помочь ему и т.п.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения педагога с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, учатся действовать в соответствии с указаниями.

Для детей младшего дошкольного возраста хорошо проводить занятия по логоритмике, где формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом ритмах осуществляется в неразрывном единстве. Комплексно-игровой метод на таких занятиях включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма и развитию речи, значительная роль в работе по созданию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

2. Для развития речи на занятиях можно включать разнообразные игровые моменты и ситуации.

Игровые моменты могут носить самый различный характер. Так, например, составлению описательного рассказа по игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже сможет использовать в своем ответе.

В средней группе можно использовать ситуацию «ребенок учится, обучая любимую игрушку». По мнению психологов, детям пятого года жизни свойственно стремление что-то рассказать, объяснить, показать куклам, зверюшкам и т.п. это можно использовать при обучении детей.

Например, на всех занятия какая-либо игрушка (медвежонок, зайчик, кукла и т.п.) становится полноправным членом детского коллектива. И ее, как и детей, тоже учат на занятиях. Только учение дается игрушке с трудом и , выручая любимца, дети неоднократно повторяют образец рассказа воспитателя: разъясняют мишке, как следует обратиться с приветствием к гостю или ответить на телефонный звонок, учат выполнять действия по команде и т.п.

Для развития речи дошкольников можно использовать сочетание обучающих упражнений с игровыми. Применение этого приема значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными по характеру. Например, воспитатель объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в произношении его. Далее дети произносят этот звук, подражая шелесту листьев, сердитому гусю, шипящей змее и т.д.

На занятиях статичная поза утомительна для 4-х, 5-ти  летнего ребенка, поэтому воспитателю нужно дать детям возможность менять ее, например, предложить встать из-за столов и подойти к столу педагога, отыскать что-то в комнате (по условиям дидактической игры), а так же планируется специальная физкультурная пауза. В процессе ее дети выполняют не физкультурные упражнения, а разнообразные имитационные действия и движения по заданию педагога: изображают животное, о котором только что шел разговор (прыгают как лягушки, свертываются как ежи, ходят как медведь и т.п.) Физкультурная пауза не всегда приходится на середину занятия и предполагается не только как средство отдыха, а как очередное учебное задание, которое надо выполнить хорошо. Такие задания учат детей импровизировать и положительно сказываются на качестве детских драматизаций и ролевых игр.

3. На занятиях можно включать игровые задания для развития речи дошкольников:

- кроссворды в виде загадок и рисунков, ребусы, с помощью которых можно активизировать и развить внимание, фонематическое восприятие, мышление и речь ребенка. В увлекательной форме ребенок развивает словарный запас и звуковую культуру речи.

-загадки, носящие описательный характер, включающий главные качества предметов или действий. Они могут быть даны в форме вопроса и оформленные, как правило, в виде небольших стишков определенного ритма, отражающие природу, растительный и животный мир, жизнь человека и его окружение, предметы быта и т.п.

        Пр. Зимой лежал, а весной в речку побежал. (Снег)                                                                      

                Я пыхчу, пыхчу, пыхчу  

                Больше греться не хочу.

                Крышка громко зазвенела:

               «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

-стихотворения для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, навыков словообразования в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Пр. Заячьи длинные уши

       Зайцу в лесу нужны:

        Если внимательно слушать,

        Волки не так страшны.

- пальчиковые игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирование и др. Разнообразные по форме и содержанию задания развивают не только память, воображение ребенка, но и способствует развитию речи, особенно если описание игр представлены в стихотворной форме.

Пр. 1. Кусочки пластилина                      

       Катает наша Зина:                          

       Шарики, колбаски,                          

       И оживают сказки.                                

       Пальчики стараются,

      Лепят, развиваются.

2. Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

-артикуляционную гимнастику: показ, объяснение артикуляции звука и упражнение в его произношении с использованием «Сказки Веселого Язычка».

Все эти игры и приемы могут быть использованы во всех разделах работы по развитию речи.

Игра занимает главное место в жизни ребенка. Это основная и самая привлекательная деятельность дошкольников. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как в игре сложное становится доступным.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом возраста, условий проведения, подготовленности детей, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.