социализация обучающихся
материал на тему

Копылова Наталья Александровна

доклад на семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sotsializatsiya.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья р.п. Магнитка Кусинский район»

456950, Россия, Челябинская область, Кусинский район, р.п.  Магнитка ул. К. Маркса, д. 11

e-mail - mskou@yandex.ru,  тел. / факс 8 (35154) 3-54-80

ДОКЛАД

по работе муниципальной базовой площадки, распространяющей инновационный педагогический опыт достижения современного качества образования

по направлению:

«Интегративный подход  в реализации программ воспитания и социализации обучающихся

как эффективный механизм достижения обучающимися личностных образовательных результатов»

Тема:

Опыт эффективного использования современных образовательных технологий в организации воспитания и социализации обучающихся.

Подготовила

Копылова Н.А.,

 учитель

 

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения.

Целями государственной социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации являются определение основных направлений деятельности государства и общества в интересах детей - инвалидов, обоснование необходимости формирования единой системы профилактики детской инвалидности, комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам, обеспечение социального развития и интеграции детей с ограниченными возможностям здоровья в общество.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Процесс социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осложняется не только выраженными интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении.

Общение - это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является основой существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.

Такое нарушение психического развития, как умственная отсталость, снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.

Социализация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ)– сложный процесс, одним из условий которого является правильное определение и прогнозирование профессиональных возможностей учащихся, основанное на глубоком и всестороннем изучении психофизических особенностей их развития в период их обучения в коррекционной школе. Результаты такого изучения являются исходными для организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении данной категорий детей.

Анализируя содержательную сторону этого процесса, необходимо иметь четкое представление о следующем:

  • социализация – это личностный процесс, который необходимо рассматривать в связи с формирующейся и развивающейся личностью ученика, обладающего индивидуальными свойствами характера, достоинствами и недостатками, особенностями психики, обусловленными органическими нарушениями центральной нервной системы;
  • развитие структур, качеств личности, обеспечивающих успешность процесса социализации после окончания школы, детерминировано социальными условиями развития, функционирования, но в значительной степени обусловлено и влиянием биологической основы, особенностями ее нейрофизиологических и нейропсихических характеристик;
  • процесс социализации детей с ОВЗ должен опираться на систему социальных гарантий, обеспеченных законодательными актами государства и подкрепляемых морально-нравственными принципами общества;
  • социальное обеспечение процесса социализации должно осуществляться через систему многозначных преемственных связей в функционировании государственных и общественных структур.

Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социализации ребенка с ОВЗ. Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.  

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.

 Основная цель социализации детей с ОВЗ заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. Социализация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.

Школа-интернат создаёт условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Успешность работы школьного коллектива по созданию условий социализации во многом зависит от степени овладения школьниками профессией, обеспечивающей трудоустройство и успешность деятельности выпускников после окончания школы.

 Процесс обучения и воспитания социализации в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников. Конечным результатом является интеграция в общество.

С этой целью в школе разработана целостная программа подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения. Программа, которая включает различные направления и объединяет как традиционные, так и новые формы педагогической работы, предполагает определение целей и задач процесса подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни, создание необходимых для реализации условий, учитывая специфику интеллектуального дефекта детей, особенности социального окружения.

Социализация обучающихся  в урочной деятельности

  • Профессионально-трудовое  обучение      (швейное и столярное дело)
  • Обучение по рабочим специальностям  («Швея, 2разряд», «Столяр, 2 разряд»)

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.

Цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков, социализацию и интеграцию в общество

Педагогическая деятельность учителей технологии направлена на развитие социально-трудовой компетенции.

Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд — одна из главных задач обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Задачами трудовой подготовки являются:

  • воспитание мотивированного жизненно заинтересованного отношения к труду;
  • формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
  • коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
  • профессиональная подготовка к производственному труду;
  • Обучение по рабочим специальностям («Швея, 2 разряд», «Столяр, 2 разряд»)

Итоговая аттестация:       защита проекта

Квалификационный  экзамен:     1часть – теоретическая  (ответы по билетам)

2 часть – практическая работа (изготовление изделия по технологическим картам)

  •     Социально-бытовая ориентировка

В среднем школьном возрасте одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО — социально-бытовая ориентировка.

 Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:

  • дача ученикам знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам и по труду;
  • воспитание у них положительных личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
  • коррекция имеющиеся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Специальные коррекционные занятия направлены на:

  • Практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду
  • Формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации
  • Повышение уровня общего развития обучающихся        

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся, уровня  их знаний и умений.

             

        Материал  программы по годам обучения (5-9 классы) расположен линейно, темы повторяются из года в год с усложнениями, также возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению  требований техники безопасности

Основные разделы программы: Личная гигиена Одежда. Обувь Культура поведения Жилище Семья Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства Трудоустройство Учреждения. Организации Торговля Транспорт Средства связи Медицинская помощь Питание

  •     Профориентационная работа

Социализация обучающихся  во внеурочной деятельности

  • Проведение классных и воспитательных часов;
  • Индивидуальные и групповые занятия специалистов службы сопровождения (педагога-психолога, учителя дефектолога, учителя логопеда), работа социального педагога
  • Выполнение режимных моментов  (Утренняя зарядка, Утренний  и вечерний туалет. Влажная уборка спальных комнат, Помощь в школьной столовой , Уход за личными вещами

        (стирка, утюжка, мелкий ремонт, хранение), Самоподготовка , Кружковая работа, Воспитательные часы, беседы

  • Общественно-полезный труд
  • Деятельность трудового отряда

Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке.

Деятельность педагога-психолога

Одним из условий социализации обучающихся  является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых служб.

Взаимодействие классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога- психолога, медицинских работников имеет своей целью совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать развитие личности ребенка, организацию работы по социализации школьников.

В школе-интернате работают следующие программы:

  •  Программа индивидуального сопровождения обучающихся с ОВЗ « Формирование нейропсихологического пространства проблемного ребенка» (для детей 7 – 17 лет)
  • Программа групповых занятий с обучающимися по развитию познавательных процессов «Я учусь учиться»
  • Коррекционно-развивающие программы:

     -  «Познай себя» (для детей 13 – 15 лет)

      -   «Приглашаем в мир общения»  (для детей 8 -12 лет)

     - «Игровая мозаика»  (для детей со сложным дефектом)

Внешкольная и семейная деятельность обучающегося и его родителей

  •  Общешкольные мероприятия с участием родителей
  •  Родительские собрания

      (общешкольные, групповые, классные)

  • Индивидуальные и групповые консультации для родителей, тренинги, практические занятия –  сюжетно-ролевые игры

Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно,  накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.

В нашей школе проводятся:

  • Родительский всеобуч «Папина и мамина школа» (тренинги, беседы, решение проблемных ситуаций)
  • Совместные мероприятия и занятия    с детьми и родителями
  • Тренинги для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и приёмных детей
  • Индивидуальные и групповые беседы

Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы, предоставляемые на ежегодном «круглом столе», проводимом в рамках сотрудничества.

Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами.

Методическая работа педагогического коллектива

  •    Подготовка и проведение педагогических  советов
  •    Работа   школьных методических  объединений
  •    Подготовка и проведение предметных   недель
  •    Подготовка и проведение семинаров, тренингов

   Мы стремимся разработать рекомендации по дальнейшему обучению, воспитанию и социально-психологической адаптации обучающихся, а также оказываем помощь в профессиональном определении выпускников школы.

Социализация детей с ОВЗ осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями.

      При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования,  трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.

Таким образом, социализация детей   с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.

В статье рассматриваются проблемы работы с учащимися с ОВЗ и в норме, решения этих проблем совместно сродителями....

Доклад "Взаимодействие специалистов МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"с целью успешной социализации обучающихся с ОВЗ с использованием оборудования по программе "Доступная среда"". Доклад председателя школьной ПМПК Лобозевой Н. А.

ПМПк сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Является неотъемлемой частью образовательног...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...