Дети с синдромом Аспергера
консультация
Предварительный просмотр:
Дети с синдромом Аспергера
Что такое синдром Аспергера? Синдром Аспергера — часть аутического спектра. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные.
Синдром Аспергера очень похоже на обсессивно компульсивное расстройство или шизофрению. Оно тесно связано с аутизмом, но отличается тяжелыми и устойчивыми нарушениями в социальном взаимодействии, но без клинически значимой задержки в освоении языка, что характерно для аутизма.
Лица с расстройством Аспергера, как правило, не страдают задержками в развитии речи, это отличает их от больных аутизмом. Мальчики, как правило, болеют в три раза чаще, чем девочки. Расстройство Аспергера часто диагностируется в возрасте до 3 лет.
У синдрома Аспергера имеется 5 основных особенностей:
СОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
• имеют трудности с распознаванием социальных сигналов и этикета • испытывают тревогу в социальных ситуациях или в группе
• хотят иметь друзей, однако им недостаёт навыков для поддержания дружбы
• имеют затруднения с "переключением передач" (сменой деятельности) • имеют трудности с ведением переговоров со сверстниками
• уязвимы к травле и насмешкам
• имеют проблемы с различением между "дружеским" и "оскорбительным" поддразниванием
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
1.Дети с синдромом Аспергера используют языковые формулировки буквально.
• затрудняются с восприятием "скрытых смыслов" — они не могут читать между строк
• имеют сложности с помещением фактов в контекст
• имеют обширный словарный запас, маскирующий их затруднения с пониманием
2.Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности с прагматической речью (подходящим использованием речи в социальных ситуациях).
• плохо ведут и поддерживают разговор — он/она произносит в виде монолога
• имеют трудности со считыванием таких невербальных сигналов как выражения лиц и язык тела
ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ
Дети с С.А. демонстрируют ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность.
• могут демонстрировать действия, служащие самостимуляции, такие как раскачивание, взмахи руками, покусывание пальцев или кружение;
• обычно уделяют интенсивное, всепоглощающее внимание таким темам как, например, динозавры, инопланетяне, поезда, батарейки или строки. Навязчивый интерес к этим темам может длиться всего 2 или 3 недели, а может превратиться в страстное увлечение на всю жизнь;
• имеют неодолимую потребность в структуре и распорядке и испытывают тревогу, когда распорядок нарушается. Распространённые сферы отсутствия гибкости в отношении распорядка — еда, время отхода ко сну, одежда и просмотр телепередач;
• жёстко следуют правилам и часто лучше "поддерживают порядок" в следовании им у других, чем у себя.
СЛОЖНОСТИ С ПЕРЕХОДНЫМИ ЭТАПАМИ/ПЕРЕМЕНАМИ
Дети с С.А. с большим трудом справляются с переходными этапами и изменениями. Необходимо проводить длительную подготовительную подготовку к процессам изменения
СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Дети с С.А. сенсорно чувствительны, что может относиться к любому из чувств или ко всем им:
• Слух (звуки)
• Зрительное восприятие (попадающее в поле зрения)
• Обоняние (запахи)
• Тактильное восприятие (осязание)
• Вкусовое восприятие (вкус)
Примеры стимулов, к которым могут быть чувствительны дети с С.А.:
ЗВУКИ: похлопывания/аплодисменты; стук дождя по крыше; громкие/внезапные звуки (хлопок воздушного шарика, срабатывание пожарной сигнализации); звуки газонокосилки, пылесоса; тиканье часов.
ЗРЕНИЕ: свет флуоресцентных ламп; солнечный свет; мигающие огни; вентиляторы; даже подрагивание занавески на сквозняке.
ЗАПАХИ: клея; краски; удобрений; духов; дезодоранта; зубной пасты; стирального порошка.
ОСЯЗАНИЕ: дотрагивание - когда люди до них дотрагиваются, преднамеренно или случайно; тактильные ощущения от одежды или каких-либо субстанций на коже.
ВКУС: вкус и текстура пищи — зачастую они будут придерживаться знакомой им пищи.
Координация движений
Дети с синдромом Аспергера могут иметь проблемы с плохой координацией и моторной неуклюжестью; это может сказываться на их способности к письму от руки и навыках, требующих крупной и мелкой моторики.
Временная и пространственная ориентация
Дети с синдромом Аспергера также сталкиваются с трудностями с навыками самоорганизации и управлением временем. Этот навык известен как "исполнительные функции".
Рекомендации педагогам:
У интеллектуально развитых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом есть два типа мышления – визуальное мышление и мышление музыкой, математикой, литературой. Иногда дети с синдромом Аспергера или с высокофункциональным аутизмом имеют высокий интеллектуальный уровень развития, например, их IQ равен 150.
Дети с такими заболеваниями нуждаются в учителях, которые смогут помочь им развить в себе таланты и способности. В будущем ребята с высокофункциональным аутизмом становятся программистами, музыкантами, математиками, бухгалтерами, инженерами. У них есть способности к техническим наукам, на которые педагоги должны обратить должное внимание. Учителям необходимо направить ребенка с аутизмом в нужное русло, где он сможет легко реализовать себя и свои способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания...
Адаптированные занятие для умственно отсталых детей с синдромом Дауна
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995302","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995311"...
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Методическое пособие по ранней помощи для родителей и специалистов (часть 1. Дети с нарушениями слуха), (часть 2. Дети с синдромом Дауна)
В первой части пособия даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также этапы работы с глухими или сла...