социализация обучающихся
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья р.п. Магнитка Кусинский район»
456950, Россия, Челябинская область, Кусинский район, р.п. Магнитка ул. К. Маркса, д. 11
e-mail - mskou@yandex.ru, тел. / факс 8 (35154) 3-54-80
ДОКЛАД
по работе муниципальной базовой площадки, распространяющей инновационный педагогический опыт достижения современного качества образования
по направлению:
«Интегративный подход в реализации программ воспитания и социализации обучающихся
как эффективный механизм достижения обучающимися личностных образовательных результатов»
Тема:
Опыт эффективного использования современных образовательных технологий в организации воспитания и социализации обучающихся.
Подготовила
Копылова Н.А.,
учитель
Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения.
Целями государственной социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации являются определение основных направлений деятельности государства и общества в интересах детей - инвалидов, обоснование необходимости формирования единой системы профилактики детской инвалидности, комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам, обеспечение социального развития и интеграции детей с ограниченными возможностям здоровья в общество.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Процесс социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осложняется не только выраженными интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении.
Общение - это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является основой существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.
Такое нарушение психического развития, как умственная отсталость, снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.
Социализация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ)– сложный процесс, одним из условий которого является правильное определение и прогнозирование профессиональных возможностей учащихся, основанное на глубоком и всестороннем изучении психофизических особенностей их развития в период их обучения в коррекционной школе. Результаты такого изучения являются исходными для организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении данной категорий детей.
Анализируя содержательную сторону этого процесса, необходимо иметь четкое представление о следующем:
- социализация – это личностный процесс, который необходимо рассматривать в связи с формирующейся и развивающейся личностью ученика, обладающего индивидуальными свойствами характера, достоинствами и недостатками, особенностями психики, обусловленными органическими нарушениями центральной нервной системы;
- развитие структур, качеств личности, обеспечивающих успешность процесса социализации после окончания школы, детерминировано социальными условиями развития, функционирования, но в значительной степени обусловлено и влиянием биологической основы, особенностями ее нейрофизиологических и нейропсихических характеристик;
- процесс социализации детей с ОВЗ должен опираться на систему социальных гарантий, обеспеченных законодательными актами государства и подкрепляемых морально-нравственными принципами общества;
- социальное обеспечение процесса социализации должно осуществляться через систему многозначных преемственных связей в функционировании государственных и общественных структур.
Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социализации ребенка с ОВЗ. Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.
Основная цель социализации детей с ОВЗ заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. Социализация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.
Школа-интернат создаёт условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Успешность работы школьного коллектива по созданию условий социализации во многом зависит от степени овладения школьниками профессией, обеспечивающей трудоустройство и успешность деятельности выпускников после окончания школы.
Процесс обучения и воспитания социализации в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников. Конечным результатом является интеграция в общество.
С этой целью в школе разработана целостная программа подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения. Программа, которая включает различные направления и объединяет как традиционные, так и новые формы педагогической работы, предполагает определение целей и задач процесса подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни, создание необходимых для реализации условий, учитывая специфику интеллектуального дефекта детей, особенности социального окружения.
Социализация обучающихся в урочной деятельности
- Профессионально-трудовое обучение (швейное и столярное дело)
- Обучение по рабочим специальностям («Швея, 2разряд», «Столяр, 2 разряд»)
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.
Цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков, социализацию и интеграцию в общество
Педагогическая деятельность учителей технологии направлена на развитие социально-трудовой компетенции.
Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд — одна из главных задач обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Задачами трудовой подготовки являются:
- воспитание мотивированного жизненно заинтересованного отношения к труду;
- формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профессиональная подготовка к производственному труду;
- Обучение по рабочим специальностям («Швея, 2 разряд», «Столяр, 2 разряд»)
Итоговая аттестация: защита проекта
Квалификационный экзамен: 1часть – теоретическая (ответы по билетам)
2 часть – практическая работа (изготовление изделия по технологическим картам)
- Социально-бытовая ориентировка
В среднем школьном возрасте одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО — социально-бытовая ориентировка.
Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:
- дача ученикам знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам и по труду;
- воспитание у них положительных личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
- коррекция имеющиеся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Специальные коррекционные занятия направлены на:
- Практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду
- Формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации
- Повышение уровня общего развития обучающихся
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы по годам обучения (5-9 классы) расположен линейно, темы повторяются из года в год с усложнениями, также возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению требований техники безопасности
Основные разделы программы: Личная гигиена Одежда. Обувь Культура поведения Жилище Семья Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства Трудоустройство Учреждения. Организации Торговля Транспорт Средства связи Медицинская помощь Питание
- Профориентационная работа
Социализация обучающихся во внеурочной деятельности
- Проведение классных и воспитательных часов;
- Индивидуальные и групповые занятия специалистов службы сопровождения (педагога-психолога, учителя дефектолога, учителя логопеда), работа социального педагога
- Выполнение режимных моментов (Утренняя зарядка, Утренний и вечерний туалет. Влажная уборка спальных комнат, Помощь в школьной столовой , Уход за личными вещами
(стирка, утюжка, мелкий ремонт, хранение), Самоподготовка , Кружковая работа, Воспитательные часы, беседы
- Общественно-полезный труд
- Деятельность трудового отряда
Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке.
Деятельность педагога-психолога
Одним из условий социализации обучающихся является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых служб.
Взаимодействие классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога- психолога, медицинских работников имеет своей целью совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать развитие личности ребенка, организацию работы по социализации школьников.
В школе-интернате работают следующие программы:
- Программа индивидуального сопровождения обучающихся с ОВЗ « Формирование нейропсихологического пространства проблемного ребенка» (для детей 7 – 17 лет)
- Программа групповых занятий с обучающимися по развитию познавательных процессов «Я учусь учиться»
- Коррекционно-развивающие программы:
- «Познай себя» (для детей 13 – 15 лет)
- «Приглашаем в мир общения» (для детей 8 -12 лет)
- «Игровая мозаика» (для детей со сложным дефектом)
Внешкольная и семейная деятельность обучающегося и его родителей
- Общешкольные мероприятия с участием родителей
- Родительские собрания
(общешкольные, групповые, классные)
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей, тренинги, практические занятия – сюжетно-ролевые игры
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.
В нашей школе проводятся:
- Родительский всеобуч «Папина и мамина школа» (тренинги, беседы, решение проблемных ситуаций)
- Совместные мероприятия и занятия с детьми и родителями
- Тренинги для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и приёмных детей
- Индивидуальные и групповые беседы
Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы, предоставляемые на ежегодном «круглом столе», проводимом в рамках сотрудничества.
Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами.
Методическая работа педагогического коллектива
- Подготовка и проведение педагогических советов
- Работа школьных методических объединений
- Подготовка и проведение предметных недель
- Подготовка и проведение семинаров, тренингов
Мы стремимся разработать рекомендации по дальнейшему обучению, воспитанию и социально-психологической адаптации обучающихся, а также оказываем помощь в профессиональном определении выпускников школы.
Социализация детей с ОВЗ осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями.
При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Таким образом, социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»
«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...
Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.
В статье рассматриваются проблемы работы с учащимися с ОВЗ и в норме, решения этих проблем совместно сродителями....
Доклад "Взаимодействие специалистов МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"с целью успешной социализации обучающихся с ОВЗ с использованием оборудования по программе "Доступная среда"". Доклад председателя школьной ПМПК Лобозевой Н. А.
ПМПк сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Является неотъемлемой частью образовательног...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...